Социальные функции физической культуры и спорта — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Социальные функции физической культуры и спорта

2017-11-27 1120
Социальные функции физической культуры и спорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ю.Ф. Курамшин (2007) считает, что физическая культура – это вид культуры человека и общества, который представляет собой специфические процессы и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. При этом физическая культура является мощным фактором и механизмом социализации личности. Так как в процессе физкультурной деятельности через эмоционально окрашенное общение происходит активное усвоение индивидом социально значимых ценностей, норм и знаний, обуславливающих проявление определенных социальных функциях физической культуры.

Социальные функции того или иного явления – это способ его бытия, способность удовлетворять потребности общества или отдельной личности в данном виде деятельности. Не выяснив социальных функций физической культуры и спорта, невозможно точно определить их роль и значение для развития личности и общества.

Физическая культура, будучи определенным видом культуры, воплощается, объективируется в различных продуктах человеческой деятельности. Как вид культуры, она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности, как научно-образовательной, так и практической, а также результат этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. Она регулирует взаимоотношения людей, является важнейшей субстанцией человеческой жизни, проникает фактически повсюду, проявляется в самых разных формах. По отношению к культуре человек, как правило, выступает в трех ипостасях: он ее осваивает («потребляет»), является носителем культуры (в той мере, в какой он развит духовно и физически) и создает новые культурные ценности. Все это в полной мере относится к физической культуре.

Поэтому физической культуре присущи, прежде всего, общекультурные функции,кото­рые вытекают из закономерностей развития культуры и общества в целом, находя конкретное проявление в решении задач, которые порождаются объективными условиями на каждом этапе их развития.

К ним можно от­нести общеобразовательную, воспитательную, нормативную, познавательную, преобразовательную, экономическую, ориентационную, коммуника­тивную и многие другие культурные функции (рис. 1.2). Основная же функция культуры (в том числе и физической) заключается в формировании и прогрессивном развитии ценнос­тей, выступающих в качестве средств и способов, обеспечивающих про­грессивное развитие личности и общества, воплощающих гуманистические идеалы, этические нормы, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого потенциала.

Образовательная функция проявляется как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков как необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Это процесс и результат овладения систематизированными знаниями о способах использования физических упражнений и внешнесредовых факторов для укрепления здоровья, физического совершенствования и т.п. В основу воспитательной функции физической культуры положен принцип единства двигательного, интеллектуального и социально-психологического в процессе формирования здорового стиля жизни, формирования помимо двигательной культуры широкого потенциала культурологических ценностей: интеллектуальных, мобилизационных, коммуникативных, эстетических и др.

 
 

 


 

Рис. 1.2 Социальные функции физической культуры

Функции физической культуры проявляются как средства и способы преобразовательной деятельности (в духов­ном, материальном, социальном аспектах) и, прежде всего, в физическом преобразовании самого человека. Одним из таких видов преобразователь­ной деятельности является изменение форм и функций человеческого орга­низма под воздействием целенаправленных физических упражнений, при­менение которых научно обосновано с позиции физиологии, педагогики и психологии, теории и методики видов физической культуры.

На каждом этапе своего развития общество разрабатывает концепции и создает общие программы развития, реализация которых ведет к наме­ченной цели. По отношению к обществу преобразовательная деятельность проявляется в об­ласти организации, создания государственных и общественных органов управления физической культурой. По отношению к природе эта деятельность носит опосредованный харак­тер, поскольку осуществляется через человека и его преобразующую дея­тельность.

Физическая культура, являясь относительно самостоятельным видом культуры, имеет и свои специфические функции, выражающие в конкрет­ной форме ее социальное бытие как области социально необходимой дея­тельности, ее способность удовлетворять запросы личности и общества в физическом совершенствовании людей всех возрастов и любого социаль­ного положения.

Специфические функцииможно свести по признакам общности в сле­дующие группы:

1. Общефизическое развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития (совершенствование физических качеств и способ­ностей, формирование и совершенствование двигательных навыков, про­тиводействие неблагоприятным условиям жизни и быта, создание основы для здорового образа жизни, и т.д.).

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-при­кладная физическая подготовка, и т.д.).

Удовлетворение потребностей людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, переключение с одного вида деятельности на другой, активный отдых).

3. Раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможнос­тей человека.

Единство этих аспектов определяемых социальными функциями физической культуры, реализуется, главным образом, через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей (Л.П.Матвеев, 1997)

Спорт, особенно спорт высших достижений, занимает автономное место в физкультурно-спортивном движении, поскольку его специфической основой является выявление и сопоставление максимальных возможностей человека в рамках соревновательной деятельности. Вместе с тем, в настоящее время спортивная деятельность не ограничивается этим. Спорт представляет собой многообразное общественное явление, он тесно связан с прочими сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием, воспитанием и т.д. В качестве продукта общественного развития спорт составляет органическую часть культуры общества, приобретая различные черты в зависимости от конкретных социальных условий.

По мнению Л.И. Лубышевой (1997,2009), спортивная культура проявляется как вид культуры, близкий по своему содержанию к культуре физической. Однако она содержит специфический результат человеческой деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые обеспечивают ее эффективность.

Спорт предоставляет человеку более широкие возможности для двигательной и интеллектуальной деятельности, для проявления на новом, более высоком уровне его физических и духовных сил, для дальнейшего развития и распространения культуры физической. В процессе своей деятельности в спорте человек является субъектом и объектомсобственного развития, как физического, так и интеллектуального, нравственного, психического. При этом и сам он воздействует на окружающий мир. В процессе спортивной деятельности определяются и развиваются адаптационные возможности человека, реализуются резервы функционирования его организма, которые, в свою очередь, проявляются во всем многообразии его предметной деятельности. А это является одной из важнейших осознанных потребностей человека.

Используя закономерности естественного развития человека, спортивная деятельность своими средствами и методами позволяет добиваться новых качественных результатов в формировании и развитии таких свойств человека, которые не даны ему от природы. Решая проблему воспроизводства физических способностей человека, она являются одним из важных средств формирования в полном объеме его культуры.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что спорту также присущи социальные функции. С этой точки зрения, необходимо говорить, прежде всего, о воздействии спорта на человека с целью удовлетворения его физических и духовных потребностей через демонстрацию спортивных достижений. Однако спорт не ограничивается только этим, его функции гораздо шире. Он по своей природе полифункционален (Н.И. Пономарев, 1996, Л.П. Матвеев, 1997, Ю.Ф. Курамшин, 2007). В настоящие время специалисты выделяют ряд присущих спорту основных социальных функций – специфических и неспецифических (общекультурных) (рис. 1.3).

 

 

 


СПЕСПЕ

                               
   
     
             
   
 

 

 


 

Рис. 1.3 Социальные функции спорта

К специфическим функциям с портаследует отнести, прежде всего, соревновательно-эталонную, соревновательно-эвристическую и спортивно-пристижную.

Соревновательно-эталонная функция спорта заключается в том, что разнообразные классификационные нормативы и фиксируемые рекорды приобретают широкое признание и служат своеобразными индикаторами индивидуальных и общечеловеческих возможностей. При этом важно то, что спортивные эталоны постоянно меняются, прогрессируют, стимулируя мобилизацию усилий для самосовершенствования.

Соревновательно-эвристическая функция заключается в поисковой деятельности, сопряженной с познанием человеком своих возможностей и нахождением способов их максимальной реализации.

Спортивно-престижная функция заключается в том, что спорт является важным фактором самоутверждения личности в обществе, а также поднятия престижа той организации или территории, представителем которых является спортсмен, международного престижа страны.Правила спорта, его принципы – такие, например, как равенство шансов, – как раз и определяют соответствующее отношение к людям, добившимся больших успехов среди равных.

Поскольку спорт является органической частью культуры общества, то ему присущи общекультурные функции. Эти функции порождаются объективными условиями влияния спорта на формирование и прогрессивное развитие ценностей, обеспечивающих развитие личности и всего общества. Так как общекультурныефункции реализуются, как правило, вне непосредственной соревновательной деятельности их относят к неспецифическим.

Оздоровительно-рекреационная функция проявляется в положительном влиянии занятий спортом на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно ярко это выражено в детском и юношеском спорте, где благоприятное влияние спортивных занятий на формирующийся и развивающийся организм просто неоценимо. Именно в этом возрасте посредством адекватной двигательной активности закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки соблюдения правил личной и общественной гигиены. Большая роль массовому, кондиционному и рекреативному спорту отводится в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий сокращения двигательной активности в трудовой деятельности и в быту, связанного с техническим прогрессом. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Он представляет собой неиссякаемый источник положительных эмоций, оптимизирует психическое состояние, позволяет снимать умственную усталость, и т.д.

Воспитательная функция спорта определяется его мощным воздействием на формирование личности занимающихся, их мировоззрения, характера, волевой сферы и т.д. Его сущность проявляется в процессе целенаправленного, организационно-оформленного взаимодействия всех участников, обеспечивающего формирование целого комплекса социально ценностных качеств, взглядов, убеждений.

Экономическая функция спорта проявляются в производстве и предоставлении услуг, удовлетворяющих различные по­требности населения в физическом совершенствовании, а также в экономических взаимоотношениях с другими отраслями народного хозяйства. Прежде всего, это выражается в том, что средства, вложенные в развитие спорта, в итоге компенсируются повышением уровня здоровья населения, ростом работоспособности трудящихся, увеличением производительности труда, продлением человеческой жизни.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, полученные от организации спортивных зрелищ, эксплуатации специальных сооружений, предоставления различных услуг в области физической культуры и спорта, и т.д. Развитие спортивной инфраструктуры дает приток новых рабочих мест, а развитие спорта способствует созданию индустрии зрелищ, имеющей большое экономическое значение. Однако это лишь малая доля, которая, как правило, не может окупить те средства, которые государство и общественные организации вкладывают в физическую культуру и спорт. Основная общественная ценность – здоровье населения. И в этом аспекте роль спорта, безусловно, неоценима.

Зрелищно-эстетическая функция спорта состоит в том, что его популярность как зрелища определяется эмоциональной доходчивостью, остротой вызываемых переживаний, затрагивающих личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому. Он несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, и в этом отношении граничит с искусством. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения ведущих атлетов, праздничное настроение – все это привлекает внимание огромного числа зрителей.

Социализирующая функция спорта (функция социализации личности) вытекает из того, что спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений.

Спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные), так или иначе, включаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Окружающий спортивный мир способствует проявлению обстановки дружелюбия, готовности к дружбе, поиску друзей. В его рамках превозносятся честность и порядочность, искренность и справедливость. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, основу усвоения человеком социального опыта, как в сфере спорта, так и более широком масштабе, является фактором сближения людей, объединения в группы по интересам. Популярность спорта, естественная увязка спортивных успехов и достижений с престижными интересами нации и государства делают его удобным средством воздействия на массовое сознание.

Коммуникативная функции спорта раскрывается в том, что универсальный «язык спорта», его всеобщая притягательность позволяют легко устанавливать деловые и доброжелательные контакты между людьми, делают спорт действенным фактором укрепления международных связей, представляют собой мощный импульс для роста взаимопонимания и культурного сотрудничества. Спорт высших достижений, олимпийский спорт являются мощным импульсом международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной арене. Победы ведущих спортсменов способствуют росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения и гордости за страну, область, город, коллектив. Спорт занимает, таким образом, одно из ведущих мест в межчеловеческом и международном общении.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем являются физическая культура и спорт в современной жизни общества?

2. Дайте характеристику понятию «физическая культура» в узком и широком смыслах.

3. Раскройте смысловое значение понятия «спорт».

4. Что объединяет и в чем заложены основные различия в понятиях «физическая культура» и «спорт»?

5. Что представляет собой отрасль народного хозяйства, и что лежит в основе объединения хозяйственных единиц в отрасль?

6. Обоснуйте то, что физическая культура и спорт являются отраслью народного хозяйства.

7. К какой сфере общественного производства следует отнести отрасль физической культуры и спорта?

8. Какими организационными структурами осуществляется управление физкультурно-спортивными организациями?

9. Что означает понятие «социальные функции»?

10. Что характеризует физическую культуру как специфическую часть общей культуры?

11. Какие общекультурные социальные функции реализует физическая культура?

12. Какие специфические социальные функции реализует физическая культура?

13. В чем заключаются особенности социальных функций спорта?

14. В чем суть специфических социальных функций спорта?

15. Какие неспецифические (общекультурные) социальные функции спорта оказывают наибольшее влияние на общественную жизнь?

Глава 2

КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.