Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-10-17 | 387 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Вопросы к документу:
1.Как оценивает А.Лукьянов эволюцию идеологических взглядов М.Горбачева?
2.Как изменялись взаимоотношения М.Горбачева и КПСС?
3.Каково было значение XXVIII съезда КПСС в судьбе партии и государства?
Последние года СССР
<…> Время было сложнейшее. Экономика трещала по швам. Шла подготовка к выборам народных депутатов СССР, которые должны были проводиться как по территориальным округам, так и от общественных организаций. Требовалась максимальная концентрация сил. А ближайшие помощники и соратники все дальше оттаскивали Генерального секретаря ЦК в сторону от повседневных забот, связанных с укреплением социалистических устоев жизни общества. Недаром именно к концу 1989 года относятся откровения Горбачева одному из своих помощников: «Не думай, - говорил он, - что меня может что-то остановить, что есть порог, через который я не могу переступить. Все, что потребуется для самых глубоких преобразовании системы, меня не смущает. Я пойду так далеко, как это будет нужно. А если говорить о конечной цели, насколько она может сегодня быть определена, то это – интеграция в мировое сообщество мирным способом. По убеждению я близок к социал-демократии». Теперь-то мы знаем, насколько далеко зашли эти устремления и к чему они привели. Но факт остается фактом. Уже тогда за кулисами Горбачев вел речь о переходе от одного общественного строя к другому, а на публике все еще звучали его клятвы о «приверженности социалистическому выбору» и «гуманному, демократическому социализму».
Естественно, такое сползание с социалистических позиций не могло получить поддержку у партии. Не было ее в полной мере и в Политбюро. Оно собирается реже и реже. Избранный Председателем Президиума Верховного Сонета, а затем Председателем Верховного Совета СССР, Горбачев не меньше нуждается в советах своих товарищей по партии.
|
Отсутствие устойчивых позиций в политике, эклектика в мировоззрении бросали Горбачева из одной крайности в другую. Стремясь примирить непримиримое, он мечется, принимает под воздействием то одной, то другой стороны противоречивые, поспешные решения, все дальше отступает от установок Программы партии, принятой XXVII съездом КПСС.
Важнейшие вопросы жизни страны стали все чаще решаться не коллективно, а в узком кругу ближайших советников Горбачева. Его выступления, многократно воспроизводимые по радио и телевидению, становятся вязким повторением одних и тех же прописных истин о «судьбоносности перестройки», о «начавшемся процессе», о «новом мышлении». Под влиянием Яковлева в речах появляются округлые слова о приверженности социалистическому выбору при общем движении к свободному рынку, все более размывается классовый подход к событиям, катастрофически нарастают межнациональные конфликты. Авторитет Горбачева быстро ползет вниз. Он уже, в общем-то, не очень скрывает свои социал-демократические, а порой откровенно либеральные позиции. Неумение удержать в руках ход политической реформы делало свое дело. Все глубже становилось непонимание между лидером партии и ее Центральным Комитетом.
С избранием Горбачева в марте 1990 года президентом страны и с внесением в то же время поправки в статью 6 Конституции СССР решение узловых политических вопросов общественной жизни уходит из поля зрения Политбюро ЦК КПСС, как вода в песок. Мы вступили в третий период –период распада, который закончился не только крушением партии, но и самой советской союзной государственности.
Для этого периода характерны резкое ухудшение экономического положения страны, вползание ее в социально-политический кризис, повсеместное ослабление порядка и дисциплины. Теперь партии противостояли реальные оппозиционные силы, которые требовали устранения ее от власти. Грозные межнациональные конфликты в Прибалтике, Закавказье, Молдавии разрывали хозяйственные и политические связи, несли с собой тысячи жертв и сотни тысяч беженцев. Сильнейшим ускорителем этого разрушительного процесса и вместе с тем последнего акта трагедии Горбачева стало принятие первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о суверенитете России и избрание Ельцина Председателем Верховного Совета Российской Федерации.
|
Объявление всеобщей «суверенизации», приоритета республиканских законов над союзными, изображение центра как некоего имперского монстра поставили Союз ССР на грань распада.
Что требовалось, в этих условиях прежде всего? Требовалось максимальное единство партийных рядов, единство воли членов Центрального Комитета партии, Политбюро. А его не было. XXVIII съезд КПСС, проходивший летом 1990 года, этого единства укрепить не смог. В программном заявлении съезда обосновывается, прежде всего, необходимость движения к рынку и многоукладной экономике, развитие же социалистических общественных отношений отодвигается на второй план. Такой подход, естественно, не устраивал не только значительную часть делегатов съезда, но и очень многих членов вновь избранного Центрального Комитета. Правда на съезде не получили поддержки ни ортодоксы во главе с Лигачевым, ни сторонники социал-демократической ориентации, требовавшие прямой поддержки частного предпринимательства, во главе с Яковлевым.
Утвержденный XXVIII съездом новый Устав партии, и «федеральная» структура Политбюро сразу же обрекли его на малую работоспособность. Достаточны было перелистать протоколы Политбюро и Секретариата ЦК того времени, чтобы убедиться, что круг решаемых ими вопросов сузился до минимума. Партия становилась бездействующей, в значительной мере обезглавленной организацией. Она была неспособна уже противостоять как праволиберальным тенденциям, так и возможным путчистским устремлениям сторонников «жесткой руки».
В этом воочию убеждали два последних Пленума ЦК 1991 года. Уже на апрельском Пленуме восьмая часть членов Центрального Комитета выступила против М.С. Горбачева, который вынужден был пригрозить отставкой. Перед июльским Пленумом 32 из 72 секретарей обкомов Российской Федерации поставили вопрос о привлечении Горбачева к ответственности. Этот Пленум принял решение о созыве внеочередного съезда партии в конце 1991 года, на котором смена руководства Центрального Комитета была, на мой взгляд, во многом предрешена.
|
Ни в малой степени не погрешу против истины, если скажу, что подавляющее большинство членов ЦК КПСС выступало против ослабления социалистических устоев жизни общества и развала Союза СССР, не было согласно с возникновением нового класса предпринимателей, с углублением социального расслоения, массовым обнищанием и безработицей.
И это в полной мере отражало те настроения, которые были характерны для значительной части рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции.
Люди не могли и, уверен, долго не смогут воспринимать всемирно пропагандируемые идеи о том, что собственник, а не труд людей, зарабатывающих себе на жизнь силами своих рук и ума, являются движущей силой общественного прогресса, что ничем не ограниченному рынку, социальному неравенству и безработице «нет никакой альтернативы».
Семьдесят послеоктябрьских лет не прошли даром. В общество глубоко вросли многие социалистические понятия, коллективистская психология, презрение к эксплуататорам и нахлебникам. Да, этот строй нуждался в радикальных изменениях. Да, многоукладность, равноправие различных форм собственности, демократические свободы, политический плюрализм, раскрепощение личности – все это отвечало требованиям времени. Но ведь все должно было находиться в рамках социалистической, а не откровенно прокапиталистической модернизации. Никто не сможет отрицать, что именно эти, а не какие-нибудь другие соображения, преобладали весной и летом 1991 года у большинства членов Центрального Комитета, которые давали острую и нелицеприятную оценку действиям своего Генерального секретаря.
В то же время было ясно, что такое несовпадение мнений большинства Центрального Комитета и лидера партии являлось противоестественными. Оно не могло долго продолжаться. За ним неизбежно следовало бы крушение партии, лишенной боеспособного руководства, либо устранение самого этого руководства.
|
Так и произошло. В августе 1991 года партия оказалась безоружной, неспособной противостоять развертыванию оголтелой кампании травли коммунистов и реставрации псевдодемократических, а по сути авторитарных порядков. Президент страны публично отказывается от выдвинувшей его на этот пост партии. Стало фактом парадоксальное явление – не руководитель оказался недостойным своей партии, а сама многомиллионная партия коммунистов была объявлена «недостойной своего лидера». То есть хотим мы того или нет, перед нами было предательство дела партии человеком, который был ей обязан всем своим существом и продвижением. Этим шагом был подписан приговор и самому президенту. Дни Горбачева на этом посту были сочтены.
Источник: Лукьянов А.И. «Август 91-го. А был ли заговор?» - М., Алгоритм, 2010.
Документ № 23.3
Мы подошли к водоразделу
(выступление А.И.Лукьянова на июльском (1991 г.) Пленуме ЦК КПСС
Вопросы к документу:
1.Какие политические платформы образовались в КПСС к июлю 1991 года?
2.Какие альтернативы общественного развития предлагали эти политические платформы?
3.Какие политические движения, оппозиционные КПСС, сложились в то время в СССР и какие они преследовали цели?
4.Какие альтернативы Союзному государству выделяет А.Лукьянов?
5.Когда была создана Коммунистическая партия РСФСР и какова ее дальнейшая история?
26 июля 1991 г.
Мы подошли к водоразделу, когда каждый из нас, каждый коммунист должен определить свою позицию. Сделать это обязывает время, глубокий кризис, охвативший практически все общество, падение доверия к органам власти, нарастание антикоммунистической истерии, ставшей в ряде мест легальной политикой государственного руководства. Обществу навязывают совершенно иные пути развития, проповедуется всеобщая денационализация, дефедерализация, десоветизация. Словом, отказ от многих и многих ценностей, которые прочно вросли в сознание и жизнь нашего народа. Водораздел, к которому мы подошли, должен обозначить, куда дальше пойдет партия: растечется ли она по нескольким рукавам или сохранит свое основное стержневое течение.
Обсуждаемый проект Программы и есть такой, на мой взгляд, водораздельный документ. Он позволяет сделать выбор, определиться по всем азимутам и прежде всего ответить на главный вопрос, ответить: чья мы партия? Партия трудящихся, рабочих, крестьян, интеллигенции или, как говорили совсем недавно, партия всего народа, включая быстрорастущее племя предпринимателей и дельцов теневой экономики. Ответить – стремимся ли мы к обновленному социализму, строю социальной справедливости и социальной защищенности человека труда или сворачиваем к обществу, в котором социализму места быть не может. Нам надо ответить, остаемся ли мы, двигаясь к смешанной, многоукладной экономике, на позициях приоритета общественных форм собственности либо этим приоритетом является частная собственность. Выбирая рыночную экономику, мы должны ясно сказать, является ли рынок целью или это средство для достижения благосостояния людей. Да и каким должен быть переход к рынку – диким и стихийным или регулируемым и управляемым? Твердо и четко надо ответить, какой мы видим нашу страну в будущем: союзным государством, обновленной федерацией равноправных и суверенных республик либо аморфным конфедеративным союзом государств с различными законами, банками, таможнями, сотнями тысяч беженцев.
|
Если мы ясно ответим на эти вопросы, если решительно объединимся на четких позициях, исключающих, естественно, коммунистический фундаментализм и всякий откат назад, нас поймут люди, за партией пойдут массы и не будет веры тем, кто под покровом либерально-демократических фраз пытается толкать нас совсем в другую сторону. Говорю об этом потому, что за последнее время, а за три месяца, прошедших после апрельского Пленума, особенно, противники нашей партии делают все возможное, чтобы доказать, что КПСС исчерпала себя и стала консервативной силой. К сожалению, и с этой трибуны я слышал такие голоса вчера. Делается все, чтобы отлучить коммунистов от демократии, внушить людям, что наша партия и демократия – это несовместимые понятия. Между тем если присмотреться, что делают те, кто клянется и божится демократией, то за словесным туманом все отчетливее выступают стремление к авторитаризму, грубый зажим иных мнений, идеологическая нетерпимость, то есть та самая демократура, которую в пылу откровенности вынуждены признавать даже сами ультрадемократы. Нагляднее всего это проявляется в их политике по отношению к Советам. И очень жаль, что в докладе проблема партии и Советов практически не была затронута. Вспомните, товарищи, Первый съезд народных депутатов СССР проходил под лозунгом «Полновластие Советам!». Радикалы шли с ним на выборы, требуя перехода власти от партийных комитетов к Советам. Но минует всего полтора года, и курс резко меняется. Что же произошло?
Возьмем местные Советы. Выдавив партийные органы из всей цепочки властных структур, политики новой волны продемонстрировали свое удивительное неумение ни управлять, ни решать жизненно важные для людей проблемы. Попытки превратить местные Советы в некие законодательные и распорядительные органы тоже не удались. Как-то Рой Александрович Медведев довольно справедливо подметил, что Моссовет три дня обсуждал, выносить ли бюст Ленина из зала заседаний, и три часа – ход подготовки к зиме, когда зима была уже за окнами.
Такая картина довольно типична. На фоне широковещательных обещаний многие Советы себя не оправдали. Но на обманутые надежды людей надо было как-то отвечать. И тогда появляется тезис о несостоятельности вообще советской представительной системы, вместо которой необходимо создать по западным образцам парламентскую, муниципальную систему, и процесс такой, как вы знаете, уже начался. Зачем? И с какой целью?
Одна из целей – вывести из-под контроля представительных органов решение практических вопросов перехода к рыночной экономике, в первую очередь разгосударствление и приватизацию. Создать жесткую систему выполнения команд сверху. А это значит, что под флагом укрепления исполнительной власти так или иначе начинается фактическое отстранение Советов и их депутатов от решения насущных вопросов общегосударственной и местной жизни. Одновременно развязываются руки для усиления давления на КПСС, на союзные органы, на армию, структуры государственной безопасности и внутренних дел.
И объявленная на днях президентом РСФСР департизация, товарищи, это лишь часть той кампании, направленной по существу против Советов, против партии, профсоюзов и других общественных организаций.
Кстати, слово «советский» уже изъято из названия восьми республик и пяти бывших автономий. В некоторых республиках президенты получили право роспуска не только местных, но и Верховных Советов. А возьмите Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР. Сегодня мы видим, с какой методичностью идет наступление новых политических лидеров и в целом оппозиции на высшие органы государственной власти страны. Им хочется немедленно распустить союзный парламент как слишком консервативный и недееспособный орган. При этом, конечно, умалчивается, что именно этот орган принял главные законы о движении к рынку, о предпринимательстве, о социальной защите граждан, что именно Верховный Совет, развивая демократию, гарантировал в новых законах национальное равноправие, право человека на объединение, свободу слова, свободу совести, свободу передвижения, что именно он заявил о необходимости прекратить войну в Афганистане. Однако эти факты нашим критикам нипочем. Их логика проста. Раз какие-то предложения радикалов не проходят, значит, нечего их отстаивать по правилам плюрализма. Надо сразу же требовать роспуска союзного, а теперь уже и некоторых республиканских парламентов. Интересно, какой бы шум подняла наша впечатлительная независимая пресса, если бы так действовали коммунисты!
Но вдумаемся, товарищи, поглубже. Что означал бы сейчас немедленный противоправный роспуск Съезда и Верховного Совета СССР. Он означал бы одно – гибель единственных конституционных структур, где пока еще представлены все пятнадцать союзных республик и другие национально-государственные образования, структур, которые олицетворяют общесоюзные интересы, целостность Союза, его международные обязательства.
Поверьте, я далеко не в восторге от работы Верховного Совета и своей работы в нем. Но объективность требует сказать: он был и остается одним из важнейших инструментов стабилизации обстановки в обществе, стабилизации, которая поперек горла немалому числу наших политических противников. Поэтому неслучайно они в последнее время усиливают попытки вбивать клин между Верховным Советом и правительством, между Верховным Советом и президентом страны. Замечу, что вбивается и очень опасный клин между Генеральным секретарем ЦК и партией в целом.
Известно, что такие голоса звучат не только, так сказать, слева (а тут левые и правые перепутались), они раздаются и справа. Но давайте поставим вопрос честно и прямо: что значит для партии потерять сегодня президента и что значит для президента потерять партию? Учитывая нынешние реалии, глубоко убежден, что для президента Горбачева потерять партию значило бы лишиться самой серьезной опоры в обществе, опоры в массах со всеми вытекающими отсюда последствиями. (Аплодисменты.)
В целом считаю, что имеющиеся в проекте Программы формулировки по вопросам государства, права и управления, а также функционирования Советов, должны быть гораздо жестче и определеннее. Они должны учитывать и традиции, реальности жизни, и необходимость совершенствовать систему Советов прежде всего как систему представительства трудящихся. Из программного документа должно быть ясно, что КПСС намерена возглавить борьбу за демократию и законность, за сохранение Советов народных депутатов, что партия решительно выступает против любых посягательств на орган народовластия и, укрепляя исполнительную власть, будет последовательно развивать демократические, советские начала в организации нашего государства.
Практическим испытанием этой политики станет, несомненно, выборная кампания, в результате которой должны быть сформированы Советы всех уровней. Уже сегодня ясно, что коммунистам придется отстаивать своих представителей на выборах в очень тяжелой борьбе.
Вы видите, товарищи, по прессе, что наши оппоненты не только это прекрасно понимают, но и разворачивают серьезную подготовку к будущей избирательной кампании. При этом они не скрывают своих расчетов на то, что коммунисты, как и на прошлых выборах, будут заниматься самоедством, вести работу непрофессионально и недостаточно гибко.
Вот почему Центральному Комитету КПСС надо уже сейчас очень ответственно подойти к этим вопросам. Возможно, посвятив им специальный Пленум.
Острейшей проблемой станет работа в территориальных округах. Но в то же время хочется еще и еще раз подчеркнуть, какой бы стороны наших действий мы ни коснулись, будь то движение к рынку, укрепление союза республик, работа в Советах или на выборах, ничего у нас, товарищи, не получится, если не будет демократического единства в самой партии, если не будет дисциплины и сплочения в наших партийных рядах.
И, думаю, то, что здесь говорилось об Уставе, совершенно правильно. Уже в ближайшее время советские люди должны почувствовать, что партия на деле борется за прекращение падения жизненного уровня трудящихся, за наведение строжайшего общественного порядка, что она ни в коем случае не допустит развала нашего Союза. А для всего этого нужна единая, хорошо организованная и целеустремленная партия.
Поэтому я заканчиваю тем, с чего начал, – мы пришли к водоразделу. Давайте четко и честно определимся. Нам необходима новая степень взаимного доверия партийного товарищества. Только так мы сможем сохраниться как партия демократии, как партия социализма. (Аплодисменты)
Источник: Правда, 29 июля 1991г.
Документ № 23.4
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!