Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-10-11 | 1363 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ОУД 05. История.
Раздел V. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству.
Тема 5.1 Правление Ивана Грозного
Тема 5.2 Россия в VII в.
Наименование практической работы: Россия в XVI – XVII веках: от великогокняжества к царству.
Цели занятия:
-Оценивание деятельности Ивана Грозного.
-Рассмотрение особенностей социально-экономического развития России в XVII в.
Формируемые компетенции:
ОК3.Организовывать свою профессиональную деятельность, определять методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Студент должен:
знать:
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
· основные исторические термины и даты.
Студент должен:
уметь:
· проводить исторические параллели, сравнивая разные исторические периоды развития России и Европы, по различным проблемам и критериям;
· самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между различными событиями, явлениями и процессами истории;
· самостоятельно интерпретировать и подбирать необходимые исторические источники для анализа исторической ситуации;
· самостоятельно и свободно работать с исторической картой, соотнося территориальные изменения в истории и современности;
· критически анализировать исторические процессы, явления и события.
|
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект инструкционно-технологических карт, мультимедийное оборудование.
Средства обучения:
рабочая тетрадь для проведения практических занятий.
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.
Содержание и последовательность выполнения работы
Задание 1.
· Прочитайте обзор историографии оценки деятельности Ивана Грозного. Охарактеризуйте основные точки зрения историков на его правление.
· Какое мнение разделяете вы? Почему?
· Какой точки зрения придерживается составитель текста? Свое мнение аргументируйте.
· От каких факторов зависит оценка деятельности исторической личности?
Около 1549 года к власти пришла новая группировка под названием Избранная рада. Это был не официальный орган государственного управления, а небольшая группа сторонников Ивана Грозного, которые проводили реформы. Они усилили централизацию государства, укрепили центральную власть. Но методы, которыми данные реформы проводились, в историографической науке, оцениваются по-разному. В частности речь идет о наиболее спорном моменте реформ Ивана Грозного – использования государственного террора в форме опричнины с целью реформирования государства, подавления инакомыслия.
В историографии не сложилось единого мнения по поводу характера опричнины, была ли она необходимым ответом царя на деятельность боярской оппозиции, или это был ответ царя – тирана, на инакомыслие в обществе, направленный на его подавление.
Основными историографическими источниками, посвященными деятельности Ивана Грозного в ХVІІ - ХVІІІ веках являются летописи, освещающие данный период российской истории. В Никоновской летописи начала XVIІ столетия излагаются основные события, связанные с опричниной, но нет оценки, обоснования причин. Иной подход встречаем в «Кратком летописце» XVII в. Здесь содержится оценка опричнины как института государственного террора, когда «много невинных пострадало».
|
В петровскую эпоху деяния Ивана Грозного и опричнина оценивались положительно, поскольку идеология петровских времен полностью совпадала с идеологией времен Ивана Грозного. Историография по этому вопросу в данный период ограничивается письмами Петра І к сыну, где деятельность Ивана Грозного характеризуется как «славное время», а сам Иван Грозный как «муж достойный, непоколебимый». Опричнина также получает высокую оценку в письмах Петра І к сыну, ее он называет «великим делом», «веселым праздником».
В России ХІХ – начала ХХ столетия происходит демократизация общественных взглядов, что вносит в историческую науку новой взгляд на реформы Ивана Грозного, на опричнину. При этом, часто в работах историков игнорируется прогрессивный характер реформ Ивана Грозного, речь идет, в основном об осуждении опричнины и царя-тирана.
Начало данной традиции было положено Н. М. Карамзиным, который писал, что: «Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник, или кромешник,— так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной,— мог безопасно теснить, грабить соседа и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье».
В. О. Ключевский пишет, что «Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана - одно из прекраснейших по началу - по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени».
Такое отрицательно отношение к опричнине господствовало в исторической науке вплоть до 30-х годов ХХ столетия, когда вновь в России возродилась практика государственного террора и отношение к опричнине и реформам Ивана Грозного вновь претерпели изменения. С конца 30-х до середины 50-х годов XX века в исторической науке господствовала положительная оценка личности Ивана Грозного, его реформ и опричнины.
Сам царь представлялся великим патриотом, опричнина – необходимым инструментом политической борьбы, особенно ярко это видно в фильме «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, который был снят в 1944 году. Сюжет фильма строится на идеи необходимости укрепления царской власти, репрессии представляются как сложное, но необходимое решения Грозного, принятое для спасения России.
|
В работе академика Д. Н. Миронова «История России в эпоху средневековья» об Иване Грозном и опричнине говорится только в превосходной степени, в частности Д. Н. Миронов пишет, что «Трудно переоценить заслуги Ивана Грозного и его верных соратников, опричников в деле спасения России от боярского произвола. Грозный и опричники «вымели»» Россию, «выгрызли» врагов русского народа – бояр, создали предпосылки для нового этапа развития российского государства».
В дальнейшем, после смерти И. В. Сталина, отношение к институту опричнины начинает меняться. В «Краткой истории СССР», которая вышла в 1978 году сказано, что «Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб и разграбление имущества опальных бояр, а иногда и карательные экспедиции против целых городов или уездов страны следовали одни за другими. Страшным и непонятным казался современникам в эти годы царь. То он собственноручно пытает и казнит опальных бояр, предавая их чудовищным мукам, то устраивает пиры и буйные оргии, сопровождающиеся насилиями и надругательствами над женщинами, то неожиданно облекается в монашеское одеяние и на коленях выпрашивает отпущение грехов. Можно только удивляться, как столь «двуликое» поведение соединялось у Ивана Грозного с большой прозорливостью и «разумением» в управлении государством. Это было загадкой для всех, знавших его, и это остается загадкой для многих историков, писавших и пишущих об Иване Грозном.
Опричнина нанесла сокрушительный удар по оппозиционным кругам боярства. В 1572 г., вскоре после новгородских событий, опричнина была отменена. Объяснение этому надо видеть не только в том, что основные силы оппозиционного боярства были к этому времени уже сломлены, а само оно в значительной степени физически истреблено, но и в явно назревающем общем недовольстве опричниной среди самых различных слоев населения. Но «отставив опричнину» и сняв опалы с боярства и даже вернув многим боярам их старые вотчины, Иван Грозный не изменил общей направленности своей политики, которая на протяжении всех 70-х годов носит ярко выраженный крепостнический продворянски характер. Да и многие опричные учреждения преспокойно продолжали существовать после 1572 г. под именем «государева двора».
|
В современной историографии на опричнину также существует два взгляда, такие историки как С. Т. Корольков, П. И. Смушков, Т. И. Тихомиров, оценивают ее как необходимый институт политической власти, созданный Иваном Грозным для борьбы с внутренними врагами. Такое отношение к опричнине может иметь место, если учитывать те политические условия, в которых вел свою политику Иван Грозный, и цели, которые ставились пред опричниной - сломить внутреннюю оппозицию.
Однако, если рассматривать опричнину как политический институт, использующий методы политического террора, то безусловно, что опричнина не может рассматриваться как прогрессивное явление. На этих позициях стоит Л. Н. Гумилев, который в работе «От Руси до Росси» пишет: «Опричнина была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия в 1565 г. и официально просуществовала 7 лет. Задачей опричников было «изводить государеву измену», причем определять «измену» должны были те же самые опричники. Таким образом, они могли убить любого человека, объявив его изменником. Одного обвинения было совершенно достаточно для того, чтобы привести в исполнение любой приговор, подвергнуть любому наказанию. Самыми мягкими из наказаний были обезглавливание и повешение, но, кроме того, опричники жгли на кострах, четвертовали, сдирали с людей кожу, замораживали на снегу, сажали на кол...
Расправе был подвергнут в 1570 г. Новгород, где было истреблено почти все население. Даже младенцев опричники бросали в ледяную воду Волхова. Они взялись также исправлять нравы: новгородцы любили по праздникам выпить, но было объявлено, что пьянствовать нельзя. Тех, кого ловили пьяными, били кнутом и кидали в те же самые волховские проруби.
При расправе с Новгородом, как и при других подобных «мероприятиях», погибло множество бояр, но самое важное (на это обратили внимание современные историки, в отличие от историков XIX в.), что так же страдали и простые люди: приказные, посадские, крестьяне. Ведь опричники, казня боярина, вырезали и его дворовых, крестьян же забирали себе и переводили их на собственные земли.
В результате опричнины создалась совершенно невыносимая обстановка, главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств. Однако самая страшная и существенная этническая характеристика опричнины заключается в том, что и царь, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. Сначала Иван, убивая тело стремился также убить «душу». Тела рассекали на мелкие части, а в русском простонародном православии существовало и до сих пор существует предубеждение, что «без тела» покойник не может предстать на Страшном суде. Потом царь стал заносить имена своих жертв в синодик, служил по ним панихиды и искренне считал свое покаяние совершенно достаточным для образцового православного христианина. Более того, Грозный, по меткому замечанию А. М. Панченко, создал совершенно особую концепцию царской власти. Он полагал царское величие равным Божьему и потому лишал подданных права как-либо обсуждать его поступки».
|
Далее Л. Н. Гумилев пишет, что от опричнины Россию спас крымский хан, который напал на Москву в 1571 году и «опричники либо просто дезертировали, либо прикидывались немощными и заболевшими, как говорили тогда, «объявляли себя в нетях». Убийцы беззащитных, они оказались неспособными сражаться с вооруженным и сильным врагом»
Задание 2.
Рассмотрите схему «социально-экономическое развитие россии xvii в.», ответе на вопросы:
1. Какие основные группы населения выделяются в России XVII в.?
2. Охарактеризуйте развитие отдельных отраслей экономики России XVII в.
3. Какие основные проблемы экономического развития России XVII в. можно выделить?
Критерии оценки: правильность изложения мысли, логичность. последовательность, аккуратность, выводы.
Контроль выполнения: проверка задания
Задание3 (выполняется в микрогруппах)
Подготовить электронные презентации к семинарскому занятию
1 группа «Опричнина, споры о ее смысле»
2 группа «Окончание смуты и возрождение российской государственности»
3 группа «Культура России ХVII века»
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!