Костяные изделия Самосдельского городища — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Костяные изделия Самосдельского городища

2017-10-17 148
Костяные изделия Самосдельского городища 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из наименее изученных категорий находок на Самосдельском городище являются костяные изделия. Цель настоящей работы - представить костяные изделия и предметы косторезного производства Самосдельского городища.

Источниковая база настоящего исследования представлена 383 единицами.

В основу распределения находок по категориям и типам был положен принцип их функциональности и морфологического сходства. На нем же базируется классификация изделий Болгара и Саркела, составленные соответственно И.А. Закировой (Закирова, 1988. С. 220-221) и В.Е. Флеровой (Флерова, 2001. С.34-38). Для построения классификации косторезных предметов с Самосдельского городища такой принцип также вполне применим.

Все предметы из кости с Самосдельского городища делятся на 5 групп (Архив АЛ АГУ. Ф.1): предметы быта (7%); вооружение и детали конской сбруи (2%); украшения, амулеты, игры (34%), предметы неясного назначения (357%); отходы и брак (21%).

Группы выделяются по основным направлениям деятельности (Флерова, 2001. С. 34). Группы разделены на категории предметов, которые, согласно типологическому методу В.А. Городцова, выделяются по назначению типов предметов. В этих категориях выявляются типы изделий, которые рассматриваются, согласно определению типов, как вещи одного назначения, однородные по виду и различающиеся в деталях (Щапова, 2000. С. 13). Предметы одного типа могут делится на подтипы по мелким морфологическим различиям.

Типологизация костяных изделий стала одной из основных проблем исследования косторезного производства на Самосдельском городище. Некоторые предметы из кости довольно сложно отнести к определенным категориям изделий, что связано с их многофункциональностью. Вторая проблема - датировка большей массы изделий, состоящей во многом из предметов неясного назначения, отходов и заготовок, обнаруженных на разных уровнях многослойного памятника, в нижних слоях которого отсутствует нумизматический материал.

В типологизации костяных изделий имеют значение и характеристики сырьевого материала. Так, основными типами костной ткани, с которой работали резчики кости являются: 1) животная кость – кости скелета животных; 2) плотный рог – рога животных, таких как сайгаки; 3) полый рог – рога крупного и мелкого рогатого скота: коров и баранов; 4) зуб – клыки медведя и собаки[9].

Группа 1. Предметы быта (28 экз.) (рис. 1). Костяной цельносоставной нож имеет плоскую и плохо обработанную одну сторону, и выпуклую, зашлифованную орнаментированную другую сторону. (Рис. 1, 1). На выпуклой стороне – циркульный орнамент составляет геометрическую композицию в виде ромбов, с окружностями по углам, а также в виде трех горизонтальных рядов соединенных между собой прочерченными линиями окружностей. Верхушка рукояти закруглена и имеет сквозное отверстие, вероятно для подвешивания ножа. По бокам отверстия также имеется по одной окружности.

Лезвие ножа заострено с одной стороны так, что часть орнамента оказалась утрачена. Возможно, первоначально это была накладка на некий предмет, а использование предмета в качестве ножа дало ему вторую жизнь. Нож мог использоваться для мездрения кож или в качестве инструмента для чистки рыбы и выделывания рыбьей кожи. Цельносоставные ножи из ребер животных для разделки и обработки шкур найдены на салтовском селище у с. Новолимаревки (Красильников, 1979. С. 77-91), а также имеют место в булгарской коллекции костяных изделий (Руденко, 2005. С. 88. Табл. 12) и в коллекциях Царевского городища (Федоров-Давыдов, Вайнер, Мухамадиев, 1970. С. 162. Табл. 1, 1).

 

Рис. 1. Костяные предметы быта

 

Известно, что на Ямале были найдены специальные костяные рыбные ножи (Алексашенко, 2002. С. 6-18). В силу того, что население Самосдельского городища активно потребляло крупную рыбу, что следует из археозоологических исследований, вполне вероятно, что данный нож мог использоваться в качестве инструмента обработки рыбьей кожи или просто при разделке рыбы.

Кочедыки для плетения сетейобнаружены на Самосдельском городище в 3 экземплярах (рис.1, 2). Все три изделия выполнены из рога, нижний конец заготовки, как правило, косо отпилен, образуя острый край, в котором просверлено сквозное отверстие.

Подобное орудие в коллекции Болгара происходит из слоя второй половины XIV в. (Закирова, 1988. С. 225. Рис. 98, 5). Кочедыки встречаются в коллекции городища Иднакар. Однако, несмотря на морфологическую схожесть, эти изделия изготовлены из костей скелета и нередко украшены тамгообразными знаками (Иванова, 1998. С. 155-157. Рис. 62-64).

Фрагмент игольницы представляет собой стенку данного изделия (рис. 1, 3). Его поверхность украшена рядом циркульного орнамента, под которым прочерчены две пары поперечных параллельных линий, соединяющихся косой лесенкой. Ниже, по всей видимости, орнамент должен был повторяться. Об этом можно судить по ряду циркульного орнамента и еще двух парных прорезных линий. Толщина стенки изделия — 0,1 см.

Игольники относятся к категории предметов, связанных преимущественно с работами по ткани и коже. Они встречаются по всей территории Восточной Европы, такими изделиями пользовались и в Саркеле. Они обладали схожей формой и делались из трубчатых костей птиц и животных (Флерова, 2001. С. 78-80. Табл. 37). В коллекции болгарских изделий также имеются игольники. Их форма и размеры совпадают с данными фрагмента самосдельской игольницы (Беговатов, Кочкина, 1997. Рис. 66, 1). Аналогичный предмет имеется в коллекции Увекских костяных предметов (Я 65/СМК 52041). Подобное изделие было обнаружено в г. Костроме при земляных работах на берегу р. Сулы в конце XIX в., от него также остался фрагмент верхней части и стенки (Фехнер,1952. С. 101-108).

Костяные рукояти ножей (9 экз). изготавливались из плотного рога оленя (сайгака) либо из распрямленных ребер (Рис. 1, 4-8). Было выделено два типа рукоятей, которые различаются по принципу изготовления и сырьевому материалу. Тип 1 - рукояти, выполненные из плотного рога (2 экз) (рис. 1, 4). Для изготовления таких рукоятей использовалась верхняя часть рога, которая отпиливалась и зашлифовывалась. В нижнем срезе просверливалось отверстие для железного черенка.Обе рукояти Самосдельского городища выполнены одинаково. Одна рукоять длиной – 7,5 см, диаметр основания – 0,65 см. Вторая имеет длину 5,35 см, диаметр основания – 1,35 см. В основании рукояти сохранился фрагмент железного черешка лезвия.

В коллекции имеется также 5 заготовок под рукояти неких предметов, выполненные из плотного рога. Все они выполнены по тому же образцу, но представляют разные стадии производства предметов.

Роговые рукояти были известны в Саркеле (Флерова, 2001. С. 70. Рис. 28), Аргыжском, Буйском, Никульчинском ананьинских городищах (Ашихмина, Черных, Шаталов, 2006. С. 186-187. Рис. 65-66).

Тип 2 - рукояти, выполненные из распрямленных ребер крупных животных (7 экз.) (рис. 1, 5-8). Этот тип содержит в себе два подтипа: 1) рукояти овальные в сечении, у которых верхний конец заужен и закруглен, имеет следы затесывания, а по бокам основания верхнего конца имеются плечики — выступы (рис. 1, 5) (5 экз.). Подобные рукояти имеются в болгарской коллекции (Закирова, 1988. С. 222-223. Рис. 96); 2) рукояти, овальные в сечении с закругленным верхним концом – 2 экз. (рис. 1, 7-8).Аналогии известны в Саркеле(Флерова, 2001. С. 70-71. Рис. 27, 29), в Рязани (Монгайт, 1955. С. 134. Рис. 97), Волжской Болгарии (Закирова, 1988. С. 222-223, Валеев, 1975. С. 121. Рис. 48), в коллекции Царевского городища (Федоров-Давыдов, Вайнер, Мухамадиев, 1970. С. 162. Табл. 1, 2). Похожей формы предметы встречаются также на Водянском городище (ВОКМ № 32448/31; ВОКМ № 32448/7).

Затыльники – детали составных рукоятей либо, как считает И.А. Закирова, навершия для деревянных рукоятей (Закирова, 1988. С. 222) (рис. 1, 9) – 4 экз. Это плоские отшлифованные предметы овальной формы с двумя заостренными противоположными краями с отверстием либо отверстиями в центре. И.А. Закирова отнесла данные предметы к группе 1 «Орудия труда и домашнего обихода, категории 2 «Затыльники рукоятей ножей» и выделенным в этой категории типам I и II. Данные типы И.А. Закировой выделены по количеству отверстий в затыльниках (Закирова, 1988. С. 223-224). Подобные затыльники имеют место в коллекции Царевского городища (Федоров-Давыдов, 1994. С. 174-175. Рис. 34; Федоров-Давыдов, Вайнер, Мухамадиев, 1970. С. 163. Табл. 2, 1); Водянского городища (ВОКМ №24053/45; ВОКМ № 6908/5 н/в;ВОКМ № 14263/5); в увекской коллекции (№7273-151; №7273-15; №7273-44; №5363-63; СМК № 75784/17).

Шило из кости рыбы (1 экз.). Подобные изделия известны с глубокой древности и могли использоваться в качестве орнаментиров по глине (Ашихмина, Черных, Шаталов, 2006. С. 44-45. Рис. 37).

Бараньи лопатки со следами обработки или тупики – 7 экз. имеютверхнюю сильно затесанную поверхность так, что ость лопатки практически незаметна или вовсе отсутствует (рис. 1, 10-12). Известны аналогии таким лопаткам в Волжской Булгарии (Закирова, 1988. С. 226) и в Саркеле (Флерова, 2001. С. 89-91. Рис. 43). В.Е. Флерова указывается на то, что они могли использоваться также как разбильники и лещетки для обработки сыромятных ремней и плетеных веревок (Флерова, 2001. С. 89-91. Рис. 43).

К данной категории относятся еще два инструмента, выполненных из метаподии лошади (2 экз) (рис. 1, 13). Оба предмета представлены фрагментами. На выпуклой поверхности одного из них расположены 14 глубоких нарезок, на поверхности второго – 12 таких же нарезок. Подобные предметы имеются в коллекции Саркела – Белой Вежи и коллекции булгарской кости (Флерова, 2001. С. 84-87. Рис. 39-41; Закирова, 1988. С. 226. Рис. 98, 10). С.А. Семеновым они интерпретируются как инструменты для тиснения кожи. Однако, Флерова В.Е. предложила их использование в качестве инструментов для мятья, размягчения, разминания и растягивания кожи. Учитывая их небольшие размеры, согласно В.Е. Флеровой, изделия могли использоваться при обработке относительно нешироких полос кожи.

В нашем случае от одного из них, сохранился конец, за который орудие держали, поскольку расстояние между полем, занятым нарезками и концом кости, равно 8,5 см. Второй же, наоборот, представляет собой рабочий конец.

Сумак – 1 экз.(рис. 1, 14) –представляет собой берцовую баранью кость, один конец которой с боку имеет широкое отверстие, которое выходит на внутреннюю полость. Края отверстия зашлифованы и ровные. Другой конец обломан. Ширина диафиза в центре диафиза – 1,2 см. Ширина отверстия – 1,1 см. Длина отверстия – 1,3 см. Подобные изделия использовались как сливы для нечистот в детской люльке. Они встречаются в на археологических памятниках Тувы, Поволжья, Крыма, Северного Кавказа, Саркела. В.Е. Флерова указывает на использование подобных предметов в животноводстве для дойки кобылиц (Флерова, 2001. С. 78. Рис. 35, 1-3).

Рис. 2 Предметы вооружения и детали конской сбруи

Группа 2. Предметы вооружения и детали конской сбруи –8 экз. (рис. 2). Накладки (рис. 2, 1-2)представлены в 2 экземплярах.Фрагмент накладки из плотной кости имеет вид обломанной пластины. Внешняя сторона изделия орнаментирована рядом циркульного орнамента, который обрамлен изогнутыми линиями в виде английского буквы S. Внешняя поверхность зашлифована. Толщина изделия — 0,2 см. Аналогичные изделия есть в болгарской коллекции костяных изделий (Валеев, 1975. С. 121. Рис. 48; Руденко, 2005. С. 67-97), в Саркеле (Флерова, 2001. рис. 14).

Вторая накладка представлена фрагментом выгнутой костяной пластины прямоугольной формы с двумя сквозными отверстиями. Ширина изделия — 2,2 см. Толщина изделия — 0,3 см. D отверстий — 0,4 см. Аналогии данной накладке имеются среди изделий из кости Царевского городища (Федоров-Давыдов, Вайнер, Мухамадиев, 1970. С. 163. Табл. 2, 5).

Костяные петли на колчан (4 экз.): 2 фрагмента и один почти целый экземпляр (рис. 2, 3-5). Последний имеет фигурную форму. Одна боковая сторона ровная, прямая, вторая имеет выпуклый изгиб. Концы скошенные. Один конец обломан и имеет два сквозных отверстия. Второй – одно отверстие. В средней части, где имеется изгиб расположено три отверстия – два неправильной круглой формы, посередине грушевидной формы. Внешняя сторона – более выпуклая и хорошо зашлифована. Длина – 18,3 см. ширина макс – 2 см. Толщина – 0,7 см. Диаметр отверстий – 0,4 см (рис. 2, 3).

Вторая петля имела Т-образное отверстие, обломанный конец со следами от отверстий. Толщина изделия 1,5 см. Максимальная ширина изделия - 3,98 см Длина изделия 20,2 см, ширина одного отверстия 0, 69 см, ширина другого отверстия 0,73 см. Ширина отверстия без выступа 0, 69 см, с выступом 1,22 см, длина отверстия 2,14 см, ширина выступа 0,61 см. (рис. 2, 4).

От третьего экземпляра сохранилась центральная часть. В центре изделия - отверстие неровной формы. Длина отверстия – 1,3см. Максимальная ширина отверстия – 0,6см. Оба обломанных конца также имеют отверстия. Диаметр обоих отверстий – 0,4см. Ширина центральной части изделия – 1,9см. Максимальная толщина изделия – 0,5 см.

От последней петли остался лишь боковой фрагмент. На одном конце изделия имеется сквозное отверстие, на обломанном конце расположено еще отверстие, по краю имеется орнамент в виде елочки. Длина фрагмента – 7,57 см, Максимальная ширина изделия – 1,85 см, минимальная ширина изделия –0,46 см. Диаметр целого отверстия – 0,26 см. Диаметр второго отверстия – 0,39 см (рис. 2, 5). Все петли имеют аналоги в коллекциях булгарских и древнерусских городов (Культура Биляра, 1985. С. 136).

Навершия нагайки представлены двумя экземплярами. Оба имеют бочонковидную форму со сквозным цилиндрическим отверстием вдоль изделия и с четко выделенным венчиком (рис. 2, 6). В средней и самой широкой части расположен с одной стороны обломок костяного отростка нагайки с цилиндрическим сквозным отверстием вдоль. Ширина первого изделия - 3,7 см; ширина второго - 6,6см. Длина первого изделия – 6,3. Диаметр отверстия первого предмета – 1,5 см. Диаметр отверстия второго предмета – 1,7 см. Поверхность обоих предметов имеет следы шлифовки. Аналогичные изделия имеются среди вещей из Биляра. Исследователями вооружения с этого памятника такие навершия были отнесены к группе II – костяные навершия плетей, тип 2 – бочонковидные с боковым отростком (Культура Биляра, 1985. С. 206-207). В коллекции Болгара также имеется подобное навершие (Полубояринова, 1986. № 2. С. 258. Рис. 3). Согласно мнению М.Д. Полубояриновой, эти изделия датируются XI-XIII вв (Полубояринова, 1986. № 2. С. 259).

Похожее навершие имеется в коллекции Старой Рязани, Увека (ст.№7273,153), но они отличаются меньшей выпуклостью форм и загнутым вниз «носиком» изделия (Монгайт, 1955. С. 134. Рис. 97).

Группа 3. Украшения, амулеты, игры (155 экз) (рис. 3). Описание начнем с украшений и деталей туалета (31 экз.). Пуговицы на Самосдельском городище представлены круглыми изделиями конусообразной формы, а также уплощенные с выпуклой внешней поверхностью и одним сквозным отверстием в центре (рис. 3, 1-5). Аналогичные предметы имеются в Болгаре и Биляре (Закирова, 1998. С.231-232. Рис. 102, 8-11, 15-16), Саркеле (Флерова, 2001 С. 102); Смоленске (Асташова, 1993. С. 76. Рис. 7).

Рис. 3. Украшения, предметы туалета

Подвески из раковины каури (рис. 3, 9-10) (3 шт.). Подвески из данного материала встречаются как в этнографических, так и археологических материалах всего мира. Часто они несли сакральный характер. Так, например, раковины каури известны как обереги с глубокой древности в Средней Азии, Южной Сибири, на Алтае. Интересно, что по этнографическим данным, название раковин каури у всех практически тюркоязычных народов едино – «змеиная голова» (елан пош - сиб.-тат.; йылан баши - туркм.; илон баши - узб.; жиландыш баши - кирг.; жылан басы - казах.), что безусловно, связано с внешним сходством раковины каури с головой змеи, открывшей пасть. В связи с этим в литературе высказано мнение, что использование раковин каури в качестве оберегов восходит к бытовавшим в прошлом культам змеи, следы почитания которой сохранились почти у всех народов, например, Средней Азии. Не пытаясь оспорить эту точку зрения, заметим, что одно из принятых в биологии русских названий раковины каури (помимо латинского Cypraea moneta) - ужовка, что примыкает по смыслу к приведенным выше тюркским терминам, но никак не увязывается с архаичным культом змеи в Средней Азии, или же выводит нас на более широкий круг аналогий (Смирнова, 1999. С. 96).

Аналогичные подвески известны на Селитренном городище (Полубояринова М.Д.,С. 68), на Алтайском памятнике Чоба-Баш (Борисенко, Худяков, 2001. С.253-257).

Шпильки для волос представлены в двух экземплярах.Одна имеет вид стержня длиной 9,8 см (рис. 3, 6). Он вырезан из фрагмента трубчатой кости, с одной стороны заострен. На другом конце имеется навершие в виде уплощенного четырехлепесткового цветка, которому предшествует уплощенная площадка, прямоугольной формы со сквозным отверстием в центре, диаметром 0,4 см. Лепестки имеют подквадратную форму. Ширина боковых граней верхних лепестков - 0,7-0,8 см. Ширина боковых граней нижних лепестков – 0,4 см. Длина плоской площадки перед навершием – 1,2 см. Диаметр острия - 0,4 см. Очевидно, что изделие было изготовлено на токарном станке. Поверхность изделия заполирована и имеет красновато-коричневый оттенок.

Такие поделки из Старой Ладоги были определены О.И. Давидан как шпильки для волос или булавки, которые применялись при прядении (Давидан, 1966. С. 103-115). Похожее изделие было обнаружено на территории Свинуховского городища. Однако, его уплощенный верхний конец с отверстием имеет квадратную форму без выделения в нем лепестков. Автором это изделие интерпретировано как проколка (Никольская, 1953. С. 86-96).

В Биляре такие предметы имеют круглый в сечении стержень и плоское навершие, ромбообразную либо пирамидальную верхнюю часть, прямоугольную в плане нижнюю часть (Давлетшин, 1990. С. 115-116. Рис. 52). Некоторые навершия декорированы циркульным орнаментом, а края имеют рельефную поверхность, благодаря нарезкам на боковых сторонах.

Г.М. Давлетшин интерпретирует все эти предметы как инструменты для письма, подобный древнерусским «писалам» (Давлетшин, 1990. С. 115-116).

В новгородской коллекции костяных предметов также имеются писала. Одно из них, более всего похоже на самосдельское изделие. Однако, уплощенное навершие не имеет лепестков, а представляет собой по форме перевернутую трапецию (Древний Новгород, 1985. – С. 23. Рис. 12).

Учитывая то, что самосдельский стержень не обладает характерной для писал заостренностью пишущего конца и имеет большой диаметр, представляется наиболее вероятным использование его в качестве украшения или крепления волос.

Второй предмет выполнен из рыбьей жаберной крышки (рис. 3, 7). Изделие имеет плоскую площадку, от которой отходят два обломанных с другого конца стержня. Широкая рифленая поверхность орнаментирована несколькими рядами несквозных отверстий. Края площадки зигзагообразно вырезаны. Конец слегка обломан. Рядом со стержнями расположены два сквозных отверстия. Эти отверстия естественные, но два желобка проделанные к ним – искусственные. Внутренние края стержней отшлифованы. Мах ширина изделия – 3 см. Расстояние между стержнями – 0,7 см.

Аналогий подобному изделию пока не встречено, однако форма предмета предполагает использование его в качестве заколки для волос. Это второе изделие из рыбьей кости в самосдельской коллекции. Необычность формы и фрагментарная сохранность очень осложняют ее функциональную интерпретацию.

Костяная копоушка с резным сложным спиралевидным орнаментом (рис. 3, 8). Конец рукояти заострён в виде навершия, в котором имеется сквозное отверстие для подвешивания диаметром 0,4 см. Другой конец вырезан в виде миниатюрной ложечки. Длина копоушки составляет 8,3 см. Цвет светло-желтый янтарный. Но известно, что костяные копоушки (уховертки) были широко распространены не только на территории Волжской Болгарии (Руденко, 2005. С. 92 Табл. 16, 299-309.) и средневековой Руси (Давидан, 1966. С. 108. Рис. 4,9; Монгайт, 1955. С. 132). Среди них встречаются изделия, частично или полностью декорированные резным рельефным орнаментом. Но в отличие от изделия с Самосдельского городища вершины болгарских и русских копоушек чаще украшены зооморфными навершиями (Древний Новгород, 1985. – С. 99. Рис.188-189).

Шаровидная бусина из кости с каналом неправильной формы и острыми неровными краями (рис. 3, 9). Длина – 0,8 см, диаметр в сечении – 0,9 см, диаметр отверстия – 0,4.Подобные болгарские костяные бусы шаровидной формы по классификации И.А. Закировой относятся к группе «предметы туалета и украшения», категории «костяные бусы» и первому типу в этой категории предметов (Закирова, 1988. С. 232. Рис. 102, 29-30). Вполне возможно, что их использовали в качестве четок.

Важной и многочисленной частью этой группы изделий являются предметы досуга (106 экз.). К ним относятся шахматная фигурка и дудочка, а также игральные альчики с насечками, сквозными отверстиями.

Рис. 4. Амулеты, гадательные и игровые предметы

Шахматная фигурка подовальной в сечении формы имеет арочное завершение с поперечным гребешком посередине (рис. 4, 1). По бокам основания арки находится по одному плоскому выступу. Второй конец имеет несквозное отверстие. Одна боковая сторона имеет два слабо выраженных ребра, вторая — одно ребро. Вся поверхность хорошо зашлифована. Длина изделия — 2.9 см. Ширина — 1,6 см. Толщина — 1,15 см. Диаметр отверстия — 0,7 см (Васильев, Зиливинская, 2008. С. 63). Шахматные фигурки обнаружены в IV золотоордынском слое Болгара, но в раскопах с присутствием более ранних домонгольских слоев. Согласно И.А. Закировой, фигурки подобные самосдельской, являются пешками (Закирова, 1988. С. 233-235).

Музыкальный инструмент выполнен из фрагмента трубчатой кости животного, полой внутри, с четырьмя каплевидными отверстиями. Один из краев обломан. На сохранившейся части края имеется отверстие диаметром 0,3 см. Длина изделия - 8 см, диаметр в средней части - 1,3 см. Длина каплевидных отверстий - 1,5 см, ширина – 0,5 см (рис. 4, 2). Похожаясвирель есть в коллекции староладожских изделий (Давидан, 1966. С. 103 – 115). В саркельской коллекции резной кости имеются подобные предметы, описываемые В.Е. Флеровой как «юрки». Вполне, возможно, что они предназначались в качестве приспособления для свивания веревки. Но, чаще всего на таких предметах 3-5 отверстий. Однако, среди саркельских «юрков» имеется один экземпляр с четырьмя отверстиями (Флерова, 2001, С. 74-76). Похожее изделие есть среди находок Старой Рязани, но в отличие от самосдельского оно имеет ряд из трех отверстий (Монгайт, 1955. С. 182. Рис. 141).

А льчики (астрагалы барана, лошади) делятся на две группы: игральные кости и изделия культового назначения (рис. 4, 3-11) (104 экз.). Такого рода предметы в разное время были широко распространены на территории Восточной Европы. По морфологическому признаку самосдельские альчики делятся на два отдела: отдел А – альчики обточенные или обтесанные (рис. 4, 3-8) и отдел Б – альчики без следов обточки и обтесывания (рис. 4, 9-11). В каждом отделе выделяется несколько типов: с отверстием или отверстиями, с насечками, с отверстиями залитыми свинцом, без следов дополнительной обработки.

В отдел А входит 47 предметов, которые делятся на: альчики без отверстий и насечек (24 экз.); альчики с отверстиями (13 экз.); альчики с насечками (10 экз.). В отдел Б входит 51 предмета, среди них: альчики без отверстий и насечек (36 экз.); альчики с отверстиями (4 экз.); альчики со знаками (9 экз.); альчики с отверстиями и со знаками (2 экз.)

В отделе Б первый вид альчиков полностью состоит из единственного в коллекции набора астрагалов из небольшой ямки №42 в виде аккуратно сложенных 37 экземпляров альчиков. Среди альчиков без следов затесывания и шлифовки с отверстиями есть 1 альчик, с 16-ю отверстиями, залитыми свинцом. Подобные предметы встречаются и в болгарских коллекциях (Закирова, 1988. С. 233), Саркеле (Флерова, 2001. С. 110. Рис. 57, 7). Вероятно, подобные предметы утяжелялись ля игры в кости.

Альчики с одним отверстием, возможно, носились на теле как талисманы либо обереги. В этом же качестве их, вероятно, использовали, когда строили дома, поскольку на Самосдельском городище также 12 экземпляров встречены в заполнении сооружений, траншеях, выкопанных под стены домов, в заполнении самих стен и в одном очаге.

Насечки на астрагалах Самосдельского городища встречаются на 21 экземплярах, относящихся к обоим отделам (рис. 4,6-8).

Подобные самосдельским насечки на альчиках встречаются в слоях Саркела (Флерова, 2001. С. 108-11. Рис. 55-58), Водянского городища (ВОКМ 9503/13), Волжской Болгарии (Валиулина, Беговатов, Кочкина, 1997. Рис. 76, 3).

В памят­никах Волжской Болгарии, на золотоордынских памятниках Нижнего Поволжья: Водянском, Увекском городищах, альчики повсеместно встречаются в заполне­нии жилищ, а также в погребальном инвентаре (Закирова, 1988. С. 233; ВОКМ №9100/66 нв; ВОКМ №9100/65 нв; ВОКМ №8514/12).

В самосдельской коллекции имеются 6 лошадиных астрагалов со следами стесывания и шлифования с двух или трех сторон (рис. 4, 13-14). Они могли использоваться в качестве бабок в игре.

Подтесанные астрагалы использовались также для натяжки струн на деке музыкального инструмента. (Флерова, 2001. С. 111), либо в качестве орудий для лощения.

Такие предметы имеются в коллекциях Водянского городища (ВОКМ №9100/73 нв), Новолимаревки (Красильников, 1979. С. 84. Рис. 4, 12, а-д). К.И. Красильников предполагает, что их функции связаны с лощением гончарной посуды, растиранием краски, мела, специальной глины. В этом случае, исходя из предполагаемой многофункциональности данных предметов, можно отнести их и к предметам быта.

К изделиям культового назначения относятся 15 экземпляров (рис. 5).

Гадальные лопатки (8 экз.), которые имеют характерные разломы и следы огня в широкой тонкой области (рис. 5, 1-2). Такой вид гадания отмечен у многих народов. Так, в Бурятии лопатку или щит черепахи, с надписью или без нее, бросали в огонь, и затем жрец-гадатель по форме образующихся трещин и звукам трескавшейся кости делал предсказание; этот способ и теперь известен многим народам Азии (Нанзанова, Дамбаева, 2003. С. 34). О кочевнических гадальных лопатках также упоминает Л.Р. Кызласов в своей публикации (Кызласов, 1958. С. 155-156).

В Волжской Болгарии лопатки животного служили средством для гадания. На них писали знаки и делали отверстия для ношения на себе или подвешивания в доме (Давлетшин, 1990. С. 119. Рис. 57).

Рис. 5. Гадательные предметы, амулеты и «коньки»

Фаланги мелкого рогатого со следами обработки – 3 экз. (рис. 5, 3). В Самосдельской коллекции имеется экземпляр с пятью сквозных отверстиями, два из которых расположены у внешнего конца фаланги. Остальные три — у основания фаланги, одно снизу, другие по бокам фаланги друг напротив друга. Длина изделия — 3,9 см. Ширина - 1,7 см. Толщина — 1,3 см. D отверстий — 0,4 см. Две других фаланги имеют по одному боковому отверстию. Известно, что такие фаланги пальцев домашнего скота являлись амулетами. Такие же фаланги мелкого рогатого скота имеются в коллекции Буйского городища и интерпретированы тоже как подвески-амулеты (Ашихмина, Черных, Шаталов, 2006. С. 204).

Однако есть и другие интерпретации этих предметов, например, как: «катушки» для ниток; пуговицы; журжалки; игральные кости; детские игрушки; приспособление для сучения ниток.

Клыки хищных животных также нередко использовались в качестве оберегов или амулетов, начиная с периода позднего неолита и заканчивая средневековьем –3 экз. (рис. 5, 4). К ним относятся два медвежьих клыка с отверстием в верхней части и клык собаки со следами стесывания в верхней части клыка. Такие предметы связываются с охотничьей магией и обнаружены в Саркеле (Флерова, 2001. С. 111-112), в слоях северорусских селищ Минино I и Минино II (Археология севернорусской деревни X-XIII вв., 2007. С. 234-235. Рис. 195, 1-5), удмуртского городища Иднакар (Иванова, 1998. С. 181. Рис. 80, 22, 24), в Новгороде (Гайдуков П.Г., 1992. С. 166. Рис. 75, 16). Четыре подобных амулета были обнаружены в детском погребении поздненеолитического времени в Темуле, на территории Эстонии (Янитс, 1952. С.53-65), на городище Шудья-Кар в верховьях Камы, которое датируется очень широко –VII-XIV вв. (Кананин, 1980. С. 92-100), на Кемском некрополе IX-X вв. в Северном Белозерье (Макаров, Беляков, 1989. – С. 75-84).

К категории культовых изделий относится бедренная трубчатая кость с отверстием у основания эпифиза (рис. 5, 5). В Самосдельской коллекции такой предмет один. Такие же изделия обнаружены на территории Буйского городища и интерпретированы как подвески – амулеты (Ашихмина, Черных, Шаталов, 2006. С. 204).


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.