Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Сельское хозяйство СССР в 1946 г.

2017-10-17 420
Сельское хозяйство СССР в 1946 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

По всем категориям хозяйств в 1946 г. было заготовлено 17,5 млн.т. зерна (1940 г. - 36,41 млн. т., 1945 г. - 20 млн. т.) при валовом сборе 39,6 млн. т.

 

Источник: Статистический сборник. М., 1971. С 152

 

Документ № 22.4

Внешнеэкономическая политика Советского Союза. 1946 г.

 

...Советский Союз в 1946-1947 гг. поставил Польше 900 тыс. т зерна; Румынии в 1945 г. - 300 тыс. т. (в порядке займа), в 1946 г. - 50 тыс. т. В 1947 г. Чехословакии - 600 тыс. т. зерна. В 1946 г., «учитывая тяжелое продовольственное положение во Франции и просьбу французского правительства», поставили 500 тыс. т.

В целом в 1946 г. экспорт зерновых из СССР составил 1,7 млн.т. (10% заготовленного в этом году).

Источник: Внешняя политика Советского Союза Документы и материалы. М., 1952. С 123.

 

Документ № 22.5

Из закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.

 

В августе 1945 г. Госплану была поручена разработка проекта плана восстановления и развития народного хозяйства СССР. Четвертый пятилетний план на 1946-1950 гг. был принят сессией Верховного Совета Союза ССР в марте 1946 г.

18 марта 1946 г.

... 4. СССР снова вступил в период мирного социалистического строительства, прерванного вероломным нападением гитлеровской Германии...

Верховный Совет СССР устанавливает, что основные задачи пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 состоят, в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах.

В этих целях необходимо

1.Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, без которых невозможно быстрое и успешное восстановление и развитие всего народного хозяйства СССР.

2. Добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления, для обеспечения материального благополучия народов Советского Союза и создания в стране обилия основных предметов потребления.

3. Обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР, как условие мощного подъема производства и повышения производительности труда, для чего необходимо не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами СССР.

4. Завершить в 1946 г. послевоенную перестройку народного хозяйства, использовать производственную мощность военной промышленности для дальнейшего увеличения экономической силы Советского Союза.

5. Обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение Вооруженных Сил Советского Союза новейшей военной техникой.

6. Обеспечить высокие темпы накопления, предусмотрев объем централизованных капитальных вложений для восстановления и развития народного хозяйства СССР на пятилетие в размере 250,3 млрд. руб. и ввод в действие восстанавливаемых и новых предприятий стоимостью 234 млрд. руб. (в сметных ценах 1945 г.); всемерно развивать строительную индустрию, уделять особое внимание внедрению -> передовой строительной техники и механизации строительных работ, а также созданию производственной базы по выпуску строительных механизмов.

7. Всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства городов и сел и увеличения жилищного фонда страны; создать массовое фабрично-заводское изготовление жилых домов; оказать государственную помощь рабочим, крестьянам и интеллигенции в индивидуальном жилищном строительстве.

8. Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, для чего всемерно поднять пищевую промышленность, развернуть массовое производство предметов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот; отменить в ближайшее время карточную систему, заменив ее развернутой культурной советской торговлей.

9. Укрепить в промышленности и на транспорте постоянные кадры рабочих на основе улучшения организации труда и обеспечения на предприятиях лучших жилищных и материальных условий; обеспечить рост высококвалифицированных технических кадров.

10. Повысить производительность труда на основе полного использования 8-часового рабочего дня, всесторонней механизации трудоемких отраслей промышленности, дальнейшей электрификации народного хозяйства и интенсификации производственных процессов...

Источник: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1968. Т. 3. С. 250-252

 

Документ 22.6

Шабров Е.В. о создании ракетной техники в СССР

Шабаров Евгений Васильевич — заместитель генерального конструктора НПО «Энергия», Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.и

 

В 1946 году, в целях форсирования работ по ракетной технике, бы­ли приняты соответствующие решения ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР. В развитие этих решений были созданы ряд НИИ и КБ, выбра­ны заводы-изготовители, определена необходимость строительства ис­пытательного полигона, назначены главные конструкторы разработки ракеты и ее систем и агрегатов наземного оборудования. Главным кон­структором баллистических ракет дальнего действия был назначен С.П.Королев, главным конструктором двигателей для этих ракет — Глушко В.П., главным конструктором систем управления — Пилю­гин Н.А., главным конструктором командных приборов — Кузне­цов В.И. В дальнейшем главным конструктором радиотехнических средств был назначен Рязанский М.С. Главным конструктором назем­ных агрегатов, обеспечивающих предстартовую подготовку и пуск ракет, назначен Бармин В.П. Ряду проектно-конструкторских организаций была поручена разработка отдельных агрегатов, входящих в комплекс наземного оборудования — это установщик, транспортные агрегаты и т.д., но под головным руководством Бармина В.П. Главным конструкто­ром наземных источников питания был назначен Гольцман A.M., глав­ным конструктором взрывательных устройств — Лихницкий М. В том же 1946 году большая группа наших специалистов была направлена вГерманию для изучения немецкой баллистической ракеты ФАУ-2, на­земных агрегатов и организации летных испытаний, отбора трофейных материалов и оборудования. К концу 1946 года эти специалисты были возвращены и доставлена отобранная трофейная техника. В конце I946 года в нашу страну были привезены немецкие специалисты, участ­вовавшие в создании ракеты ФАУ-2, однако какой-либо существенной помощи они не оказали. В начале 1948 года они были убраны из всех организаций, занимавшихся созданием ракетной техники в СССР.

Началось планомерное освоение ракетной техники уже не силами групп специалистов, а силами целых организаций и предприятий. Нача­лось также переоборудование заводов, предназначенных для изготовле­ния и сборки ракет, двигателей, систем управления, приборов, агрегатов наземного оборудования под новые технологические процессы, под но­вые материалы. Большое внимание уделялось и созданию эксперимен­тальной базы, необходимой для отработки создаваемых образцов и про­ведения летных испытаний. Были спроектированы и построены стенды для проведения огневых испытаний двигателей, огневых испытаний ра­кеты в целом, для отработки приборов управления. В мае I946 года на­чалось строительство испытательного полигона, начальником которого был назначен генерал-полковник Вознюк В.И. При определении гео­графического положения испытательного полигона исходили из сле­дующих основных условий: наличие транспортных магистралей и в пер­вую очередь железных дорог, достаточно близкое расположение от ка­кого-либо индустриального центра с целью использования его промыш­ленного потенциала, наличие свободных от хозяйственного оборота зе­мельных площадей для отчуждения их под различные объекты полиго­на, жилой городок, позиции для подготовки ракеты к пуску, районы па­дения и т.д. и для обеспечения необходимых зон безопасности. Трасса полета, исходя из условий безопасности, не должна была проходить над населенными районами и пунктами. В случае возникновения каких-либо аварийных ситуаций во время пуска и полета ракеты должно быть исключено падение обломков ракеты на населенные пункты. Исходя из всех этих условий, был выбран большой земельный участок в районе села Капустин Яр Астраханской области примерно в I00 км от города Сталинграда. Трасса полета была направлена на восток. Был также от­чужден район падения корпуса и головной части ракеты. Так начиналось создание ракетной техники в СССР. Обычно историю создания баллистических ракет дальнего действия в СССР разделяют на два этапа. Первый этап — это создание ракет первого поколения. К этому этапу обычно относят одноступенчатые ра­кеты периода с 1946 по 1956 год. Второй этап — создание ракет второго поколения. К этому этапу относят многоступенчатые баллистические ракеты.

Создание баллистических ракет дальнего действия потребовало от промышленности страны разработки новых материалов, новых радио­технических элементов, приборов и ряда других устройств, а также вы­звало необходимость освоения новых компонентов топлива, их расши­ренного производства, хранения, транспортировки.

Все это было не так просто, требовало от промышленности страны больших усилий и материальных затрат, организации новых предприятий или усиление мощностей существующих.

Реализация всех этих задач потребовала соответствующих коорди­национных организаций, с помощью которых осуществлялась коорди­нация всех работ по созданию ракетной техники в масштабах целого го­сударства. По существу, возникала новая самостоятельная отрасль -ракетостроение. Ее создание и развитие находилось под постоянным контролем партийных и государственных органов.

Создание ракеты Р-1 началось с освоения документации немецкой ракеты ФАУ-2 и сборки ее из трофейных материалов. Эта ракета полу­чила индекс А-4. Всего было собрано 11 таких ракет. Их летные испы­тания были начаты в октябре 1947 года. Перед первым пуском были проведены огневые стендовые испытания собранной ракеты, но без хвостовой части, на стенде, построенном к тому времени на испыта­тельном полигоне. Целью этих испытаний была проверка качества сборки ракеты, ее систем и агрегатов, а также проверка и отработка схемы запуска двигательной установки, тренировки боевых расчетов, проводивших запуск. Все трофейные образцы наземных агрегатов для ракеты А-4 были доставлены на специализированные заводы, где была проведена их разборка, ревизия и новая сборка. Для проверки сопряже­ния этих агрегатов с ракетой были проведены комплексные примероч­ные испытания. В июле—августе 1947 года эти агрегаты были доставле­ны к месту испытания. С 18 октября по 13 ноября 1947 года были про­ведены летные испытания этих ракет. Из 11 пущенных ракет 5 достигли цели, отдельные пуски были неудачными, т.е. ракета А-4 имела низкую надежность. В то же время реализация этого этапа позволила отладить технологию изготовления ракеты, ее систем и агрегатов, уточнить тех­ническую документацию. При подготовке этих ракет к пуску были за­ложены и проверены на практике основные принципы проведения на­турных испытаний ракеты, взаимоотношений большого количества ор­ганизаций и ведомств, участвующих в работе но изготовлению и испы­таниям ракеты, а также в создании и отработке агрегатов и систем на­земного оборудования. Летные испытания ракеты А-4 проводились на полигоне, который еще только строился: жилья не было, стационарных служебных помещений также не хватало. Испытания ракет проходили в деревянных ангарах. Обслуживающий персонал, испытатели, руководи­тели жили в специальном поезде, где помимо спальных нагонов были штабные вагоны, вагоны-мастерские и лаборатории, узел связи и т.д.. то есть все, что необходимо было для технологического процесса подго­товки ракеты к пуску. Специальный поезд был изготовлен в Германии Два раза в день, утром и вечером, специальными цистернами к нему подвозилась вода для питьевых нужд и технических целей. Стартовая площадка, откуда проводился запуск, находилась на расстоянии 8 — 10 км от спецпоезда. В дальнейшем было принято решение о переносе м от спецпоезда. В дальнейшем было принято решение о переносе стар­товой площадки на более значительное расстояние — порядка 30—35 км.

На месте первого в СССР пуска баллистической ракеты дальнего действия в настоящее время смонтирован пусковой стол с установлен­ной на нем ракетой. На пьедестале сделана соответствующая надпись.

Одновременно со сборкой ракеты А-4 и ее летными испытаниями в институтах и КБ развернулись работы по переводу немецкой техниче­ской документации на отечественные материалы, допуски и стандарты. Ракеты, изготовленные по этой документации, получили индекс Р-1. То же самое было сделано с документацией и на наземные агрегаты. К се­редине 1948 года было изготовлено 9 таких ракет.

В августе 1948 года эти ракеты, а также агрегаты наземного обору­дования были доставлены на полигон. Перед началом летных испыта­ний ракет были проведены их огневые испытания на стенде без хвосто­вого отсека. Летные испытания проводились с 9 октября по 5 ноября 1948 года. Из 9 ракет только одна достигла цели, т.е. надежность их ока­залась очень низкой. В связи с этим были проведены целые серии кон­структивных доработок и технологических мероприятий. Большое вни­мание было уделено ужесточению технологического процесса по изго­товлению ракет, повышению объема и качества контрольных операции при их сборке. С учетом всех этих изменений ракета получила индекс — ракета Р-1 второй серии. Было изготовлено 20 таких ракет. Летные ис­пытания проводились в два этапа. Первый этап — 10 ракет так назы­ваемых пристрелочных и 10 — второго этапа, зачетных. Летные испыта­ния проводились с 10 сентября по 20 октября 1949 года. Из 20 ракет этой серии 17 достигли цели. Ракета Р-1 второй серии была принята на вооружение Советской армии. Основные ее характеристики: вес голов­ной части — 1 т, дальность полета — 270 км, стартовый вес — 13.5 т. компоненты топлива — кислород, спирт. Следует отметить, что летные испытания проводились в сравнительно теплое время года. Оставшиеся не выясненными вопросы — а каковы будут результаты при проведении пусков ракеты в зимних, т.е. в крайних условиях — были решены позже. Для проверки этого были проведены с 29 января по 2 февраля 1951 года летные испытания ракеты Р-1 третьей серии. Всего было испытано 5 таких ракет. Все запуски были успешными.

Для более полной отработки эксплуатационной документации, технологии испытания, обучения испытательных расчетов, а также про­верки документации качества сборки в условиях серийного производст­ва были изготовлены новые ракеты Р-1 — так называемая серия кон­трольных испытаний. Всего было изготовлено 11 ракет этой серии, а летные испытания проводились с 3-го по 27 июня 1951 года. Все II ра­кет достигли цели. Пуски этих ракет осуществлялись персоналом бригад особого назначения Советской армии, созданных для войсковой экс­плуатации этого вида вооружения. Всего таких бригад было создано три.

При разработке ракеты Р-1 уже функционировал созданный С.П.Королевым Совет Главных конструкторов. Они определяли всю техническую политику и руководили всем ходом работ по каждому направлению, что позволяло быстро и оперативно решать все возникаю­щие технические и организационные проблемы без бюрократизма и проволочек.

Опыт разработки натурных испытаний показал, что этот ракетный комплекс обладал рядом существенных недостатков, — в частности, сложность конструкции корпуса ракет, сравнительно небольшая даль­ность полета и низкие точностные характеристики, малая энергетика двигателей, большие инструментальные погрешности в системах управ­ления. Данный ракетный комплекс обладал также существенными экс­плуатационными недостатками — так, практически все операции дос­тавки ракеты к пуску проводились вручную. Не было достаточно объек­тивных методов контроля результатов испытаний. Существующая ра­диотелеметрическая система была малоинформативна — всего 8 каналов контроля аналоговых параметров, 4 датчика давления и 4 датчика от­клонения рулей. Это затрудняло, а часто и вовсе не позволяло опреде­лить место и причину возникновения дефекта. Но работа над созданием ракеты Р-1 позволила накопить большой практический опыт в этой об­ласти, отладить все технологические процессы изготовления, создать основные предпосылки для перехода к новым конструкциям, целям и задачам. Наличие ракеты Р-1 позволило также использовать ее для осу­ществления ряда научных экспериментов по целевым программам АН СССР.

Источник: Исторический архив. 2000. №1. С.30-34.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.