Социально-педагогическое консультирование как направление деятельности соц. педагога — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Социально-педагогическое консультирование как направление деятельности соц. педагога

2017-10-08 1446
Социально-педагогическое консультирование как направление деятельности соц. педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Консультирование - звено социально-педагогической деятельности, являющейся разновидностью профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи человеку (и взрослому, и ребенку) в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта.

Виды помощи:

социально-информационная помощь, направленная на обеспечение информацией (взрослых и детей) по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социально-педагогических служб и спектра оказываемых ими услуг;

социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, социальное воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья, нуждающихся в ней детей (взрослых);

социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношений с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;

социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в виде консультаций разных форм: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно, кратковременно, продолжительно в соответствии с профилем запроса и проблемы.

С целью эффективного предоставления информации социальному педагогу нужно соблюдать правила:

- представлять информацию в дозах, в пределах обозначенной проблемы;

- не перегружать клиента информации;

- выбирать оптимальные способы предоставления каждого блока информации;

- определять главное при предоставлении информации;

- проверять, правильно понял и усвоил информацию клиент;

- основную информацию нужно повторять в разной форме;

- повторять и уточнять вопросы клиента;

- повторять и суммировать ответы на вопросы клиента

При социальном консультировании специалист должен помнить, что:

1 Для решения проблемы клиенту следует предлагать несколько вариантов выхода из проблемы

2 Давать не только рекомендации, но и оценку их сложности в исполнении Клиент должен знать, чего будет стоить тот или иной вариант

3 Нужно убедиться, что клиент правильно понял рекомендации

4 Предложенную рекомендацию клиент должен выбирать самостоятельно

5 В ходе выполнения рекомендации необходимо консультировать клиента

6 клиент может вносить изменения в ход процесса

Социальный педагог должен вести учет консультации

Социально педагогическое консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью из социализации, восстановления, и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм, жизнедеятельности и общения.

СПК включает в себя элементы других направлений соц. консультативной деятельности, оно по своей сути ближе к психологическому консультированию.

Основная цель - оказание личности помощи в решении социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.

Основная задача – помочь посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые будучи истоками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Основная форма взаимодействия – изменение установок личности на взаимодействие с другими людьми, на ситуации и стереотипы поведения.

Принципы:

1- доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту;

2- ориентация на нормы и ценности клиента;

3- запрет давать советы клиенту;

4- анонимность;

5- включенность клиента в процесс консультирования;

6- разграничение личных и профессиональных отношений.

Модерирование (модерация) – технология педагогического консультирования, направленная на организацию структурированной коммуникации в группе с целью обсуждения и принятия оптимального решения проблемы. В основе модерации лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмен мнениями, убеждениями и подведение клиента к принятию самостоятельного решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерация нацелена на раскрытие внутреннего потенциала клиента, то есть она не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. При этом, социально значимое становится коллективно значимым (механизм заряжения). Функция модератора – помочь обучаемому специалисту раскрепоститься, выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

Супервизия – профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку. Это способ формирования продуктивных отношений для субъектов проф. и межличностного взаимодействия, создание для них психологически комфортных условий. Специалист – супервизор обладает дополнительными квалификациями для проведения индивидуального и группового консультирования -> творческая самореализация клиентов и консультирование других специалистов.

Наставничество (одна из традиционных форм консультационной помощи) – помощь специалисту более опытным специалистом на рабочем месте. Наставничество более неформальное и личностное -> передача ни только сложных нюансов профессионального мастерства, но и решение адаптации начинающего специалиста к требованиям профессиональной среды.

Признаки (особенности) наставничества:

1- Гибкость (отсутствие жестких форм и методов, реализация различными путями в различных ситуациях).

2- Деятельность наставника может быть включена в контекст профессиональной деятельности, либо осуществляться в не её (процесс не только на работе)

3- Индивидуальная поддержка (отношение всегда имеют ввиду индивидуальные потребности и интересы обучаемого)

4- Охват познавательных + ценностно-эмоциональных процессов (затрагивает различные стороны личности, уделение внимания ценностям и мотивам того, кому оказывается поддержка).

5- Обратная связь (обучаемый <-> обучающий = продуктивное взаимодействие).

 

 

ОТВЕТ №68. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМИСЯ.

Современные дети вступают в жизнь в весьма негативных условиях социокультурного развития общества. Увеличение химических и не химических аддикций таких как алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания, лудомания и другие, приводит к тому, что ребенок растет с наклонностью к асоциальному поведению. Ребенок в нашей стране имеет право на нормальные условия жизни. Для того чтобы предотвратить негативные последствия в социализации ребенка, нужно заниматься профилактической деятельностью.

Профилактическая работа является одним из эффективных способов для нормальной социализации личности. Проведение профилактической беседы дает возможность предотвратить зарождение проблем у детей. Используя данный метод работы, можно сформировать у ребенка нравственную и психологическую устойчивость к негативным явлениям окружающего мира. Профилактическая беседа способствует защите ребенка от отрицательных социальных факторов. Данный метод работы является актуальным так как, в современном обществе растет число детей с девиантным поведением. Проведение данного метода направлено на предупреждение, а также на исключение причин, которые могут привести к социальному отклонению личности.

Изучением данного вопроса занимались такие ученые как М.А. Галагузова, Е.В. Змановская, В.И. Загвязинский, Л.В. Мардахаев и др. Их опыт показывает, что проведение профилактической беседы в особенности с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, необходимо, чтобы предотвратить появление антисоциального поведения.

Профилактическая беседа – это метод работы, основанный на воспитательном воздействии путем словесного контакта. Чаще всего целью данного мероприятия бывает предупреждение вредных привычек, негативного поведения, правонарушений [2, с. 31].

Важнейшей работой деятельности социального педагога общеобразовательной школы является профилактика девиантного поведения среди учащихся. Проблему девиантного поведения рассматривали многие исследователи. Потому существует несколько определений данного термина.

Е.В. Змановская дает следующее определение отклоняющегося поведения. Девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющих ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [3, с. 15].

Под отклоняющимся поведением М.А. Галагузова понимает как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Ученый подчеркивает, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации [1, с.245].

Подласый И.П. отклоняющееся поведение от нормы называет: асоциальным, антисоциальным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным [4, с. 72].

Можно выделить следующие специфические особенности отклоняющегося поведения личности.

1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Отклоняющееся поведение зависит от возрастных и половых особенностей личности.

2. Отклоняющееся поведение и личность, его проявляющая, вызывают отрицательное отношение со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания.

3. Отклоняющееся поведение изучают многие науки, в том числе и медицина.

4. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья.

5. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся поведение.

Репутация человека с девиантным прошлым затрудняет его коррекцию поведения [5].

Причинами отклоняющегося поведения могут быть:

1. Индивидуальные психические особенности ребенка;

2. Неправильное воспитание;

3. Особенности восприятия ребенком тех или иных действий родителя;

4. Защитная реакция ребенка на различные школьные трудности, на взаимоотношения с окружающими людьми;

5. Ошибки воспитания со стороны учителей;

6. Неблагополучные ситуации в семье;

7. Различные виды насилия, применяемые к ребенку в семье;

8. Низкий уровень культуры, неумение проводить свободное время.

Индивидуальный, психологический, личностный, социальный факторы обуславливают появление отклоняющегося поведения. Профилактическая деятельность дает возможность на нормальную социализацию ребенка.

Для предотвращения девиантного поведения учащихся целесообразно использовать метод профилактической беседы. Данный метод работы удобен, экономичен, универсален, а главное эффективен. Профилактическая беседа – это беседа, целью которого является предупреждение негативного поведения. Социальными педагогами этот метод используется в качестве воспитательного мероприятия. В ходе профилактической беседы ведется обсуждение какого-либо вопроса, целью которого является помощь ребенку в осознании и восприятии последствий тех или иных проблем. Социальный педагог помогает учащимся в осмыслении поставленной проблемы, а также формулировать собственные умозаключения.

Специалисты выделяют несколько этапов проведения профилактической беседы:

1. Начальный этап – установление благоприятного климата при взаимодействии с собеседником. Важная особенность данного этапа – это проявление толерантности в общении;

2. Рабочий этап – выяснение причин и условий возникшей проблемы;

3. Этап формирования модели поведения, позволяющий предупредить отрицательное развитие проблемы;

4. Заключительный этап – внутренне принятие воспитуемого новой модели поведения.

Таким образом, проведение профилактической беседы с учащимися является неотъемлемой частью работы социального педагога общеобразовательного учреждения. Эффективность данного метода во многом зависит от специалиста, поэтому подготовка к проведению этой работы должна быть максимально продуманной. Для проведения профилактической беседы одним из важных качеств социального педагога должно быть умение создавать позитивной психологической атмосферы в коллективе.

 

ОТВЕТ №69. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ УЧАЩИМИСЯ


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.