Керамический ритон с городища — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Керамический ритон с городища

2017-10-17 225
Керамический ритон с городища 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

САМОСДЕЛКА

Самосдельское городище во все времена являлось крупным центром керамического производства. Поражает не только обилие керамики, но и разнообразие форм сосудов и их декоративного оформления. Один такой уникальный сосуд был передан сотрудникам экспедиции местными жителями в 2001 г. (рис. 1). Сосуд красноглиняный, гончарный, хорошего обжига. Толщина стенок достигает 1,0-1,2 см. Поверхность его покрыта более светлым розоватым ангобом. Сосуд имеет сфероконическое тулово высотой 12,2 см. Максимальный диаметр находится в верхней трети тулова и составляет 7,5 см, нижний конец заострен. Сосуд имеет широкое (5,6 см в месте прикрепления к тулову), конически расширяющееся кверху горло. В месте прикрепления тулова к горлу сделан полукруглый в сечении валик шириной 0,5-06 см, венчик отбит. Сохранившаяся высота горла – 4,0 см.

Рис. 1. Ритон с Самосдельского городища: 1 – рисунок; 2 – фото.  

В месте наибольшего расширения на тулове с одной стороны виден след от отбитой ручки круглого сечения (d – 3 см). С противоположной стороны находился носик, который также отбит. Диаметр его в месте прикрепления – 3 см, диаметр отверстия – 1,5 см. На боках сосуда, между ручкой и носиком были сделаны налепы в виде рогов и ушей козы или сайги. С одной стороны рог сохранился полностью, а ухо частично отбито. С другой – налеп утрачен полностью, но сохранился его след на ангобированной поверхности. От ручки, носика и зооморфных налепов к заостренному дну сосуда 5-зубцовой гребенкой прочерчены вертикальные, слегка волнистые линии. На горле также гребенчатым штампом нанесен орнамент в виде зигзагообразной линии. От вершин треугольников отходят вверх вертикальные линии, также нанесенные штампом.

По совокупности признаков этот сосуд можно атрибутировать как ритон[5]. Для обоснования этого утверждения необходимо хотя бы кратко рассмотреть, какие сосуды относятся к этой категории. Под ритоном обычно понимают сосуд в форме рога, украшенный скульптурным завершением и имеющий в нижней части сливное отверстие. Скульптурное оформление в большинстве случаев представлено головой или протомой (передней частью) животного, но может быть и иным – в виде изображения головы (фигуры) человека, фантастических существ, сцен из мифологии или разнообразных орнаментов.

Рис. 2. Ритоны в виде рогов с протомами (1-2, 5-6) и головами (3-4) животных и фантастических существ, 1-4 – металлические; 5-6 – керамические: 1 – Фракия, IV в. до н.э.; Фракия, VII-VI вв. до н.э.; Фракия, V в. до н.э.; Кубань, V в. до н.э.; Калалы-Гыр 2, IV-II вв. до н.э.

Рис. 3. Ритоны в виде голов 1 – металлический; 2-4 – керамические:

1 –Армения, VI-IV вв. до н.э.; 2-3 –Греция, IV в. до н.э.

 

Наиболее ранние сосуды такой формы изготавливались из натуральных рогов. Исследователи считают, что рога животных, таких как горные козлы, архары, туры, быки использовались в качестве сосудов для заполнения жидкостью в глубокой древности (Рыбаков, 1949. С. 43; Массон, Пугаченкова, 1959. С. 67). Сосуды в виде рогов достоверно прослеживаются с III-II тыс. до н. э. (Svoboda, Concev, 1956. S. 42, 106; Маразов, 1978. С. 9, 10). Н. Манассеро приводит наиболее раннее (IV тыс. до н. э.) изображение неолитической «Венеры из Лосселя» (Дордонь, Франция) с сосудом в виде рога в руках, а также многочисленные примеры существования подобных сосудов в энеолите и бронзовом веке на огромной территории, включающей Ближний и Средний Восток, Бассейн Эгейского моря и Балканы (Manassero, 2008. P. 11-14).

Вопрос о происхождении ритонов решался в литературе различно. К. Вулли и Ф. Биссинг считали их родиной Малую Азию, А. Адриани – Египет, М. Ростовцев и Б. Свобода видели ее в области Иранского плоскогорья, также существовало мнение об индийском происхождении этого типа сосудов (Тревер, 1940. С. 107; Максимова, 1956. С. 218; Svoboda, Concev, 1956. S. 47-55, 61, 107, 110). Однако некоторые исследователи полагают, что прародину сосудов из рога нельзя искать в одном месте, так как идея использования их могла возникнуть везде, где человек занимался охотой и скотоводством (Тревер, 1940. С. 108; Максимова, 1956. С. 218, Маразов, 1978. С. 6). Впоследствии ритоны начинают делать из металлов (в том числе драгоценных), придавая им богатое оформление. Керамические ритоны, скорее всего, возникают в качестве дешевой имитации металлических сосудов. Использование других материалов приводит к тому, что формы ритонов становятся достаточно разнообразными, но сохраняется некоторый намек на форму или фактуру рога.

Большинство исследователей согласно, что изначально ритоны использовались как культовые сосуды, хотя сущность этих культов не всегда поддается точному определению. Существует гипотеза, что изображения различных животных на ритонах являются реминисценцией тотема рода или племени, а также могут служить оберегами (Массон, Пугаченкова, 1959. С. 68). Более того, считалось, что сама форма рога предохраняет от действия яда (Тревер, 1940. С. 105). По мнению некоторых исследователей возлияния вина и других напитков из зооморфных сосудов представляют собой «окультуренную» форму жертвоприношения животного (Антонова, 1986. С. 50; Melikian-Chirvani, 1991. P. 101). Керамические ритоны, найденные в культовом центре Древнего Хорезма Калалы-гыр 2 (сер. IV – начало II в. до н.э.), использовались в различных ритуалах, связанных с календарным циклом и культом плодородия (Калалы-гыр 2, 2004. С. 213-237). В эллинистическую эпоху ритоны были связаны с дионисийским культом, о чем свидетельствуют украшающие их скульптурные образы (Тревер, 1940. С. 106-107; Svoboda, Concev, 1956. S. 65-69, 111; Трейнер, 2005. С. 22-23).

Рис. 4. Ритоны с овальным туловом керамические: 1 – Палаикастро (Минойская культура); 2 – Рудбар, 3 – Иран, 4 – «Азербайджан» (I тыс. до н.э.); 5 – Ардебиль, 6 – Иран, 7 – Рей, 8 – Беграм (эллинистическо-парфянский период).

 

Несмотря на наличие обширной литературы, посвященной ритонам, в определении этой категории сосудов существуют значительные разночтения. При дефиниции ритона исследователи ссылаются на античных авторов Афинея и Дорофея Сидонского, которые описывают их как сосуды в форме рога, имеющие внизу отверстие. Через него вытекает тонкая струя вина, которую ловят ртом или наливают в чаши, что также часто можно наблюдать на изображениях античного времени. На основании этих источников Б. Свобода основополагающим признаком считает форму рога, а И. Маразов, напротив, большее значение придает наличию сливного отверстия в нижней части сосуда (Svoboda, Concev, 1956. S. 41-42, 106-108; Маразов, 1978. С. 5-6). Собственно, само слово ῥυτόν в греческом является производным от глагола ῥέω, означающего «течь, струиться, сочиться» (Frisk, 1973-79; Chantraine, 1999, s.v. ῥέω). Сосуды в виде рога без сливного отверстия греки называли словом κέρας, т.е. «рог» (Тревер, 1940. С. 108; Маразов, 1978. С. 5; Manassero, 2008. P. 3).

Часто при определении ритона на первый план выступает зооморфное оформление, то есть наличие головы или протомы животного в нижней части. Некоторые исследователи объединяют все зооморфные сосуды в одну группу, причем, если К. Тухельт корректно называет их «сосудами в форме животных» (Tiergefässe), выделяя среди них ритоны, снабженные сливным отверстием, Р. Гиршман относит все зооморфные сосуды к категории ритонов (Tuchelt 1962; Ghirshman, 1962, 1963). В результате, как отмечает Н. Манассеро, сегодня под определением «ритон» обычно понимается какой бы то ни было сосуд, представляющий пластическое изображение животного или его анатомической части на более или менее протяженном тулове и предпочтительно, но не обязательно снабженный отверстием стока (Manassero, 2008. P. 4).

Форма сосудов, называемых в литературе ритонами, также весьма разнообразна. Кроме уже упомянутых ритонов в виде рогов с отверстием в нижней части (рис. 2), к ним относят сосуды в виде тела животного с двумя отверстиями для наливания и выливания жидкости. Такие сосуды известны в различных регионах с III тыс. до н. э., родиной их считается Месопотамия (Svoboda, Concev, 1956. S. 22-28, 103; Маразов, 1978. С. 9; Manassero, 2008. P. 14-15). Во III-II тыс. до н. э. в двух центрах – на Крите и в Анатолии появляются сосуды в виде голов животных, которые часто имеют отверстие слива (Svoboda, Concev, 1956. S. 30-33, 104-107; Маразов, 1978. С. 9-10; Manassero, 2008. P. 8-11). В Передней Азии происходит соединение сосудов в виде голов и в виде рогов. В начале I тыс. до н. э. такие сосуды получают широкое распространение в Иране, где происходит их дальнейшее развитие в двух направлениях. В одном случае – это сосуды в виде сильно расширенного рога, сливное отверстие которого оформлено небольшой по размеру головой животного. В другом – головы животного сильно расширяются, рог теряет изгиб и сокращается в длину (рис. 3). Сливное отверстие, являющееся главным определяющим признаком ритона, исчезает, и сосуды превращаются в кубки в виде голов (Маразов, 1978. С. 10-11). Тем не менее, такие кубки также часто называют ритонами и даже выделяют в отдельный тип (Svoboda, Concev, 1956. S. 36-38, 105).

Кроме этих, основных форм, к ритонам относят яйцевидные сосуды с ножкой, горлом и скульптурным оформлением (рис. 4), известные еще в Минойской культуре (Svoboda, Concev, 1956. S. 29-20, 103). Близки к ним по форме амфоровидные ритоны (рис. 5), происходящие от амфор, в нижней части которых делается одно или два сливных отверстия, а одна или две ручки украшаются фигурами реальных или фантастических животных (Ghirshman, 1962. P. 79-80; Маразов, 1078. С.15; Вайнберг, 2000. С. 144-147; Калалы-гыр 2, 2004. С. 164-167).

Выработку единого определения понятия «ритон» затрудняет то, что за длительный период своего существования (III тыс. до н.э – X в. н. э.) эти сосуды, возникшие изначально как культовые, меняли свое назначение и форму. Примером является превращение ритонов в виде рога в кубки в виде голов в Иране. По мнению исследователей, это связано с утратой такими сосудами культовых функций и превращением их в парадную посуду (Тревер, 1940. С. 106-107). Оба типа сосудов были популярны в Греции, куда они проникли с Переднего Востока. Считается, что в Греции ритоны были не столько культовыми сосудами, сколько модными пиршественными чашами, поэтому особенно распространены были зооморфные кубки без второго отверстия (Маразов, 1978. С. 7). Интересно, что в Южной Италии, куда чаши в виде голов попали из Греции, в них снова начали делать отверстие для слива, что превратило их в истинные ритоны (Маразов, 1978. С. 15). Тенденция к утрате сакрального значения не носила всеобщего характера. Во многих регионах преимущественно «варварского» (по отношению к Греции) мира, таких как Скифия и Фракия, ритоны и сходные с ними сосуды всегда считались культовыми (Маразов, 1978. С. 7). Ярким примером этого является коллекция керамических ритонов самых разнообразных форм из культового центра Калалы-гыр 2 в Древнем Хорезме (Калалы-гыр 2, 2004. С 132, 133. Рис. 3/21, 3/22. С. 164-168. Табл. 10-12, 20-22).

Рис. 5. Амфоровидные ритоны керамические:

1,3 –Калалы-Гыр 2, IV-II вв. до н.э.; 2 –Фергана, VI-VIII в.

 

В результате многообразия морфологических и функциональных характеристик ритонов, а также изменения этих характеристик во времени и пространстве, до последнего времени все попытки выделения четких признаков этого типа сосудов не давали успешных результатов. Предпочтение такого признака как зооморфизм приводило к тому, что в корпус рассматриваемых предметов входили сосуды, ритонами не являющиеся; акцент на наличии сливного отверстия, напротив, исключал из рассмотрения значительный объем сосудов генетически, функционально и морфологически связанных с ритонами[6].

Разрешить все эти противоречия попытался Н.Манассеро в монографии «Ритоны и рога для питья с железного века до сасанидской эпохи» (Manassero, 2008). В своей работе исследователь объединяет ритоны, рога для питья и кубки в виде голов животных в единое понятие «сосуды для возлияний» (то есть для питья и жертвоприношений, а не хранения и перевозки жидкостей) и рассматривает их на огромной территории от берегов Средиземноморья до Центральной Азии с I тыс. до н. э. до VI в. н. э. Основными признаками этих сосудов являются скульптурное (чаще всего зооморфное) оформление, наличие одной оси симметрии и невозможность стабильного положения без подставки. По форме «сосуды для возлияний» исследователь разделяет на рога, чаши и гибридные формы, которые возникли в результате пластической трансформации формы рога. К ритонам, исходя из этимологии этого термина, Н. Манассеро относит только сосуды, имеющие сливное отверстие[7]. При этом он отмечает, что, несмотря на греческое происхождение этого термина, ритонами можно считать сосуды других частей ойкумены, в том случае, если они обладают этой основной функциональной особенностью. Таким образом, ритоны представляют собой частный случай «сосудов для возлияний». Что касается других морфологических характеристик, то они, так же как и сосуды, лишенные второго отверстия, могут иметь форму рога, чаши или «гибридную». Обычно ритоны снабжены элементами зооморфной (или иной) пластики и чаще всего не могут стоять без подставки (Manassero, 2008. P. 1-16). В настоящее время классификация, предложенная Н. Манассеро, является наиболее удачной и всеобъемлющей, так как она объединяет большую группу генетически родственных сосудов, предназначенных для культовых и пиршественных целей, включающих в себя ритоны, которым дается точная и однозначная дефиниция.

Если вернуться к сосуду, найденному на Самосдельском городище, то он отвечает всем формальным признакам ритона: имеет отверстие для слива, на тулове его присутствуют элементы зооморфной пластики, заостренное дно не позволяет ему стоять самостоятельно. Ритоны в виде сосудов со сфероконическим, овальным или округлым туловом, коническим или цилиндрическим горлом с отогнутым венчиком и сливом с зооморфным оформлением достаточно хорошо известны (рис. 6). В качестве наиболее раннего примера такой формы можно назвать сосуд из Палаикастро, относящийся к Минойской культуре (рис. 4.1). Он имеет расширяющееся горло, ножку и яйцевидное тулово, к которому крепится ручка и носик, выполненый в виде головы козла (Svoboda, Concev, 1956. S. 19. Abb. 3). Н. Манассеро публикует серию ритонов раннего железного века и эллинистическо-парфянского периода, происходящих из Ирана, Азербайджана, Средней Азии. Все они имеют сильно раздутое тулово овальной или сфероконической формы с горлом и венчиком и слив в нижней части сосуда (Рис. 4.2-8; 6.2-4). Ручка в большинстве случаев отсутствует, слив оформлен протомой или головой рогатого животного – козла, барана, оленя (Manassero, 2008. P. 36, 48, 204, 205, 217, 218. Tav. X, fig. 84, 85; Tav. LXIII, fig. 64-66; Tav. LXIV, fig. 67, 71, 72). Сходную форму имеет сосуд из могильника Седж Абад в Афганистане (Рис. 3.5) сасанидского времени (Ettinghausen, 1949. Fig. 221; Ghirshman, 1948. P. 5, fig. 211; Manassero, 2008. P. 36, 224, 234, Tav. LXVIII, fig. 18). Г.А. Брыкиной опубликована серия ритуально культовой керамики VI-VIII вв. из Ферганы (Брыкина, 2000, С. 140-143). Среди ритонов разнообразных типов выделяются сосуды с широким горлом, сфероконическим туловом и трубчатым сливом в основании (тип I). Петлевидная ручка прикреплена одним концом в верхней трети сосуда, а другим – к венчику (Рис. 6.6). На тулове сосудов, на стороне, противоположной месту крепления ручки, над сливом имеется налепное изображение головы животного с длинными рогами – косули или горного козла (Брыкина, 2000. С. 140). Ритоны этого типа найдены также на городище Киндык-тепе в Ташкентском оазисе (Древности Туябугуза, 1978. С. 110. Рис. 19) и на городище Ак-тепе в южных предгорьях Ферганы (Баруздин, Брыкина, 1962. С. 56. Рис. 11).

Рис. 6. Ритоны керамические сфероконической формы:

1-3 – Иран, 4 – Бабатаг; (эллинистическо-парфянский период); 5 – Седж-Абад (сасанидский период); 6 – Фергана (VI-VIII вв.).

 

Сосуд Самосдельского городища по своей морфологии также может быть отнесен к сфероконическим ритонам. Хронологически и морфологически он ближе всего к ферганским сосудам I типа по Г.А. Брыкиной (рис. 7). Принципиальное отличие заключается в том, что сливное отверстие у него находится не в основании, а сбоку, на тулове, но такое расположение слива встречается и на других ритонах (рис. 4.1, 6.1). Довольно необычной является ориентировка зооморфных налепов. Во всех известных ритонах морда животного, реальная или условная, обращена передом к сливу или обрамляет его. В самосдельском ритоне к сливу обращены рога животного, следовательно, условная морда его должна находиться в районе ручки. Все это может свидетельствовать о том, что культовый сосуд был изготовлен местным мастером, который, подражая привозному образцу, не был знаком с его обрядовым назначением. Самосдельский ритон, скорее всего, сделан из заготовки для сфероконуса (сосуда для хранения ртути и химических веществ), к которой были приделаны горло, ручка и носик. Об этом свидетельствует не только форма тулова, но и значительная толщина стенок, которая совершенно не нужна для сосуда, содержащего обыкновенные жидкости, но просто необходима для хранения и перевозки химических веществ. Остальные известные ритоны сфероконической формы не имеют таких толстых стенок и более напоминают кувшины с заостренным книзу дном, а не настоящий сфероконус. Анализируя технику изготовления культовых сосудов в Древнем Хорезме, Б.И. Вайнберг отмечала, что при изготовлении культовой посуды хорезмийцы почти всегда использовали стандартные формы, дополняя их необходимыми деталями (Вайнберг, 2000. С. 144). Исследовательница объясняет это значительной стандартизацией гончарной керамики в Хорезме. В случае с самосдельским ритоном мастер также взял за основу знакомый ему сосуд наиболее близкой формы.

Рис.7. Реконструкция самосдельского ритона (1)

и наиболее близкий аналог – ритон из Ферганы VIII в. (2).

 

Остальное оформление сосуда также свидетельствует о том, что он был предназначен для ритуальных целей. Исследователи неоднократно отмечали, что сосуды с древнейших времен воспринимались людьми как элементы картины мира. В свою очередь, мифологическое восприятие мира людьми, создававшими их, находило отражение в форме и декоре сосудов (Антонова, 1981, 1984, 1986; Кузьмина, 2002). Поскольку каждая вещь рассматривалась как идентичная космическому пространству, на нее переносились соответствующие характеристики. Сосуд, как образ пространства, делится по вертикали на три части – верхнюю, астрально-космическую, среднюю – надземную и нижнюю, потустороннюю (Грантовский, 1960; Кузьмина, 2002 С. 43). Вертикальные пучки волнистых полос в нижней части тулова напоминают льющуюся воду. Вода в мифологии многих народов символизирует нижний (хтонический) мир. Достаточно вспомнить подземную реку Стикс из древнегреческих мифов. Аналогичные представления были и у других народов (Раевский, 2006. С. 293). Сходными волнистыми линиями покрыта нижняя часть хорезмийского амфоровидного ритона из Калалы-гыр 2 (Вайнберг, 2000. С. 144, 147). Зигзагообразная линия с отходящими от вершин треугольников вертикальными линиями на горле сосуда может изображать горы, которые являются отражением мира земного. Силуэтные треугольники уже с древнейших времен обозначали землю (Антонова, 1981. С. 10-11; Раевский, 2006. С. 293). Кстати, на одном из ритонов из Киндык-тепе верхняя часть сосуда также украшена орнаментальным поясом, состоящим из заштрихованных треугольников (Древности …, 1978. С. 110, рис. 19). Так как верхняя часть самосдельского сосуда отсутствует, то говорить о символах мира небесного не приходится. Учитывая, что сосуд был выполнен мастером, не догадывавшимся о семантике данных орнаментов, он мог и не изобразить символы «верхнего» мира. Более того, в средневековье непосредственная связь между космологическими представлениями и их воплощением в предметах материального мира была, скорее всего, уже утрачена, и орнаментальные композиции на сосудах воспроизводились мастерами по традиции, без осознания их смыслового наполнения. Культовый сосуд Самосдельского городища, вероятно, является подражанием реальному ритону, происходящему, возможно, из Хорезма, тем более что в керамическом комплексе Самосделки отчетливо выделяется хорезмийский импорт.

Рис. 8. «Ритон» из Корчева X в.

 

К сожалению, ритон с Самосдельского городища, как случайная находка, не может быть точно датирован. Можно только предполагать, что он происходит из слоев IX-X вв., так как подобные сосуды более позднего времени не известны. Безусловно, интересен он и тем, что является единственным настоящим керамическим ритоном средневекового времени, найденным в Восточной Европе. До сих пор такой находкой считался «ритон» X в. из древнего Корчева, опубликованный С.А.Плетневой (Плетнева, 1987, С. 258-260). Он представлял собой небольшую коническую чашечку с кольцевидной ручкой и отогнутой в сторону ножкой, отбитой у основания (рис. 8). На тулове сосуда были сделаны налепы в виде пары слегка изогнутых рогов (козы) и между ними три шишечки, покрытые наколами, символизирующие, по мнению С.А.Плетневой, глаза животного и, в то же время – сосцы, как женский символ (Плетнева, 1987. С. 258). Сливное отверстие у этого сосуда отсутствует, поэтому он не может называться ритоном, хотя, вероятнее всего, использовался в культовых целях.

 

Литература:

Антонова Е.В. Орнаменты на сосудах и «знаки» на статуэтках анауской культуры (к проблеме значения) // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье (история и культура). М., 1981.

Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984.

Антонова Е.В. К исследованию места сосудов в картине мира первобытных земледельцев // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. М., 1986.

Баруздин Ю.Д., Брыкина Г.А. Археологические памятники Баткена и Ляйляка (юго-западная Киргизия). Фрунзе, 1962.

Брыкина Г.А. Ритуально-культовая керамика из Ферганы // Средняя Азия. Археология, история, культура. М., 2000.

Вайнберг Б.И. Техника изготовления культовых сосудов второй половины I тысячелетия до н.э. в Хорезме // Средняя Азия. Археология, история, культура. М., 2000.

Грантовский Э.А. Индоиранские касты у скифов // XXV Международный конгресс востоковедов. М., 1960.

Древности Туябугуза. Ташкент, 1978.

Калалы-гыр 2. Культовый центр в Древнем Хорезме. М., 2004.

Кузьмина Е.Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев. М., 2002.

Максимова М.И. Ритон из Келермеса // СА. 1956. XXV.

Массон М.Е., Пугаченкова Г.А. Парфянские ритоны Нисы // Труды ЮТАКЭ. Ашхабад, 1959. Т.IV.

Маразов И. Ритоните в Древна Тракия. София, 1978.

Плетнева С.А. Глиняный ритон из Корчева и бронзовая личина из Тьмутаракани // СА.1987. № 1.

«Полцарства за коня»... Лошадь в мировой культуре. Каталог выставки Государственного Эрмитажа. СПБ, 2006.

Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М., 2006.

Рыбаков Б.А. Древности Чернигова // МИА. 1949. № 11.

Спасенные сокровища Древней Фракии. «Коллекция Васила Божкова». Каталог выставки Государственного музея Востока. М., 2009.

Тревер К.В. Памятники греко-бактрийского искусства. М.-Л., 1940.

Трейнер У.И. Ритоны из Старой Нисы. Еще раз о некоторых особенностях оформления // Материальная культура Востока. М., 2005. Вып. 4.

Шедевры древнего искусства Кубани. Каталог выставки Государственного музея Востока. М., 1987.

Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Nouvelle édition mise à jour.Paris, 1999.

Ettinghausen R. Parthian and Sassanian pottery // SPA (A Survey of Persian Art). Paris, 1949. Vol. II.

Frisk Hj. Griechisches etymologisches Wörterbuch. Bd. I-III, Heidelberg, 1973-1979 (2. unveränderte Aufl.)

Ghirshman R. Iran. Parthes et Sassanides. Paris, 1948.

Ghirshman R. Notes iraniennes XI Le rhyton en Iran // Artibus Asiae. Ascona, 1962. Vol. XXV.1.

Ghirshman R. Iran. Proto-iraniens, Mèdes, Achéménides. Paris, 1963.

Manassero N. Rhita e corni potori dall’Eta del Ferro all’epoca sasanide. BAR International Series 1750. 2008.

Melikian-Chirvani A. S. Les taureaux à vin et les cornes à boire de l'Iran islamique // Histoire et cultes de l'Asie Centrale préislamique. Sources écrites et documents archéologiques. Actes du Colloque international du CNRS (Paris, 22-28 novembre 1988). Paris, 1991.

Svoboda B., Concev D. Neue Denkmäler antiker Toreutik. Praha, 1956.

Tuchelt K. Tiergefässe. Berlin, 1962.

http://www.flickr.com /photos



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.