Развитие понятийного мышления — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Развитие понятийного мышления

2017-10-21 439
Развитие понятийного мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логические приемы усвоения и переработки информации составляют операционную основу интеллекта. Учитывая, что современное обучение характеризуется высокой долей теоретических дисциплин, основной упор в развитии логического мышления необходимо сделать на овладение логическими навыками построения и оперирования понятиями.

Эффективным средством развития понятийного мышления является специальный интеллектуальный тренинг, который можно проводить отчасти на занятиях, а главным образом во внеурочное время и в часы культурно-воспитательной работы. Данный интеллектуальный тренинг включает в себя несколько логических игр. Они могут основываться как на учебном, так и на внеучебном материале и позволяют в

увлекательной форме учиться оперировать понятиями. Для их проведения требуется всего лишь бумага и карандаш.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит психологическая сущность способностей?

2. Что такое задатки?

3. Чем отличаются общие и специальные способности?

4. Какие важные психологические качества составляют летные способности?

5. Как определяется интеллект в современной психологии?

Далее предлагаются задания по изучению оперативной памяти (методика «Шкалы») и особенностей пространственных представлений (методика «Часы»).

Методика «Шкалы»

Методика применяется для изучения оперативной памяти. Перед обследуемым стоит задача по определенным схемам складывать в уме показания приборов, сохраняя при этом в памяти предыдущую сумму показаний, рассчитав предварительно цену деления исходной шкалы и показания стрелок на шкальных приборах.

Инструкция: «На ваших бланках изображены 9 приборов со стрелками. Внизу изображены 10 квадратов, внутри каждого – 9 кружков и стрелка. Кружки условно обозначают ряды приборов (верхний, средний, нижний), а стрелка внутри квадрата показывает, в какой последовательности и показания каких именно приборов вы должны складывать. Всего дается 10 заданий (по количеству квадратов).

Но прежде чем начать складывать, нужно определить показания нужного прибора, а для этого рассчитать цену деления на нем. На каждой шкале в центре стоит «0», вправо и влево от нуля по четыре деления, на одном из делений обозначено число, по которому можно рассчитать цену деления. Справа от нуля расположены положительные числа, слева – отрицательные.

Рассчитав показания прибора, нужно запомнить их и перейти по стрелке к следующей шкале. Складывать показания шкал нужно с учетом положительного и отрицательного знака, промежуточную сумму также держать в уме. Окончательный ответ – итоговую сумму задания – записывайте под каждым квадратом. Кроме этих ответов на бланках ничего писать нельзя».

(На демонстрационном плакате разбирается пример решения одного задания.)

«По команде «Начали» – начнете работу, по команде «Конец» – закончите».

Затем необходимо ответить на все возникшие вопросы и проверить, как усвоена инструкция.

Время выполнения задания – 6 минут.

Образец бланка приведен в Приложении 7.

Методика «Часы»

Методика направлена на изучение особенностей пространственных представлений.

Обследуемый должен определить, какое время показывают каждые из 42 часов, изображенных на бланке, повернутых вокруг своей оси на неопределенное число градусов, но имеющих только одну цифру, обозначающую время для ориентировки.

Инструкция: «На ваших бланках изображены циферблаты со стрелками. Эти циферблаты повернуты вокруг своей оси так, что «12» может находиться не наверху, как обычно, а где угодно, при этом цифра на циферблате только одна. Ваша задача определить, какое время показывают каждые часы, сопоставив при этом положение стрелок с цифрой, обозначающей определенный час на каждом циферблате. Ответ нужно писать под часами. Например: ч. 15; 8.45 и т.д. (Разобрать один пример на доске.)

Поворачивать бланки во время работы не разрешается. По команде «Начали» начнете работать, по команде «Конец работы» закончите.

Подробно ответить на все вопросы.

Время выполнения задачи – 8 минут.

Оценка результатов производится по ключу-бланку. Просчитывается количество правильных ответов.

Образец бланка приведен в Приложении 8. Желаем успеха!


Глава 4

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.