Эффективность социальной работы — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эффективность социальной работы

2017-10-08 592
Эффективность социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективность представляет собой один из сложных элементов в системе управления. Она складывается из цели, затрат, условий, результата, общепринятых норм.

Следует отметить, что содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Выделяют различные типы целей: конкретные и абстрактные, стратегические и тактические, индивидуальные, групповые и общественные, цели, поставленные самим субъектом деятельности и заданные ему извне.

Применительно к социальной работе цели могут быть конкретизированы следующим образом. Главная цель социальной работы — удовлетворение потребностей клиентов. Как общая цель она дифференцируется на подцели, а именно: усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут максимально проявлять свои возможности и получать все полагающееся им по закону; адаптация и реабилитация клиентов в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение со стороны окружающих; достижение такого положения, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социальных работников.

Цели могут быть также конкретизированы с учетом специфики объекта (клиентов, групп), направлений и уровней социальной работы. В последнем случае речь должна идти о социальной работе в стране, регионе, области, крае, городе, сельской местности, па уровне отдельных социальных служб, социальных институтов и социальных работников.

Следующей составляющей эффективности являются затраты, т.е. то, что истрачено, израсходовано. Вид затрат, их совокупность зависят от вида деятельности и реализации тех или иных целей.

Применительно к социальной работе затраты могут быть материальными и финансовыми: затраты на устройство различного рода социальных служб и учреждений, финансовое обеспечение потребностей клиентов (в том числе реальные доходы, потребляемые блага и услуги, продовольственные и непродовольственные товары, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.), а также физические, умственные (в том числе нравственного, психологического характера) и временные (дни, недели, месяцы, годы).

Важнейшим компонентом эффективности деятельности являются се условия.

Создание нормальных условий труда — важнейший фактор социальной защищенности людей, самих социальных работников. Наличие тех или иных условий может сказываться положительно или отрицательно на деятельности самих социономов. Что касается условий труда и жизнедеятельности клиентов социальной службы, то надо различать две их группы. Во-первых, клиентов, работающих в государственном, частном или смешанном секторе. В этом случае социальные службы, социономы обязаны активно воздействовать па соответствующие управленческие структуры в целях создания (и контроля) надлежащих условий труда работающим. Во-вторых, группу клиентов (включая семьи), которые не заняты по тем или иным причинам в общественном производстве. Для того чтобы в этом случае создать нормальные условия для домашнего труда, проживания в семье, доме, микрорайоне, особенно важен контроль за такими элементами условий жизнедеятельности, как шум, состояние воздушной среды, разнообразные излучения и другие компоненты санитарно-гигиенических условий. Кроме того, немаловажен также социально-психологический микроклимат в тех или иных социальных службах, в которые вынуждены обращаться клиенты.

Результат означает конечный итог, завершающий процесс. Хорошо известно, что результат всякой деятельности сопряжен с се целью, поэтому от четкости поставленных целей, процесса и реализации зависит успех дела.

В определении эффективности важную роль играют такие показатели, как общепринятые нормы (или идеалы).

В принципе все указанные выше составляющие следует рассматривать с учетом норм и нормативов. Норма есть установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Нормативы являются производным понятием от нормы и означают расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов. Применяют их в нормировании труда и планировании деятельности (например, сколько в день необходимо обслужить пенсионеров-одиночек и т.д.).

Социальные процессы очень сложны, поэтому для определения оптимального состояния используется также понятие социального ориентира, который отражает развитие и функционирование социальных процессов с учетом передовых показателей развития и функционирования аналогичных процессов. Социальные ориентир""] и нормативы классифицируются главным образом по сферам жизнедеятельности человека (труд, социально-политическая жизнь, культура, быт, межличностные отношения) и отражают прежде всего обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 1000 человек населения.

Социальные ориентиры обусловлены объективными и субъективными факторами. В частности, можно отметить, что определенные социальные нормативы (минимальная заработная плата, пенсии, расходы на человека в больнице и др.) в России явно занижены, что объясняется как кризисным состоянием общества, так и социальной политикой государства. Ясно, что даже при соблюдении этих нормативов эффективность социальной работы, социальной защищенности людей (в том числе пенсионеров, больных, инвалидов и других слоев) является явно неудовлетворительной, точнее низкой.

Несомненно, что такие ориентиры и нормативы далеки от идеала и не обеспечивают оптимальной защиты людей. Поэтому с учетом прежде всего объективных факторов важно различать практические цели и цели-идеалы.

Следовательно, эффективность деятельности — динамичная величина: что сегодня "устраивает" общество, группы, клиента, завтра (в других условиях) может уже не удовлетворить их. Появляются новые потребности или качественно видоизменяются старые. Поэтому сравнивать эффективность следует по формуле: что было — что стало — что должно быть.

Для практического определения эффективности социальной работы необходимы надежные критерии, показатели и индикаторы.

Критерий — это признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-нибудь; это мерило оценки. Можно сказать также, что критерии — это наиболее общие показатели. Нас интересуют, конечно же, в первую очередь социальные показатели как качественные и количественные характеристики состояния социальных объектов и процессов. В широком смысле к ним относят демографические, экономические, социально-структурные показатели политического, нравственного, социально-культурного, духовного развития, образа жизни различных групп населения и общества в целом. Качественные показатели фиксируют определенные свойства, количественные — меру их выраженности, развития.

Применительно к социальной работе социальными показателями являются материальное положение семьи (человека), состояние здоровья (инвалидность), семейное положение клиента, зависимость его от алкоголя, наркотиков и т.д.

Поскольку показатели могут быть достаточно общими, то используют индикаторы, т.е. простые свойства, образующие социальные показатели, доступные наблюдению и измерению характеристики социальных объектов (например, процент принимающих наркотики подростков как показатель десантного поведения).

Небезынтересен, на наш взгляд, предложенный группой исследователей "Бланк получения статистической информации по вопросам социальной защиты (на примере трудовых коллективов железнодорожного транспорта)", который можно рассматривать как своеобразную методику определения эффективности социальной работы применительно к работающему нетлению. Бланк содержит четыре основных раздела.

В первый раздел "Занятость и условия труда" включены следующие социальные показатели: 1) изменение социального состава работников; 2) изменение социально-демографического состава работников (по полу и возрасту); 3) совершенствование квалификационной и профессиональной структуры рабочих отрасли; 4) структура служащих и научно-технической революции и ее совершенствование; 5) повышение общего и профессионального образования работников; 6) подготовка и повышение квалификации работников; 7) основные мероприятия по планомерному изменению социально-профессиональной структуры работников; 8) обеспечение кадрами, регулирование их движения и сокращение текучести; 9) улучшение условий труда по основным производственным факторам в соответствии с требованиями и нормами; 10) основные мероприятия по совершенствованию условий труда, его охраны и укреплению здоровья работников; 11) охрана окружающей среды; 12) совершенствование условий труда женщин; 13) совершенствование работы по профориентации и профотбору; 14) оптимизация психологических факторов труда.

Во второй раздел "Уровень жизни и его повышение" входят такие показатели: 1) заработная плата, формы и виды оплаты труда; 2) моральные и материальные стимулы коллективов и работников; 3) развитие фонда материального поощрения (премирование, вознаграждение, материальная помощь); 4) размер фонда развития производства; 5) часть фондов экономического стимулирования, передаваемая для долевого финансирования строительства и других мероприятий, проводимых по территориальным планам; 6) мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния количество малых предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью, в которых участвуют работники вне рабочего времени.

Третий раздел "Жилищно-бытовые условия" представлен следующими главными показателями: 1) общее число работников и закрепленная за ними жилая площадь (общая и средняя); 2) количество работников, имеющих квартиры в государственных, кооперативных домах, и работников, живущих в общежитиях, снимающих жилье; 3) количество работников, стоящих в очереди на получение жилья, требуемая для них жилплощадь; 4) перспективы ввода в действие жилья; 5) количество столовых и посадочных мест в них, потребность в столовых; 6) количество детских учреждений и мест в них и потребность в них; 7) количество профилакториев, домов отдыха и мест в них, потребность в них; 8) строительство и ввод в действие жилищных, бытовых объектов; 9) услуги сферы торговли и потребность в них; 10) бытовые услуги и потребность в них; 11) размер фонда (в рублях) жилищного строительства и потребность в нем; 12) размер фонда развития торговли и сферы бытовых услуг; 13) строительство и ввод в действие столовых, в том числе диетических; 14) строительство и ввод в действие санитарно-бытовых помещений; 15) мероприятия по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей.

Четвертый раздел "Социально-культурные гарантии" включает в себя такие показатели: 1) размер фонда культурно-бытового и медицинского обслуживания; 2) размер фонда на строительство клубов, домов отдыха, санаториев, детских учреждений и других объектов; 3) количество мест в больницах, поликлиниках, санаториях, на стадионах, в спортивных залах, потребность в них; 4) строительство и ввод в действие оздоровительных учреждений; 5) строительство и ввод в действие медицинских учреждений, медико-санитарных частей; 6) строительство и ввод в действие культурных и спортивных учреждений (дома культуры, клубы, кинотеатры, стадионы, спортзалы и т.д.); 7) мероприятия по удовлетворению социально-культурных потребностей работников; 8) мероприятия просветительского характера; 9) строительство и ввод в действие учебных заведений; 10) строительство и ввод в действие народных музеев и других учреждений культуры; 11) мероприятия по развитию научно-технического творчества работников; 12) развитие общественных организаций (например, научно-технические общества).

Каждый из указанных социальных показателей операционализирован с учетом его специфики, сроков исполнения, затрат по годам и т.д.

Кроме статистического анализа для определения эффективности социальной работы необходимо использовать также и другие методы: сравнительный анализ, целенаправленное наблюдение и другие способы социологических исследований, математическое моделирование, прогнозирование и т.д.

Нужно разработать подробные методики определения эффективности социальной работы с учетом специфики каждого отдельного объекта, каждого вида социальной работы, ее системного характера, применяемых технологий, зарубежного и национального опыта социальной деятельности.

 

ОТВЕТ №33. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социальная адаптация

Технология социальной адаптации является одной из основных технологий социальной работы, так как на ней построена почти вся деятельность по отработке у клиента навыков противостояния негативному воздействию окружающей среды.

Термин "адаптация" встречается в психологии, социологии, медицине и везде подразумевает активизацию адаптивного потенциала человека в связи с неблагоприятным воздействием каких-либо внешних факторов.

Применительно к социальной работе термин "социальная адаптация" в большей степени имеет психосоциальное значение и, самое главное, вбирает в себя аспекты, связанные как с безусловной самоактивизацией индивида, так и с привлечением к этому процессу комплекса мероприятий социально-экономического, социокультурного, психолого-педагогического и медико-социального характера.

В самом простейшем понимании социальная адаптация - процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации. В контексте технологизации социальной работы необходимо рассматривать этот процесс как, во-первых, структурно и процессуально организованный, во-вторых, как процесс преимущественно активного приспособления. Он предусматривает овладение ролями (нормативными моделями поведения), а также конкретными навыками социального взаимодействия в какой-либо среде.

Повышение степени адаптированности индивида приводит к более уверенному противодействию различным негативным влияниям и росту возможностей самореализации. В любом случае, главным субъектом социальной адаптации выступает сам индивид.

Наиболее часто технология социальной адаптации применяется в организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной работе с бездомными и лицами, освободившимися из мест заключения. Часть исследователей рассматривает ее как универсальную технологию социальной работы, включающую в себя все остальные функциональные технологии.

Социальная адаптация рассматривается многими учеными как один из компонентов (а в других случаях - форм) социализации; в особенности это применимо к субъектам, когда-то социализированным в определенной среде, но в силу обстоятельств нуждающимся в овладении новыми навыками, знаниями, обретении новых ценностей и ориентиров.

В этом случае необходимо включение адаптивного механизма - совокупности средств, с помощью которых приводится в действие и самореализуется адаптивный потенциал субъекта для восстановления нарушенного равновесия в системе "адаптант - адаптирующая среда". Важнейшим фактором субъективного свойства, влияющим на процесс активизации адаптивного механизма, является наличие адаптивной потребности. Адаптивная потребность - это настройка человека на преодоление адаптивной ситуации, означающая его стремление 1) привести свои модели поведения в соответствие с изменившимися требованиями социальной среды для достижения старых целей, 2) изменить среду, если это необходимо для достижения старых целей.

В процессе социальной работы с дезадаптированными индивидами необходимо стремиться воздействовать на три составляющие адаптивного механизма: деятельность, общение, самосознание.

Воздействие на деятельность предусматривает помощь индивиду в овладении какими-либо навыками по выполнению конкретных действий, позволяющих создавать вокруг себя новые элементы среды, могущие сыграть весомую роль в адаптационном процессе.

Воздействие на общение означает как изменения в коммуникативном пространстве (появление новых партнеров, обновление смысловой тематики общения), так и воздействие на коммуникативные способности индивида (например, в случае нарушений речи), что позволит клиенту самостоятельно развивать и обновлять каналы коммуникации.

Воздействие на самосознание является очень сложным процессом, вбирающим в себя как деятельность социального окружения клиента, так и усиленную работу над собой.

Обретение нового социального самосознания означает формирование и осмысление своей социальной роли, что опять же связано с самостоятельными действиями индивида по выработке собственной жизненной позиции.

В процессе работы с клиентом использование технологии социальной адаптации должно пролегать в русле трех составляющих: психологической адаптации, физиологической адаптации и собственно социальной адаптации, которая в данном случае не повторяет форму технологии, а является структурным компонентом общего адаптационного процесса.

Так, психологическая адаптация может означать принятие индивидом новых условий жизнедеятельности, осознание положительных моментов в изменившейся среде, выгод и преимуществ нового положения. Физиологическая адаптация предполагает в первую очередь приспособление организма к новым физическим нагрузкам, режиму деятельности, ритму жизни.

Социальный аспект адаптации предполагает использование всего потенциала социальной среды - бытового устройства, коммуникативных связей, уровня потребления - в содействии человеку в выполнении социальных функций и ролей.

Неоценима роль центров социальной адаптации в изменении социального статуса бывших бездомных; высока значимость отделений дневного пребывания ЦСО в росте адаптивного потенциала пожилых граждан; овладение инвалидом трудовыми навыками приводит к активизации его адаптивных механизмов и росту независимости от внешней среды; малоимущая семья переходит на самообеспечение при использовании технологии социальной адаптации через систему социального контракта. Эта технология является в своем роде универсальной и всеобъемлющей, так как применяется по отношению ко всем социальным группам и влияет на все стороны жизнедеятельности индивидов.

Применение технологии социальной адаптации в работе с различными клиентами требует достоверных знаний об их социально-психологических особенностях, мотивации, ценностных ориентирах, физиологических возможностях.

Данная технология как никакая другая предусматривает применение адресного подхода с комплексной оценкой трудной жизненной ситуации клиента и учетом его индивидуальных психологических характеристик. Применение этой технологии почти всегда означает использование всего комплекса средств внешней среды - окружения индивида, работы различных служб и т. п. - в деле достижения полноценного социального функционирования клиента в системе социальных связей и отношений.

Наконец, немаловажную роль в этом процессе должен сыграть сам клиент. Его готовность изменить себя, выбрать новый жизненный путь, повернуться к новым ценностям есть главный залог успешности использования данной технологии.

Таким образом, социальная адаптация строится на активном использовании субъективных и объективных факторов жизнедеятельности человека.

Предлагаемые государством методики противодействия расширению бедности в нашей стране в целом направлены на предоставление мер материальной поддержки малообеспеченным семьям.

С одной стороны, это распространенная и характерная для многих стран практика.

С другой стороны, подобные меры, в сущности, позволяют лишь временно повысить уровень потребления в семье, слабо затрагивая механизмы роста социальной адаптации семьи и не стимулируя членов семьи к развитию собственного адаптивного потенциала.

В ряде случаев (а по мнению социальных работников - в большинстве случаев) материальная поддержка способствует откровенному росту иждивенчества, что особенно характерно для семей с асоциальным образом жизни.

Восприятие социальной службы как простого раздатчика социальных благ становится главным фактором, определяющим отношение к возможностям роста собственного благосостояния. Это отношение не предусматривает возложения ответственности за благополучие семьи на себя (главу семьи, трудоспособных членов семьи) как на главного гаранта обеспечения приемлемого уровня жизни своих домочадцев.

В этих условиях социальные службы вплотную подошли к пересмотру порядка и форм оказания материальной помощи малоимущему населению. Многочисленные эксперименты с внедрением системы социального контракта на уровне муниципальных районов проводились с начала 2000-х годов, в основном в северных регионах России.

Стоит отметить, что инициаторами введения новых технологий социальной адаптации стали именно муниципалитеты, как органы власти, наиболее приближенные к населению в плане адекватного анализа социальных потребностей и контроля за реализацией мер социальной поддержки.

Сущность социального контракта состоит в заключении договора между органом социальной защиты населения и малообеспеченной семьей, в котором оговариваются взаимные обязательства по выводу семьи на самообеспечение и решению ее социально-бытовых проблем. Трудоспособные члены семьи обязуются получить специально образование и устроиться на работу или же, получив от государства определенную денежную сумму, потратить ее на открытие собственного дела или на создание основы для самозанятости.

Государство в лице органов социальной защиты берет на себя обязательство осуществлять социальное сопровождение семьи, решая часть организационных вопросов по самообеспечению, предоставляя психологические или юридические консультации, помогая снизить бытовую нагрузку на работающих членов семьи (например, содействуя устройству ребенка в детский сад) и т. п.

Социальная адаптация является одной из самых востребованных технологий социальной работы в силу своей направленности на развитие внутреннего ресурса объекта социальной работы, будь то индивид, семья или группа лиц.

По мере включения объекта в реализацию программы социального контракта осуществляется развитие способностей и планомерная актуализация собственного физического, психологического и организационного потенциала; объект обнаруживает в себе принципиально новые адаптивные свойства, позволяющие на качественно новом уровне приспособиться к внешней среде.

Социальный контракт является перспективным направлением социальной работы с малоимущими семьями, поскольку наиболее полным образом способствует раскрытию ресурсов семьи в совокупности с ростом социальной ответственности каждого члена семьи.

В сентябре 2011 г. эксперимент по внедрению методики социального контракта проводился в 17 регионах Российской Федерации (на июль 2009 г. - в 12 регионах). Анализ законодательной базы данных регионов позволяет увидеть, что на момент начала эксперимента в разных регионах практиковались различные подходы как к определению уровня дохода, дающего право на государственную социальную помощь, так и степени адресности предоставления данной услуги. Это существенно влияло на дифференциацию получателей социальной помощи и, следовательно, на определение круга потенциальных участников эксперимента.

Несмотря на это, явным преимуществом участников данных мероприятий остается разработка собственной стратегии самообеспечения, что отнюдь не повышает, а снижает уровень зависимости семьи от социальной службы. Опыт российских регионов в реализации методики социального контракта заставляет задуматься о перспективах распространения этого явления по всей территории России.

Тюменская область. Ход эксперимента по внедрению социального контракта в Тюменской области демонстрирует крайнюю востребованность данного вида поддержки. На первых этапах, стартовая помощь по выходу на самообеспечение оказана более 27 тыс. малоимущих семей Тюменской области. Основной вид помощи - выплаты на развитие личных подсобных хозяйств (62% семей). При этом получают развитие другие виды деятельности: предоставление парикмахерских услуг, швейное дело, пчеловодство, изготовление мебели, предоставление ветеринарных услуг, ремонтные работы, производство валяной обуви и др.; 28% участников мероприятий оказана помощь в трудоустройстве, обучении и переобучении.

В целях совершенствования механизма реализации мероприятий социального контракта Департаментом социального развития Тюменской области были проведены социологические исследования. Если в 2006 г. 67% участников мероприятий положительно оценивали реализуемость и достижимость своих планов и целей, то в 2010 г. уже 87% участников отметили высокий уровень удовлетворенности результатом программы. За весь период 81% участников отмечали для себя те или иные положительные изменения в своей жизни, произошедшие благодаря участию в мероприятиях. По мнению 43% респондентов, участие в мероприятиях по выходу на самообеспечение позволило им приобрести (укрепить) уверенность в собственных силах.

Анализ отчетов о выполнении индивидуальных планов малоимущих семей по выходу на самообеспечение показал, что если в 2006 г. 75% участников мероприятий получили доходы как в денежной, так и в натуральной форме, то в 2010 г. этот показатель равнялся 92%. По результатам анкетирования семей, проведенного в рамках социологического исследования, выявлено, что материальное положение семей - участниц мероприятий в целом улучшилось: увеличились расходы семей на продовольственные и непродовольственные товары; семьи стали чаще пользоваться различными видами платных услуг (парикмахерские, ремонт техники, образовательные услуги).

Большее количество семей по истечении года участия в мероприятиях оценивают свое материальное положение как среднее и выше среднего. При этом надо учитывать, что контракты можно заключать на разные сроки - 6 месяцев, 1 год, 2 года.

Подобная дифференциация необходима в силу разнородности мероприятий по самообеспечению, а также вышеупомянутой психологической зажатости инициативы при слишком коротких сроках исполнения обязательств.

Участники областных межведомственных мероприятий по выходу малоимущих семей на самообеспечение реализуют свой трудовой потенциал в разных видах деятельности. Самым популярным в 2009 г. стала организация личного подсобного хозяйства, которую выбрали 95% семей - участниц мероприятий.

В 2009 г. в рамках областных межведомственных мероприятий по выходу на самообеспечение стартовал новый социальный проект "Семейный хутор". Особенностью данного проекта является то, что стартовую помощь на развитие личного подсобного хозяйства получают несколько семей, связанных родственными узами и проживающих на одном земельном участке.

Волгоградская область. В рамках внедрения технологии социального контракта программа адресной социальной помощи "Самообеспечение" реализуется Управлением социальной защиты населения администрации Волгоградской области с 2007 г. Она направлена на повышение качества жизни малоимущих семей с детьми, проживающих в сельской местности. Согласно данной программе семьям оказывается целевая денежная помощь для развития подсобного хозяйства или занятия индивидуальной трудовой деятельностью, благодаря чему у семей должны появляться дополнительные источники дохода в натуральной и денежной форме. Важными элементами программы являются наличие встречных договорных обязательств получателей помощи, индивидуальный подход к назначению помощи, а также участие местных сообществ в процессе отбора получателей помощи через сельские советы общественности.

Говоря о социальной адаптации малоимущей семьи, необходимо конкретизировать два основных аспекта: какого вида семейный ресурс активизируется и какого вида ресурс привлекается извне вследствие реализации данной технологии.

Помимо явной экономической составляющей результативности данных проектов, необходимо обратить внимание на коммуникативный, самореализационный, психолого-педагогический и когнитивный аспекты успеха такого явления, как социальный контракт.

Повышается степень включенности членов семьи в социальные процессы, расширяется сфера социальных контактов, как следствие - происходит повышение уровня коммуникативной адаптированности семьи. Социальный контракт может и должен поспособствовать укреплению дисциплинированности и ответственности членов семьи в вопросах заработка и распоряжения капиталом.

Немаловажно и то, что происходит снижение степени зависимости семьи от действий социальных служб, законодательных нововведений, изменений нормативов оказания социальной помощи.

Противодействовать формированию субкультуры бедности может и то, что у детей из данной категории семей формируется отношение к стратегии самообеспечения как к основополагающей в вопросах повышения семейного благосостояния. В любом случае идет формирование отношения к социальной помощи как условности, исходящей исключительно из партнерских отношений с органами социальной защиты, и возложение на себя ответственности за адекватное использование социальной помощи.

Несмотря на реальные или потенциальные сложности, технология социального контракта за последние десять лет зарекомендовала себя как успешная и в целом эффективная модель противодействия социальному неблагополучию многих российских семей. С переменным успехом внедряемая в различных регионах РФ, она в своей основе преследует цель не просто побороть или снизить бедность, а постепенно сформировать новую форму взаимоотношений социального государства и гражданина - уменьшив чрезмерную зависимость последнего от первого и приведя последнего к новым граням собственного жизнеобустройства.

Налицо формирование новой системы взаимоотношений гражданина и государства в сфере обеспечения благосостояния семьи. Социальный контракт демонстрирует огромную востребованность в свете модернизации социальной защиты населения и работы по повышению социальной адаптированности тех, кто не до конца использует свой потенциал.

 

ОТВЕТ №34. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ.

Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера применения понятия не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия «адаптация» и «адаптационный процесс» используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии и кибернетике, социологии и экологии и т.п.

Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов – это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.

Начало этим исследованиям было положено биологическими науками, где адаптация рассматривается как процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования и привыкание к ним.

В определённом смысле слова, процесс человеческой жизни можно свести к необходимости постоянно решать проблему «вживания» в новые системы социальных отношений, группы, системы ценностей и т.п. Это происходит, в первую очередь, в силу динамичного характера социальной жизни, приводящего к постоянным изменениям среды жизнедеятельности человека.

В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта и социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Социальная адаптация – процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.

Социальная адаптация осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека

Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

адекватная система отношений и общения с окружающими;

гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды. Это согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса - состояние среды и социального субъекта на данный момент времени, и, во- вторых, потенциальный уровень - возможности, тенденции и закономерности развития как социальной среды, так и социального субъекта.

Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации – это взаимонаправленный процесс, т.е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга.

В процессе социальной адаптации формируются:

приемлемые окружением навыки общения,

поведения и деятельности, дающие возможность личности самоутверждаться, реализовывать свои потребности

Социальная адаптация связана с другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, - процессом социализации.

Таким образом, понятия и процессы социальной адаптации и социализации взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, социализация предполагает наличие у субъекта способности понять и усвоить изменяющиеся условия жизнедеятельности, с другой - социальная адаптация –представляет механизм и одну из форм социализации личности.

Вместе с тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга

Процесс социализации – это длительный, постепенный процесс эволюци-

онного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации).

Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это,

скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы.

В ходе социальной адаптации осваиваются и усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем.

Человек, группа или организация должны, в первую очередь, адаптироваться именно к таким условиям и использовать результаты этого процесса как основу или базу для углубления и конкретизации последующего процесса социальной адаптации.

1.1. Виды адаптации

Полная социальная адаптация человека включает:

Физиологическую адаптацию.

Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.