Микеланджело. Роспись свода Сикстинской капеллы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Микеланджело. Роспись свода Сикстинской капеллы.

2017-10-09 416
Микеланджело. Роспись свода Сикстинской капеллы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане, построил Сикст 4. Раньше тут обирался папский двор, Сикст хотел укрепить постройку (угроза от Мехмеда 2 и от флорентинской Сеньории Медичи), проект Баччо Понтелли, работы под руководством Джордже де Дольчи. Папа из нищенствующего ордена, капеллу тоже захотел простую, даже алтарь не выделен. Через 2г после заговора Пацци папа сблизился с Лоренцо Медичи, пригласил группу флорентинских художников в Рим, те вместе с умбрийскими мастерами в 1481-1483г украсили стены (Боттичелли, Перуджино, Козимо Росселли с помощниками Пинткриккьо, Синьорелли, Гирландайо, Пьеро ди Козимо). Там было много портретных фигур, из 16 фресок сохранилось 12 (история Христа и Моисея). Прибавились портреты пап, а на алтарной стене фреска Вознесение Богоматери (потом там Суд). Не поменяли характер архитектуры, много живописных деталей – воспринимались как ковры. Плафон был не расписан (может там звездное небо).

1508г – после примирения Юлий 2 поручил его роспись Микеланджело (когда о возвращении работы над гробницей не могло быть речи). Тема – Сотворение мира. В 15в плафоны украшались орнаментальными панно, там оставляли место для росписей. Микеланджело сделал по другому: связал архитектуру подлинную с написанной (парящий в воздухе каркас), раздвинул границы ввысь. Но ему не хотелось имитировать архитектуру, как Мантенья и Корреджо, плафон стал независимым художественным пространством.

Есть сходства с гробницей Юлия: 3 зоны: 1) низ-пьедестал – фрески в распалубках и люнетах (приглушены по колориту и пластике, посвящены предкам Христа). Царит материальная тяжесть и непросветленное сознание. 2) дальше архитектурное обрамление, парит, там нагие юноши (несут гирлянды с изображениями герба дома делла Ровере). В образовавшихся оформлениях между окнами пророки и сивиллы, вместо колонн (над которыми как раз юноши) там по паре обнаженных фигур, белые. А в пространстве над распалубками, получается 2 треугольника, там темный фон и по 2 золотистые фигуры, в разных позах. 3) наверное, это непосредственно сам плафон (по Дворжаку не понятно, можно 1яр делится на 2).

Распалубки – предки Христа (еще было 2 распалубка на алтарной стеной, но их уничтожили из-за страшного суда). Люнет: разные фигуры, оттенки материнской нежности, контрасты жизни и тд. Они по сторонам от окна, как правило по 2 фигуры в люнете (редко больше), часто они как в гробнице съезжают по сторонам от окна (Дворжак: жизнь активная и жизнь пассивная). По 4 сторонам в распалубках-парусах сцены избавления еврейского народа от страданий: Медный змий-Наказание Амана; Юдифь и Олоферн-Давид и Голиаф. Змий – есть спокойные персонажи, есть переплетенные в клубок (кривизна свода), есть такие, что лежал, которые уже оплел змей, но они статичны, тк опираются на сторону треугольника. Есть свободное пространство-небо, почти по центру. Наказание Амана (распятие) – оформлен как триптих: Артаксеркс приказывает почтить Мардохея, он распят, Эсфирь его обличает. Хотя распятие – вертикальная вещь, это не по середине, роспнут на суке – не крест, плюс, он обращен на нас, 1 рука вперед, 2я назад, то же с ногами. В итоге получается, что он будто летит на нас (чем то похож на титана, поддерживающего свод). Первая сцена за столом слева и в глубине, а вот правая интересна. Есть стенка и проем (то есть половину фрески – это архитектура), там человек на кровати приподнимается/изгибается и пальцем четко на Амана показывает, 1н сидит на приступке, 2й выходит к роспнутому. Давид и Голиаф – сзади белая палатка (выталкивает фигуры), Голиаф по диагонали к нам лежит, на нем Давит замахнулся и вот-вот отрубит голову – это все четко по центр распалубка. Юдифь и Олоферн – действие справа налево; опять же архитектура, для нас разрез; справа Олоферн лежит на кровати уже с отрубленой головой. Юдифь выходит из палатки, она по центру распалубка, будто переступает через пропасть (ниже просто обрыв), перед ней служанка, на голове несет блюдо с головой, Юдифь его прикрывает, но оборачивается назад. Впереди еще спящий охранник. Лиц девушек не видим.

Дальше то, что над распалубками. Там по 2 обнаженных бронзовых фигурки, задумчивые(как персонажи сцен), охвачены печалью и сомнением. Пророки и сивиллы в сложных позах и ракурсах, иногда еще кто то появляется. Сивиллы и пророки – это силы разума. Это же касается и обнаженных юношей (сидят над колоннами, поддерживают гирлянды и гербы делла Ровере), прославление чувственности, античности, молодости. То есть четкое, архитектурное, тектоничное оформление.

Плафон: всего 9 сюжетов, 5 малых (их обрамляют как раз юноши и архитектура, а 4 больших, самых главных. По торцовым сторонам еще Захария и Иона в архитектурном оформлении. Так как на стенах Моисей и Христос (как они дали людям закон), на потолке должна быть жизнь до принятия закона, это эра до искупления. Иконографически темы древние (мысль вообще характерна для средневекового сознания), но воплощение ренессансное, раньше они были застывшими изваяниями-свидетелями, а сейчас стали действующими лицами. У Гиберти – они репрезентативные фигуры, у Кверча и Мелоццо де Фарли – у них есть духовное напряжение, у Микеланджело – избранники Бога, герои духа.

Сивиллы и пророки: Эритрейская, слева под Давидом и Голиафом – планировалась как вступление к галерее; вверху справа путти зажигает ей огонь, тк она читает книгу. Захария – по центру между Юдифью и Давидом. Раньше молодой, сейчас почтенный старец, нет глубины и движения. Сивилла Персидская, над Наказанием Амана – старуха, близко подносит книгу к глазам, трехчастный поворот, этим показано напряженное чтение. Сивилла Ливийская, над Медным змием – египтянка (желтое платье, тюрбан), резкие контрапост ноги вбок, спиной, голова повернута; сидит, но кажется, что она встает и захлопывает книгу. Дельфийская – гречанка, свиток открыт, но смотрит ошарашено в сторону. Иезекиилю видение смерти – охвачен ужасом. Иона без книги/свитка, единственный, изображен, когда его выплюнуло чудовище морское (провозвестник Спасителя). Все персонажи похожи на античных, но здесь физическое и духовное начала вместе – идеальное тело Греции и духовная абстракция средних веков.

Плафон: Опьянение Ноя, Всемирный потоп, Жертвоприношение Ноя; Грехопадение и Изгнание, Создание Евы, Создание Адама; Отделение суши от вод, Создание солнца и планет, отделение света от тьмы. Опьянение – малая, как будто в амбаре, 4 обнаженных тела, 1 показывает, 2й прикрывает, это не героика. Потоп – большая, люди в 4х группах (герои именно толпы, а не отдельные люди) создают 2 перекрещивающиеся диагонали (как будет в барокко). С другой стороны – Отделение света от тьмы, малая, розовая фигура, буря складок. Фигура (бесформенная, это персонифицированная сила) по диагонали, занимает все пространство и не помещается, с одной стороны свет, с другой тьма. Создание светил – большая, молниеносное движение. Древний прием – Бог показан 2р (влетает и вылетает, сверкает пятками). В средние века это надо для повествовательности, а здесь для ощущение беспрерывности, вездесущности. Отделение суши – малая, движение слегка стихает. Бог вплывает (его ноги еще не в картине), диагональ, но спокойная; его по сторонам будто поддерживают 2 путти. Нет деталей вообще. Сотворение Адама, большая, 2 массы противопоставлены друг другу (неподвижная тяжелая земля и Адам и зыбкое небо с Богом). Не лепит из глины (обычно), а протягивает руку. Сотворение Евы – малая, фигуры образуют треугольник: Бог стоит, Адам спит (голова чуть приподнята), а Ева выходит (разгибается) по диагонали. У нее молитвенные руки, Бог ее наставляет. Изгнание – большая, 2 сцены, пейзаж чуть детализированней где камни, но вообще упрощен (ничего лишнего). Фигуры также упрощены.

Итог: Это не исторический отчет. Это героическая общечеловеческая эпопея. События – не простые факты из Библии, а воплощение духовных и физических сил, придающие смысл человеческому бытию. Если в надгробии Юлия 2 замысел – величие отдельной личности, то здесь – памятник человечеству. Роспись плафона капеллы – источник реформы живописного стиля (хорошо, что Микеланджело написал, а не скульптуры сделал, а то она бы еще нескоро произошла). Здесь архитектура помогает, а настоящая роль у живописи (нарисованной архитектуры), причем потолок сразу поражает, а не отдельными фресками.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.