Дворцовая архитектура раннего возрождения (Флоренция, Урбино, Рим). — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Дворцовая архитектура раннего возрождения (Флоренция, Урбино, Рим).

2017-10-09 749
Дворцовая архитектура раннего возрождения (Флоренция, Урбино, Рим). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В дворцовой архитектуре есть несколько истоков. Основной – это дома-башни, которые к к14в стремятся к регулярности на фасадах, нижний ярус оформляется арками (там магазины и службы), уже есть внутренний двор и руст, который ассоциируется с силой, мощью и крепостью. Так же важны и римские инсулы, они переосмысляются.

Флоренция: здесь основные заказчики – Медичи (но есть и другие). Разрабатывается тип палаццо с 3эт, внутренним двором, но это замкнутая структура. 1эт рустован, там либо несколько больших арок, либо только маленькие окошки, он обычно был функциональным. На 2эт жилые и представительские комнаты (пьяно нобиле), а 3эт для слуг. Нет центральной оси, выделяются горизонтали, все венчает огромный выступающий карниз. Появление городских палаццо это и отражение новых социальных условий (выделение пополо гроссо), дом – выражение достоинства и богатства. Палаццо – это память о хозяине во времени, поэтому почти все пополо гроссо старались построить себе дворец (хотя не все могли). Через руст обращение к утраченной античности (Порто Маджоре в Риме), к тому же, это великолепие и величие. Выделяются 2 типологии: ордерные и безордерные фасады.

Палаццо Медичи-Рикарди, Микелоццо, 1444-1464г. Первое светское здание Ренессанса. Огромное трех этажное здание. Нижний ярус самый высокий, там рустовка (несколько больших арок,-порталов и маленьких окон), на втором этаже графическая рустовка, на третьем этаже рустовки нет. Здесь нет ордера – особенность, используются слепые окна, чтобы сохранить ритм. Наверху со стороны двора был открытый портик. Сильный выносной карниз, двойные окна (как римские гладиаторы). Этажи разделены карнизами, верхний относится ко всему зданию.

Палаццо Строцци, Симоне Кронака и Джулиано да Майано, 1489-1539г. Одна из самых богатейших семей. Проект Джулиано да Сангало. Огромный кубический объем, одинаковый со всех 4х сторон, одинаковые входные арки (по 1) с каждой стороны (те уже выделяется центр). Безордерный фасад, грубая скульптурная рустовка (спокойная рустовка на 2 и 3 этажах), мотив рустованных аркад вокруг окон (и на 2, и на 3 этаже). Очень сильно вынесенные козырьки фасада. В нижнем ярусе очень маленькие окна.

Палаццо Питти. Начат в 1458г возможно по проекту Брунеллески. Безордерный фасад (такие вообще характерны для Флоренции). К Брунеллески относят только центральную часть (6 окон). Это было узкое 3эт здание, полностью рустованное. Потом постепенно палаццо перестраивалось и в итоге, получилось громадное сооружение.

Палаццо Ручеллаи, 1446-1451г, Альберти (проект). Здесь появляется ордер, но он не играет особенной роли. Просто между окнами в 3х ярусах вставляются пилястры. А в 1эт уже не мощные арки, а несколько больших, немного трапециевидных дверей и маленьких квадратных окон. Соотношение элементов близко к золотому сечению; горизонталь доминирует, но за счет вертикали облегчается; ордер облегчается (дорический, ионический, коринфский).

Палаццо Гонзи, 1490е, Джулиано да Сангало. Все вышеперечисленное (3эт, нет ордера, карнизы), только руст становится мягче. В 1эт 3 арки, между ними по 2 на центральном и по 1 на боковом маленькие квадратные окошки.

Урбино: главный памятник – это палаццо Дукале. Там Фредерико 2 да Монтефельтро – еще 1 пример гуманистического тирана (но не боялся подданных, в отличие от Медичи). В городе работали, в основном, Лучано Лаурано и Франческо ди Джорджо Мартини. Важен классический, ясный стиль, но здесь тоже есть сплав традиций.

Рим: до 1378г Авиньонское пленение, папа Николай 5 живет в Риме, дальше: Пий 2, Павел 2, Сикст4 – все гуманисты, все хотели создать новый Рим. Николай перестраивает базилику, заново строит Ватиканский дворец, пытается сделать город более регулярным. Дворцовое – главное направление в строительстве. Все большее значение начинают играть кардиналы (отстраивают свои дворцы). С Флоренцией сближает 3эт, но здесь нет четкого плана и фасада, нарочито крепостной характер. Чисто римский дух: плинфа и травертин (элементы), всегда были башни и бельведер (смотровая площадка); окна и двери расположены нерегулярно (есть маленькие прямоугольные, есть крестчатые как у Альберти, старые окна – 3 лопастные с арками). Все кардинальские дворцы имели особенность латеранского дворца – в них включалось церковное здание.

Палаццо Капраника, 1451г. Гладкая стена, нет ордера, крепостной характер, башня.

Палаццо Венеция. Крепостной характер (машикули), мощная башня, плинфа и травертин, верхняя часть как бельведер и дт. Начинает строить Пьетро Барба, будущий папа Павел 2, венецианец (потом к Фарнезе). Строили в 3эт: консервативный мастер с 1455г, потом новатор (он построил фасад, окна, портик и интерьер внутренней церкви Сан Марко), самый важный мастер – 3й, он построил внутренний двор (здесь наиболее классическая составляющая архитектуры). Сначала 2 части: дворец и храм, потом еще палацетто (где папа наблюдал за бегом лошадей). Рядом с ним Алтарь мира Августа (те античная память и масштаб). Есть укрепленный угол, еще не ренессансные идеи, но уже желание артикулировать угол; выделяется главный портал. Внутренний двор – 2яр и опыт театра Марцелла (он в 3мин), травертин естественен (замковые камни, раскреповки), есть лоджия (двор предназначен для представлений). двор – 2яр аркады.

Палаццо Канчеллерия, Рим, 1483-1495г, Бреньо (?). Считается, что внутренний двор принадлежит Браманте. Это колоссальное дворцовое помещение. Бреньо ломбардец, что объясняет сухость, или строил Мартини, который из Урбино (тогда еще идеи Альберти). Заказчик кардинал Рафаэльо Риалио (пляменник Сикста), станет кардиналом церкви Сан Лоренцо ин Дамазо, которая включится в массив дворца. Уже ренессанс. Снаружи 3эт членение, но нет мощного руста, нет мощной артикуляции. На 2 и 3эт наложенная ордерная декорация и очень странный ритм, но он совпадает. Великолепный внутренний двор, идеи Урбино в масштабах Рима. 2яр арочных портиков и плоская стена на 3эт (одновременно и аттик). Вымостка – крест (организованность). На углах L-образные столбы (как бы из 2х пилястр с капителью).

Палаццо Дукале в Урбино.

Палаццо Дукале в Урбино, Лучано да Лаурана, 1468-1472г и Франческо ди Джорджо Мартини, 1472-1483г (в 1482г Фредерико умер и строительство прекратилось, то есть он несколько не закончен), для Фредерико Монтефельтро и Батисты Сфорца. Это замок-дворец, одновременно и парадный дворец, и укрепленная герцогская резиденция (это усложняет композицию). Также композицию усложнила и необходимость включения в новый ансамбль старого средневекового дворца и укреплений. Все еще есть крепостной характер, но замок занимает центральное положение в городе. Здесь особый материал – в Урбино используют местный золотисто-розовый песчаник. Лучано да Лаурана сначала работал при дворе Сфорца, потом переехал в Мантую, а с 1468г стал главным архитектором урбинского двора (основной заказчик – Фредерико де Монтефельтро). Фредерико (как я поняла) захотел построить дворец уже давно, с 1449г там работал несколько тосканских скульпторов-архитекторов, но они не смогли воплотить его замыслы, а Лаурано предложил построить новую резиденцию. Довольно неудобное место – холмы, к тому же, есть остатки прошлых построек.

План: в основе флорентийский городской дворец с большим внутренним двором, вокруг которого группируются парадные, жилые и хозяйственные помещения. Есть висящий сад, двор (образован 2 выступающими южными корпусами), есть тенденция к регулярность, но из-за старых построек полной симметрии и логики нет. Лаурана работает над регулярной частью (?). 1эт строительства – крыло Иолая (на пьяцца Ринашименто), старое, много стены, мало окон. Лаурана – центральная часть, фасад обращенный к окрестности (доричини), 2 башни (ориентация на Кастень Нуово в Неаполе). Контраст гладких массивных стен и полукруглых башен с проработанными деталями многоярусной лоджии-балкона и ордерными наличниками окон. Балконов 4, они различны по трактовке форм, чем выше, тем легче и изящнее.

Интерьер: здесь и в парадном дворе наиболее ярко проявились тенденции кватроченто. Со стороны главного южного входа и на северной стороне по 5 арок, восток и запад – 6 (то есть вход во двор помещается на главную ось). Двор немного удлинен, но в перспективе воспринимается как правильный квадрат. Аркады, скрепленные пилястрами, смыкаются под углом 90, впервые найдено решение угловых опор внутреннего двора, там L-образный столб (там аркада на колоннах, а в месте перемычки пустые медальоны). Появляются идеи Альберти: низ – ордер, портик, арка; верх – сквозная структура первого яруса, перенесенная на плоскость (на 2эт пилястры и прямоугольные окна, а на 3м маленькие окна – хозяйственные). Декор здесь – это профилировка архивольтов, антаблементов, наличников, капителей и латинская надпись, прославляющая герцога. Двор отражает 2яр структуру.

В интерьере дворца особое место занимали энтарсии – картинные деревянные панно. Это особый вид искусства, который получил расцвет в к15в. Вообще, дворцовые интерьеры строгие и сдержанные. Лаурана работал в тронном зале (там сложный свод на распалубках, а не резной флорентийского типа), зале дельи Анджели и Маньифико. В залах гладкие (белые?) потолки и своды, выделяются ключевые элементы – оформление дверей, потолочные розетки, тонкие консольные капители распалубков, мраморные камины. В парадных покоях росписи Лаураны, Пьеро и других. Студиоло Федерико да Монтефельтро, то есть кабинет для ученых занятий. Оформляется под руководством Мартини: внизу энтарсии (перспективные декорации, пейзажные композиции, книги, шкафы, добродетели и тд), наверху портреты ученых мужей (Данте, Петрарка, Пий 2, Фома Аквинский, Августин и др). Студиола связана с капеллой (их 2 – отпущения грехов и прощения). Парадные помещения изолированы от личных покоев, комнаты владельцев рядом, нижние помещения для свиты, слуг и стражи. С северной стороны центрального двора выступающая часть, там личные покои (приемный зал, спальни, гардероб, молельня), раскрывались в сад или на главный фасад.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.