Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-11-17 | 462 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ГБОУ ВПО КГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ)
Кафедра клинической иммунологии и аллергологии
Юдина С.М., Коршикова М.Ю., Архипова А.В., Иванова И.А.,
Русанова Т.С., Сальникова И.Ю., Герасимова И.А.
Методические рекомендации
к практическим занятиям по дисциплине «Иммунология»
для студентов 2 курса лечебного факультета
Курск-2013
УДК: 612.017-057.875 ББК: 52.54 М 54 |
Юдина С.М., Коршикова М.Ю., Архипова А.В., Иванова И.А., Русанова Т.С., Сальникова И.Ю., Герасимова И.А. Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Иммунология» для студентов 2 курса лечебного факультета- Курск, КГМУ; 2013г.- 53.с.
АННОТАЦИЯ. В методических рекомендациях, подготовленных в соответствии с учебным планом ФГОС-3, представлен подробный план изучения каждой темы занятия, базисные разделы для повторения, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, вопросы для самоконтроля, обязательные для самостоятельного выполнения задания, перечень вопросов для итоговых занятий.
Рецензент: зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии д.м.н. профессор П.В. Калуцкий
ББК: 52.54
© Юдина С.М., Коршикова М.Ю., Архипова А.В., Иванова И.А., Русанова Т.С., Сальникова И.Ю., Герасимова И.А., 2013
© ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2013
Содержание
Вводное занятие. История иммунологии, современный этап развития. Иммунологическая лаборатория. | |
Структурно-функциональная организация иммунной системы. | |
Врожденный иммунитет, клеточные и гуморальные факторы. | |
Лимфо- и иммунопоэз. Дифференцировка и характеристика Т- и В-лимфоцитов. Антитела, МКА. | |
Система цитокинов. Методы тестирования цитокинов. | |
Главный комплекс гистосовместимости человека. Генная структура и функции молекул I и II классов, методы типирования. | |
Механизмы иммунного ответа, генетический контроль. | |
Эффекторные реакции врожденного и адаптивного иммунитета. | |
Контрольное занятие. | |
Инфекционные агенты как иммуногены. Противоинфекционный иммунитет. | |
Иммунные процессы в слизистых оболочках (мукозальный иммунитет). | |
Генетика гистосовместимости. Трансплантационный иммунитет | |
Иммунологические аспекты гемотрансфузиологии. | |
Противоопухолевый иммунитет. Иммунодиагностика и пути активизации противоопухолевой защиты. | |
Иммунологически привилегированные органы. Иммунные взаимоотношения матери и плода. | |
Лабораторные методы оценки функционирования иммунной системы. | |
Введение в иммунопатологию, иммунные механизмы повреждения тканей. | |
Итоговое занятие (зачет) |
Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций в результате изучения дисциплины
|
№ | Код компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения дисциплины обучающиеся должны | ||
Знать | Уметь | Владеть | |||
1. | ПК-1 | способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками | Особенности этики и деонтологии в общении с больными иммунопатологией | Провести беседу с больными и их родственниками об изменениях функционирования иммунной системы организма | Навыками санитарно-просветительной работы |
2. | ПК-3 | способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на принципы доказательной медицины в целях совершенствования профессиональной деятельности | Уровни доказательности эффективности диагностических и лечебных методов при иммунопатологии | Уметь выбрать наиболее эффективные и безопасные методы диагностики и лечения болезней иммунной системы | Основами доказательной медицины в проведении лечебно-диагностических методов при иммунопатологии |
3. | ПК-16 | способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов | Структуру и функции иммунной системы; возрастные особенности функционирования; методы иммунодиагностики | Интерпретировать данные показателей иммунного статуса с целью выявления иммунопатологии; | Методами иммунологического обследования больных с нарушениями в иммунной системе |
4. | ПК-31 | способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования | Источники отечественной и зарубежной научно-медицинской информации по ключевым проблемам иммунологии. | Анализировать отечественную и зарубежную научную литературу, информацию Интернет источников для оптимизации профессиональной деятельности | Методами оценки достоверности полученных данных; ведения дискуссии по проблемам иммунологии |
5. | ПК-32 | способностью и готовностью к участию в освоении теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований | Основы теоретических и экспериментальных методов в иммунологии | Проводить исследование показателей иммунного статуса | Навыками анализа результатов экспериментальных исследований в области иммунологии |
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.
|
Основная литература:
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. Для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006, 2009, 2011.-311 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 3.Доиммунные механизмы резистентности. С.35-52.
|
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: учеб. Для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. И доп.- М.: Медицина, 2010. – 750 с.: ил. – (Учеб. Лит. Для студентов мед. Вузов и ун-тов).Глава 4. Врожденный иммунитет С.293-400.
Дополнительная литература:
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru:
1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с.: ил.
2. Иммунология: практикум: учеб. пособие / [Ковальчук Л. В. и др.]; под ред. Л. В. Ковальчука, Г. А. Игнатьевой, Л. В. Ганковской. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с.: ил.
3. Иммунология: учебник / А. А. Ярилин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с.: ил.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Назовите определение иммунологии.
2. Что является предметом изучения иммунологии.
3. Роль Э.Дженнера и Л. Пастера в развитии иммунологии.
4. Расскажите о развитии иммунологии до середины ХХ века: работы И.И. Мечникова, Р. Коха, Ш. Рише, П.Портье, К. Ландштейнера и др.
5. Расскажите о Нобелевских лауреатах в области иммунологии.
6. Расскажите о современном этапе развития иммунологии – молекулярной иммунологии.
7. Расскажите о понятии «иммунитет».
8. Назовите особенности иммунной системы.
9. Охарактеризуйте основные феномены, определяющие свойства иммунной системы (специфичность, чувствительность, иммунологическая индивидуальность, клональный принцип организации, иммунологическая память, толерантность, способность к регенерации, способность клеток к рециркуляции, феномен «двойного распознавания», регуляторное действие на другие системы организма).
10. Назовите виды иммунитета.
11. Охарактеризуйте отличительные особенности врожденного и приобретенного иммунитета.
12. Какие функции реализуются системой врожденного иммунитета?
13. Какова роль паттернраспознающих рецепторов в реакциях врожденного иммунитета.
14. Расскажите о структуре иммунологической лаборатории.
15. Назовите основные задачи иммунологической лабораторий.
16. Назовите основные современные методы иммунологических исследований.
|
17. Проточная цитометрия: принцип метода, практическое применение.
18. Расскажите о принципе иммуноферментного анализа.
19. Полимеразная цепная реакция: принцип метода, практическое применение.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
I.Нарисуйте схему строения лимфоидной системы человека.
II. Дайте письменный ответ на следующие вопросы:
1. в чем отличие лимфатических капилляров от кровеносных и какое это имеет значение?
2. из чего образуется лимфа?
3. в чем особенности лимфы, поступающей через лимфатические капилляры из периферических тканей в первичные лимфатические узлы и лимфы, оттекающей от лимфоузла?
III. Посмотрите в микроскопе мазок крови, зарисуйте нейтрофил, эозинофил, моноцит и лимфоцит.
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.
Основная:
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. Для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006, 2009, 2011.-311 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 3.Доиммунные механизмы резистентности. С.35-52. Глава 2. Доиммунные механизмы резистентности. С.52-67.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: учеб. Для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. И доп.- М.: Медицина, 2010. – 750 с.: ил. – (Учеб. Лит. Для студентов мед. Вузов и ун-тов).Глава 4. Врожденный иммунитет С.293-400.
Дополнительная:
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru:
1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с.: ил.
2. Иммунология: практикум: учеб. пособие / [Ковальчук Л. В. и др.]; под ред. Л. В. Ковальчука, Г. А. Игнатьевой, Л. В. Ганковской. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с.: ил.
3. Иммунология: учебник / А. А. Ярилин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с.: ил.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Назовите определение врожденного иммунитета.
2. Охарактеризуйте отличительные особенности врожденного иммунитета.
3. Какова роль клеток доиммунного воспаления (врожденного иммунитета) в инициации иммунного ответа.
4. Какие функции реализуются системой врожденного иммунитета?
5. Охарактеризуйте факторы врожденного иммунитета.
6. Охарактеризуйте основные клеточные элементы врожденного иммунитета.
7. Дайте характеристику основным рецепторам врожденного иммунитета.
8. Назовите факторы активации клеток врожденного иммунитета.
9. Охарактеризуйте механизмы цитотоксичности нормальных киллеров.
10. Какова роль молекул адгезии (селектины, интегрины, суперсемья Ig) в реализации врожденного иммунитета?
11. Перечислите виды антимикробных пептидов.
12. Назовите определение хемотаксиса. Назовитевать основные группы хемоаттрактантов.
|
13. Охарактеризуйте строение и функции хемокинов и их рецепторов.
14. Назовите функции ИЛ-8.
15. Охарактеризуйте стадии хемотаксиса лейкоцитов.
16. Какой механизм врожденного иммунитета является главным при защите от про- и эукариотических патогенов?
17. Назовите определение фагоцитоза и охарактеризуйте его этапы.
18. Назовите гуморальные факторы врожденного иммунитета.
19. Какие пути активации системы комплемента Вы знаете?
20. Назовите факторы активации системы комплемента.
21. Охарактеризуйте белки острой фазы воспаления. Пентраксины; в)Биогенные амины; г)Липидные медиаторы. Эйкозаноиды; д) Цитокины.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
1. Нарисуйте схемы:
- фагоцитоза;
- миелопоэза;
- строение Toll-подобных рецепторов;
2. Заполните таблицу «Основные факторы врожденного иммунитета»
|
|
неиммунные клетки:
ТЕМА: ЛИМФО- И ИММУНОПОЭЗ. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА И ХАРАКТЕРИСТИКА Т- И В-ЛИМФОЦИТОВ. АНТИТЕЛА, МКА.
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: Т- и В-лимфоциты являются клетками адаптивного иммунитета. Они определяют полный спектр клеточных и гуморальных реакций иммунитета, ГЗТ, противоопухолевого, противоинфекционного и трансплантационного иммунитета. Изучение их онтогенеза необходимо для понимания механизмов иммунитета в норме и при патологии.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: После самостоятельного изучения темы
студенты должны знать: строение Т- и В-систем иммунитета, популяции и субпопуляции Т- и В-клеток, их функции, строение TCR, ВCR рецепторов, особенности распознавания антигенов Т- и В-клетками, виды патологии в Т- и В-системе иммунитета, строение и характеристику отдельных классов антител.
уметь практически: оценить по данным иммунограммы показатели Т- и В-систем иммунитета.
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.
Основная литература:
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. Для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006, 2009, 2011.-311 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 3. Доиммунные механизмы резистентности. С.35-52. Глава 4. Иммунный ответ. С.52-67.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: учеб. Для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. И доп.- М.: Медицина, 2010. – 750 с.: ил. – (Учеб. Лит. Для студентов мед. Вузов и ун-тов). Глава 7. Иммунный ответ. С.293-400.
Дополнительная литература:
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru:
1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с.: ил.
2. Иммунология: практикум: учеб. пособие / [Ковальчук Л. В. и др.]; под ред. Л. В. Ковальчука, Г. А. Игнатьевой, Л. В. Ганковской. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с.: ил.
3. Иммунология: учебник / А. А. Ярилин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с.: ил.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Назовите определение иммунного ответа и охарактеризуйте его этапы. Какова роль клеток доиммунного воспаления (врожденного имммунитета) в инициации иммунного ответа.
2. Назовите типы иммунного ответа.
3. Охарактеризуйте понятие процессинг антигена.
4. Что такое феномен двойного распознавания?
5. Какие факторы необходимы для активации Тх-индукторов (Тх0)?
6. Назовите факторы активации Тх1 и Тх2 типов?
7. Охарактеризуйте этапы гуморального иммунного ответа на тимусзависимые антигены и тимуснезависимые антигены.
8. Какие сигналы необходимы для активации В-лимфоцитов?
9. Какие иммуноглобулины синтезируются на тимусзависимые Аг при первичном иммунном ответе?
10. Назовите механизмы взаимодействия клеток в иммунном ответе.
11. Какие классы иммуноглобулинов синтезируются при вторичном иммунном ответе?
12. Назовите особенности клеток памяти?
13. Охарактеризуйте понятие первичного и вторичного иммунного ответа.
14. Назовите особенности клеточного иммунного ответа.
15. Охарактеризуйте цитотоксический Т-клеточный иммунный ответ; воспалительный иммунный ответ.
16. Перечислите механизмы регуляции иммунного ответа.
17. Какова роль регуляторных Т-лимфоцитов в регуляции иммунного ответа?
18. Назовите виды регуляторных Т-лимфоцитов и кратко охарактеризуйте их.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
1. Нарисуйте схемы:
- иммунного ответа клеточного типа;
- иммунного ответа гуморального типа на тимусзависимые и тимуснезависимые антигены;
- продукции антител при первичном и вторичном иммунном ответе.
ТЕМА: КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: Успехи иммунологии широко используются в лечебной практике, иммунология становится ключевой дисциплиной современной медицины, поэтому будущему врачу необходимы глубокие знания об особенностях строения и функционирования иммунной системы, как в условиях нормы, так и при различных патологический состояниях.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы, студент должен знать: понятие об иммунологии как предмете, строение иммунной системы, особенности ее функционирования, отличительные особенности и характеристику клеток врожденного и адаптивного иммунитета, свойства цитокинов и их роль в регуляции иммунного ответа, виды иммунного ответа, этапы его развития, особенности клеточного и гуморального иммунного ответа, механизмы регуляции иммунного ответа, характеристику антителозависимых и антителонезависимых эффекторных механизмов иммунитета.
В результате изучения раздела «Основы иммунологии» студенты должны овладеть профессиональными компетенциями: ПК-1, ПК-31.
III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: к практическому занятию студент должен повторить:
· Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: учебник: в 3 т. – изд. 3-е испр., доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2009. – Т. 2. – 496 с.: ил. Органы кроветворения и иммунной системы, с. 246-308.
· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. с. 238-244.
· Гистология, эмбриология, цитология: учебник / под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 6-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2012. – 800 с.: ил. Глава 7. Кровь и лимфа. Кроветворения. с. 159-179. Глава 14. Система кроветворения и иммунной защиты. с. 423-450
· Микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Царева. – М.: Практическая медицина, 2010. – 581 с.: ил. Радел 7.7. Иммунная система организма.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Проведение компьютерного тестирования.
2. Собеседование по изученным темам.
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.
Основная литература:
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. Для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006, 2009, 2011.-311 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: учеб. Для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. И доп.- М.: Медицина, 2010. – 750 с.: ил. – (Учеб. Лит. Для студентов мед. Вузов и ун-тов).
3. Лекции.
Дополнительная литература:
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru:
1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с.: ил.
2. Иммунология: практикум: учеб. пособие / [Ковальчук Л. В. и др.]; под ред. Л. В. Ковальчука, Г. А. Игнатьевой, Л. В. Ганковской. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с.: ил.
3. Иммунология: учебник / А. А. Ярилин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с.: ил.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Определение понятия "иммунология". Основные этапы развития.
2. Иммунная система: определение, особенности, основные феномены, определяющие ее свойства (специфичность, чувствительность, иммунологическая индивидуальность, клональный принцип организации, иммунологическая память, толерантность, способность к регенерации, способность клеток к рециркуляции, феномен «двойного распознавания», регуляторное действие на другие системы организма).
3. Понятие об иммунитете: виды, особенности врожденного и приобретенного иммунитета.
4. Современные лабораторные иммунологические методы исследования (проточная цитометрия, ПЦР, ИФА, ХЛ).
22. Этапы дифференцировки Т- и В-лимфоцитов. Строение TCR- и BCR-рецепторов, особенности распознавания антигенов.
23. Строение и свойства антител. Получение моноклональных антител, их применение в клинике с диагностической и лечебной целью.
ТЕМА: ГЕНЕТИКА ГИСТОСОВМЕСТИМОСТИ. ТРАНСПЛАНТАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ.
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: Трансплантационный иммунитет является одной из основных физиологических функций иммунной системы, знание механизмов трансплантационного иммунитета необходимо для понимания иммунных реакций при трансплантации органов и тканей.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы студент должен знать механизмы трансплантационного иммунитета, виды отторжения трансплантата, методы его предотвращения.
уметь практически: проводить мониторинг больных, готовящихся к трансплантации органов и тканей.
III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: к практическому занятию студент должен повторить:
· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 1. – 710 с.: ил. Радел III, глава 5.2.2.3. Цитогенетический метод генетического анализа человека. с. 379-390; 5.2.2.5. Биохимический подход в генетическом анализе человека. с. 392; 5.2.2.6. Иммунохимический подход в генетическом анализе человека. с. 392.
· Гистология, эмбриология, цитология: учебник / под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 6-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2012. – 800 с.: ил. Глава 2. Методы исследования в гистологии, цитологии и эмбриологии. с. 20-36.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА:
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 320 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 9. Торможение иммунной системы. с. 123-127.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: Учебник. / Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидоpович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2010. – 752 с.: ил. (Учеб. лит. для студ. медвузов). Глава 7. Иммунный ответ, разделы 7.8.-7.9. с. с. 386-393.
3. Лекция.
Дополнительная:
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru
1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с.: ил.
2. Иммунология: учебник / А. А. Ярилин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с.: ил.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Назовите определение понятия "трансплантационный иммунитет".
2. Охарактеризуйте трансплантационные антигены, укажите их локализацию.
3. Объясните роль HLA антигенов в реакциях отторжения трансплантата.
4. Назовите виды трансплантатов.
5. Расскажите об иммунологических механизмах отторжения трансплантата.
6. Объясните причины сверхострого отторжения.
7. Охарактеризуйте хроническое отторжение трансплантата.
8. Изложите суть РТПХ и назовите условия, при которых возможно ее развитие у человека.
9. Перечислите принципы подбора донора и реципиента.
10. Существуют ли лабораторные маркеры отторжения трансплантата.
11. Назовите методы типирования HLA антигенов.
12. Перечислите мероприятия, проводимые для предотвращения отторжения трансплантата.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
1. Схематически изобразите механизм РХПТ.
2. Задача.
Мальчику 12 лет, страдающему лейкозом, требуется трансплантация костного мозга. Кто из членов семьи является наиболее предпочтительным донором? (У мальчика есть родители, бабушки и дедушки по линии обоих родителей, старшие родные брат и сестра. Члены семьи здоровы). Объясните Ваш выбор. Назовите необходимые лабораторные тесты.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
1) Нарисуйте схему получения специфических противоопухолевых моноклональных антител.
2) Заполните таблицу «Классификация видов иммунотерапии опухолей».
вид иммунотерапии | методы иммунотерапии |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Назовите определение аутоиммунитета, иммунологической толерантности, анергии.
2. Охарактеризуйте механизмы естественной толерантности.
3. Назовите определение понятия иммунологически привилегированных органов.
4. Перечислите «классические» иммунологически привилегированные органы.
5. Назовите механизмы, обеспечивающие иммунологическую привилегированность.
6. Перечислите клеточные и гуморальные факторы локальной иммуносупрессии иммунологически привилегированных органов.
7. Какова роль фактора ранней беременности в процессе оплодотворения?
8. Как изменяется вилочковая железа при беременности?
9. Какова роль плаценты при беременности, как иммунорегуляторного барьера?
10. Какова роль основных антигенов трофобласта в предотвращении отторжения плода?
11. Охарактеризуйте супрессорный иммунитет при беременности.
12. Перечислите критерии, позволяющие предположить иммунологические причины невынашивания беременности.
13. Каковы особенности иммунного статуса у женщин с невынашиванием беременности?
14. Назовите методы иммунотерапии невынашивания беременности.
15. Каков механизм лечебного эффекта при трансплантации кожного лоскута от мужа?
16. Каков механизм лечебного эффекта при введении беременной женщине лейкоцитов от донора?
17. Назовите время закладки во внутриутробном периоде тимуса, селезенки, лимфатических узлов.
18. К какому сроку в крови плода появляются зрелые В-клетки?
19. Чем характеризуется система комплемента плода к моменту рождения?
20. Охарактеризуйте особенности фагоцитарных клеток плода.
21. Назовите критический период во внутриутробном развитии плода, чем он характеризуется?
22. Почему новорожденные дети склонны к генерализованным инфекционно-воспалительным процессам?
23. Перечислите критические периоды постнатального развития и время их наступления.
24. Назовите особенности иммунной системы соответствующих критических периодов.
25. Какой вид иммунного ответа преобладает у детей 3-6 мес?
26. В каком возрасте у ребенка завершается формирование систем иммунитета, барьерных тканей (кожи и слизистых)?
27. Перечислите общие закономерности развития иммунной системы у детей.
28. Чем объяснить преобладание супрессорной направленности иммунного ответа у детей первых 2-х критических периодов?
29. В чем смысл абсолютного и относительного лимфоцитоза в периферической крови детей до препубертатного периода?
30. Назовите главные особенности становления иммунной системы у детей 4 и 5 критических периодах?
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
1. Заполните таблицу «Факторы иммуносупрессии при беременности»
Факторы иммуносупрессии | Биологическая роль |
2. Заполните таблицу «Критические периоды постнатального развития ребенка»
Критический период | Возрастной интервал | Характеристика иммунных процессов |
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.
Основная литература:
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. Для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006, 2009, 2011.-311 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: учеб. Для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. И доп.- М.: Медицина, 2010. – 750 с.: ил. – (Учеб. Лит. Для студентов мед. Вузов и ун-тов).
3. Лекции.
Дополнительная литература:
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru:
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Определение понятия "иммунология". Основные этапы развития.
2. Иммунная система: определение, особенности, основные феномены, определяющие ее свойства (специфичность, чувствительность, иммунологическая индивидуальность, клональный принцип организации, иммунологическая память, толерантность, способность к регенерации, способность клеток к рециркуляции, феномен «двойного распознавания», регуляторное действие на другие системы организма).
3. Понятие об иммунитете: виды, особенности врожденного и приобретенного иммунитета.
4. Современные лабораторные иммунологические методы исследования (проточная цитометрия, ПЦР, ИФА, ХЛ).
22. Этапы дифференцировки Т- и В-лимфоцитов. Строение TCR- и BCR-рецепторов, особенности распознавания антигенов.
23. Строение и свойства антител. Получение моноклональных антител, их применение в клинике с диагностической и лечебной целью.
38. Механизмы цитотоксической активности ЦТЛ
39. Инфекционные антигенты как иммуногены, пути проникновения в организм, взаимодействие с клетками иммунной системы, факторы инфекционных патогенов, модифицирующие активность иммунной системы.
40. Противоинфекционный иммунитет: виды, механизмы, стадии. Особенности механизмов противобактериального, противовирусного, противогрибкового и противогельминтного иммунитета.
41. Особенности лимфоидной ткани слизистых оболочек; основные функции.
42. Этапы развития первичного мукозального иммунитета; роль миграции клеток.
43. Эффекторные механизмы мукозального иммунитета.
44. Особенности мукозального иммунного ответа при повторном внедрении патогена.
45. Особенности лимфоидной ткани кожи.
46. Трансплантационный иммунитет: определение, функция.
47. Иммунологические механизмы отторжения трансплантата, трансплантационные реакции: реакция трансплантат против хозя
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!