Упражнение 17. Дополните свой реферат (см. Упр.13,15) описанием основных этапов и стадий развития науки, используя материалы получившейся у Вас таблицы. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Упражнение 17. Дополните свой реферат (см. Упр.13,15) описанием основных этапов и стадий развития науки, используя материалы получившейся у Вас таблицы.

2017-09-29 383
Упражнение 17. Дополните свой реферат (см. Упр.13,15) описанием основных этапов и стадий развития науки, используя материалы получившейся у Вас таблицы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Упражнение 18. Сравните получившийся у Вас вариант реферата с контрольным.

Становление современной классификации наук

(информативный реферат)

Статья посвящена анализу тенденций развития науки как системы научного знания.

Весь процесс развития науки характеризуется как «отрицание отрицания»: от первоначально единой, нерасчлененной науки к ее расчленению и дифференциации как первому отрицанию, а затем вновь к единой науке в высшем понимании ее единства, к возможно полной интеграции наук как второго отрицания.

В древности наука была нерасчлененной, единой и находилась под. властью философии.

С конца древности до середины Х1Х века шел процесс дифференциации наук, при котором взаимодействие наук осуществлялось путем внешних связей. На этой стадии сначала в конце древности зарождаются будущие отдельные науки: математика, механика, астрономия и др. В эпоху Возрождения происходит разделение научного знания на ряд фундаментальных наук. В конце ХУШ века начинается отделение прикладных знаний от теоретических, возникают особые технические науки.

С середины Х1Х века до наших дней идет процесс интеграции наук, в ходе которого взаимодействие наук происходит благодаря появлению особых наук.

На начальной стадии интеграции (до середины ХХ века) появляются новые науки, которые становятся как бы «мостами» между ранее изолированными, но смежными фундаментальными науками. К таким промежуточным наукам относятся, например, астрофизика, термодинамика, биохимия. Для этой стадии интеграции, как и для стадии дифференциации, характерен функциональный принцип построения, при котором каждая наука имеет свой особый объект изучения.

С середины ХХ века под влиянием НТР происходит дальнейшее усиление интеграции, «чистые» и прикладные науки переплетаются между собой, приходя в тесное взаимодействие. Рождаются комплексы наук, возникают особого типа науки «стержневого» и междисциплинарного характера, соединяющие науки, отстоящие далеко друг от друга. Таковы, например, кибернетика, бионика, космонавтика, экология.

С этой стадии основой построения науки становится принцип целостности, согласно которому на первой план выдвигается объект изучения, все стороны, свойства, формы движения которого изучаются одновременно различными науками в их синтетическом объединении.

В будущем одна-единая наука будет глобально изучать весь мир на основе принципа целостности, сохраняя различные отрясли научного знания, подчиненные объединенному знанию.

 

 

Упражнение 18. Прочитайте текст «Защита озонного слоя». Выделите в нем коммуникативные блоки, характерные для описания проблемы. Определите, совпадает ли их число и последовательность с типовым планом.

Защита озонного слоя

(1) Еще в конце прошлого века в Вене на конференции полномочных представителей была завершена подготовка Международной конференции по охране озонного слоя. То обстоятельство, что многие страны приняли активное участие в разработке мер, направленных на охрану озонного слоя, свидетельствует о глобальности проблемы, сущность которой связана, с одной стороны, с важной ролью, которую играет атмосферный озон в процессах, происходящих в атмосфере, и, с другой стороны, с выводами ученых о недостаточной устойчивости этого слоя и возможности влияния на его состояние в результате антропогенной деятельности человека.

(2) Озон является одной из малых газовых составляющих атмосферы. Если озон, распределенный во всей толще атмосферы сконцентрировать в слой при нормальном атмосферном давлении у поверхности Земли, то толща этого слоя составит всего лишь величину около 3-х миллиметров.

(3)Второй важной особенностью атмосферного озона является то, что этот газ крайне неустойчив. Постоянно происходит процесс разрушения озона, поэтому даже для существования такого количества необходимы факторы, которые обеспечивают непрерывное его образование.

(4)Несмотря на малое количество, атмосферный озон играет исключительно важную роль в процессах радиационного переноса солнечной энергии. Поглощение озоном солнечной энергии определяет нагрев атмосферы на высотах 30-60 километров, что в свою очередь через сложнейшие механизмы взаимодействия формирует сложившиеся в атмосфере Земли динамические и тепловые процессы, определяет в конечном счете особенности циркуляции атмосферы и специфику климата на нашей планете.

(5)Второй важнейший эффект наличия озона в атмосфере связан с тем, что поглощается и не доходит до поверхности Земли и приземного слоя атмосферы жесткое ультрафиолетовое излучение. В условиях, когда формирование и развитие жизни на Земле протекали под защитой озонного слоя от жесткого ультрафиолета, естественно идущие биологические процессы на поверхности Земли оказались крайне чувствительны к изменчивости ультрафиолетовых потоков излучения.

(6)Существенное повышение доз этого излучения в результате разрушения защитного слоя приводит к серьезным отрицательным эффектам, которые проявляются на молекулярном, клеточном и тканевом уровнях в человеке, на животных, растениях, микроорганизмах и в экосистемах. И с этим надо связывать актуальность вопроса о существовании озонного слоя и необходимости его защиты.

(7)Актуальную роль в процессах образования и разрушения озона играют окислы азота, тяжелых металлов, хлор, фтор, бром. Широкое использование хлорфторметанов (фреонов) в качестве растворителей для лаков, красок, при применении различного рода аэрозолей привело к тому, что миллионы тонн их поступают в нижние слои атмосферы. Распространяясь вверх, хлорфторметаны под действием излучения разрушаются, выделяя хлор и фтор, которые начинают активно участвовать в процессах разрушения озона. Аналогичные эффекты, но, по оценке, меньшей интенсивности могут дать широкое применение азотных удобрений, выбросы продуктов сгорания высотной авиации, высотные атомные взрывы.

(8)Конвенция предусматривает проведение международных мер по защите озонного слоя. Предполагаются организация систематических наблюдений за озонным слоем, проведение мероприятий по контролю, ограничению и сокращению выбросов вещества, влияющих на озонный слой. Предусмотрено сотрудничество в области новой техники, технологии.

(9)Важность и значимость разработанного документа заключается не только в том, что он создает реальную возможность для предотвращения отрицательного воздействия на озонный слой антропогенной деятельности человека. Конвенция является одним из первых шагов, предпринимаемых со стороны государств в решении глобальных проблем охраны окружающей среды на нашей планете.

 

Упражнение 19.Составьте реферат на тему «Проблема защиты озонного слоя». При сокращении текста можете пользоваться следующими рекомендациями:

 

1) При раскрытии сущности проблемы определите ее характер и перечислите основные факторы, из которых она складывается. Опустите второстепенную информацию, произведите минимальные сокращения (2-й абзац).

2) Выделите предложения, словосочетания, части предложений, содержащие основную информацию, свидетельствующую о хрупкости защитного озонного слоя. Сформулируйте ее в 1-2 предложениях (3-й и 4-й абзацы).

3) Определите предложение, содержащее обобщающую информацию о роли озонного слоя. Затем выделите основную информацию о различных аспектах этого влияния (5-й и 6-й абзацы).

4) Сформулируйте, чем именно определяются актуальность вопроса о существовании озонного слоя (7-й абзац).

5) Сформулируйте предложение об отрицательном влиянии антропогенной деятельности человека на озонный слой. Перечислите конкретные виды такой деятельности и назовите, к каким последствиям они приводят (8-й абзац).

6) Найдите предложение, содержащее обобщающую информацию о предполагаемых путях борьбы за сохранение озонного слоя. Перечислите конкретные меры, присоединив эту информацию к обобщающему предложению с помощью двоеточия или слов: например, в частности, такие, как.

 

Упражнение 20. Сравните полученный вариант плана проанализированного текста (по упр.7) с данным ниже.

Сущность проблемы (2-5-й абзацы)

Обоснование актуальности проблемы (7-й абзац)

Причины, обострившие проблему(8-й абзац)

Пути решения проблемы (9-й абзац).

 

Упражнение 21. Сравните свой вариант реферата с данным ниже. Если найдете нужным, внесите в него изменения.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.