История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Характеристика видов психотерапии

2017-10-08 471
Характеристика видов психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Термин «психотерапия» в переводе с греческого означает «уход за душой», то есть заботу о душевном равновесии человека, его настроении, чувствах, переживаниях. Это смежная область психологии и медицины, когда помощь человеку осуществляется посредством воздействия на его психику.

Д. А. Белухин, раскрывая сущность психотерапевтической направленности деятельности, отмечает: «Суть психотерапевтической деятельности заключается в оказании вербального (словесного) и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека».

Психотерапия может осуществляться в различных формах:

1) Индивидуальная психотерапия проводится в виде индивидуальной беседы, консультации, психотерапевтической сессии.

2) Групповая психотерапия основана на проведении групповых занятий, обучающих и тренинговых процедур. Члены группы получают в ней поддержку и обратную связь от людей, имеющих сходные проблемы и переживания. В атмосфере доверия и комфортности человек способен экспериментировать с различными стилями отношений, пробовать новые способы поведения, которые потом переносятся во внешний мир. Группа облегчает процесс самоисследования, осознания собственных чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе происходит самораскрытие, изменение «Я-концепции», возрастает уверенность в себе.

3) Самостоятельная психотерапия проявляется в заботе о себе и своем личностном росте. Она предполагает ориентацию на самопознание (самопонимание, самонаблюдение и самоанализ), саморегуляцию, включающие нравственные и волевые компоненты, на принятие себя, на формирование эмоционально-ценностного отношения к себе, к своей жизни и поиск ее смысла посредством глубокой внутренней душевной работы.

4) Опосредованная психотерапия осуществляется под влиянием искусства (литература, живопись, архитектура, музыка, театр), природы или во взаимодействии с ними, при выполнении какой-либо деятельности (профессиональной, спортивной и др.), а также в процессе общения с различными людьми.

5) Специальные формы психотерапии включают в себя арттерапию, танцетерапию, телесно-ориентированную терапию, сказкотерапию и другие виды психотерапевтического воздействия.

 

Термин «психотерапия» в переводе с греческого означает «уход за душой», т.е. заботу о душевном равновесии человека, его настроении, чувствах, переживаниях. Это смежная область психологии и медицины, когда помощь человеку осуществляется посредством воздействия на его психику.

Д.А. Белухин, раскрывая суть психотерапевтической направленности деятельности, отмечает: «Суть психотерапевтической деятельности заключается в оказании вербального (словесного) и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека».

Выделяются клиническая психотерапия (методы этого вида психотерапии: гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия), оказывающая лечебное воздействие на болезненные отклонения психики человека, и личностно ориентированная, задачей которой считается оказание содействия человеку в изменении его отношения к социальному окружению и явлениям, факторам, к людям, к самому себе. В этом случае психотерапевт вместе с подопечным конструирует такую систему, которая позволяет человеку там, где невозможно изменить какой-то уже свершившийся факт, событие, не только изменить отношение к происшедшему, но и начать вырабатывать конструктивное восприятие жизненных обстоятельств с точки зрения комфортности его дальнейшего поведения. Происходит не только своеобразная переоценка ценностей, но и начинает формироваться частица нового эмоционального уравновешенного отношения к окружающей действительности, к самому себе в этой действительности.

Психотерапевтическое воздействие социального педагога – это содействие благоприятному состоянию ребенка, которое может быть непосредственным (в беседе с ребенком); личностно-опосредованным (через подругу); предметно-опосредованным (через книгу).

Исходя из состояния меняется отношение и поведение (состояние → отношение → поведение). В индивидуальной психотерапии решающая роль отводится основанному на доверии и уважении личному контакту с клиентом, умению психотерапевта вести себя тактично и сочувственно с человеком. В результате психотерапевтического воздействия ребенок учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой внутренний мир и отношения на основе свободного выбора.

Групповая психотерапия основана на знании законов межличностного влияния в малой группе, которая создается путем специального отбора. Психотерапевт объясняет членам группы сущность их отклоняющегося поведения, обоснованно прогнозирует возможность и сроки коррекции, обучает релаксации, аутогенной тренировке, организует тренинг общения.

Групповая психотерапия делится на семейную, совместной деятельности и игровую психотерапии. Семейная психотерапия предполагает воздействие одновременно на детей, родителей и живущих с ними родственников. Она широко применяется и постепенно становится ведущим видом психотерапевтической коррекции поведения трудных детей. Психотерапия совместной деятельности проводится обычно в психогигиенических клубах, в нашей стране почти не встречающихся. Игровая психотерапия эффективна в преодолении эмоциональных расстройств и отклонении в поведении детей и подростков.

В настоящее время существует множество направлений и методических приемов (техник и технологий) психотерапии. Социальные педагоги в своей практической деятельности используют различные формы внушения, арттерапию (лечение творчеством), библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, куклотерапию, игровую терапию, психодраму и др. Различают также суггестивную (основанную на внушении), рациональную и аналитическую психотерапию. С помощью суггестивной психотерапии люди в гипнотическом и бодрствующем состояниях подвергаются повелительному воздействию. Рациональная психотерапия предполагает беседы врача с клиентом о его субъективных трудностях и путях их преодоления. Аналитическая психотерапия основана на принципах фрейдизма и «глубинной психологии».

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит как от особенностей личности и характера нарушений клиента, так и от мастерства социального педагога.

Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции

Игротерапия – использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки.

 

Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Создаются более благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему «Я», повышается уровень самопринятия, так как ограничен перенос своих эмоциональных переживаний, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.

Можно использовать свободную игру и директивную, управляемую психологом. В свободной игре, предлагая детям разного вида игровой материал, психолог провоцирует регрессивный, реалистический и агрессивный виды игр. Регрессивная игра подразумевает возврат к менее зрелым формам поведения, например ребенок превращается в совсем маленького, просит взять на руки, сюсюкает, ползает, берет соску и т.д. Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой оказывается ребенок, а не от его потребностей и желаний. Например, ребенок хочет играть в то, что он видел дома: обыск, пьянку, драку, насилие, а ему предлагают игры, сюжеты которых отражают совершенно другие события: посещение цирка, театра, празднование дня рождения и т.д. Отправными точками в агрессивной игре могут быть игры в войну, наводнение, насилие, убийство. В играх дети часто возвращаются к испытанным стрессовым ситуациям, к которым будут еще долго возвращаться своей памятью, пока не успокоятся, станут меньше тревожиться, и только тогда можно переносить их переживания на другой уровень или объект, чтобы они узнали об адекватном поведении.

Для организации игр можно использовать неструктурированный игровой материал (воду, песок, глину, пластилин), который способствует развитию сублимации. С помощью этого материала ребенок получает возможность косвенно выражать свои желания. Подобные игры лучше проводить в директивной форме.

В рамках реабилитационной программы целесообразно использовать структурированный материал, который провоцирует детей на выражение собственных желаний и овладение социальными навыками. Например, человеческие фигурки, машины, постельные принадлежности вызывают желание заботиться о ком-то, оружие выражает агрессию, телефон, поезд, машина способствуют развитию коммуникативных действий. Необходимо наблюдать за тем, какие, какого цвета и какой формы игрушки ребенок игнорирует, а также фиксировать, какие игрушки он категорически отвергает.

Ценность этого вида работы определяется тем, что в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. В том случае, когда интеграция осознания и переживания удалась, психическое напряжение снимается, формируется способность восприятия новых впечатлений и происходит перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием, что может способствовать развитию уверенности в себе, утверждению собственного «Я», повышению самооценки. Применение игр в работе с данным контингентом детей лишь этап в процессе коррекции личности ребенка и часть реабилитационной работы.

Музыкотерапия – использование в работе с детьми музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Желательно, чтобы психолог владел игрой на нескольких музыкальных инструментах (барабане, аккордеоне, дудке, металлофоне, пианино, скрипке). Рекомендуется подобрать для слушания произведения классической музыки (Бах, Лист, Шопен, Рахманинов, Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шуберт). Постепенное увеличение продолжительности звучания музыки – от 3–5 мин до 1–1,5 ч – позволяет детям приучиться слушать музыку, испытывать в это время различные чувства, эмоциональное состояние внутреннего равновесия, снять напряжение. Музыку можно слушать, закрыв глаза, зажмурившись, главное – ее слышать!

Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение, можно простое слушание музыки сопроводить заданием. Когда звучит спокойная музыка, рождающая приятные ощущения, ребенку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревогу и т.д., или предложить ранжировать страшные ситуации от минимальных до самых сильных.

При проявлении ярко выраженных страхов на детей воздействуют приятными, расслабляющими стимулами, например определенными произведениями классической музыки, и одновременно пугающими их объектами.

Можно сесть рядом с ребенком и вместе слушать музыку или слушать ее обнявшись и т.д. Можно спросить, что ребенок хочет испытать, слушая музыку – радость, приятные ощущения, поднятое настроение, приятные воспоминания и т.д.

Слушание классической музыки поможет ребенку поупражняться в навыках социальной компетенции: умении уважать чувства других детей, не мешать им, сопереживать вместе с ними и т.д.

Применение музыкотерапии способствует самовыражению, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния, что может быть закреплено в изобразительной деятельности детей, когда им предлагают выразить в рисунке свое впечатление от музыки, которую они слышали.

По-иному строится работа психолога, если в работе с детьми используются музыкальные инструменты. Психолог играет вместе с ребенком на музыкальном инструменте. Вначале они исполнители музыки, затем – ее сочинители, а потом играют в «оркестре». Под звуки музыкальных инструментов, на которых играют ребенок и психолог, можно организовать танцы или выполнение специальных упражений (ходьба по узкой, поднятой над полом дощечке преодоление чувства страха, неуверенности в себе и т.п.).

Библиотерапия - метод воздействия на ребенка, его переживания, чувства посредством чтения книг. Подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Это книги Л. Толстого, Б. Житкова, В. Осеевой и т.д.

Работа с такими произведениями, как «Трусиха», «Аришка-трусишка», «На льдине», «Обвал», «Честное слово», сказки «У страха глаза велики», «Мальчиш-Кибальчиш», сказки В.А. Сухомлинского, опирается на возрастные особенности детей – заражаемость чувствами других, сопереживание им. Дети понимают, что страх, тревогу испытывают многие и по разным причинам. Вместе с героями литературных произведений они переживают те же состояния, но в то же время, проанализировав их действия, видят, что можно найти выход из трудной ситуации, что позволяет им расширить свою социальную компетенцию. Иногда воспитатель, когда дети ложатся спать, рассказывает им сказки в темноте. Важно учесть, что детям дошкольного возраста переживания, связанные с сильными страхами, не по силам. Для детей школьного возраста такие переживания смягчаются присутствием взрослого, который создает атмосферу защищенности.

При выборе литературных произведений, определении последовательности их прочтения, необходимо учитывать ряд особенностей: возраст детей, их количество, причины попадания в воспитательное учреждение, виды перенесенных травм, доверие детей к воспитателю, время пребывания ребенка в данном учреждении.

Логотерапия – метод разговорной терапии – предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний может вызвать положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признанию ценности личности другого человека. Ребенок не всегда проявляет самоэксплорацию, т.е. меру включенности в беседу. Если она минимальная, то на ряд вопросов ребенку предлагают ответить от имени куклы, персонажа и т.п., т.е. прибегнуть к любому образу. Данный метод предполагает появление самоконгруэнции – совпадения внешней словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Арттерапия – терапия средствами искусства. С этой целью используются прикладные виды искусства. Можно рекомендовать задания на определенную тему при работе с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация на свободную тему. Или предложить детям задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Один из вариантов – непосредственное обращение к произведениям искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации. Большую пользу приносит сочетание некоторых видов работ, например ребенку показывают репродукцию с картины художника и просят нарисовать такую же картину, не ограничивая его творчество. И наконец, можно рекомендовать совместную работу психолога и ребенка с предоставлением ему самостоятельности (лепка, рисование, вязание, вышивание и т.п.).

Куклотерапия – использование кукольной драматизации. Взрослые разыгрывают кукольный спектакль, в котором вводят конфликтные и значимые для ребенка ситуации, предлагая ему как бы со стороны оценить их. Детей, проявляющих тревогу, страх, переживших стресс, различного вида травмы, полезно привлечь к представлению с применением метода биодрамы, особенность которого в том, что все действующие лица в нем – звери. Распределив между собой роли, дети разыгрывают спектакль. Можно рекомендовать использование обмен ролями со взрослыми или другими детьми.

Моритатерапия – метод, с помощью которого ребенок ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Психолог предлагает ребенку высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Другими словами, этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Гештальттерапия применяется психологом в индивидуальной работе с ребенком, в беседах по душам, может проводиться в форме преобразования рассказа в действие, например «Незаконченные дела», «У меня есть тайна», «Мои сновидения» и т.д.

Поведенческая психотерапия – систематическое устранение страхов. С этой целью используются диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы, просмотр которых сопряжен у детей с переживанием чувства страха, и демонстрация их продолжается до тех пор, пока страх не угаснет. Психолог может усилить отрицательные переживания у ребенка, добиваясь, чтобы они приобрели комический характер.

Метод свободных словесных ассоциаций. Он может использоваться как метод искусства придумывания историй. Психолог предлагает детям по набору слов, между которыми налицо смысловая связь, придумывать разные истории. Наример: бабушка, девочка, волк, поезд и т.д. Дети должны придумать любые истории, главное, чтобы они не повторялись.

Разновидностью данного метода является придумывание историй с использованием какого-то одного свойства предмета: рассказать, например, историю про страну, где все из стекла, из мыла, из дерева и т.п. Другой вариант метода – придумать истории про то, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле. Например, дети в этой стране выше ростом, чем взрослые, или они живут в стране, где все можно и нет ничего того, что нельзя и т.д. Большой интерес вызывает у детей задание рассказать о стране, где с неба без остановки падают конфеты, игрушки, дождь, снег, деньги, цветы и т.п.

 

 

ОТВЕТ №16. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИЙ.

В практике социального педагога в работе с трудными детьми, с детьми девиантного и делинквентного поведения получили широкое распространение две основные технологии: профилактическая и реабилитационная. Профилактическая и реабилитационная деятельность социального педагога направлена на выявление, диагностику и коррекцию детей группы риска с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, а также на выявление функционально не состоятельных семей и оздоровление семейного воспитания.

Осуществление профилактической и реабилитационной функций социальным педагогом более эффективно, если он основное внимание уделяет формированию в воспитаннике положительных качеств, способствует самовоспитанию детей. Опора на положительное и педагогический оптимизм, вера в хорошее в воспитаннике – главный принцип и исходная позиция социального педагога в воспитании и перевоспитании.

Перевоспитание – это прежде всего изменение образа жизни ребенка на основе обогащения его социально ценным жизненным опытом. У каждого воспитанника есть стремление к хорошему, в его сознании происходит непрерывная борьба положительных и отрицательных тенденций. Вовлечение воспитанника в процесс совершения социально ценных, нравственных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Поэтому так важно организовать нравственное поведение самого воспитанника, побуждать его к совершению морально ценных поступков, включать их в коллективную, социально полезную, творческую деятельность, ставить его в ситуацию успеха. В результате такого подхода происходит переосмысление, переоценка ценностей, перестройка сознания, преобразование личности в процессе социализации.

С развитием в стране социально-психологической службы утвердилась как наиболее результативная модель комплексной профилактики и реабилитации нуждающихся в этом детей, включающая деятельность педагогов, психологов, социальных педагогов, районных (городских) институтов социального воспитания, предполагающая их взаимодействие с органами здравоохранения, внутренних дел, социального обеспечения, с комиссиями по делам несовершеннолетних и др.

Изучение личности трудного ребенка

1. Общие сведения о ребенке.

2. Состояние здоровья, особенности физического развития, соответствие физического развития возрасту (рост, вес, недостатки зрения, слуха, нарушение осанки и т.п.).

3. Направленность личности (эгоистическая, деловая, общественная; характеристика осознанных мотивов; взгляды и убеждения, интересы, наличие единства сознания и поведения; потребности, намерения, стремления, мечты, идеалы, ценности).

4. Самооценка (заниженная, завышенная, адекватная), уровень притязания, соотношение; требовательность к себе; отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей; отношение к самовоспитанию и его проявление.

5. Темперамент. Черты какого типа темперамента преобладают: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.

6. Особенности эмоционально-волевой сферы. Характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия. Развитие чувств: моральных, интеллектуальных, их глубина и устойчивость, степень эмоциональной возбудимости, внешняя выраженность эмоциональных переживаний; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность и др.

7. Способности (общие и специальные).

8. Характер. Какие положительные и отрицательные качества характера в поведении проявляются в отношении к учению, труду: активность, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, легкомыслие, беспечность, упрямство, лживость; в отношении к людям (старшим и младшим): уважительность, внимательность, чуткость, доброта, грубость, эгоизм, высокомерие, жестокость; к самому себе: скромность, достоинство и др. Имеются ли вредные привычки: курение, сквернословие, употребление спиртных напитков, наркотических веществ.

9. Характеристика межличностных взаимоотношений воспитанника:

а) в семье (условия семейного воспитания, характеристика семьи по структуре, материальному обеспечению, воспитательному потенциалу, особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи, ребенка со взрослыми, позиция ребенка в семье);

б) в классном коллективе (характеристика классного коллектива, социальный статус ученика, его положение в коллективе (лидер, популярный, принятый, изолированный), отношение воспитанника к мнению коллектива, симпатии, антипатии, отношение к своей позиции в классе).

в) в сфере свободного общения (с кем общается в свободное время, в состав какой группы входит, какова направленность группы, какое положение занимает в группе свободного общения, какие потребности удовлетворяет; как и с кем предпочитает проводить досуг).

10. Участие в различных видах деятельности:

а) отношение к учебной деятельности (успеваемость, уровень знаний, степень сформированности учебных навыков; основные мотивы учения, проявление особого интереса к какому-либо предмету; особенности памяти, мышления, уровень развития внимания);

б) отношение к трудовой деятельности (наличие трудовых навыков, умений; предпочитаемые виды труда; способность к длительным трудовым усилиям; участие в общественно полезном труде; трудовые обязанности по дому);

в) проявление устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности (член какой-либо секции, кружка, клуба);

г) наличие профессиональной направленности (намерения, ориентация, мотивы выбора будущей профессии).

11. Причины отклонений в поведении:

а) отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуации характера, неврозы, дефекты памяти, мышления);

б) нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, непринят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе; примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения; конфликтен, отчужден, бесконтролен, выталкиваемый из семьи);

в) ошибки педагогов;

г) ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического труда; конфликты в семье и др.;

д) социальные причины;

е) психотравмирующие ситуации.

Цель, методы и формы нравственной переориентации личности определяются с учетом индивидуально-психологических, возрастных и половых особенностей, причин отклонений в поведении и развитии ребенка.

В целях реализации индивидуального подхода педагог определяет для воспитанника вид деятельности, в котором его интересы, способности могут проявиться наиболее ярко; прогнозирует отношения воспитанника в процессе взаимодействия со взрослыми, сверстниками и младшими; определяет характер руководства деятельностью подростка.

В педагогических выводах указываются возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учеником как со стороны социального педагога, психолога, педагогов, родителей, классного коллектива, так и самого школьника.

Доминирующие направления и условия в работе с трудными детьми

В работе с трудными детьми важно реализовать следующие направления:

перевод социальной ситуации в педагогическую;

воспитание нравственно-правовой убежденности;

формирование адекватной самооценки, выработка способности критически относиться к самому себе;

развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

создание ситуации успеха в доминантном виде деятельности, включение в социально полезные виды деятельности;

организация педагогического влияния на индивидуально-групповые мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

предупреждение невротических расстройств и паталогических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания, драмомания и др.);

организация благоприятного социально-психологического климата;

ликвидация пробелов в знаниях.

Эффективному взаимодействию с трудными детьми способствуют:

знание и учет факторов социализации личности ребенка, причин отклонений в его поведении;

учет индивидуально-психологических, возрастных, половых особенностей ребенка, социальной ситуации его развития;

учет особенностей положения, социального статуса воспитанника в коллективе сверстников, семье, среде неформального общения, в социуме;

уважение к личности воспитанника, установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;

опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, заинтересованность в судьбе воспитанника;

включение в творческую общественно полезную деятельность;

выработка единых требований, действий по отношению к воспитаннику со стороны школы, семьи, других воспитательных институтов, субъектов социального воспитания;

защита ребенка от неблагоприятных условий и влияний.

 

ОТВЕТ №17. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.