Развитие идей и типологии В. фон Гумбольдта. Влияние на современное языконание. Лингвистические взгляды А. А. Потебни. Неогумбольтианство. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Развитие идей и типологии В. фон Гумбольдта. Влияние на современное языконание. Лингвистические взгляды А. А. Потебни. Неогумбольтианство.

2017-10-07 490
Развитие идей и типологии В. фон Гумбольдта. Влияние на современное языконание. Лингвистические взгляды А. А. Потебни. Неогумбольтианство. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Классификация языков Гумбольдта была принята как нечто не вызывающее сомнения. Но с 60х годов 19в эти концепции исчезают и больше не используются.

Гумбольдтианство - период, когда работали его ученики: Потебня, Штейнер.

Неогумбольдтианство - 20-30е годы 20в. Опираются на те знания, которые уже существовали: европейская и американская ветвь. Неогумбольд «картина мира» зависит от особенностей строения языка, которое определяет характер мыслительной деятельности человека. Эта точка зрения связана с идеалистическими позитивистскими философскими течениями. Основные направления неогумбольдтианства представлены школой Л. Вайсгербера в Германии и работами американских учёных, развивающих так называемую гипотезу Сепира—Уорфа.

Неогумбольдтианство возникло в 20-х гг. XX века как реакция на «формализм» младограмматического подхода к языку в европейском и американском языкознании XX века.Сейчас это просто направление, которое рассматривает связь между этносом и языком.

Философско-лингвистические воззрения Александра Афанасьевича Потебни, складываясь под влиянием таких крупнейших мыслителей, как Гумбольдт, Штейнталь и т. д., опираются на основополагающее положение о том, что развитие мышления и языка идет в едином процессе эволюции человека, что развитие одного невозможно без участия и развития другого. Слово не только средство для выражения готовой мысли: оно способ, прием ее создания и разработки. Язык – это сама мысль. Самое рождение мысли обнаруживает ее органическую связь с языком, зависимость от языка. Тесно связывая звуковую речь с мыслью, подчеркивая необходимость конкретно-исторического изучения фактов речи, ее продуктов, как и продуктов мышления, Потебня основной реальностью языка считал связную речь. Язык у Потебни охватывает все виды устной и письменной речи, различные диалектные и стилевые проявления, а также сферы поэзии и науки. Отсюда определений внутренней формы. Единого, итогового определения внутренней формы у него нет. Первоначальное определение внутренней формы слова как «способа представления внеязычного содержания», по существу, примыкает к определению, данному Гумбольдтом. В дальнейшем Потебня отходит от Гумбольдта. Под внутренней формой слова он понимает представление плюс этимологическую форму слова, а также наименьшее значение, «без которого слово не может быть самим собой». Определения внутренней формы в значительной степени основаны на том, что все языковые явления Потебня рассматривал, прежде всего, с точки зрения тех психических процессов, которые происходят в сознании говорящего индивида, и поэтому он искал объяснение различным языковым явлениям в лежащих, по его мнению, в их основе психологических категориях. Изменение грамматических форм, как считает Потебня, обусловлено изменением форм мышления. Потебня был среди тех, кто указывал на необходимость изучать явления языка в их взаимосвязи.

Важнейшая задача исслед.-раскрыть взаимодействие мысли и речи.С т.зр.взаимоотн-ия Я,речи и мысли важно понять:1)семантич. стр-ру слова и 2)грамм.формы и категории. Их исслед-ию Потебня уделял особое внимание. Потебня выделял в Я 3 важн.еденицы:слово-предложение-ЧР.Учение о слове в лингвистич.концепции П.занимало центральное место. Слово как единица языка состоит из 3-х эл-тов: 1)звук, 2)знак, 3)значение.Без звука не м.б.слова,но звук без значения-не слово.Слово явл-ся единством знака и значения. Учение Потебни о слове исходит из разграничения в содержании слова представления и значения. Знак, по П.,покоится на значении Значение слова не заключ.в себя всего содержания, связанного с соответств.предметом.П.выдел.в слове 2 типа значения:1)ближайшее- объективное, общепонятное; 2)дальнейшее- энциклопедическое. Только ближ.значение составл. содержание мысли во время произнесения слова. Это зн-е выявл-ся в контексте. ЛЗ слова вещественно, а грамм.знач.-формально. Предмет особ.внимания П.-синтаксис. Он поним.его в более широк. смысле:

ВОПРОС № 17

Младограмматизм в языкознании: общая характеристика, сходства и различия со сравнительно-историческим языкознанием.

Складывается в последней четверти XIX столетия. Подвергали критике общие принципы и идеи старшего поколения компаративистов (Бопп, Гримм, Гумбольдт, Шлейхер).Они противопоставляли себя старым грамматикам, считая себя молодыми. Позднее это название утвердилось как официальное.

Это в первую очередь ученые Лейпцигского университета Остгоф Никин, Герман Пауль, Бреаль, Соссюр,

Условия:

1)к тому времени вычленяется новая специальная наука фонетика, которая развивалась бурно и давала возможность формулировать и оценивать фонетические изменения как закономерность. Языковой строй как закономерность.

2)К тому времени была открыта и осмыслена позиционность, комбинаторность фонетических изменений, а также влияние морфологии на фонетику. Процесс возникновения флексий и природы грамматических средств языков.

3)К этому времени сформировалась ещё одна наука, связанная с изучением и системой значения слов – семасиология.

4)Возникновение этимологии (поиск истинных значений).

 

Важнейший недостаток своих предшественников в науке младограмматики усматривали в том, что те подходили к объекту исследования, т.е., к языку, не уяснив, какие факторы взаимодействуют в процессе речевой деятельности. Между тем, речь протекает в говорящих лицах, т.е. язык существует не сам по себе, а в индивидууме.

В процессе общения мы передаем друг другу представления, которые имеют свое содержание.

Процесс общения включает три составляющие:

1)акустические представления

2)двигательные представления

3)представления о предмете, который обозначается двумя первыми группами.

 

Процесс речи – это есть приведение движением представлений, которые являются общими для всех. Все языковое – работа движений, то эти речевые представления изначально являются психологическими. И вообще, в основе всего языкового лежит психологическое.

Из физических проявлений речевой деятельности наиболее доступны проявления акустические => младограмматики много внимания уделяли изучению фонетики.

младограмматики предлагали германские, славянские и другие языки.

Младограмматики не были первыми, кто предложил понятие «звукового закона». Этот термин был введен в научный обиход Боппом, потом о нем говорил Гумбольдт, Шлейхер, Потт и другие старшие представители языкознания.

Они строго различают:

1) звуковое соответствие – генетическое сопоставление одного и того же звука в разных системах.

2) Звуковой закон – простая или сложная трансформация одного и того же звука в пределах генетически одной и той же системы.

Позитивизм - занимаются конкретными имеющими подтверждение деталями, тем, что имеет фактическую основу.

"Манифест младограмматизма"

"Принципы истории языка" - квинтэссенция младограмматизма

 

Манифест младограмматизма крайне полемичен, как к последователям Ф. Боппа так и А. Шлейхеру.

Сговорились о том, что диалекты, говоры языка могут дать бесценный материал по свойствам языка. Диалекты и говоры сохраняют фонические свойства, по которым можно понять особенности истории языка. Литературный язык - продукт сознательного внедрения нормы. Авторы манифеста делали важнейший для себя вывод: "необходимо покинуть душную, полную туманных гипотез атмосферу мастерской, где куются индоевропейские праформы и выйти на свежий воздух осязаемой действительности и современности". Т.е. само понятие «праязык» подвергается коренному пересмотру. Прежде всего окончательно утверждается положение о том, что индоевропейский праязык отнюдь не находился на стадии примитивного развития. Следовательно, попытки восстановления его черт не могли пролить свет на пути возникновения и развития человеческого языка.

 

Фактически Декларируемый отказ соблюдался непоследовательно. Это увлечение праязыком у младограмматиков имело дальнейшее изучение. Младограмматики будут серьёзно изучать структуры древних языков и диалектов. Когда не хватало дополнительных фактов, они прибегали к анализу диалектной речи. Фактически продолжал культивироваться анализ памятников. Сами диалекты отнюдь не стали самоцелью, но о ней много говорили.

 

Младограмматики изначально говорили о том, что надо активным образом заниматься изучением говорящего человека. "Наши предшественники с исключительным рвением изучали языки, но с невнимательностью относились к говорящему человеку".

Как программный тезис это было описано в манифесте, но фактически этим никто не занимался. Или занимался фрагментарно. Все своё внимание они сосредоточили на письменных памятниками, которые дополнялись несколькими находками из диалектов

 

Младограмматики изначально постулировали необходимость активного изучения индивидуальности в языке. Сам процесс может быть представлен только в говорящих лицах (не безликая масса, а живое общество). Любые языковые изменения это, прежде всего, изменения в речевой деятельности.

В каждый момент времени языковой общности находится столько диалектов, сколько индивидуумов и говорящих. Описать язык, значит описать весь объём языковых средств.

 

Когда человек говорит, у него возникают акустические двигательные и символьные впечатления. Всякое языковое творчество всегда индивидуально. Всегда между речью и сознанием говорящего есть очень чёткая связь

Несмотря на все заявления, они так и остались программными

 

Квинтэссенцией младограмматизма можно считать иготовый труд пауля "принципы языка". В ней отражены основные теоретические положения младограмматиков:

1) историзм - непременное условие

2) Индивидуальный психологизм

3) Эмпиричность исследований

4) Индуктивный способ - отказ от рассмотрения слишком широких и общих вопросов

 

Осн. для концепции мл-в – представление о языке как индивидуальной психофизической деят-ти. Все изменения соверш.в речев.деят-ти индивида =>нужно изучать живые языки(скептич.отношение к некот. инд/евр. праязыкам). Историч. подход +изолированное рассмотрение отд.явлений языка. Выдвинули явление аналогии и фонетич.законы на 1й план в лингвистич.исслед-ии. Их лингвист.исследования главн.образом в фонетике, меньше в морфологии,почти не касались синтаксиса. Важнейш.научный принцип мл-в-необходимость изуч.живые языки,а не древние.В качестве объекта исследования предлагаются германские, романские, славянские языки. Изучение жив.языков имеет ряд «+»: 1)это нар.языки, не подвергнутые лит.обработке,2)это языки с большим количеством диалектов.

ВОПРОС № 18

Фонетические законы, законы аналогии, учении об уэусе и окказинальности у младограмматиков.

 

Главным теоретическим положением и методическим принципом был объявлен звуковой закон. Младограмматики сформулировали законы палатализации.

В 70-х годах одним из младограмматиков, Фиком, была обоснована теория двух рядов индоевропейских заднеязычных согласных: палатальные и велярные. Позднее третий ряд – лабиовелярный.

Остгоф открыл плавный [л] – [l] и дрожащий [v]. Ещё – законы Соссюра и Фортунатова (акцентологические закон – перемещение ударения).

Младограмматики выделили в индоевропейском языке 73 звука. Важное значение в концепции младограмматиков имеют теория аналогий (теория аналогических изменений).

Аналогия – то, что противостоит фонетическому закону. Она выравнивает то, что разрушается фонетическим законом. Фонетические изменения в языке действуют разрушительно. Разрушают языковое единство. Закон аналогии противостоит разрушит.действию фонет.закона.Ф.з.разрушает грам.парадигму,а закон ан-восстанавливает. (Пр:хочу,хочешь,хочет;хотим,хотите,хотят->хочем,хочете,хочут-аналогия).Закон аналогии исходит из признания активного хар-ра речевой деят-ти говорящего. Она есть не воспроизведение готовых форм, а ассоциативная деят-ть,в рез.кот.новые формы образ-ся по аналогии, по сходству (напоминает решение уравнений: дом/домов=стол/?;работать\работаю=махать\?)

 

Фактом языка (узуса) является то, что многие изменения исчезают. Языковым фактом становится то, что утверждено в социальном плане как норма. Младограмматики уделяли большое внимание изучению изменения значений слов, разнообразию этих значений, различным соотношениям значения слова с предметом и понятием.

Изменение значений происходит потому, что индивидуальное употребление и значение слова в узусе не совпадают. Поэтому принципиально различаются два типа значений — узуальное и окказиональное.

Их отличие выявляется по четырем линиям: а) узуальное значение известно всем членам данной языковой общности, окказиональное значение — это значение в акте речи; б) окказиональное значение богаче узуального; в) окказионально слово называет нечто конкретное, предмет, тогда как узуально оно обозначает нечто абстрактное, понятие; г) узуально слово многозначно, окказионально — всегда однозначно.

По мнению Пауля,регул.отклонения прив.к тому,что индивид.превращается в общее.Осн.виды изм-ий знач.слов:1)специализация значения (в рез.сужения скорости обогащения содержания-появл.имени собственного;в рез.обеднения сод.и расшир.скорости-переход имени собств.в нарицат.);2)метафорическое изменение;3)перенос названия на осн.пространств.времен.,др.зн-й;4)гипербола, литота, эвфемизм.Знач-я слов изм-ся и в связи с культурой и историей.

 

ВОПРОС № 19


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.