Упражнение 21 «Поиск аналогов» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Упражнение 21 «Поиск аналогов»

2017-10-21 349
Упражнение 21 «Поиск аналогов» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Называется какой-нибудь предмет, допустим, вертолет. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Побеждает тот, кто подобрал больше всего аналогов и сумел выделить в предмете-прототипе много разнообразных существенных признаков.

Упражнение 22 «Поиск противоположных предметов»

Называется какой-нибудь предмет, например автомобиль. Надо назвать как можно больше объектов, противоположных данному. Побеждает тот, кто приведет больше всех противоположных предметов, ориентируясь на существенные и разнообразные признаки прототипа.

Упражнение 23 «Поиск предметов по заданным признакам»

Задаются два-три предмета, обладающих определенными признаками. Скажем, дверь – открывает и закрывает, выключатель – зажигает и гасит свет. Требуется по этим признакам подобрать как можно больше предметов. Побеждает тот, кто подберет больше всех предметов и чьи ответы оригинальнее.

Упражнение 24 «Угадывание по ассоциациям»

Один из игроков должен будет на какое-то время выйти из помещения. В это время остальные договариваются между собой, кого из всех участников игры, в том числе и того, кто вышел, они будут загадывать. Водящий, вернувшись, должен отгадать, кого из присутствующих загадала группа. Он это делает, задавая всем участникам по очереди вопросы типа «Каким бы был этот человек, если бы он превратился в дерево, стал бы ветром, был бы животным и... так далее?» Тот участник, которому задан вопрос, должен описать предмет или явление, используя ассоциации с характеристиками загаданного человека. Его рост, цвет волос, особенности внешности и характера, профессиональные качества, темперамент и т.п., но только не напрямую, а как бы описывая характеристики объекта, о котором спрашивает водящий. Если водящий отгадывает загаданного человека и указывает на него, то следующим водит тот участник, по описанию которого водящий догадался о правильном ответе. Если же водящий ошибается или не может правильно определить загаданного, опросив всех участников, ему говорится правильный ответ и он отправляется водить еще раз. Игра продолжается до тех пор, пока не будет загадана половина участников игры. Победителем будет тот водящий, кто определит загаданного, опросив как можно меньше участников. Каждый участник на вопрос водящего может описать характеристики, сходные по ассоциации с загаданным только у одного объекта.

Достоинство этих игр заключается в том, что ученики овладевают умением выделять отдельные признаки предметов и оперировать ими. В ходе коллективного разбора удачных и слабых ответов они приходят к пониманию, что такое существенные признаки.

Если в задаваемые предметы включать объекты учебной дисциплины, то игровой механизм активизирует анализ теоретических понятий, что важно для развития профессионального мышления.

Игра «Кто – Что»

Суть ее в следующем. Ученик или ведущий загадывает определенный предмет. Нужно путем постановки целенаправленных вопросов отгадать этот предмет. Отвечающий всегда говорит только правду в форме «да», «нет» или «и да и нет». Конец игры наступает, когда спрашивающий называет предмет, который был загадан. В ходе игры надо стремиться, чтобы количество вопросов было минимальным. Рассмотрим пример.

Отвечающий загадывает предмет «Авторучка». Спрашивающий начинает задавать вопросы.

- Это материальный объект?

- Да.

- Он сделан из органического материала?

- И да и нет.

- Человек использует его в своей деятельности как орудие?

- Да.

- Им обрабатывают различные материалы?

- Нет.

- Ученики им пользуются?

- Да.

- Он связан с учебой?

- Да.

- Он относится к учебным пособиям?

- Нет.

- Это пишущий инструмент?

- Да.

- Это авторучка?

- Да.

Игра «Кто – Что» развивает способность играющих исходя из оперирования признаками понятий осуществлять их деление и ограничение. А это операции, лежащие в основе классификации предметов. Кроме того, данная игра повышает культурный и общеобразовательный уровень участников. Как показывает опыт, многие ученики впервые узнают из пояснений товарищей, что такое материальное и идеальное, в чем отличие между органическими и неорганическими материалами и т.д. Если загадываемый предмет относится к содержанию учебной дисциплины, то эта игра будет и средством развития профессионального мышления.

Желаем успеха!

Приложения

 

 

Приложение 1

ТРЕБОВАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.