С лидерами детских общественных объединений — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

С лидерами детских общественных объединений

2017-11-17 297
С лидерами детских общественных объединений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лидер - это член группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами группы, находящимися под его психологическим влиянием. За ним группа признает право на ведущую роль в конструировании эмоциональных и деловых взаимоотношений в детском сообществе, в совместном принятии решений. Руководитель же (формальный лидер - командир отряда) чаще осуществляет строго формативную деятельность, благодаря реализации полномочий в качестве представителя власти или формальных структур. Поэтому желательно, чтобы формальным и неформальным лидером в коллективе был один и тот же человек.

В книгах Л. И. Уманского и его ученика А. Н. Лутошкина приводятся общие и специфические качества лидера. Общие качества (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать им):

§ компетентность — знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

§ активность — умение действовать энергично, напористо;

§ инициативность — творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

§ общительность — открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

§ сообразительность — способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

§ настойчивость — проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

§ самообладание — способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях;

§ работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу;

§ наблюдательность — умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали;

§ самостоятельность — независимость в суждениях, уме­ние брать ответственность на себя;

§ организованность — способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):

§ организаторская проницательность — тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;

§ способность к активному психологическому воздействию — разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, сложившейся ситуации;

§ склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя.

Педагогу нужно помнить:

§ лидер не выдвигается группой, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;

§ при выдвижении лидера с его личностью идентифицируется специфический, официально незафиксированный набор групповых норм и ценностей;

§ выдвижение лидера всегда связано со значимой для жизнедеятельности группы ситуацией.

В детских группах встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-умельцы. Лидеры-организаторы играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристской и другой деятельности. Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для групп детей. Лидер-умелец — наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе — самый опытный турист). Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в детской группе. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Лидеры-организаторы осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей, что позво­ляет им соответственно этим знаниям строить свои отно­шения. Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психоло­гический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности. Отрицательные взаимоотношения между членами детской группы точнее характеризуют деловые лидеры.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение коллектива, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, оказывающих влияние на сверстников.

Для развития группы как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому в организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Педагогический аспект лидерства

Формирование лидерской позиции – это формирование активного отношения к жизни, развитие способности рефлексировать, оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру, готовностью взять на себя ответственность при решении проблем.

Педагогическое стимулирование лидерства может быть непосредственным и опосредованным. Оно включает:

- помощь подростку в формировании определенного комплекса знаний о себе, других, о психологии отношений (здесь очень уместны различные тесты, тренинги и т. п.);

- воздействие на чувства подростка с целью пробуждения переживания самоутверждения, социальной ответственности, гражданского долга и приведения в действие волевых механизмов личности;

- воздействие педагога на личность через корректировку межличностных отношений в группах различных уровней развития, результатом которого может быть изменение цели, формы, средств общения;

- включение подростков в различные виды деятельности, позволяющие проявиться лидерским наклонностям личности, реализовать ее лидерский потенциал; средствами являются деловые игры, тренинги, биржи идей, практические занятия, организаторская деятельность.

Педагогические условия формирования лидерства в детском коллективе:

­ обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал;

­ создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельных личностей в коллективе;

­ создание условий для обучения как основного вида деятельности в его различных формах (обучение может являться источником для появления лидеров); необходимо формирование у учащихся познавательного интереса;

­ формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться. Своим поведением педагог-организатор может влиять на динамику лидерства в коллективе. Существует набор принципов, которым должен следовать педагог-организатор с позиции гуманистического подхода:

­ демонстрировать детям свое полное принятие и доверие к ним;

­ быть открытым и искренним в общении;

­ выражать понимание внутреннего мира детей: их мыслей, чувств, потребностей, ценностей, интересов и т.п.;

­ учить понимать себя и других, анализировать свою деятельность, поведение, внутреннее состояние, деловые и межличностные отношения в группе;

­ помогать детям в ситуации затруднения формулировать и уточнять цели и задачи, стоящие перед группами и перед каждым ребенком в отдельности; определять эффективные способы решения задач и достижения целей.

Вопросы и задания

1. Какие условия необходимы для выдвижения лидера в группе?

2. Какие методы выявления лидеров Вы используете в своей работе?

3. Разработайте план занятия с активом детской организации по формированию а) коммуникативных умений; б) аналитических умений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.