Профессиональные качества, необходимые летчику — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Профессиональные качества, необходимые летчику

2017-10-21 5159
Профессиональные качества, необходимые летчику 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

 

№ п/п Особенности профессиональной деятельности летчика Профессиональные качества
  Управление транспортными средствами Острота зрения, глазомер, цветоощущение, пространственные представления, распределение и переключение внимания, быстрота реакции, координация движений, психическая и физическая выносливость, эмоциональная устойчивость
  Работа с цветовой сигнализацией и цветовыми объектами Точность цветоощущения
  Ремонт, наладка, регулировка и испытание объектов Оперативная память, техническое мышление, координация движений, аккуратность, настойчивость
  Работа в вынужденной позе Координация движений, гибкость, выносливость
  Большое разнообразие операций Объем памяти, переключение внимания, гибкость мышления
  Воздействие ускорений, частое изменение положения тела в пространстве Устойчивость вестибулярного аппарата, физическая выносливость
  Сменный график работы Психическая и физическая выносливость
  Бригадная форма труда Коммуникативность, готовность к сотрудничеству, доброжелательность
  Математические вычисления, расчеты Память на числа, концентрация внимания
  Планирование Логичность мышления, оперативная память, предусмотрительность
  Возможность аварийных ситуаций Оперативное мышление, быстрота реакций, эмоциональная устойчивость

«Летание» как способ жизнедеятельности не заложен в природу человека. Человек – земное существо. Человек приспособлен к жизни на земле как биологический индивид, но как личность он обладает свободой духа, неистребимым стремлением к познанию неизведанного. Чем опаснее неизведанное, тем сильнее человек стремится познать его. Поэтому полет – не просто новый способ перемещения человека. Это полет души. Летающий человек – совершенно особенный человек. Эта особенность проявляется в его мировоззрении, характере, способностях, деятельности и поведении.

Человеку в полете приходится по-новому ориентироваться в пространстве. Там, в небе можно перемещаться в любом направлении, но при этом возникает необходимость постоянно представлять свое положение и характер перемещения относительно земной поверхности. Эта необходимость вызвана, с одной стороны, тем, что летать приходится в разных условиях: в облаках, ночью, когда земля не просматривается. Кроме того, современная авиационная техника отличается необыкновенным увеличением темпа и диапазона изменений высот и скоростей полета, что также усложняет пространственные представления.

С другой стороны, сложность пространственной ориентировки связана с автоматизацией управления, а это означает исключение человека из контура управления, что нарушает, иногда надолго, чувственную связь с объектом управления, т.е. с самолетом. В этих условиях становится сложно сохранять пространственную ориентировку.

Следующая особенность деятельности человека в полете связана со значительным ростом маневренности (появился термин «сверхманевренность») самолетов. Соответственно возросли величины скорости нарастания и длительности пилотажных перегрузок, которые нарушают дыхание, опасны нарушением кровоснабжения головного мозга. Преодолеть это можно специальными упреждающими физическими и дыхательными упражнениями.

Возросли максимальные высоты полета, требующие особых мер защиты от воздействия факторов разряженной атмосферы. В полете на сверхзвуковых скоростях также используются соответствующие индивидуальные средства защиты.

Большая дальность и продолжительность полетов современных самолетов обусловили повышенные требования к выносливости организма, способности сохранять оптимальную работоспособность на протяжении всего многочасового полета вплоть до посадки на своем аэродроме или в пункте назначения.

На летчика действуют не только перечисленные факторы полета, но и значительные нервно-психические нагрузки. Они связаны с высокой ответственностью за исход полета, за выполнение поставленной задачи, за правомерность принятого решения при изменении и усложнении обстановки, при возникновении нештатных условий, то есть особых случаев в полете.

Для того чтобы противодействовать негативному воздействию факторов полета и выдерживать нервно-психические нагрузки, человек, избравший летную профессию, должен постоянно работать над собой, заниматься самовоспитанием, формировать те способности, которые переводят знания в действия, а поведение – в поступки. Трудно представить себе человека, занимающегося летным делом «без умения ставить самому себе ограничения, знать свое тело, душу, свои возможности и слабости, предельно точно чувствовать снижение готовности идти на риск, определять уровни своего психического состояния» (В.А. Пономаренко).

В настоящее время установлено, что становление профессионала сопровождается развитием его профессионально важных качеств (ПВК). Однако при отсутствии специальных формирующих воздействий этот процесс протекает стихийно. Только специальные методы обучения и воспитания позволяют формировать отдельные ПВК.

Рассмотрим кратко классификацию и структуру профессионально значимых качеств, необходимых старшекласснику как будущему военному летчику. Эта классификация – результат многолетней работы сотрудников Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины Министерства обороны РФ – А.А. Вороны, Д.В. Гандера, И.М. Жданько, С.Г. Мельника, Ю.Э. Писаренко, Б.Л. Покровского, В.А. Пономаренко.

 

1. Личностные ПВК:

- долговременная мотивация на профессию военного летчика;

- способность к правильной самооценке;

- способность к психической адаптации к различным условиям;

- устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям;

- черты характера: целеустремленность, настойчивость, сильная воля, решительность, смелость;

- нравственные качества: чувство долга, честность, порядочность, товарищество;

- социальные качества: склонность к лидерству, коммуникабельность, правильные ценностные ориентации, стремление к профессиональному совершенству.

 

2. Интеллектуальные ПВК:

- развитость ощущений и восприятий (летное чувство);

- яркость, четкость и контролируемость пространственных представлений;

- продуктивность и помехоустойчивость мышления;

- быстрота, точность и прочность памяти;

- большой объем, быстрое переключение и устойчивость внимания;

- способность к ориентировке в сложном пространственном окружении и непредвиденных ситуациях;

- способность к действиям в условиях дефицита времени и навязанного темпа работы;

- развитость эвристического, системного и образного типовмышления.

 

3. Психофизиологические ПВК:

- нервно-эмоциональная устойчивость;

- устойчивость к утомлению;

- способность к произвольной регуляции своего эмоционального состояния.

 

4. Физиологические ПВК:

- устойчивость организма к укачиванию;

- устойчивость психических процессов к вестибулярным раздражителям.

 

5. Физические ПВК:

- общее физическое развитие: сила, быстрота, выносливость, координированность;

- физическая подготовленность к неблагоприятным факторам летной деятельности.

Рассмотрим основные характеристики групп профессионально важных качеств летчика.

Личностные ПВК: летная направленность, нравственность, морально-боевые качества, характер и другие черты личности – составляют ядро профессиональной пригодности. Ведь только бескорыстно и глубоко любя авиацию, правильно строя взаимоотношения в коллективе, проявляя целеустремленность и волю при преодолении трудностей, постоянно работая по устранению своих недостатков, можно успешно овладеть профессией военного летчика, сознательно идти на преодоление всех трудностей и опасностей, связанных с ее выполнением.

Интеллектуальные ПВК характеризуют способность к переработке и усвоению огромного количества информации и требуют от летчика наличия высокого уровня развития всех познавательных психических процессов: восприятия, представления, мышления, памяти и внимания.

Психофизиологические ПВК обеспечивают связь психики с физиологией и характеризуются умением управлять своими эмоциональными состояниями, т.е. при стрессе надо гасить излишнее возбуждение, при утомлении бороться с усталостью, а на боевом дежурстве при необходимости быстро переходить из режима пассивного ожидания в состояние активного бодрствования.

Физиологические ПВК определяют надежность функционирования органов и систем человека в условиях воздействия специфических факторов полета. В современных условиях важное значение имеет вестибулярная устойчивость, особенно при первоначальном летном обучении, устойчивость к перегрузкам большой величины и длительности при пилотировании высокоманевренных самолетов.

Физические ПВК характеризуют прочность организма летчика, его устойчивость к неблагоприятным факторам летной деятельности. Справиться с трудностями летной профессии, успешно переносить большие эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки и долгое время сохранять профессиональное здоровье может только физически хорошо подготовленный человек, регулярно занимающийся специальными физическими упражнениями.

Приведенная классификация ПВК в определенной мере условна. Человек как индивид и как личность есть целостный субъект, поэтому выделенные ПВК составляют единую систему. В ней каждый элемент может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на эффективность других элементов и всей системы в целом. Например, ярко выраженная летная направленность окажет сильное воздействие на развитие большинства ПВК. И наоборот, отсутствие достаточного интереса к профессии военного летчика заблокирует развитие ПВК. Благодаря системным связям в определенных границах возможен эффект компенсации ПВК, т.е. относительно низкое развитие одного ПВК может уравновешиваться высоким развитием другого. Допустим, на усвоение знаний старшеклассником – при недостаточно высокой эффективности памяти – может положительно сказываться его целеустремленность, настойчивость в достижении успеха при обучении. Главное – заранее определить свои индивидуальные особенности личности и психики, убедиться в том, что они поддаются развитию и идти к намеченной цели – военно-авиационной профессии.

В исследовании Т.А. Крапивницкой, также посвященном изучению и анализу профессионально важных качеств летчиков, подчеркивается, что их ведущими личностными особенностями являются активность, оптимизм, независимость, высокий уровень притязаний, уверенность в себе, широкий круг интересов, богатое воображение. Эти личностные особенности влияют на выбор летной профессии, поскольку именно в этой профессии можно реализовать свою высокую жизненную активность, склонность к независимости, повысить уверенность в себе, осуществить романтические побуждения.

Эти личностные особенности определены Л.Н. Собчик у военных летчиков и Т.А. Крапивницкой у гражданских пилотов. Кроме того, у летчиков выявлены лидерство и склонность к доминированию как необходимые качества людей, от которых требуется самостоятельность в принятии экстренных ответственных решений (Т.А. Крапивницкая).

Наука и практика доказали, что внутри целостной системы ПВК летчика необходимо выделять группы качеств, наиболее востребованных в том или ином роде авиации. Вот только один яркий пример.

Истребительная авиация. Представляем психологический портрет идеального летчика-истребителя: высокий моральный дух, личная собранность, подтянутость и исполнительность, способность к самопожертвованию, глубокие теоретические знания основ аэродинамики и авиационной техники, отличная техника пилотирования, индивидуальный летный почерк. Эти профессиональные качества принадлежат летчику-асу, Заслуженному летчику СССР, военному летчику первого класса, Герою Советского Союза генерал-лейтенанту авиации Ковачевичу Аркадию Федоровичу. За годы Великой Отечественной войны

А.Ф. Ковачевич совершил 520 успешных боевых вылетов, участвуя в 150 воздушных боях, лично сбил 26 и в группе с товарищами – 6 самолетов противника. Вот только один эпизод из череды побед: «Как-то под Сталинградом я оказался один против 14 Ме-109. Вот уж я повертелся! Причем, какую бы фигуру ни выполнял, каждое мгновение фиксировал положение всех 14 «Мессеров». Немцы же, вероятно уверенные в своем превосходстве, не проявляли боевой активности, мешали друг другу. Один из них «зевнул» и попал мне в прицел. Я промаха не дал. Потеряв самолет, немецкие летчики прекратили атаки и, видимо имея малый остаток горючего, ушли на свой аэродром».

Тот, кто стремится в небо и выбирает себе героический идеал, может на примерах литературы о героях войны составить портрет летчика-штурмовика, бомбардировщика. Это один из способов подготовки себя к военно-авиационной профессии. Это формирование у себя образа «Я – профессионал» и следование этому примеру.

Летный и жизненный опыт

 

В этом параграфе представлены яркие картины летного опыта, переплетающегося с жизнью и судьбой. Разные эпохи, страны, авиационная техника, но общее – любовь к летной профессии, ее романтика и суровые будни.

«Как дивно красиво садилось солнце и освещало массы кучевых облаков, с которыми мы летели на одинаковой высоте и отчасти выше! Какой восторг – полет вообще! А тут нас еще в корабле была большая компания, и кругом красота неописуемая. Я даже стал кричать: «Да здравствует Жюль Верн!» Публика со мною согласилась. Да разве же не прав я был? Ведь какая красота – перелеты, и если бы не война, то сколько удовольствия доставили бы они! Лети, куда хочешь. Понравилось место – сел. Хорошо, – пожил день, два, три. Не понравилось – заводи моторы, катай дальше!» Так мечтал летом 1915 г. военный летчик Гвардии штабс-капитан Никольской Сергей Николаевич. Из книги С.Н.Никольского «На воздушном корабле. Из дневника войны 1914-1917 гг.».

Антуан де Сент-Экзюпери: гражданский и военный летчик, летчик-испытатель, классик мировой литературы. (Фрагменты из очерков, репортажей, писем): «Да, летчику ведомы радости: огромная радость приземления после того, как ты благополучно прорвался сквозь ураган… Какой пилот почтовой линии не пел в минуту, когда, вырвавшись из плена темных громад, он на малом газу устремлялся к посадочной площадке?

Ведомы летчику и печали, но за них, быть может, он тоже любит свое ремесло. Внезапное пробуждение среди ночи, срочные вылеты…, жизнь, полная лишений…Вынужденные посадки в болотах, переходы через пески или снега!... Да, нашему ремеслу ведомо безмолвие. Если почтовый самолет не приземлился в назначенное время, его ждут час, ждут день, два дня, но безмолвие, отделяющее человека от тех, кто еще надеется, стало уже почти непроницаемым…

Есть в нашем ремесле и величие риска. Но как далеки мы от показного героизма, от литературной болтовни…

Самое главное? Это, пожалуй, и не высокие радости ремесла, и не его печали, и не опасности, но та точка зрения, до которой они поднимают человека. Когда, убрав газ, на притихшем моторе, летчик скользит к посадочной площадке… он чувствует себя чистым и недосягаемым».

«Единственное мое утешение – полеты. Совершаю инспекционные рейсы, провожу испытания, разведываю новые трассы. Никогда еще я так не летал. Позавчера вернулся с крайнего юга: две тысячи пятьсот километров за день. Недурно?»

Своими воспоминаниями делится Герой Советского Союза, Заслуженный летчик СССР, военный летчик первого класса, генерал-майор авиации Дудаков Александр Васильевич: «Это было в 1945 году. Сухопутные войска Советской армии вели бои за освобождение Польши и подходили к городу Бреслау.

Наш 15 гвардейский авиационный полк, на вооружении которого находились двухмоторные бомбардировщики дальнего действия, получил боевое задание нанести удар днем с высоты 2000 метров по укрепленным районам немецко-фашистских войск в пригороде Бреслау.

Для уничтожения данных укреплений на каждый самолет были подвешены фугасные авиационные бомбы крупного калибра (ФАБ-250 и ФАБ-500) общим весом 2 тонны. В то время я занимал должность командира авиационной эскадрильи. Командир полка приказал мне возглавить весь полк в этом боевом полете, и я занял место в голове боевого порядка полка.

При подходе к линии фронта метеорологическая обстановка ухудшилась, облачность понизилась до высоты 1000 метров, а ее количество увеличилось до 7-9 баллов. Вследствие этого, для более точного нанесения удара, я дал команду по радио снизиться до высоты 900 метров. При подходе к линии фронта противник встретил нас мощным зенитным огнем из всех видов оружия. Один из снарядов малокалиберной зенитной артиллерии попал в левый мотор моего самолета, и его взрывом он был выведен из строя. Мотор пришлось немедленно выключать, чтобы обезопасить этим самолет от пожара. Самолет с полной бомбовой нагрузкой не мог лететь в горизонтальном полете на одном работающем моторе. Что делать в такой обстановке? Сбросить бомбы, на что я имел полное право, так как самолет был подбит, на виду у всех наших войск, не долетев до цели, совесть не позволяла. Идти на цель на одном моторе при таком мощном зенитном огне – слишком большой риск. Я все же решил идти на цель, хотя самолет мог выполнять полет только со снижением. Так я летел около пяти минут, которые мне показались часами, непрерывно обстреливаемый зенитным огнем. Однако, к моему счастью, попаданий в самолет больше не было, бомбы были сброшены точно по заданной цели, и я благополучно, на одном моторе долетел до одного из наших аэродромов и произвел посадку. Полк выполнил боевое задание с честью, потерь среди летного состава не было».

Психологически обоснованный риск командира группы привел к тому, что ни в одном экипаже группы не возникло сомнений о выполнении задания. Все видели, в каком положении находится командир, сопереживали ему. Как можно не помочь человеку, смертельно рискующему ради достижения высокой цели – защиты интересов Родины? Подчиненные экипажи в данном полете были не под формальной командирской властью, а человеческой, личностной и с честью выполнили свой долг перед Отечеством.

Марина Лаврентьевна Попович, летчик-испытатель 1-го класса, установившая 101 мировой рекорд на различных типах самолетов. Из книги «Автограф в небе». «Что же дает полет человеку лично?...По моему убеждению, в полете человек познает самого себя, обретает окончательно характер в борьбе со сложными летными обстоятельствами, обретает «небесное» чувство товарищества в экстремальных условиях, когда устанавливаются между людьми самые чистые и бескорыстные отношения… После удачного полета хочется обнять весь мир и сказать спасибо всем и вся… По-особому пахнут земля, лес, поля, цветы.

Хочется совершать только добрые поступки».

Об авиации, ее победах и трудностях, написано немало. Безусловно, у каждого летчика свой профессиональный опыт и свой пройденный маршрут. У новых поколений авиаторов также будет только их, выстраданный опыт. Однако книги – воспоминания, художественные произведения авторов, сопричастных авиации, помогут сформировать очень важные знания и впечатления о сути летной профессии. Есть хорошие книги об авиации и авиаторах, обязательно прочитайте их (Приложение 6).


Глава 3


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.