Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Пути реабилитации дезадаптированных детей и подростков

2017-10-08 482
Пути реабилитации дезадаптированных детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Дезадаптация – это недостаточная реализация соц потребностей личности в усл нарушения нормальной среды жизнедеят.

Дезадаптированные дети – это дети, имеющие нарушения адаптационных св-в по различным соц-пед причинам, негативно влияющим на уровень, кач-во обучения, воспитания и развития.

Причины и проявления дезадаптации:

1. личностные проявления деформации

2. недостаточное физическое развитие: пороки, алкогольная и наркотическая зависимость, соматические заболевания (диабет, иммунитет)

3. мозговые дисфункции: отягощенная наследственность, нарушения умственного развития, слуха, речи, нервной системы, психопатии

4. нервные расстройства

5. проблемы во взаимоотношениях: неадекватное реагирование на события, провоцирование конфликта, раздражительность

Соц-пед реабилитация – это комплекс соцо-пед мер, направленных на восстановление утраченных способностей и создание усл для самореализации с учетом измерения ее возможностей.

Этапы (пути) пед реабилитации:

1. диагностика причин возникновения отклонений от соц нормы

2. проектирование комплексной программы пед реабилитации: консультирование родителей, педагогов, детей по особенностям методики; координация в процессе интеграции ребенка в систему жизнедеят таких спец-ов – дерматовенеролога, нарколога, психолога, юриста; коррекция процесса реабилитации, оказание помощи и поддержки; применение психолого-пед методик по изучению адаптации

3. анализ реализации программы

Методы реабилитации: соц практика, стимулирования мотивации и активности детей: соревнование, поощрение, наказание, контроль, самоконтроль, орг-и реабилитационного процесса и познават деят словесные (рассказ, беседа, работа с книгой), наглядные (метод примера), практич (упражнения), модел-е ситуаций, инструктаж

Формы реабилитации: кружки, секции, вечера, встречи, дискотеки, экскурсии, лекции.

Ср-ва реабилитации: виды деят: игровая, учебная, трудовая, психолог помощь: консультирование, психокоррекция, психотерапия, спец помощь: игротерапия, Арттерапия, предметы матер и духовной культуры: лит-ра, произведения иск-ва, СМИ

Виды: трудовая, учебная, мед, психолог, соц, бытовая.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИММИГРАНТОВ И БЕЖЕНЦЕВ

- процесс социального вовлечения иммигрантов и беженцев в активную, самостоятельную деятельность в новой этнической среде. Реабилитация предполагает осуществление комплекса мероприятий, направленных на освобождение индивида от состояния стресса и жизненного кризиса, вызванного сменой места жительства, получением знаний о новой этнической среде, навыков активной деятельности в ней. Комплекс реабилитационных мер включает материальную помощь и экономическое стимулирование (предоставление денежных средств, обеспечение жильем, одеждой, продуктами), разработку долговременной программы экономической активности (овладение новой профессией либо повышение профессиональной подготовки, трудоустройство, налаживание быта). Возвращение иммигранта, беженца к активным социальным отношениям предполагает оказание психологической помощи, восстановление его социального комфорта и адаптацию к новой общественной ситуации. Иммигранты, беженцы осваивают новую культуру (язык, традиции, образ поведения и взаимоотношений, моральные и нравственные ценности представителей того государства или народа, в среде которых они оказались), переосмысливают свои этнические традиции, образ поведения, взаимоотношения, которые являются малоприменимыми и неэффективными в новых условиях. Социальными институтами, осуществляющими выполнение комплекса мер по реабилитации, являются государственные службы миграции, различные негосударственные благотворительные организации, реализующие программы социальной помощи мигрантам и беженцам. Процесс Р.э. и б. направлен на обретение социальной, в том числе и этнической адаптированности в новых условиях жизни.

АЛКОГОЛИКИ И НАРКОМАНЫ

Социальными последствиями алкоголизма, как международной проблемы, не случайно занимаются две крупнейшие структуры ООН — ЮНЕСКО и Всемирная организация здравоохранения. Вред этой беды очевиден в преступлениях, дорожно-транспортных происшествиях и даже масштабных экономических показателях. Но самый сокрушительный удар алкоголизм наносит по семье. Начинаются конфликты, разрушающие семью. Пьющий создает дискомфортную обстановку для всех близких. Дети получают ущербное воспитание или вовсе лишены такового. На здоровье членов семьи тоже отражаются все перипетии алкоголизма. Социальные последствия алкоголизма неразрывно связаны с индивидуальными и семейными проблемами. Лечение последствий алкоголизма должно быть комплексным. Ведь вред, причиняемый алкоголем, разнообразен и обширен. Физические заболевания и нарушения психики при этом лечить непросто, но у нынешней медицины большие возможности. А вот исправить некоторые социальные проблемы не по силам даже лучшим экспертам. Последствия лечения алкоголизма, если и имеют место в негативном аспекте, то уж точно не идут в сравнение с последствиями самого алкоголизма. Алкоголь оказывает выраженное отрицательное действие на нервную систему. Изменения со стороны физиологии следуют с ними в тесной связке, становясь хроническими и патологическими. Самое известное даже неспециалистам заболевание вследствие злоупотребления алкоголем — цирроз печени. Однако к последствиям лечения алкоголизма его относить несправедливо и ошибочно. Из практики известно, что с прекращением употребления спиртного печень постепенно возвращается в нормальное состояние. Лечением последствий алкоголизма, увы, часто приходится заниматься уже не наркологам, а хирургам. Ведь, как говорится, «пьяному море по колено», и они идут за помощью поздновато, в экстренных случаях, находясь уже почти при смерти. Последствия после кодирования — еще одна популярная тема для мифов среди страдающих алкоголизмом. Распускаются слухи, будто у человека от кодирования стало «плохо с головой». Так они интерпретируют раздражительность и конфликтность больных, обусловленную на самом деле синдромом отмены алкоголя. Среди других упоминаемых последствий после кодирования также жалобы, что по истечении периода действия или вследствие срыва запои становятся более жесткими и продолжительными. Чтобы удержаться от них, требуется сопровождающая психокоррекция, особенно в последние дни срока действия кодирования. Реабилитация после лечения алкоголизма, увы, в нашей стране распространена мало. Да и полноценно ее проводить хватит средств и возможностей далеко не всем нуждающимся. Ведь тут нужна помощь многих профильных специалистов, а это недешево. В ходе реабилитации может потребоваться лечение таких последствий алкоголизма, как алкогольная миокардиопатия, полиневропатия, а также упомянутых раньше нарушений психики. Память, сон, настроение больного еще долго будут приходить в норму усилиями врачей. А лечение алкогольных психозов и вовсе возможно только в стационаре психиатрической больницы. Но самое, пожалуй, масштабное и непоправимо тяжкое последствие алкоголизма — в его пагубном влиянии на процессы воспроизводства населения. Это и аборты, и бесплодие, и внутриутробные дефекты развития, и умственная отсталость, патологическая гиперактивность, нарушение внимания детей алкоголиков. И конечно, прежде чем говорить о лечении последствий алкоголизма следует однозначно прекратить прием спиртных напитков и избавиться от зависимости. Социальная работа предполагает вывод клиента из условно обозначенной стадии «алкоголик», «наркоман» и оказание ему содействия в процессе адаптации в обществе. Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией создаются специализированные центры лечения. Чтобы выявить места дислокации наркоманов, действуют специальные уличные патрули и бригады. Для работы с больными алкоголизмом и наркомании в настоящее время ‑ создаются центры «Трезвость и семья», «Алкоголизму – нет», реабилитационные наркологические центры, разрабатываются различные методички, способствующие ускоренному лечению этих болезней. Представляет интерес программа Ассоциации учащейся молодежи Российского Союза молодежи «Спасибо, нет», включающая комплекс профилактических мер, используемых педагогами, родителями и самими детьми. При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением – это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия, психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, - движение «Анонимные Алкоголики», а также программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» и др. При работе с больными наркоманией применяется междисциплинарный подход, включающий в себя работу нарколога, психолога, социального работника, который осуществляется как параллельно, так и одновременно. Социальная работа с наркозависимыми клиентами состоит из нескольких стадий: оценка, определение средств вмешательства, работа с клиентом выбранным методом. После выяснения картины наркотической зависимости разрабатывается план вмешательства в ситуацию клиента. Группы самопомощи основаны на взаимоподдержке людей, имеющих сходные проблемы. По аналогии с группами Анонимных Алкоголиков формируются группы Анонимных Наркоманов. Эти группы самопомощи используют те же принципы 12 шагов, ‑ что и группы Анонимных Алкоголиков. В процессе общения бывшие наркоманы рассказывают, как они стали наркоманами, к чему это привело, как они учились жить без наркотиков. Такое общение укрепляет волю только что вступивших на путь избавления от наркотической зависимости людей, внушает надежду Рассмотрим системный подход семьи в оказании помощи алкоголику. Социальному работнику следует отказаться от причинного мышления, перестать воспринимать пьянство больного как причину несчастий его семьи. Необходимо рассматривать семью как систему, в которой каждый играет свою роль и является частью общей проблемы — алкоголизма. При системном мышлении алкоголизм уже не воспринимается как проблема одного человека, а рассматривается как симптом нарушения нормального функционирования семьи. Тогда становятся понятны причины болезни всей семьи. Если социальный работник поможет жене больного избавиться от прежних ошибок в поведении весьма вероятно, что ее муж обратится за помощью к врачу. Таким образом, если потянуть за одно звено — можно вытянуть всю цепочку. Однако семья, как любая система, стремится к сохранению некоего равновесия и именно поэтому является закрытой, почти непроницаемой, причем настолько, что даже отвергает предлагаемую помощь. Чем больше давление извне, тем сильнее сопротивление системы. В работе с семьей алкоголика необходимо проявлять огромное терпение. Социальный работник должен понимать, что изменения здесь не происходят в одночасье, по принципу «пришел, увидел, победил» — для этого требуется время, и порой весьма продолжительное. Чтобы сохранять равновесие, семья как система реагирует на алкоголизм одного из своих членов тем, что адаптируется, приспосабливается к нему. Основной метод адаптации — отрицать существование проблемы. Сохранение в тайне алкоголизма и связанных с ним негативных последствий (драк, морального разложения, плохого выполнения родительских, профессиональных обязанностей) — главный фокус, в котором сходятся интересы всех родственников семьи. Семья сокращает свои связи с другими людьми до минимума, старается отсекать от себя всякие источники влияния и помощи извне. Члены семьи как бы берут на себя ответственность за поддержание стабильности в системе. Они изо всех сил стремятся контролировать ситуацию, которая в принципе контролю не поддается. Важный принцип системы — ее целостность. Целое — это нечто большее, чем простая сумма элементов. Сложенные вместе, они еще не образуют систему. Ее важнейший признак — взаимодействие элементов. Семья алкоголика может плохо функционировать не потому, что состоит из плохих людей, а потому, что ее члены пользуются плохими правилами поведения, не научены правильно взаимодействовать (например, не умеют решать конфликты без агрессии). Для поддержания взаимодействия очень важна обратная связь. В семье больного алкоголизмом она может быть нарушена. Например, муж сильно напился, не смог выйти на работу, а жена старается скрыть истинную причину прогула, ссылаясь на плохое самочувствие мужа, необхо­димость поездки к заболевшим отцу или матери и т.п. Муж не испытывает на себе результатов своего пьянства, поскольку жена не дала сработать обратной связи, и продолжает пить... Чем безответственнее ведет себя муж, тем больше ответственности берут на себя другие члены семьи. В семье больного алкоголизмом работают негативные обратные связи. Все стараются сохранять существующее положение, боятся любых перемен. Здоровая семья также стремится к сохранению стабильности, но в ней благодаря позитивным обратным связям возможны динамика взаимоотношений, восприятие новых суждений, духовный рост каждого. В противоположность этому неизменность системы семьи больного алкоголизмом затормаживает всякое развитие ее членов.[7] Обратные связи поддерживаются существующими в семье правилами. Эти правила могут быть открытыми, произносимыми вслух, как, например, такое: «Дети должны возвращаться домой не позже 22 часов». Они могут быть скрытыми, но тем не менее известными всем. Например, отец убежден, что жену нужно бить, держать ее в страхе, и хотя он никогда не высказывает это мнение, дети его знают и тоже усваивают подобное отношение к женщине. Взаимодействие в системе осуществляется через распределение ролей между всеми ее членами. Однако главное в каждой семье — и благополучной, и неблагополучной — это супружеская диада, то есть отношение мужа и жены к самим себе и друг другу. Это влияет на всю семью. Если отношения родителей нормальны, у детей есть возможность развиваться нормально. Если супружеские отношения запутаны и разлажены, то дети неизбежно испытывают на себе стресс, что вызывает отклонения в их поведении. В семье больного алкоголизмом присутствует доминантно-подчиненный тип взаимодействия. Один или оба супруга могут иметь претензии к другому, испытывать недовольство, страдать от стресса, причем досада может прорываться только под воздействием алкоголя. В такой супружеской диаде каждый попеременно занимает то главенствующее, то подчиненное положение, бывает то жертвой, то обвинителем. Члены диады склонны меняться ролями; этот тип отношений называют «феноменом перевертыша». Когда один из супругов в хорошем настроении, другой — чем-то недоволен; когда один желает близости, другой держит дистанцию. Супруги неспособны наладить гармоничные отношения и в то же время не могут расстаться. Доминирующее положение супруга исполнено следующего смысла: «Пока тебе плохо, я чувствую себя сильнее, надежнее, я более справедлив, могу контролировать себя, мне мало что угрожает». Подчиненное положение воплощает в себе следующий смысл: «Моя жизнь не удалась, и я намерен испортить и твою. Я ничего не могу с собой поделать и должен положиться на тебя». Эти отношения смягчают неуравновешенность в супружестве и способствуют длительному существованию такого крайне несчастливого брака. При всей кажущейся враждебности взаимоотношений в «алкогольном» браке супруги в сущности, сами того не сознавая, поддерживают друг друга в стремлении сохранить привычный для обоих образ жизни. Отношения в таких семьях хотя и строятся по общей схеме, в то же время складываются достаточно разнообразно. Таким образом, в алкогольных диадах супруги могут доминировать попеременно, но не достигают гармонии взаимоотношений. Они чувствуют, что бессильны контролировать друг друга, но все же ведут бесполезную борьбу за власть и контроль над другим. Адаптация семьи к алкоголизму претерпевает ряд стадий. 1.Ранняя стадия — отрицание проблемы в надежде на улучшение поведения больного. Члены семьи испытывают чувство вины и ответственности за проступки больного, самоизолируются от общества. 2.Средняя стадия — преобладание у членов семьи чувств горечи, враждебности, презрения. Однако они по-прежнему скрывают пьянство больного. 3.Заключительная стадия — появление у членов семьи психосоматических симптомов либо пристрастия к алкоголю. Супруга эмоционально отстранилась от больного, угрожает разводом или требует его.[4, с. 102] Когда семья пытается справиться с пьянством больного, ее члены берут на себя определенные роли, в связи с тем, что алкоголик постепенно перестает выполнять свои функции добытчика доходов и хозяина дома, поскольку не принимает участия в ведении хозяйства, пропивает заработок, теряет работу. Больной алкоголизмом перестает осуществлять и родительские обязанности, а также супружеские (сексуальные) функции либо в силу изменений, наступивших в состоянии здоровья, либо из-за отказа супруги вступать с ним в сексуальные отношения. Чтобы выжить в системе нарушенных взаимоотношений, взрослые и дети в алкогольной семье принимают на себя определенные роли, которые можно назвать так: «пособник», «козел отпущения», «компенсатор», «заменитель взрослого» (герой семьи), «сирота», «приспособленец». «Пособник». Чаще всего это мать или жена. Пособник извиняется перед семьей, друзьями, родственниками и сослуживцами за поведение больного, помогает скрыть его неблаговидные поступки. Свое недовольство и гнев на пьющего отрицает, пытается спасти его от последствий пьянства. Его действия облегчают больному возможность использовать известные механизмы психологической защиты — отрицание проблемы, преуменьшение неприятных последствий пьянства, поддержание идеальных представлений о Родители в семье играют роли заботливых учителей, отдавая своим детям время, заботу, энергию и определяя направление их развития. Дети же выполняют роли прилежных учеников. Дети любопытны и исполнены жажды познания окружающего мира. Необходимо научить их мыслить, чувствовать, любить, принимать решения, правильно использовать свои способности, удовлетворять свои потребности. Задача социального работника — постепенно оздоровить, выправить нарушенные взаимоотношения в семье алкоголика / наркомана. Сделать это -возможно при условии четкого понимания ее проблем и нужд. Всякой системе, так же как и индивиду, для нормальной деятельности необходимо удовлетворение определенных потребностей. Семейная система нуждается в: —пище, одежде, жилище; —эмоциональной поддержке; —гармонии взаимоотношений; —самореализации каждого ее члена как неповторимой индивидуальности (то же — для семьи в целом); —стимуляции к активной деятельности; —чувстве единения со всеми родственниками. Социальному работнику легче определить все эти потребности, степень их удовлетворения, равно как и названные выше роли и взаимоотношения в семье, чем самим ее членам, поскольку он находится вне системы, воспринимает ее «со стороны».


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.