По развитию физической культуры и массового спорта — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

По развитию физической культуры и массового спорта

2017-11-27 749
По развитию физической культуры и массового спорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации были приняты «Осно­вы законодательства РФ о физической культуре и спорте», в настоящее время трансформировавшиеся в соответствующий Федеральный закон. Законодательно определены основные направления в деятельности государства и спортивных организаций: всестороннее развитие че­ловека, формирование потребностей в физическом и нравственном совершенствовании и ведении здорового образа жизни, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спор­та, организация профессионально-прикладной подготовки, рас­смотрение занятий физической культурой и спортом как профилак­тического средства от различных инфекционных заболеваний и со­циальных правонарушений. Кроме того, определены права граждан в области физической культуры и спорта, а также их госу­дарственные гарантии.

В законодательных актах предусмотрено чет­кое разграничение между массовым спортом и спортом высших достижений с приоритетом массового спорта. Вместе с тем это мало отразилось на изменении ошибочных приоритетов, когда в субъектах федерации и в территориях, даже на уровне районных спорткомитетов, одним из главных показателей является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка спортсменов высокого класса, их выступления на чемпионатах разного уровня.

Подтверждением того, что принятие закона мало отразилось на изменении приоритетных начал в деятельно­сти спортивных организаций в субъектах Российской Федерации, могут слу­жить принятые более чем в 60% из них регио­нальные законы о физической культуре и спорте, в которых приоритетность в развитии массового спорта не получила долж­ного отражения.

Государство должно кардинально изменить свои функции по отношению развития массового спорта и, прежде всего, разделить полномочия федеральных и региональных организаций в управлении массовым спортом и спортом высших достижений. По мнению В.В.Новокрещенова (2006), в настоящее время стала актуальной задача переориентации массового физкультурно-спортивного движения России с федерального на региональный и местный уровни и преимущественного развитии в муниципальных образованиях массового спорта. Общенациональное патриотическое движение за оздоровление российских граждан средствами физической культуры и массового спорта должно быть подкреплено на уровне региональной политики инициативами трудовых коллективов, предпринимательских кругов, общественных организаций и партий, учебных заведений.

Под современной региональной спортивной политикой, по мнению ряда специалистов (В.В. Малышкин, 2003; В.К. Пельменев, 2002; Г.Р. Гостев, 2004; В.В. Новокрещенов, 2006), следует понимать деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации и его спортивных организаций, которая направлена, прежде всего, на осуществление активного отдыха населения, его вовлечение в регулярные занятия оздоровительной физической культурой и массовым спортом, а также спортом высших достижений.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации должно разработать крите­рии оценки основных направлений деятельности всех региональ­ных спортивных комитетов в субъектах Федерации и в зависимости от имеющихся в каждом субъекте социально-экономических условий, традиций, материально-технической базы, наличия физкультурно-спортивных кадров и, конечно, имеющихся результатов в деятельности спортивных организаций определить приоритетность в развитии массового спорта и спорта высших достижений. Что касается конкретной практической работы по развитию физической культуры и массового спорта, то она должна быть прерогативой региональных органов власти и муниципальных образований. Ее основной смысл – создание условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах, среди всех возрастных групп и категорий населения. Это ис­ключает одинаковый подход в развитии физической культуры и спорта и, прежде всего, в развитии массового и большого спорта во всех 86 субъектах Федерации.

На протяжении последних лет руководители отечественного физкультурно-спортивного движения признают, что на современном этапе развития сферы физической культуры и спорта в России около 70 % выделяе­мых из госбюджета средств в субъектах Федерации должно расходо­ваться на массовый спорт и около 30 % – на спорт высших достижений (П.А. Рожков, 2004). Думается, что в сегодняшних условиях и с учетом менталитета многих спортивных работников такая пропорция отвечает выполне­нию поставленной в Концепции Федеральной целевой программы «Стратегия развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» задачи по доведению показателя активно зани­мающихся физическими упражнениями всех категория населе­ния до 30% в 2015 году и до 40% в 2020 г. Увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения: на первом этапе - с 34,5 % до 60 % и на втором этапе - до 80 %. Увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории: на первом этапе - с 20,2 % до 35 % и на втором этапе - до 50 %.

В Концепции Федеральной целевой программы уже прямо указано на необходимость совершенствования управления и организации физической культуры и спорта, разработки новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения.

Несомненно, самым трудным для нашего физкультурно-спортивного движения будет решение задачи переориентации региональных и местных спортивных организаций с развития спорта высших достижений на приоритетное развитие массового спорта. По мнению специалистов, наше общество и население сегодня го­тово к такому повороту событий. Но решение этой задачи упирается, как ни парадоксально, в менталитет самих спор­тивных работников (руководителей спорта разного уровня, трене­ров), которые привыкли оценивать свою работу количеством медалей, завоеванных спортсменами в крупнейших отечественных и международных соревнованиях. Им довольно трудно при­выкнуть к мысли, что большой спорт – это прерогатива федерально­го центра. Нужна не просто «ломка» их сложившегося мировоззрения, а четкая работа по разграничению функций; прежде всего надо определить, кто будет отвечать за развитие спорта высших достижений, и на какие средства он будет развиваться, а кто – за развитие «спорта для всех», включая выделение должных средств на его развитие.

По мнению В.В. Новокрещенова (2006), переориентация российского физкультурно-спортивного движения в субъектах Российской Федерации со спор­та высших достижений на массовое развитие физической культуры и спорта – это не механический процесс, который можно запустить и выполнить без четкого разграничения выделяемых на местах средств на развитие массового спорта и спорт высших достижений. Необходимо постепенно ставить перед местными органами власти совершенно другие задачи, выделяя на эти цели определенные средства с четким контролем их расходования.

Что же касается городских или муниципальных органов и общественных спортивных организаций, то именно в их деятель­ности должен преобладать принцип приоритетности в развитии оздоровительной физической культуры и массового спорта. Органы местного самоуправления на уровне городских округов и муници­пальных районов должны отдавать приоритет в своей деятельности созданию необходимых условий для обеспечения равных прав всех граждан на занятия физической культурой и спортом (строительст­во, модернизация, ремонт и эксплуатация спортсооружений), ока­зание помощи действующим в городе или районе физкультурно-оздоровительным центрам, фитнес-клубам и ДЮКФП независимо от их форм собственности, уде­ляя первоочередное внимание обеспечению должной двигательной активности детей в дошкольных и школьных учреждениях, разви­тию внешкольных форм занятий учащихся физической культурой и спортом в ДЮСШ и общеобразовательных учреждениях.

Таким образом, для повышения роли массового спорта в формировании здорового образа жизни россиян важен весь комплекс организационных, структурных, правовых, финансовых и научно-методических мер. В тоже время они должны корреспондироваться с экономическими, социальными и политическими реалиями дня и возможностями государства, общества и отдельных регионов. Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни – не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение массовому общедоступному спорту.

2. Какие функции в обществе выполняет массовый спорт?

3. На каких основах базируется и как организуется массовый спорт в большинстве развитых стран?

4. В чем проявляется социальная роль физической культуры и массового спорта?

5. Существуют ли противоречия в управлении массовым спортом и спортом высших достижений?

6. Почему у нас в стране не в полной мере используются возможности массового спорта как наиболее универсального способа физического и духовного оздоровления нации?

7. По каким направлениям начало развиваться современное массовое физкультурно-спортивного движения у нас в стране?

8. Как необходимо перестроить политику государства в организации массового физкультурно-спортивного движения?

9. При каких условиях может быть достигнут эффект от новой социальной политики в развитии массовой физической культуры и спорта?

10. Чем отличаются задачи по организации массового физкультурно-спортивного движения на федеральном и региональном уровнях?

11. На каких законодательных актах основывается современная политика развития массового физкультурно-спортивного движения в России?

12. Насколько изменилась политика региональных и местных органов управления в отношении развития массового физкультурно-спортивного движения в России?

13. Что, по мнению специалистов, следует понимать под современной региональной спортивной политикой?

14. Что, по мнению специалистов, станет самым трудным во внедрении современной региональной спортивной политики?

15. Чему должны отдавать приоритет в развитии физкультурно-спортивного движения органы местного самоуправления на уровне городских округов и муници­пальных районов?

 

 


ЧАСТЬ 2


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.