Особенности технологий социальной работы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности технологий социальной работы

2017-10-08 470
Особенности технологий социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во-первых, это самые наукоемкие технологии. Разработка каждой требует огромного объема информации, специальной селекции, обращения к результатам научных достижений. Они не могут быть просто пробными, что сложно избежать на практике. Поэтому при их применении они должны серьезно прорабатываться прежде всего на теоретическом уровне, сводя к минимуму ошибки, в результате которых возможно нанесение ущерба здоровью и достоинству человека.

Во-вторых, это трудно алгоритмизированные технологии. Принцип кооперационности универсален для технологий в области материального производства. В технологиях работы с человеком его применение ограничено. В процессе реализации замыслов часть действий невозможно разбить на последовательные операции или алгоритмы.

Именно поэтому необходимо различать технологию и методику. "Если в технологиях более представлены процессуальная, количественная и расчетная компоненты, то в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариантно-оценочная сторона. Технология отличается от методик своей воспроизводительностью, устойчивостью результатов, отсутствием многих "если"1.

В-третьих, у технологий социальной работы вероятностный характер результатов. К такой ситуации должна быть готовой каждая из сторон взаимодействия. Если клиенты социальной службы, познакомившись с технологией укрепления семьи, решат, что для этого достаточно "рая в шалаше", то они окажутся в плену созданной ими же ловушки. Если специалист социальной работы даст гарантию клиенту, который употребляет алкоголь, что он его избавит от зависимости, то он также находится в плену иллюзий.

Негарантированность конечного результата человековедческих технологий обусловлена противоречивостью и уникальностью их объекта. Известные слова Гете, что под каждой надгробной плитой покоится непознанное мироздание, - яркое тому подтверждение. Так как объект и субъект социального взаимодействия подвержены воздействию широкого спектра внутренних и внешних детерминант, то определиться в них часто не представляется возможным.

В-четвертых, технологии социальной работы - особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами. Результативность технологий определяется тем, насколько специалисты социальной работы оснащены человековедческими знаниями и умеют ими практически пользоваться. Это основа профессионального овладения делом. Человековедческие знания и умения, непосредственно ориентированные на социальное самоутверждение человека, на самореализацию его творческого потенциала.

В исследованиях социальной работы пока отсутствуют разработки, где характеризуются механизмы социальной работы и их разновидности. Механизмы социальной работы иерархически упорядочены и связаны с ее мега-, мезо- и микроуровнями. Включение механизма социальной работы происходит при возникновении ситуации социальной работы. Это появление обстоятельств в обществе, регионе, городе, районе и у человека, когда:

- изменения в среде делают невозможными для субъекта достижение целей и ориентиров старыми методами;

- изменения в субъекте делают невозможными для него достижения новых целей в старых условиях среды;

- наличие неразрешенных противоречий не позволяют субъекту функционировать и реализовать свой потенциал;

- изменения в состоянии здоровья, социальном статусе не позволяют субъекту полноценно функционировать в обществе;

- неудовлетворенная потребность вызывает напряжение, дискомфорт, превращающиеся в противоречия;

- наличие проявлений социальных рисков объективно требует принятия необходимых правовых и социально-практических мер.

Социальная работа, таким образом, является социальной технологией, но в то же время она сама является технологичной деятельностью. Исходя из положения о том, что социальная работа - это процесс, можно выделить основные ее признаки как социальной технологии, а именно: структурируемость, концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость.

Структурируемость социальной работы как технологии в максимальной степени связана с формами и методами профессионального субъектно-объектного взаимодействия. Концептуальность этого положения определяется тем, что социальная работа с человеком всегда опирается на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, социальное обоснование достижения поставленных целей. Поэтому и процесс социальной работы с человеком обладает всеми признаками системы: логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. А это значит, что технологиями социальной работы можно управлять.

Управляемость технологиями социальной работы предполагает возможность осуществления диагностического анализа, целеполагания, планирования, проектирования, варьирования средств и методов работы с человеком. Эффективность социальной работы как технологии определяется ее нацеленностью на получение результата при оптимальных затратах, обеспечение гарантированности стандартов работы с человеком. Воспроизводимость, как признак технологии социальной работы, определяется возможностью повторяемости процедур в однотипных условиях. Вместе с тем технология социальной работы - это мастерство работы с человеком. Взаимодействие с ним может осуществляться различными исполнителями или точно по инструкции, или творчески.

Активная деятельность или активность субъекта в поиске выхода из трудной жизненной ситуации зависит от многих факторов:

- настройки субъекта на преодоление ситуации;

- социально-экономического, социально-психологического и социального (статусного) положения субъекта;

- разветвленной системы социальных учреждений и социальных служб, вызывающих доверие у человека и способных оказать ему профессиональную услугу, внимание, содействие или помощь;

- правового механизма, существующего в обществе и обеспечивающего правовое регулирование деятельности социальных служб и учреждений.

При этом сложность и многогранность технологий социальной работы, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности технологий социальной работы.

Среди них наиболее характерными являются трактовки технологии социальной работы:

- как способа управления, регулирования и планирования социальных процессов;

- как конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности;

- как совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей;

- как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций;

- как средства практического достижения поставленных целей.

Приведенные определения лишний раз подтверждают, что любая попытка дать точное и полное определение сущности сложного социального феномена (а именно таковой и является технология социальной работы) будет неполной и будет носить относительный характер.

Вместе с тем любая претензия на обладание абсолютной истины относительно динамичных систем, какими являются социальные процессы и отношения, неправомерна.

Каждое из приведенных определений технологий социальной работы отражает определенный существенный аспект, имеющий значение для характеристики социальной технологии и технологий социальной работы.

Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.

Что касается соотношения социальных технологий и технологий социальной работы, то технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Когда заходит речь о технологии социальной работы, нередко можно встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации.

Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что социальная работа носит исключительно творческий характер и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников.

Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации.

Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа - это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.

Тогда для технологий социальной работы мы имеем право определить субъект социальной работы следующим образом.

Во-первых, субъектом технологий социальной работы являются любой человек, семья или группа людей, которые находятся или потенциально могут оказаться в кризисной ситуации и в силу этого объективно нуждаются в понимании связанных с этой позицией трудностей, проблем, в получении реальной помощи для преодоления этих трудностей

Во-вторых, субъектом технологий социальной работы является специалист, ее осуществляющий, социальный работник.

В-третьих, субъектом технологий социальной работы, безусловно, является специалист, участвующий в подготовке социальных работников.

Четвертый субъект технологий социальной работы - административные структуры социального управления.

Субъект технологий социальной работы - административные структуры социального управления

Особенностью современного периода социально-экономического развития общества является ориентация на способность человека, к быстрой смене стереотипов деятельности или на его креативность.

Процесс социальной работы с человеком в трудной жизненной ситуации имеет свою специфику, которая обусловлена особым характером отношений между субъектом и объектом. Объект в процессе социальной работы одновременно является субъектом самого себя, а сам процесс направлен на содействие самоактуализации и самореализации его ресурсов как объекта-субъекта. Кроме этого, сам процесс необходимо рассматривать в двух аспектах: как содействие, соучастие, внимание, помощь, любовь и уважение к человеку и как создание условий для осуществления самоизучения, саморазвития, самоопределения, освоения человеком себя, своих потенциальных возможностей. Только при этих условиях устанавливается диалогическое, коллективное, интерактивное взаимодействие, направленное на достижение общей цели.

Результативность процесса социальной работы обусловлена следующими принципами:

o принцип соответствия, согласно которому в процессе работы необходимо учитывать особенности ресурсов уровня его бытия;

o принцип взаимодействия, который определяет, что выбор способа взаимодействия зависит от того, на какой ресурс человека он ориентирован;

o принцип ориентации, который отражает положение, что каждому уровню бытия человека должен соответствовать свой процесс социальной работы;

o принцип взаимодеятельности, который определяет, что процесс работы с человеком может достигнуть цели только при условии взаимодеятельности субъектов на основе целеполагания.

Сложность социальной работы в том, что она требует особых качеств от профессионалов, работающих в социальной сфере. Одним из них является способность к творчеству. Ставя цель по изменению отношения человека в трудной жизненной ситуации к своему положению и привлечению его к взаимодеятельности, необходимо меняться самому. Важная часть этого изменения - постижение технологий управления творческим процессом в работе с человеком в проблеме, которыми специалисты должны владеть профессионально.

Здесь без активного включения своего личностного креативного потенциала, творческого видения способов и форм реализации тех или иных технологий социальной работы специалист никогда не достигнет должного эффекта. Кроме этого, его труд будет носить ремесленный, формальный характер, а поэтому будет непродуктивным.

Превращение социальной работы в развивающийся, открытый процесс с включением его в решение собственных проблем требует и серьезного реформирования системы высшего профессионального образования в области социальной работы, и изменения отношения к своей деятельности главного действующего лица процесса социальной работы - профессионалов социальной работы различных уровней.

Процесс подготовки профессионалов всех уровней - бакалавров и магистров - должен ориентироваться на уяснение ими подходов к своим функциональным обязанностям в системе многоплановых отношений, сопутствующих процессу социальной работы и составляющих его основу.

В самом общем виде, с позиций философско-методологического подхода, речь идет о постижении модели деятельности специалиста социальной работы как члена социума с высоким уровнем профессиональной культуры, выражающейся в гуманности и готовности решать функциональные обязанности на основе творчества и созидания - креативных технологий.

Творческая деятельность специалиста социальной работы это не только путь познания внутреннего мира человека, его креативности, но и результат этого познания, и возможность использования. Поэтому любое творчество в процессе индивидуальной социальной работы связано с выявлением креативных особенностей индивида и их развития в различных видах деятельности.

Неадекватность типовых технологий социальной работы бесконечно многообразным социальным ситуациям объективно стимулирует профессионала социальной работы к творчеству. Представляется, что можно выделить следующие виды творческой деятельности в процессе преодоления проблемы человека:

-диагностическое и методическое творчество-поиск и нахождение новых способов изучения особенностей человека, применение и создание новых методов и диагностических приемов;

-коммуникативное творчество, т. е. креативность общения- поиск и нахождение путей решения новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностной взаимодеятельности в процессе социальной работы, создание новых форм общения в групповой работе;

- самореализация специалиста социальной работы на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определения индивидуальных путей своего профессионального роста.

Можно также выделить следующие уровни творчества в процессе социальной работы:

- уровень элементарного взаимодействия с индивидом, группой. Специалист социальной работы использует обратную связь, корректирует свое взаимодействие по его результатам;

- уровень оптимизации взаимодействия в процессе социальной работы. Творчество здесь состоит в умелом, эффективном выборе и целесообразном сочетании и применении известных технологий решения проблемы индивида;

- эвристический уровень. Творчество на этом уровне состоит в конструировании технологий взаимодеятельности в решении проблем конкретного индивида;

- самостоятельность действий индивида как высший уровень творчества специалиста социальной работы.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы является выбор методов решения креативных задач в социальной работе с индивидом. Это одна из самых сложных задач, которые решаются очень трудно. По сути, необходимо ответить на вопрос, кто и как должен учить творчеству в социальной работе.

Среди известных методов решения творческих задач выделяются две большие группы:

-логические методы - это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д.;

- эвристические методы - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности с человеком в проблеме, решающих проблему или стимулирующих интуитивное мышление человека в процессе решения, генерирующих новые идеи и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса задач.

Продуктивность эвристик и эвристических методов проверена в решении технических задач. Если говорить о социальных проблемах, то они несут в себе четко выраженный личностный признак. Решать по аналогии проблемы двух инвалидов Ивана

Ивановича и Ивана Петровича невозможно. Для решения проблемы каждого из них нужна своя технология. А это значит, что необходимо научить специалиста конструировать создавать свою технологию в каждом конкретном случае. А для этого он должен владеть конкретным методом.

В педагогической практике подготовки специалистов социальной работы могут быть применены метод "мозгового штурма" и его модификации: прямая "мозговая атака", массовая "мозговая атака", методы эвристических вопросов, многомерных матриц, свободных ассоциаций, инверсии, эмпатии, синектики, организованных стратегий.

Эвристические методы должны не только широко применяться для развития творческого потенциала студентов в профессиональной деятельности преподавателей при подготовке специалистов социальной работы различных уровней. Ими должны овладеть студенты, чтобы уметь развивать творческий потенциал клиента.

Такой подход к процессу социальной работы с человеком в определенной степени устраняет устоявшийся в общественном сознании обедненный, схематизированный облик социальной работы как деятельности с зауженными функциями по обслуживанию престарелых, больных и беспомощных людей. Не отрицая этой функции в целом, вместе с тем следует помнить, что социальная работа имплицитно присуща системе социальных отношений и поэтому объективно сориентирована на развитие или восстановление социальности человека как его способности и потребности к самостоятельному, свободному взаимодействию с окружающим миром.

Реальный процесс взаимодействия с человеком определяется многими факторами. В первую очередь тем, что бытие человека, испытывающего трудности в социальном функционировании или социально опасного для общества, определяет типы взаимодействия с ним в процессе социальной работы, которые порождают разные способы решения его проблем. А это значит, что для решения проблемы конкретного человека разрабатывается своя технология социальной работы. Поэтому их бесконечное множество. А так как это самые наукоемкие технологии, то разработка каждой требует огромного объема информации, специальной селекции, обращения к результатам научных достижений. Они не могут быть просто "пробными", однако этого сложно избежать на практике. На серьезную проработку решения тех или иных социальных проблем на теоретическом уровне, чтобы свести к минимуму ошибки, в результате которых возможно нанесение ущерба здоровью и достоинству человека, в обществе не хватает средств. Часто принимаемые управленческие и правовые решения, направленные на решение социальных проблем на уровне страны и регионов, не имеют достаточно глубокого теоретического и методологического обоснования.

Многообразие технологий социальной работы не исключает возможности их классификации и типизации.

Так, комплексные технологии социальной работы отличаются от других количеством направлений деятельности, применяемых для решения проблем клиентов. К ним относятся: реабилитация, социализация, адаптация, абилитация, диагностика, профилактика, терапия, консультирование и т. д. Так как они выполняют определенные функции, их еще называют функциональными.

Структурные технологии социальной работы - это технологии, применяемые в отдельных структурных сегментах социальной сферы и т. д. К ним относятся технологии социальной работы в учреждениях медицины, образования, культуры, вооруженных силах, пенитенциарных учреждениях, различных конфессиях.

Кроме этого следует различать технологии психосоциальной, социально-медицинской, социально-педагогической, военно-социальной работы.

Это технологии, применяемые для решения конкретных проблем алко- и наркозависимых, лиц без определенного места жительства, лиц с отклонениями психического здоровья, безработных, в работе с инвалидами, семьей, пожилыми людьми и т. д.

Особое место в определении технологий социальной работы принадлежит понятию "социальная практика". Это организационно-правовое и функционально-прикладное оформление технологии. К ним относятся: "Социальное такси", "Социальный патруль", "Школа безопасности", "Школа наставничества", "Школа профессионального мастерства" и т. д.

Следует также отличать инновационные технологии социальной работы и инновационные социальные практики. Инновационные технологии, как правило, отличаются новыми методами и формами решения проблем индивида или группы. Например, это технологии быстрого реагирования на потребности людей в трудной жизненной ситуации в лекарствах, продуктах и т. д. Организационно-правовым оформлением этой технологии является социальная практика - "Мобильная социальная служба", в функции которой входит быстрое оказание услуг пожилым людям, инвалидам, семьям с детьми и т. д.

Технология социальной работы - это также мастерство деятельности с человеком. Овладение им доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами. Результативность технологий социальной работы может определяться тем, насколько специалисты оснащены человековедческими знаниями, умеют и хотят ими пользоваться в практической деятельности. Это основа профессионального овладения делом. Если человековедческие знания и умения и внутренняя потребность профессионалов непосредственно ориентированы на социальное самоутверждение человека, на самореализацию его потенциала, то вероятность достижения поставленной цели увеличивается.

Включение механизма технологий социальной работы происходит при появлении обстоятельств у человека, когда изменения в среде делают невозможными для субъекта достижение целей и ориентиров старыми методами; когда изменения в субъекте делают невозможными для него достижения новых целей в старых условиях среды; когда наличие неразрешенных противоречий не позволяет субъекту функционировать и реализовать свой потенциал; когда изменения в состоянии здоровья, социальном статусе не позволяют субъекту полноценно функционировать в обществе; когда неудовлетворенная потребность вызывает напряжение и дискомфорт; когда есть проявления социальных рисков, объективно требующих принятия необходимых правовых и социально-практических мер.

Если эти обстоятельства рождают у человека потребность в социальном действии, то оно связано с использованием технологий социальной работы. Ее результативность зависит от многих факторов:

1) настройки субъекта на преодоление проблемы;

2) социально-экономического, социально-психологического и социального (статусного) положения субъекта;

3) разветвленной системы социальных учреждений и социальных служб, вызывающих доверие у человека и способных оказать ему профессиональную услугу, внимание, содействие или помощь;

4) правового механизма, существующего в обществе и обеспечивающего правовое регулирование деятельности социальных служб и учреждений.

Одной из важнейших предпосылок эффективности технологии социальной работы является наличие прочного теоретического фундамента, научной обоснованности сложившейся системы той или иной отрасли знания. Теоретическая обоснованность технологии социальной работы придает ей, как определенной отрасли социального знания, объективность и научную обоснованность, логичность, обеспечивает принципиальность и независимость суждений приверженцев этих знаний как среди теоретиков, так и среди практиков.

Технологический процесс социальной работы поэтому включает элементы и этапы, каждый из которых имеет конкретную логику и содержание.

На первом этапе определяется возможность самоосознания и самооценки человека. Задача его - как можно более точно и адекватно "вытянуть наружу", сформулировать в словах состояние человека и определить сущности его проблемы.

На втором этапе утверждаются смысл и целеполагание взаимодействия. Не существует смысла и целей вообще безотносительно к конкретному человеку. Скорее смысл и цель - суть того, что человек призван сотворить. Необходимо наполнить, конкретизировать образы желаемого в контексте имеющихся возможностей человека в проблеме и профессионала. На этом этапе создается образ нового мира, в котором находят свое отражение все притязания человека и его открытия - что есть истина, смысл жизни и т. д.

На третьем этапе конкретизируется образ нового мира человека, такого, в котором он хотел бы жить. Ему предполагается не только идеальное воображение нового мира, но и последовательное проявление этого образа в социальной реальности.

На четвертом этапе происходят реализация, оформление желаемого на социальном уровне. Если все, к чему стремится человек в проблеме, есть "плоть от плоти" его самого, если нет ничего наносного, то у желаемого человеком нет никаких шансов не стать реальностью физической. Вместе с тем, уже само стремление к осуществлению желаемого служит источником пробуждения творческой активности сознания, что придает его жизни качественно новую энергоемкость, и уже в этом - безусловная гарантия победы человека.

Вышеперечисленные этапы технологического процесса социальной работы не более чем условность. Не обязательна и такая четырехступенчатая поэтапная реальность, которая может мыслиться только во времени. Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами и формами сознания, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.

Вместе с тем технология не допускает искажений и изменений и должна осуществляться очень точно. Внесение существенных изменений снижает гарантию получения задуманного результата.

В процессе социальной работы применяются различные средства социального взаимодействия с индивидом, группой или общностью для профилактики или решения возникающих социальных проблем.

Инструментарий социальной работы (профессиональной деятельности) - это совокупность основных и вспомогательных средств, с помощью которых разрешается проблема индивида или группы.

К основному инструментарию относятся все виды деятельности: преобразовательная, коммуникативная, исследовательская, образовательная и т. д. Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к четырем основным видам: труд" учение, игра, коммуникация. Все виды деятельности используются в процессе социальной работы.

Труд является формой, органически соединяющей естественную (приспособительную) и социальную (преобразовательную) активность человека.

Человек является носителем творческого потенциала в форме труда как субъект производства. Понятие "производство" обозначает весь процесс движения социального организма, включающий три вида деятельности:

1) производство средств к жизни - предметных условий существования человека;

2) производство и воспроизводство действительной жизни - человеческого индивида;

3) производство социальных условий жизни человека - общественных отношений.

Трудовые отношения являются определяющими для человека. Именно в них материализуются и опредмечиваются ресурсы человека. В ходе труда происходит обогащение опыта и знаний человека, чтобы в следующий момент обогащенной его сущности снова воплотиться в результате деятельности.

Труд - это особый, специфический процесс по отношению к деятельности вообще, впитывающий социальность, целесообразность и специфическое освоение действительности. Вне процесса перевода объективного в субъективное и обратного процесса объективации внутренних сил индивида в трудовой деятельности сущность человека не проявляется, не раскрывается и не существует. Творческий характер и элемент свободы в себе деятельность имеет изначально, поэтому труд является специфическим способом существования человека.

Возникновение, становление и развитие человека неразрывно связано со становлением и развитием труда. Это единый, одновременный, двусторонний процесс. Это принципиально новый, только человеку присущий способ его взаимодействия со средой по созданию условий для своего существования и естественное условие существования самого человека, реализации его жизненных сил и способностей.

В работе "Успехи движения за социальные преобразования на континенте" Ф. Энгельс, анализируя систему Шарля Фурье, писал: "Именно Фурье впервые установил великую аксиому социальной философии: так как каждому индивидууму свойственна склонность или пристрастие к определенному виду труда, то совокупность этих индивидуальных склонностей должна образовывать в целом такую силу, которая способна обеспечить удовлетворение потребностей всего общества. Каждый человек рождается на свет со склонностью к какому-либо виду труда, что абсолютная леность - бессмыслица, что она никогда не существовала и не может существовать, что в природе человеческого духа заложена потребность быть деятельным самому и побуждать к деятельности свое тело"1. Именно поэтому очень важно направить эту деятельность в нужном для человека и общества направлении.

В структуру трудовой деятельности человека входят следующие элементы:

1) способ сущностного воплощения человека, его воспроизводства как существа нового типа;

2) способ материального производства предметов, необходимых для удовлетворения потребностей человека в жизненных средствах;

3) субъективное восприятие, осознание трудового процесса, отношение человека к труду.

Элементы в своей совокупности составляют сложную систему, сплетены между собой, находятся в постоянном взаимодействии и взаимообусловленности. Они могут совпадать в отдельных частях, переходить друг в друга. Могут возникать новые сущностные уровни и видоизменяться старые, наполняясь новым содержанием, обнаруживаясь в новых формах своего проявления.

Включить человека, испытывающего затруднения в социальном функционировании или находящегося в социально опасном положении, в трудовые отношения - одна из главных задач социальных специалистов. Решение этой задачи в рыночных условиях осложняют многие факторы: конкуренция трудовых ресурсов, высокие требования к уровню профессионального образования и профессиональным навыкам, отсутствие рабочих мест, немотивированность клиентов заниматься трудовой деятельностью и т. д. На уровне государства эту проблему призвана решать служба занятости.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. Игра - это вид деятельности в условиях определенных ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

o развлекательную (это основная функция игры-развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

o коммуникативную - освоение диалектики общения;

o игротерапевтическую - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

o диагностическую - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

o коррекции - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

o межнациональной коммуникации - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

o социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях, а также в системе социального обслуживания.

В образовательных учреждениях, делающих ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

o в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

o как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

o в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

В системе социального обслуживания игра выступает в качестве:

o средства организации досуга клиентов;

o метода активизации ресурсов клиентов различного возраста и статуса;

o технологии психологической поддержки и т. д. Специфика коммуникативной деятельности в социальной

работе состоит в том, что при решении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества. Выявление и решение этих проблем осуществляется прежде всего посредством установления и поддержания контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами, нуждающимися в помощи, защите, поддержке. Это требует, в свою очередь, высокого развития у социальных работников коммуникативных способностей. Социальный работник должен:

o быть профессионально подготовленным;

o эрудированным в области культуры, политики, экономического и социального развития общества;

o уметь предвидеть последствия своих действий, проводить в жизнь ценности профессии;

o иметь навыки коммуникативного общения (например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми);

o иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента;

o обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, уметь принимать решение в трудных, неожиданных ситуациях;

o ясно формулировать и грамотно излагать свои мысли.

Практическая деятельность специалиста социальной работы подразумевает общение, и успех этой деятельности значительно зависит от его коммуникативной компетентности - в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии.

Инструментарий социальной работы также включает в себя общенаучные методы и методы конкретных наук. Для каждой категории населения и для решения конкретной проблемы клиента применяется свой инструментарий.

Основными коммуникативными методами технологий социальной работы являются диалог и дискуссия. Диалог как метод - это форма коммуникации, которая осуществляется путем взаимодействия в той или иной степени различных, но не соперничающих точек зрения, подходов, взглядов. В диалоге коммуникативный процесс развивается не только за счет принятия мыслей другого, но и за счет идей, стимулированных этими мыслями.

Именно поэтому диалог в технологиях социальной работы является эвристическим коммуникативным механизмом. Свою устойчивость коммуникативный механизм приобретает благодаря формированию результата, который содержит и сохраняет общность, развивающуюся благодаря взаимодействию двух субъектов, каждый из которых вносит вклад в развитие этой общности посредством повторных действий друг на друга.

Как эвристический механизм, диалог в технологиях социальной работы выполняет ряд функций:

1) оптимизации процесса выявления точек зрения субъектов взаимодействия;

2) корректировки и уточнения позиций, точек зрения субъектов взаимодействия;

3) синтеза, объединения взаимодействующих результатов.

Ряд исследователей считает, что диалог имеет вид рекурсивного цикла. Рекурсия - особая организация сложной системы, при которой в процессе функционирования системы <


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.