И соревновательной деятельности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

И соревновательной деятельности

2017-11-27 516
И соревновательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С развитием спорта и ростом спортивных достижений актуализируется значение факторов, повышающих эффективность функционирования, как системы тренировки, так и системы соревнований. Специалисты в области теории спорта считают, что к таким факторам следует отнести, прежде всего, качественную физкультурно-спортивную ориентацию и спортивный отбор, кадровое, материально-техническое, научное, медико-биологическое и информационное обеспечение, факторы внешней среды, социально-экономические условия, финансирование, организационно-управленческие структуры и механизмы.

Физкультурно-спортивная ориентация и спортивный отбор.

Добиться высоких результатов в спорте в настоящее время могут только двигательно-одаренные люди, обладающие определенными способностями. Обеспечить более успешное освоение необходимых способностей могут врожденные задатки и одаренность к этой деятельности в сочетании с эффективной системой тренировки.

Врожденно-обусловленным компонентом способностей является одаренность. Она характеризуется естественным более активным развитием отдельных систем организма, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения соответствующей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о более высоких темпах естественного развития определенных физических и психических качеств, а также о свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления соответствующей соревновательной деятельности.

В основе развития специфических способностей к видам спорта или отдельным спортивным дисциплинам лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности организма. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте – системы подготовки. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии дают возможность развить необходимые в конкретном виде спорта способности для демонстрации высоких результатов.

Эти обстоятельства, а также ускоренный прогресс современного спорта и резкое обострение конкуренции в отдельных его видах обусловливают актуальность проблематики заблаговременного выявления индивидуальной спортивной предрасположенности приобщаемых или уже приобщенных к занятиям спортом. При этом специалисты реализуют разные походы.

Физкультурно-спортивная ориентация понимается как комплекс организационно-методических мероприятий, конечной целью которых является заблаговременное распознание повышенной индивидуальной предрасположенности, позволяющей наметить наиболее предпочтительное направление специализации конкретного юного спортсмена (спортивной одаренности) или отсутствия таковой (в последнем случае ему рекомендуется ограничиться занятиями так называемым массовым спортом). При этом реализуется основная задача подбора вида спорта, в котором данный человек более полно может реализовать свои возможности.

Спортивный отбор понимают как комплекс организационно-методических мероприятий с целью заблаговременного распознания повышенной индивидуальной предрасположенности для занятий конкретным видом спорта и выделение из общего числа приобщаемых либо уже приобщенных к спорту тех, кто относительно более способен к высоким результатам в этом виде соревновательной деятельности. При этом реализуется задача отбора претендентов для занятия конкретным видом спорта.

Главное требование, предъявляемое к системе спортивной ориентации и отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть надежно выявлены только в процессе тренировки и воспитания, поскольку являются следствием сложного диалектического единства врожденного и приобретенного, биологического и социального.

Кадровое обеспечение.

Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов всегда обеспечивался высоким уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых тренеров, научных работников, специалистов обслуживающих спортивные сооружения, массажистов, медиков, спортивных арбитров, способных осуществлять опережающие шаги в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными. Совершенно очевидно, что если специалист, работающий в области спорта, недостаточно подготовлен в теоретическом и практическом отношениях, то могут возникнуть серьезные проблемы, как в организации тренировочного процесса, так и в качественном проведении соревнований.

В нашей стране физкультурно-спортивные кадры готовятся в университетах, академиях и институтах физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также в педагогических колледжах и колледжах олимпийского резерва. В Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма имеется Высшая школа тренеров, в которой готовятся кадры для работы со сборными командами по видам спорта и игровыми командами высших лиг. Во всех этих учебных заведениях будущие специалисты получают базовые теоретические знания, методические и практические навыки работы в области спорта.

Наряду с этим, тренеры и организационно-управленческие работники на протяжении всей трудовой деятельности должны систематически повышать уровень своей профессиональной подготовленности на основе самостоятельного изучения новой методической литературы, участия в специально организованных методических занятиях или семинарах, систематически (не реже 1 раза каждые 5 лет) проходить через организованную систему повышения квалификации (факультеты или курсы повышения квалификации при учебных заведениях высшего профессионального образования, стажировка в сборной команде и т.д.).

Научное, медико-биологическое и информационное обеспечение.

Своевременное внедрение в повседневную практику достижений научного и научно-технического прогресса является одним из решающих факторов, повышающих эффективность подготовки спортсменов. Система научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения включает в себя разветвленную сеть специализированных подразделений в научно-исследовательских институтах и физкультурных вузах, комплексные научные группы (КНГ) при сборных командах России, врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. В эту систему следует включить и специализированные книжные издательства, а также специализированные редакции средств массовой информации.

Вся эта структура выполняет следующие функции:

– выявляет перспективные тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов в системе спортивной подготовки;

– разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы конкретного вида спорта;

– решает медико-биологические проблемы спорта в целом, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья конкретных спортсменов, повышению их специальной работоспособности;

– ведет подготовку и переподготовку кадров;

– обеспечивает всех спортивных специалистов необходимой информацией, влияющей на адекватность и своевременность принимаемых ими решений.

Социально-экономические факторы.

Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Повышенное внимание и популярность различных видов спорта, развернутая система соревнований, расширение программ крупнейших соревнований позволяет спортсменам более полно реализовать свои возможности. Наряду с этим, социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, это в свою очередь повышает конкуренцию среди них и отражается на спортивных результатах.

Однако увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и т.д. Квалификация этих специалистов во многом будет способствовать повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также у выдающихся спортсменов.

Социологические исследования показывают, что уровень спортивных достижений представителей той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества. Как показывают исследования А.М. Максименко (1969), совокупный уровень достижений в олимпийских видах спорта, культивируемых в различных странах, достаточно весомо коррелирует с показателями достигнутого материального благосостояния, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности населения. В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать 2-3 вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. При этом спорт в целом или его региональные подсистемы активно воздействуют на социально-экономическую среду, в определенной степени преобразуя ее в соответствии с возникающими потребностями общества.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.