Основные объективные факторы возникновения конфликтов — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Основные объективные факторы возникновения конфликтов

2017-10-08 442
Основные объективные факторы возникновения конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально - психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая главным образом субъективный.

К числу объективных причин конфликтов можно от­нести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созда­нию предконфликтной обстановки - объективного компо­нента предконфликтной ситуации.

Например, в классе есть два лидера, которые соперничают между собой за место организатора класса. Однако если бы в классе был только один лидер, то столкновения не было бы.

Субъективные причины конфликтов в основном свя­заны с теми индивидуальными психологическими особен­ностями оппонентов, которые обусловливает выбор ими именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения объективного противоречия. Человек не идет на компромисс, не уступает, не пытается избежать конф­ликта и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противо­стояния. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора — конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, опре­деляющие выбор конфликтного пути, в контексте сказанно­го выше носят главным образом субъективный характер.

При рассмотрении характера взаимосвязей между объек­тивными и субъективными причинами конфликтов мож­но сделать следующие выводы.

Во-первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставлений, по-видимому, неправомерно. Любая объективная причина играет роль в возникновении конкретной кон­фликтной ситуации, в том числе в результате действия субъективных факторов. Предположим, учитель вступил с кем-то в конфликт из-за собственной повышенной агрессивнос­ти - казалось бы, по чисто субъективной причине. Однако не исключено, что одной из главных причин повышенной агрессивности учителя является высокая агрессивность со­циально-экономической среды, в которой он живет. Таким образом, за, казалось бы, чисто субъективной причиной конфликта может скрываться фактор, от человека мало зависящий, т. е. объективный.

Во-вторых, нет, пожалуй, ни одного конфликта, кото­рый в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. В то же время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом. В любом межлич­ностном конфликте всегда ту или иную роль играет субъек­тивный фактор. Если учитель или ученик субъективно не примет решение о начале конфликтного противодействия, то противостояния не будет.

Практически у любого конф­ликта существует комплекс объективно-субъективных причин. Центральной объективной причиной конфликтов в общеобразовательной школе является естественное и не­избежное возникновение противоречий в системе образо­вания, элементом которой является школа. Основные по­требности, интересы и ценности, которые сталкиваются в системе образования, представлены на схеме, разрабо­танной Г.И. Козыревым (см. схему 1).

Причины, вызывающие конфликты, настолько разнооб­разны, что пока не поддаются строгой классификации. К чис­лу наиболее часто встречающихся можно отнести Естественное столкновение значимых материаль­ных и духовных интересов учителей и школьников в процессе их жизнедеятельности.

Существует и бесконечный ряд объективных причин, влияние которых на конфликт­ность человека пока не изучено. К ним можно отнести за­метные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, особенно в городах (химически загрязнен­ная вода, воздух, пища), отклонения в характеристиках электромагнитных полей, вызванные солнечной активно­стью или техническими устройствами, различные стрес­совые ситуации.

Американские психологи экспериментально доказали, что в жаркие дни вероятность массовых беспорядков в го­роде может быть в несколько раз выше, чем в холодные дни.

Российские ученые, изучая ежегодно динамику драк между старшеклассниками, установили явную зависимость частоты конфликтов от одиннадцатилетнего цикла солнеч­ной активности. Чем активнее Солнце, тем чаще конф­ликты у школьников заканчиваются дракой.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.