Виды и уровни анализа воспитательной работы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Виды и уровни анализа воспитательной работы

2017-11-17 758
Виды и уровни анализа воспитательной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитывая классификацию видов педагогического анализа, предложенную Ю.А.Конаржевским, выделим виды анализа воспитательной работы по различным признакам.

По объекту (что анализируется): а) анализ воспитательной работы объединения в целом; б) анализ работы отдельных структурных подразделений (отрядов, звеньев, группы и т. п.); в) анализ работы старшего вожатого, руководителя детской организации и т. д.

По субъекту (кто анализирует): а) анализ, проводимый директором, его заместителем; б) анализ, проводимый вожатым; в) анализ, проводимый учащимися; г) анализ с участием педагогов, учащихся, родителей.

По цели (для чего анализируется): а) объективная оценка воспитательной деятельности; б) подведение итогов работы и определение задач на будущее; в) преодоление, ликвидация недостатков в работе; г) выявление резервов; д) изучение результатов воспитательной работы.

По содержанию (каков характер анализа): а) комплексный анализ, т.е. охватывающий различные стороны, виды деятельности объединения; б) тематический или локальный; в) параметрический, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели воспитательной работы.

По повторяемости (как часто осуществляется анализ): а) периодически повторяющийся; б) постоянный (оперативный или текущий); в) итоговый.

Приведенная классификация позволяет увидеть совокупность признаков, характеризующих анализ, и в то же время она не исчерпывает все многообразие аспектов и ситуаций аналитической работы педагога.

Анализ воспитательного процесса на практике осуществляется на нескольких уровнях: стихийно-эмпирическом, эмпирическом и теоретическом.

На стихийно-эмпирическом уровне цель аналитической деятельности не осознается старшим вожатым. Это приводит к не связанным друг с другом и не до конца осознанным действиям по изучению явлений, что служит свидетельством несистематической работы по анализу деятельности ДОО.

При эмпирическом уровне анализа его целью является установление внешних связей между отдельными фактами, характеризующими деятельность объединения с различных сторон. Предметом аналитической деятельности на этом уровне выступают различные явления и факты. Педагог ограничивается изучением внешних связей явлений, не раскрывая их сущности, он формулирует цель анализа, но не умеет ее расчленить на задачи.

Для научного уровня характерна единая целевая организация. На своем высшем (научном) уровне развития анализ позволяет соотнести между собой изначальные цели и полученные результаты, тем самым раскрывая причины и сущность изучаемого педагогического явления. Научный уровень означает переход в аналитической деятельности от описания к объяснению и прогнозированию. Такой уровень анализа воспитательной работы предусматривает участие в этой деятельности всего коллектива детского объединения, а также детей и родителей.

Уровень аналитической деятельности — это показатель профессионализма старшего вожатого.

Критерии результативности деятельности старшего вожатого.

Наличие детских общественных организаций и объединений в образовательном учреждении является определяющим требованием для введения должности старшего вожатого. Отсутствие детских общественных организаций и объединений не позволяет старшему вожатому претендовать на квалификационную категорию. Основными критериями результативности являются:

1. Соответствие программирования деятельности объединений, организаций интересам и потребностям детей и подростков.

2. Взаимосвязь всех видов образовательной, воспитывающей деятельности, скоординированность всех воспитательных воздействий и мероприятий, их необходимость и достаточность, разумное размещение в пространстве и времени. Четкий ритм и эмоциональная организация всей жизни детского коллектива.

3. Эмоциональная насыщенность жизни детской общественной организации, объединения: романтика, мажор, юмор, игра, воспитание настроением, педагогика радости.

4. Характер ценностных ориентаций детского коллектива, т.е. степень приближенности реальных ценностей коллектива с общечеловеческими.

5. Самочувствие ребенка в детской общественной организации, объединении, степень комфортности, переживаемой личностью.

6. Соответствие содержания и форм деятельности детских организаций и объединений по возрастным особенностям детей и подростков.

7. Уровень подготовки детских организаций и объединений в соответствии с эталонной структурой личности.

8. Деятельность по подбору и подготовке взрослых руководителей (организаторов) первичных коллективов детских организаций, объединений.

9. Положительное общественное мнение среди:


- управленческих структур;

- методических;

- педагогов;

- учащихся;

- родителей.


Положительное заключение выносится при условии позитивного ответа не менее, чем по двум третям всех позиций.

Анализ организации воспитательного процесса в детской организации.

1. Что из содержания воспитательных мероприятий было принято пионерами наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами, а к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?

2. Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление пионеров?

3. Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательного отношения к пионерской организации?

4. Какие мероприятия и коллективно-творческие дела, проведенные в организации, способствовали сплочению коллектива?

Самоанализ работы старшего вожатого.

1. Какие цели ставились в работе пионерской организации и почему?

2. Насколько успешно решены воспитательные задачи?

3. Какие трудности в работе возникли и как преодолевались?

4. На что обращается внимание в данный момент и почему?

5. Какие педагогические меры воздействия сильнее всего влияют на поведение пионеров?

6. Насколько работоспособен актив?

7. Какие проблемы детской жизни в состоянии решить пионерская организация самостоятельно?

8. Какие проблемы формирования пионерской организации сопряжены с трудностями, требуют помощи со стороны взрослых?

Вопросы и задания:

1. Сформулируйте цели анализа воспитательного процесса в детской организации.

2. Какие способы и виды анализа Вы используете в своем детском объединении?


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.