ФроловаН.А. Реферирование и аннотирование текстов по специальности (на матер-ле нем яз.): Уч.пособие /ВолгГТУ, Волгоград,2006.-83с. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

ФроловаН.А. Реферирование и аннотирование текстов по специальности (на матер-ле нем яз.): Уч.пособие /ВолгГТУ, Волгоград,2006.-83с.

2017-09-29 316
ФроловаН.А. Реферирование и аннотирование текстов по специальности (на матер-ле нем яз.): Уч.пособие /ВолгГТУ, Волгоград,2006.-83с. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

1. Изучение языка в техническом вузе отличается специфическими особенностями, связанными с тем, что большую часть программы составляют точные науки. Основная задача, которая стоит перед студентами при изучении языка в неязыковом вузе, - это научиться пользоваться литературой и уметь высказываться по вопросам, связанным с будущей профессией. В повседневной практике многих специалистов постоянно возникает необходимость устного или письменного изложения краткого содержания тех или иных материалов, содержащих ценную информацию. Также широко распространена практика опубликования научных и технических статей в журналах и тематических сборниках с реферативным изложением их основного содержания. Овладение навыками и умениями реферирования позволяет быстро ориентироваться в литературе по специальности, ведет к значительному повышению уровня знаний языка и культуры речи выпускниками технических университетов.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление, анализ и синтез читаемой информации, что завершается созданием нового текста – текста реферата. Сущность реферирования заключается в максимальном сокращении объема источника информации при существенном сохранении его основного содержания. Принципиальной основой для такой компрессии информации является избыточность языка и отсутствие однозначного соответствия между содержанием мысли и формой речевого произведения, выражающего эту мысль. При реферировании сообщение освобождается от всего второстепенного, иллюстративного, поясняющего, сохраняется лишь сама суть содержания.

Реферат – это новый текст, который передает сжато и точно основное содержание первоисточника. В процессе реферирования перерабатывается не только содержание и язык источника, но изменяется и его композиция.

Осуществляя компрессию первоисточников, реферат делает это принципиально различными способами. Например, в отличие от аннотации, где лишь перечисляются те вопросы, которые освещены в первоисточнике, не раскрывая самого содержания этих вопросов, реферат не только перечисляет все эти вопросы, но и сообщает существенное содержание каждого из них. Можно сказать, что аннотация лишь сообщает, о чем написан первоисточник, а реферат информирует о том, что написано по каждому из затронутых вопросов. Отсюда следует, что аннотация является лишь указателем для отбора первоисточников и не может их заменить, в то время как реферат вполне может заменить сам первоисточник, так как сообщает все существенное содержание материала. Реферат призван давать лишь самую существенную информацию о новых достижениях науки и техники. Если реферат заинтересует читателя и содержащейся в нем информации ему окажется недостаточно, то по указанным в них выходным данным можно всегда найти сам первоисточник и получить искомую информацию в полном объеме.

Реферат может быть выполнен в письменном виде и в форме устного доклада. Цель реферата – дать читателю относительно полное представление о затронутых в первоисточнике вопросах.

Среди многообразных функций реферата в системе научной и профессиональной деятельности специалистов можно выделить прежде всего информативную, поисковую и коммуникативную.

Основным назначением реферата является оперативное распространение важнейшей научно-технической информации в максимально сжатом виде. Здесь он выступает в своей информативной функции.

Обращаясь к рефератам, пользователь осуществляет по ним поиск информации, причем информации фактографической. В этом проявляется поисковая функция реферата.

Рефераты применяются как в индивидуальном, так и в коллективном информационном обеспечении, проводимом в интересах научного исследования, учебного процесса и т.д. Они являются средством и международного обмена информацией, выполняя коммуникативную функцию и в интернациональном масштабе.

 

2. Существует более 50 классификаций рефератов, что связано с разнообразием признаков, по которым их выделяют.

Наиболее часто различают такие типы рефератов:

- по полноте изложения информации – информативные рефераты (рефераты - конспекты) и индикативные рефераты (рефераты-резюме),

- по количеству первичных источников - монографические рефераты и рефераты-обзоры,

- по цели написания (назначению) – общие и специализированные рефераты,

- по характеру подачи материала – продуктивные и репродуктивные.

Однако при всем своем многообразии рефераты обладают некоторыми общими чертами. В реферате не используются рассуждения и исторические экскурсы. Материал подается в форме консультации или описания фактов. Информация излагается точно, кратко, без искажений и субъективных оценок. Краткость достигается во многом за счет использования терминологической лексики, а также применения таблиц, формул, иллюстраций.

Текст реферата не должен быть механическим пересказом реферируемого материала. В нем должно быть выделено все то, что заслуживает особого внимания с точки зрения новизны и возможности использования в будущей производственной или научно- исследовательской работе. В тексте реферата не должно быть повторений и общих фраз. Исключается использование прямой речи и диалогов. Целесообразно включить в текст реферата основные выводы автора первоисточника. Изложение реферата отличается предельной точностью, которая достигается за счет экономной структуры предложения и правильного употребления терминов. Они помогают с максимальной точностью передать содержание первичных документов.

Для краткости рефератов разумно использовать сокращение терминов. Система сокращения позволяет достичь значительной экономии места без ущерба для содержания. Такие сокращения могут быть и общепринятыми в языке (например: издательство – изд-во) и типичными для данного источника.

Для языка реферата свойственно использование определенных грамматико-стилистических средств. К ним в первую очередь следует отнести простые законченные предложения, которые способствуют быстрому восприятию реферата. Для характеристики различных процессов могут быть использованы причастные обороты, обеспечивающие экономию объема. Употребление неопределенно-личных предложений позволяет сосредоточить внимание читателя только на существенном, например, «анализируются, применяются, рассматриваются» и т.д.

Особенностью языка реферата является большое число перечислений, которое появляется в результате сжатия логического изложения. Перечисления могут иметь вид перечня или лишь называть затронутые в работе второстепенные вопросы, например, «рассмотрены различные подходы к решению проблемы, представлен подробный перечень их анализа» т.д.

Для повышения информативной и справочной роли реферата используются иллюстрации и схемы реферируемой работы.

Объем реферата колеблется в зависимости от первичного печатного текста-первоисточника и характера реферата и может составлять 1/8 или 10-15 % от объема текста-оригинала.

 

3. Индикативный реферат (реферат-резюме). В индикативном реферате (реферате-резюме) максимально кратко излагается информация текста-первоисточника..

В профессионально ориентированной коммуникации может наблюдаться реализация нескольких признаков компрессии материала первоисточника в пределах одного типа реферата. Например, выделяемые по полноте изложения информации индикативные рефераты-резюме могут в реальной действительности реализовываться с учетом и другого показателя – принципа назначения. Поэтому на практике различаются индикативные рефераты-резюме общего назначения и индикативные рефераты-резюме специализированные: учебно-научные и научно-производственные. Учебно-научные, согласно требованиям ГОСТа, являются обязательным компонентом курсового или дипломного проектов, а научно-производственные – публикуются в реферативных электронных журналах для специалистов конкретной области знаний.

. В индикативном специализированном реферате-резюме (учебно-научном) кратко характеризуются предмет, цель и результаты исследования. Его составляют по такой схеме:

-сведения об объекте, количество иллюстраций (рисунков, графиков) и таблиц, страниц работы;

-перечень ключевых слов, характеризующих основное содержание работы;

-текст реферата, который включает в себя основную часть, отражающую цель исследования, использованные методики, выводы и область применения полученных результатов.

Объем текста реферата – 0,5 …0,7 страницы.

 

Упражнения


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.