В детском общественном объединении — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

В детском общественном объединении

2017-11-17 302
В детском общественном объединении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термин «социализация» не имеет однозначного толкования. По Пиаже, социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.

И.С. Кон определяет социализацию как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Схожее определение социализации дает Б.Д. Парыгин: «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории формирования и развития».

В отечественной педагогике употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализации»: «развитие личности» и «воспитание». Об этих двух взаимосвязанных процессах, составляющих сущность социализации, пишет Б.Ф. Ломов: «Личность все больше включается в систему общественных отношений, ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Эта сторона личности часто определяется как социализация».

Показателями успешности социализации являются:

1. Включение личности в систему общественных отношений.

2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.

3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.

4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.

5. Активное воспроизводство системы социальных связей.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных ситуациях, которые препятствуют его саморазвитию, самоопределению, самореализации.

 

 

Социализация – непрерывный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека, но более интенсивно в детстве и юности. В процессе социализации ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

Разнообразные условия, окружающие ребенка и влияющие на его развитие, называют факторами социализации. Условно их объединяют в четыре группы:

1. мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

2. макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

3. мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, город, село и пр.); по принадлежности к аудитории различных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

4. микрофакторы – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, религиозные, общественные, воспитательные, партийные организации, непосредственно влияют на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

В период раннего детства такими институтами выступают семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и феминности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа – Я».

В отрочестве происходят важные изменения в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников. На следующем этапе социализации основным институтом является школа, обеспечивающая ученику систематическое образование. Но, кроме того, именно подростковый период является временем подготовки человека к жизни в обществе в широком смысле. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: освобождение от родительской опеки и постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

Как показывает предшествующий опыт, у детской организации должна быть своя социальная ниша. Для нее губительны глобальные цели и тем более возложение на нее функций других социальных институтов, например, семьи и школы. Но найти приложение своих сил и возможностей, обрести свою референтную группу, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом «свое лицо», свои подходы — вот перспективы детской организации.

Включаясь в социальную деятельность, ребенок становится активным субъектом воспитания. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех общественных организациях, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.

Детское объединение представляет собой важный фактор социализации, оказывая воздействия на ребенка двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимообогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, соотнесения их с общественными нормами, ценностями.

При общности интересов, в совместной деятельности детей и взрослых в общественном объединении, именно за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности, свободного перехода из одной группы в другую, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для создания собственных программ.

Таким образом, социализация ребенка в детском объединении – это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем взаимодействия с окружающим миром.

Вопросы и задания:

1. Какие институты социализации Вы знаете? Какова их роль в развитии личности?

2. Определите роль мезофакторов социализации в развитии личности.

3. Какое содействие социализации ребенка оказывает детское общественное объединение, возглавляемое Вами?

4. Какие способы организации деятельности предлагает Ваше детское объединение для своих членов?


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.