Общее языкознание: предмет, разделы, методология, периодизация — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общее языкознание: предмет, разделы, методология, периодизация

2017-10-07 229
Общее языкознание: предмет, разделы, методология, периодизация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОПРОС № 1

ВОПРОС № 2

ВОПРОС № 3

Языкознание арабского Средневековья: общая характеристика, особенности в сравнении с другими древнейшими традициями

(VII-XI века)

О роли арабск.науки в эпоху Средневек. сущ-ют разные суждения. Некоторые считают, что арабы в науч.плане не были оригинальны(сохранили и перенесли в Средневековье ценности Античности). Арабы имели свои собствен.науки,в том числе язык-ние.Это не повторение Антич-ти.Оно возникло по причинам практич.плана: 1) с 1 стороны перед арабами стояла задача сохранить чистоту классич. коранического яз. и предохран.его от влияния арабских разгов.яз.(задача как и у древ.индийцев),с др.стороны-комментировать непонятн.места(непон.мест в священ.яз.не д.б.). 2) желание сделать араб.яз.непонятным для др.народов 3) пропаганда от коранич.яз. в идеалогич.целях. Все эти причины чисто практические->араб язык-е-это немеханич.соедин-е др\греч+др\индийс.,а самобытная,с\м традиция. (Пр:Разграничивали звуки и буквы(в отличие от др\гр,др\инд традиции – с\м традиция). В араб.лингвистич.традиции даются подробные фонетич.,морф. и лекс.описания араб.яз. Араб.филология представлена 2 школами:1)г.Басра-басрская школа(Сибавейхи) 2)г.Куфа-куфская шк. Сибавейхи - обширный труд «Аль-Китаб» («Книга»)-система араб. грамм-ки предстает уже в завершен. виде как итог предыдущ.разработок.В отличие от антич.ученых, арабы делали четкое различие м\у буквой и звуком, гов.о несоответствии м\у напис-ем и произнош-ем.

Классиф-я слов по ч.р.( за Аристот.)3 категории: глагол, имена и частицы.

Важнейшие достижения: выделяли понятие трехсогласного корня, характерного семитским яз. Арабы много вним-я уделяли изучению аналогии в яз.: разрушительное действие на звуков. состав слов от частоты их употребл-я. Араб.языковеды занимались и др. яз.(турец., монгол., персид.), но нет сравнит. изуч-я яз. Много вним-я лексике. Арабы собрали огром.лексич.материал и расклассифицировали его по словарям Пр: меч, лев 500 синонимов, верблюд 1000 синон. Словари – 60,100томов. Недостатки: -язык описыв-ся как данность,неизменное;- неумение проводить различие м\у общепринят.словами и автор.неологизмами.

Важное имя – Махмуд аль-Кашгари и его труд «Диван турецких языков». Диван здесь само собой не предмет мебель, а синоним слова «собрание, совокупность». В нём исследуются языки тюркской группы, описываются с использованием сравнительного принципа. Но этот труд не оказал влияния на развитие языкознания, хотя и характеризует состояние языка того времени. Проблемы, затронутые в этой книге, касались построения языка и анализа языка.

ВОПРОС № 4

ВОПРОС № 5

ВОПРОС № 6

ВОПРОС № 7

ВОПРОС № 8

Предпоссылки возникновения сравнительно-исторического метода в языкознании. Сравнительно-историческое языкознание на современном этапе.

 

Служит для сравнительного изучения языкового материала изменяющегося во времени.

Благодаря этому мы знаем что такое языковые семьи и группы, знаем картины развития различных языков и многое другое.

Первые работы, в которых поднимался вопрос о родстве языков появились ещё в 16 веке. Идея "языки могут быть родственными"

1599г Иосиф Юстус Скалигер предлагает одну из первых генетических классификаций европейских языков. Выделяет 11 языковых групп 7 больших и 4 малых. Каждый из языков имеет "язык-мать" (праязык). 1666 Юрий Крижалич сознает первую классификацию славянских языков "Грамматическое сказание о русском языку" (описание славянских языков). Об этом писал Ломоносов, Лейбниц.

1768 г Мишель говорит об общем происхождении языков

1786 Джоунс говорит "санскрит имеет генетическую связь с латинским, кельтским, древнеперсидским, греческим языками" Этот доклад может считаться отправной точкой сравнительно-исторического метода. Формально началом появления этого метода является публикация работы Франца Боппа. «о системе спряжения санскрита в сравнении со спряжением греческого, латинского, персидского и германских языков». 1816г.

 

Отцы-основатели: Франц Бопп, Расмус Раск, Якоб Гримм, Александр Востоков.

Расмус Кристиан Раск (1787 – 1832) – автор многочисленных грамматик испанского, итальянского, фризского, древнеанглийского, шведского и других языков (Раск владел 25 языками). Основным трудом Раска в области сравнительного описания языков является «Исследование в области древнесеверного языка, или происхождение исландского языка». В этой работе Раск доказывает родство готских, т. е. германских, языков с фракийскими, т. е. латинским и греческим языками. Основным методическим приемом, по Раску, является упор на установление грамматических соответствий. Якоб Гримм (1785 – 1863) – выдающийся немецкий ученый, один из основоположников сравнительно-исторического метода, автор первой фундаментальной сравнительной грамматики германских языков. В историю языкознания Гримм вошел прежде всего как автор 4-томной «Немецкой грамматики». В основе данного исследования лежит сравнение на исторической основе всех германских языков, сравнение, охватывающее языковой материал, начиная с первых письменных памятников. В разработке сравнительно-исторического метода и особенно в становлении славянского сравнительного языкознания значительную роль сыграли работы русского академика Александра Христофоровича Востокова (1781 – 1864). Востоков стремился показать различные степени родства между сравниваемыми языками. В основу установления степени родства, по Востокову, должно быть положено деление всех слов на первоклассные (первенствующие) и второклассные (второстепенные). К первым Востоков относит слова, обозначающие человека, части тела, родственные связи, гласные объекты окружающей природы и качества, которые могут быть приписаны этим объектам, а также числительные и местоимения. Первоклассные слова, утверждает Востоков, представляют собой наиболее древний, собственный, незаимствованные словарный пласт в каждом языке. Востоков утверждает, что если «таковые первоклассные слова при тождестве значения в 2, 3 или множайших языках имеют тот же или подобный звук, то сие может служить верным доказательством, что языки сии одного происхождения или корени». Ко вторым Востоков относит названия орудий, ремесел, искусств и т. д., которые в процессе торговых или культурных связей народы наиболее часто заимствуют друг у друга. Соответственно сходство подобных слов в различных сравниваемых языках, по его мнению, «не составляет еще доказательства о единоплеменности народов или о сродстве языков».

Расширение лингвистического языкового кругозора с эпохи Возраждения положивший конец средневек узости – рост интереса к греч, вост, симитским языкам, введение в круг филолгич интересов живых европ языков. Неудовлетворенность философскими рациональными общими теориями, оторванными от реальной картины, разнообразия языков, преодоление догматических представлений о языке как о вечном и неподвижном. Осознание связи мира с формами культуры, с народ мировоззрением, обычаем. Всеобщее распр принципа историзма. Открытие санскрита.

Переодизация Георгиева.3 периода сравнительной индоевропействики

1) 1816-1870 начин с труд Шлейхера - период начального накопления и систематизации фактов. Формулирование первых закономерностей в истории языков изменений

2) 1870-1916 Формулирование многих закономерностей в развитии звуковой структуры слова в индоевроп языках, открытие слоговых сонантов, закон вернера, палатализации Коллинса, установление консонантной и вокальной систем праязык. Развитие историч грамматики. Появление школ (ведущая младограмматическая – занимается фонетикой Фортунатов Соссюр) Конец Бругман «основы сравнит грамм индоевр языков»

3) Современный – от рассшифрофки хеттского языка Грозным. Ларингальная теория куриловича 1927, которая доказывала верность гипотезы Соссюра о первоначальной фонетической структуре слова индоевропейского праязыка

ВОПРОС № 9

ВОПРОС № 10

ВОПРОС № 11

Основные методы и принципы сравнительно-исторического языкознания.

Основные методы и принципы сравнительно-исторического языкознания.

Сравнительно-исторический метод – это метод изучения языков, имеющих общие черты, с целью установления родства между ними.

Сравнительно исторический метод – система научно-исследовательских приемов, исполняемых при изучении родственных языков, для восстановления их исторического прошлого с целью выявления закономерностей в их развитии.

Принципы сравнительно-исторического метода

1. Отбор материала для сравнительно-исторического изучения (фонетические, морфологически, лексические и даже синтаксические). Если используется лексический материал, то он должен быть самобытным (самост. в своем развитии).

Слова корневой части, флексии и суффиксы рассматриваются по отдельности.

Важнейш необход слова, без кот не м.обойтись люб яз – термины родства, местоим, числит, назв явл прир и жизни чел

Нельзя брать! Термины культуры, сл детской речи, полностью совпад сл в родств яз

2. Сопоставление, сравнение языкового материала на выявление родства (в чем совпадают, чем отличаются по значению и по звуковой форме).

3. Реконструкция правязыковых форм (обращение к письменным памятникам). Основыв на предположении что огромное разнообразие языков- это не изнач состояние языковой ситуации в мире, а результ истор развития (внешняя и внутренняя).

Внешняя реконструкция –межъязыковая. опирается на данные многих языков (Шлейхер) Нужно устранить разницу в возрастах сравниваемых языков для чего необходимо из форм встречающихся у всех языков, высчитать то что относится к истории отдельного развития языков. Полученный резуль – языковая праформа. Возможность формулировать закономерности в истории развития родствен языков

Ни оформл, ни знач не должны полностью совпад – берег – ст/сл – брег, нем – берг – гора

Внутренняя – одноязыковая – восстановление древних форм не с ориентацией на праязык, а путем интерпретации фактов, относящимся к синхронно взятым состояниям исследуемого языка. Даст возможность строго отграничивать архаизмы от инноваций в истории языка.

Принцип установления хронологии языковых процессов. Хронология бывает абсолютной и относительной. чтобы объясн факты исследуемого яз, мы д устан хронологию(вр сущ-я)тех яз форм,кот мы привлекли.

 

Таким образом, для установления родства языков нужно:

Сопоставлять не только корневые, но и аффиксальные элементы слов, исходить из общности корней и грамматических форм (завет Боппа) (н/р, во многих индоевропейских языках существует общий аффикс – в рус. -ение, -ание, -ние, в англ. -tion).

Изучать историю сравниваемых языков (завет Гримма).

Производить сравнение по методу «расширяющихся кругов» (завет Р. Раска): идти от сопоставления ближайше родственных языков к родству групп и семей (н/р, русский сопоставлять с украинским, восточнославянские языки – с южно- и западнославянскими, славянские – с балтийскими, балто-славянские – с иными индоевропейскими).

Исследовать определенные группы слов (завет Раска).

Сопоставлять данные письменных памятников мертвых языков с данными живых языков и диалектов (завет А.Х. Востокова).

Учитывать звуковые соответствия, для установления которых необходимо обращаться к «фонетическим законам».

Для реконструкции истории языков сравнительно-историческое языкознание пользуется сравнительно-историческим методом, включающим следующие основные приёмы исследования:

 

1) внешняя реконструкция (сравнительно-исторический метод в узком смысле) — обнаружение генетически тождественных морфем и слов в родственных языках и выявление в них результатов регулярных звуковых изменений исходного языка (праязыка), построение его гипотетической модели и правил выведения конкретных морфем языков-потомков из этой модели. При сохранении в языках достаточно большого числа родственных морфем и не слишком сложной фонетической истории языков-потомков результаты регулярных звуковых изменений выступают в форме непосредственно наблюдаемых регулярных звуко-соответствий между родственными языками. В противном же случае эти звуковые изменения удаётся проследить, лишь реконструировав промежуточные этапы развития (например, праязыки подгрупп и групп в составе семьи языков);

 

2) внутренняя реконструкция — обнаружение в системе отдельного языка явлений и соотношений, однозначно свидетельствующих о существовании некоторых элементов системы языка на более ранних этапах его истории (например, следы прежнего чередования аллфонов, сохраняющиеся в виде чередования фонем в алломорфах);

 

3) извлечение информации из анализа заимствованных слов (заимствования из языков, являющихся объектом реконструкции, и в эти языки);

 

ВОПРОС № 12

ВОПРОС № 15

Лингвистические взгляды Вильгельма фон Гумбольдта. Учение о внутренней форме языка.

Основоположник философии языка, теории языкознания.

Огромное значение Гумбольдта состоит в том, что он впервые поставил большое количество проблем лингвистики, который предложил глубокое оригинальное решение. Многие тезисы и положения были направлены против механистических представлений в языке. Язык – это не мертвый механизм, а непрерывный творческий процесс. Язык – это деятельность, а не результат деятельности. Язык – категория историческая. Результат определенного периода. Гумбольдт характеризует язык диалектически, то есть как единство противоположностей. Это сложнейший организм.

Исходная идея, пронизывающая все учение Гумбольдта, состоит именно в том, что обозначение предмета словом — это не изолированный акт словотворчества, а часть единого процесса языкового созидания. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Во многом определил путь и направление развития немецкой (и европейской) гуманитарной мысли своей эпохи.Действия с языком – это массовые действия человеческих коллективов. Отсюда язык есть продукт деятельности масс, народов, наций. Гумбольдт отмечает исключительную роль языка в становлении человека, в восприятии им действительности, в познании мира и себя самого, в формировании его индивидуального и социального миропонимания

Важной частью концепции Гумбольдта является то, что он пересматривает теорию формы в языке. Создает свою теорию.

Выделяет в языке две формы:

1)Внешняя (звуковая, грамматическая, этимологическая)

2)Внутренняя – то, как мы сознаем тот или иной предмет, понятие. Это постоянная величина деятельности духа. Она претворяет органически звуковое выражение мысли. Внутри форма языка неповторима.

Типологическая (морфологическая) классификация языков. В основу кладет структуру слова, поскольку слово есть полный распустившийся цвет языка: в слове – оконченное произведение.

Гумбольдт выделяет четыре типа языков:

1.Изолирующие (аморфные, корневые. Китайский) слова не изменяются, части речи разграничены слабо, слова кратки, преимущественно односложны. Слова-омонимы дифференцируются при помощи музыкального ударения. Слова в предложении формально не связаны друг с другом; синтаксические отношения выражаются посредством порядка слов, служебных слов, интонации (аналитический строй).

2.Агглютинирующие (тюркские, финские)- языки используют стандартные однозначные аффиксы (послелоги) для присоединения к неизменяемым корням и основам для образования новых слов или грамматических форм одного и того же слова

3.Флективные (санскрит, семитские)- основной грамматический способ – аффиксация, причём использование не только внешней, но и внутренней флексии; флексии многозначны.

4.Полисинтетические (инкорпорирующие) – языки американских индейцев, полинезийские.- слова-предложения образуются путём объединения корней-основ и служебных элементов. Части этого слова-предложения выполняют одновременно функции элементов слова и членов предложения.

 

Наиболее совершенными являются флективные языки по структуре слова, по их строго правильной форме, синтезу внешней и внутренней формы – это правильные языки. Языкам правильным противостоят языки несовершенные.

Достоинства: охватыв большее чем генеологич кол-во языков / объясняет морфологич особенности языка, что важно для исторической грамматики

Недостатки: не охватыв все языки мира, не учитыв их разнообразие/ отсутствие ед принипов выделения языков разных типов (инкорпор учитыв принципы морфолого-синтаксич)

 

Антиномии В.Гумбольдта.

Антиномии:1.объективное и субъективное в яз.(яз.дан нам всем одинаково,каждый го-т по-своему);2.коллективное и индивидуальное(яз-результат коллект.тв-ва,наши творения вторичны по отнош-ю к яз как творению народа);3.необходимость и свобода(гов-ть на яз.-закономерности яз,мы зависим от яз.,индивид-диалект);4.устойчивость и движение в яз.(яз.в постоянном движ-и,неподвижен);5.речь и понимание 6.язык-это деятельность и результат деят-ти 7.индивидуальная речь и язык.

ВОПРОС № 16

ВОПРОС № 17

Младограмматизм в языкознании: общая характеристика, сходства и различия со сравнительно-историческим языкознанием.

Складывается в последней четверти XIX столетия. Подвергали критике общие принципы и идеи старшего поколения компаративистов (Бопп, Гримм, Гумбольдт, Шлейхер).Они противопоставляли себя старым грамматикам, считая себя молодыми. Позднее это название утвердилось как официальное.

Это в первую очередь ученые Лейпцигского университета Остгоф Никин, Герман Пауль, Бреаль, Соссюр,

Условия:

1)к тому времени вычленяется новая специальная наука фонетика, которая развивалась бурно и давала возможность формулировать и оценивать фонетические изменения как закономерность. Языковой строй как закономерность.

2)К тому времени была открыта и осмыслена позиционность, комбинаторность фонетических изменений, а также влияние морфологии на фонетику. Процесс возникновения флексий и природы грамматических средств языков.

3)К этому времени сформировалась ещё одна наука, связанная с изучением и системой значения слов – семасиология.

4)Возникновение этимологии (поиск истинных значений).

 

Важнейший недостаток своих предшественников в науке младограмматики усматривали в том, что те подходили к объекту исследования, т.е., к языку, не уяснив, какие факторы взаимодействуют в процессе речевой деятельности. Между тем, речь протекает в говорящих лицах, т.е. язык существует не сам по себе, а в индивидууме.

В процессе общения мы передаем друг другу представления, которые имеют свое содержание.

Процесс общения включает три составляющие:

1)акустические представления

2)двигательные представления

3)представления о предмете, который обозначается двумя первыми группами.

 

Процесс речи – это есть приведение движением представлений, которые являются общими для всех. Все языковое – работа движений, то эти речевые представления изначально являются психологическими. И вообще, в основе всего языкового лежит психологическое.

Из физических проявлений речевой деятельности наиболее доступны проявления акустические => младограмматики много внимания уделяли изучению фонетики.

младограмматики предлагали германские, славянские и другие языки.

Младограмматики не были первыми, кто предложил понятие «звукового закона». Этот термин был введен в научный обиход Боппом, потом о нем говорил Гумбольдт, Шлейхер, Потт и другие старшие представители языкознания.

Они строго различают:

1) звуковое соответствие – генетическое сопоставление одного и того же звука в разных системах.

2) Звуковой закон – простая или сложная трансформация одного и того же звука в пределах генетически одной и той же системы.

Позитивизм - занимаются конкретными имеющими подтверждение деталями, тем, что имеет фактическую основу.

"Манифест младограмматизма"

"Принципы истории языка" - квинтэссенция младограмматизма

 

Манифест младограмматизма крайне полемичен, как к последователям Ф. Боппа так и А. Шлейхеру.

Сговорились о том, что диалекты, говоры языка могут дать бесценный материал по свойствам языка. Диалекты и говоры сохраняют фонические свойства, по которым можно понять особенности истории языка. Литературный язык - продукт сознательного внедрения нормы. Авторы манифеста делали важнейший для себя вывод: "необходимо покинуть душную, полную туманных гипотез атмосферу мастерской, где куются индоевропейские праформы и выйти на свежий воздух осязаемой действительности и современности". Т.е. само понятие «праязык» подвергается коренному пересмотру. Прежде всего окончательно утверждается положение о том, что индоевропейский праязык отнюдь не находился на стадии примитивного развития. Следовательно, попытки восстановления его черт не могли пролить свет на пути возникновения и развития человеческого языка.

 

Фактически Декларируемый отказ соблюдался непоследовательно. Это увлечение праязыком у младограмматиков имело дальнейшее изучение. Младограмматики будут серьёзно изучать структуры древних языков и диалектов. Когда не хватало дополнительных фактов, они прибегали к анализу диалектной речи. Фактически продолжал культивироваться анализ памятников. Сами диалекты отнюдь не стали самоцелью, но о ней много говорили.

 

Младограмматики изначально говорили о том, что надо активным образом заниматься изучением говорящего человека. "Наши предшественники с исключительным рвением изучали языки, но с невнимательностью относились к говорящему человеку".

Как программный тезис это было описано в манифесте, но фактически этим никто не занимался. Или занимался фрагментарно. Все своё внимание они сосредоточили на письменных памятниками, которые дополнялись несколькими находками из диалектов

 

Младограмматики изначально постулировали необходимость активного изучения индивидуальности в языке. Сам процесс может быть представлен только в говорящих лицах (не безликая масса, а живое общество). Любые языковые изменения это, прежде всего, изменения в речевой деятельности.

В каждый момент времени языковой общности находится столько диалектов, сколько индивидуумов и говорящих. Описать язык, значит описать весь объём языковых средств.

 

Когда человек говорит, у него возникают акустические двигательные и символьные впечатления. Всякое языковое творчество всегда индивидуально. Всегда между речью и сознанием говорящего есть очень чёткая связь

Несмотря на все заявления, они так и остались программными

 

Квинтэссенцией младограмматизма можно считать иготовый труд пауля "принципы языка". В ней отражены основные теоретические положения младограмматиков:

1) историзм - непременное условие

2) Индивидуальный психологизм

3) Эмпиричность исследований

4) Индуктивный способ - отказ от рассмотрения слишком широких и общих вопросов

 

Осн. для концепции мл-в – представление о языке как индивидуальной психофизической деят-ти. Все изменения соверш.в речев.деят-ти индивида =>нужно изучать живые языки(скептич.отношение к некот. инд/евр. праязыкам). Историч. подход +изолированное рассмотрение отд.явлений языка. Выдвинули явление аналогии и фонетич.законы на 1й план в лингвистич.исслед-ии. Их лингвист.исследования главн.образом в фонетике, меньше в морфологии,почти не касались синтаксиса. Важнейш.научный принцип мл-в-необходимость изуч.живые языки,а не древние.В качестве объекта исследования предлагаются германские, романские, славянские языки. Изучение жив.языков имеет ряд «+»: 1)это нар.языки, не подвергнутые лит.обработке,2)это языки с большим количеством диалектов.

ВОПРОС № 18

Фонетические законы, законы аналогии, учении об уэусе и окказинальности у младограмматиков.

 

Главным теоретическим положением и методическим принципом был объявлен звуковой закон. Младограмматики сформулировали законы палатализации.

В 70-х годах одним из младограмматиков, Фиком, была обоснована теория двух рядов индоевропейских заднеязычных согласных: палатальные и велярные. Позднее третий ряд – лабиовелярный.

Остгоф открыл плавный [л] – [l] и дрожащий [v]. Ещё – законы Соссюра и Фортунатова (акцентологические закон – перемещение ударения).

Младограмматики выделили в индоевропейском языке 73 звука. Важное значение в концепции младограмматиков имеют теория аналогий (теория аналогических изменений).

Аналогия – то, что противостоит фонетическому закону. Она выравнивает то, что разрушается фонетическим законом. Фонетические изменения в языке действуют разрушительно. Разрушают языковое единство. Закон аналогии противостоит разрушит.действию фонет.закона.Ф.з.разрушает грам.парадигму,а закон ан-восстанавливает. (Пр:хочу,хочешь,хочет;хотим,хотите,хотят->хочем,хочете,хочут-аналогия).Закон аналогии исходит из признания активного хар-ра речевой деят-ти говорящего. Она есть не воспроизведение готовых форм, а ассоциативная деят-ть,в рез.кот.новые формы образ-ся по аналогии, по сходству (напоминает решение уравнений: дом/домов=стол/?;работать\работаю=махать\?)

 

Фактом языка (узуса) является то, что многие изменения исчезают. Языковым фактом становится то, что утверждено в социальном плане как норма. Младограмматики уделяли большое внимание изучению изменения значений слов, разнообразию этих значений, различным соотношениям значения слова с предметом и понятием.

Изменение значений происходит потому, что индивидуальное употребление и значение слова в узусе не совпадают. Поэтому принципиально различаются два типа значений — узуальное и окказиональное.

Их отличие выявляется по четырем линиям: а) узуальное значение известно всем членам данной языковой общности, окказиональное значение — это значение в акте речи; б) окказиональное значение богаче узуального; в) окказионально слово называет нечто конкретное, предмет, тогда как узуально оно обозначает нечто абстрактное, понятие; г) узуально слово многозначно, окказионально — всегда однозначно.

По мнению Пауля,регул.отклонения прив.к тому,что индивид.превращается в общее.Осн.виды изм-ий знач.слов:1)специализация значения (в рез.сужения скорости обогащения содержания-появл.имени собственного;в рез.обеднения сод.и расшир.скорости-переход имени собств.в нарицат.);2)метафорическое изменение;3)перенос названия на осн.пространств.времен.,др.зн-й;4)гипербола, литота, эвфемизм.Знач-я слов изм-ся и в связи с культурой и историей.

 

ВОПРОС № 19

ВОПРОС № 21

ВОПРОС № 22

«Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра. Антиномии.

 

Язык как система. Система – строго ориентированное множество языковых знаков. Всякий языковой знак двусторонен: означающее и означаемое. В этом смысле язык аналогичен любым знаковым системам, но он намного сложнее любой из них. Знаковыми системами занимается особая наука – семиотика; таким образом, языкознание – это наука семиологическая, отрасль семиотики.

Важнейшее свойство языкового знака – то, что он двусторонен, причём эти стороны неотделимы, как две стороны листа бумаги. Второе свойство – произвольность языкового знака, т.е. связь между означающим и означаемым не является обязательным (разные языки, например). Третье свойство – невозможность замены одного языкового знака другим – т.е., множественность языкового знака. Четвертое свойство – на языковом знаке всегда лежит печать косности (традиционности) носителей.

 

В языке нет ничего кроме противопоставлений = > язык – это система противопоставлений. Таким образом, из теории языка исчезают синонимы. Язык – это система значимостей, т.е., система отношений. Язык отличается от речи тем, что язык – это система, а речь асистемна, потому что не имеет конца, в то время как язык – это замкнутое целое. Язык социален, речь индивидуальна. Язык пассивен, речь активна. Язык – это потенция, речь - реализация. Язык устойчив, долговечен, а речь неустойчива, однократна. Язык – существенное, речь – случайное. Парадигматика дана в синхронии, вне времени. Подлинное изучение языка только в синхронии, как нечто существующее в данный момент времени. В диахронии нет системы, поэтому диахроническое языкознание для Соссюра

 

Внутреннее и внешнее (по Ф. де Соссюру)

Внутреннее – то, что составляет язык, т.е., грамматика и словарь

Внешнее – те, кто пользуются языком, социальная характеристика, государство.

 

Язык – это система имманентная (самодостаточная). Внешнее для Соссюра ничего не значит, это не предмет науки о языке. Можно изучать, но это уже не будет внешняя лингвистика, изучающая несистемное, бесконечное. Можно изучать язык в отвлечении от его грамматики и словаря («система чистых отношений»). Максимально обобщенное (субъектные, предикативные, временные, атрибутивные отношения). Можно описывать язык как систему этих отношений.

 

Основн.методом анализа ФдС избрал метод антиномий. Антиномии в языке (как и Гумбольд) – противопоставленное положение языковых единиц, фактов, законов, отношений. Язык-речь. Синхрония-диахрония. Внешняя-внутренняя лингвистика.ФдС рассматрив.языкознание как систему лингвистик: диахроническая («внешняя»,рассматривает речь) и синхроническая («внутренняя», рассматривает язык). Внешн.лингвистика изучает связь языка с этносом,политич.и культ.историей, взаимоотнош.книжного и обиходного языков. Диахр.-отношения м/д сменяющимися в истории элементами. ФдС счит.,что внешн.и диахронич.лингвистики не объясняют внутр.организм языка как систему=>нет необходимости знать условия,в кот. развивался язык.Н. познать внутр. сущность языка=>это предмет внутр. и синхронической лингвистики.

 

ВОПРОС 23, 24

Основные теоретические положения (догматы структурализма). Школы

 

Зарождается и утверждается в конце 20-х – начале 30х годов XX века.

Задача – привести язык науки к единообразию.

Эта концепция зарождается в языкознании, под влиянием двух факторов:

1)внешних для языкознания: процесс в других науках (математика, физика, автоматика) => потребуется помощь от лингвистических наук; необходимость быстрой отработки и систематизации все возрастающей научной информации, машинных переводов, то есть прикладное использование лингвистических наук;

2)внутренние факторы: терминологическая неточность, субъективизм в научных исследованиях (преобладание интереса к семантической стороне языка, а она всегда субъективна); изучение языков по фактам, по атомам (традиционная связь с младограмматиками)

Непосредственным предшественником структурализма был Фердинанд де Соссюр.

 

Обычно выделяются следующие наиболее известные и влиятельные школы:

1)Женевская (Бали, Сеше, говорил о необходимостистрого системного синхронн подхода к языку, следует за С в понимании синхр диохр)

2)Пражская функциональная школа;(тема рема – актуал членен, структур схема предлож, Матезиус, Скаличка, базовые принципы С, пристальное внимание к яз функции, они шире понимали объект лингв, изуч яз привлекая и семантику и истор яз и даже учитыв внеш лингв факты. я – система средств выраж, служащ опред цели.

3)Американская школа (дескриптивистика. Блумфильд без влияния от Соссюра, струк направ родилось само, сохи индийск племена дистрибуции (распределения) языковых единиц; в то же время стремились не обращаться к их смыслу.);

4)Датская школа (глоссематика от греч яз Луи Емслев, самое правое направ структурал, идеи С доведены до абсолюта, от Соссюра представл о языке как о форме, понимание внутр лингв в ее изоляции от других наук кроме мат и семиот, язык это орудие и объект исследов. Алгебра языка принципы из матем логик)

 

Все эти школы имеют общие свойства постулата:

1)язык – это система (сложная структура)

2)разграничение синхронии и диахронии, предпочт синхр

3)принятие антиномии «язык-речь» Антиномии в языке – противопоставленное положение языковых единиц, фактов, законов, отношений.

4)стремление к максимальной объективности при изучении языкового факта.

 

В решении этой задачи весь пафос структурализма был направлен на придание гуманитарным наукам статуса наук точных. Поэтому структурализм возникает прежде всего как комплекс структурно-семиотических представлений с явно выраженной лингвистической ориентацией.

 

 

ВОПРОС 24

ВОПРОС № 25

Женевская школа структураплизма. А. Сеше.

 

Лингвисты Женевской школы сохраняли верность идеям Соссюра, включая те, которые отвергались другими школами структурализма (например, о несистемном характере языковых изменений). В то же время они стремились очистить соссюровское учение от наиболее явных противоречий, дополнить его за счет анализа проблем, недостаточно рассмотренных в Курсе общей лингвистики. В частности, Сеше предлагает различать не две, а три лингвистические дисциплины: синхронную лингвистику, диахроническую (историческую), лингвистику организованной речи. Объектом последней служат явления, промежуточные между синхроническими и диахроническими факторами. Лингвистика организованной речи изучает функционирование языка, которое связано с условиями жизни социума. Сеше предлагает исследовать язык с точки зрения говорящего и с точки зрения слушающего, причем отношения между этими фигурами рассматриваются им как антиномические. Говорящий и слушающий важны одинаково.

 

В 1916 вместе с Балли издал Курс общей лингвистики Соссюра; в дальнейшем находился под влиянием идей своего учителя и был одним из основных популяризаторов его взглядов, хотя и полемизировал с некоторыми из них, в частности, подчеркивал примат речи над языком. В книге О логической структуре фразы (Essai sur la structure logique de la phrase, 1926) выдвигал идеи психологического подхода к синтаксису. Занимался теорией языка, логической структурой предложения, соединением индивидуального и социального в языковых фактах, проблемой языкового знака, впервые описал взгляды женевской школы. Выдвинул идею дограмматических аффективных индивидуальных элементов выражения, преобразующихся в грамматику знаков, рассматриваемых изолированно (ассоциативная грамматика) и в сочетаниях (синтагматическая грамматика).

 

ВОПРОС № 26

ВОПРОС № 27

Фонологическая теория Н. С. Трубецкого.

 

Разделил такие понятия как фонетика и фонология. Фонетика - наука о материальной стороне человеческой речи, естественная наука наравне с биологией. Имеет два аспекта: акустический и артикуляторный (физиологический). Именно фонетика занимается изучением всего многообразия человеческих звуков. А фонология должна исследовать, какие звуковые различия в данном языке сказаны со смысловыми различиями, каковы соотношения различительных элементов, по каким правилам эти различительные элементы сочетаются друг с другом.

Вся фонетика Трубецкого - Фонетика оппозиций

Современное понимание фонемы как смыслоразличительной единицы (смыслоразлечит оппоз) - это Трубецкой. Не дистрибуция как у дескриптив (распределение), а слыслоразличение. Базовый фонологич критерий для различения (в русс консонантн ТВ-мяк глух/звон)

 

Под фонологической оппозицией подразумевается звуковое противоположение, способное дифференцировать значение двух слов данно


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.