Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-09-28 | 1350 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
АлвинУордГоулднер1920-1980, США(«Наступающий кризис западной социологии» (1971), «Модели индустриальной бюрократии» (1954).
В конце 60-х — начале 70-х в социологии развернулись теоретико-методологические дискуссии, известные как “спор о позитивизме” и обсуждение “кризиса” социологии. Центром указанных дискуссий стали проблема ценностей в социологии и вопросы построения метода социологического анализа интенциональности социального действия.
Само понимание кризиса весьма различается у социологов. Но существует фундаментальное проблемное ядро, вокруг которого и развернулись основные социологические дискуссии. Этим ядром является вопрос о природе социологического знания и связанные с ним вопросы социологического метода, “научности” социологии, ее отношения к идеологии, ценностной нейтральности социологического метода.
Развернувшаяся в 60-е гг. критика парсонсианства переросла в более широкое обсуждение проблем адекватности структурно- функционального анализа в качестве фундаментального социологического метода. У А. Гоулднера критическое отношение к структурно-функциональному анализу оформилось в создание “социологии социологии”, представившей структурный функционализм не столько как социологическую теорию, сколько как идеологию американского среднего класса, а также вылилось в оформление теории и метода “рефлексивной социологии ” (разновидность социологии социологии), очень близкой по своей базисной интенции к критической социологии Франкфуртской школы.
Теоретическое содержание “социологии социологии” А. Гоулднера состоит в обосновании того, что любая социологическая теория в основе своей содержит те или иные общие “фоновые” и частные “предметные”(доменные) посылки, на которых она и строится. И те и другие отличаются от формулируемых теоретических утверждений и постулатов и составляют фундамент, “фоновый субстрат”, в котором в конце концов укоренено не только само теоретическое построение, но который обусловливает также принятие или неприятие теории в качестве истинной.
|
Общие фоновые посылки представляют собой философские представления, касающиеся реальности, спонтанно не вызывающие сомнения.
Частные предметные (доменные) посылки — это совокупность более конкретных представлений, которые определяют теоретические утверждения науки (значимы для построения теории). Смысл предметных посылок состоит в том, что именно они соединяют чувства, аффективные состояния и ценностные ориентации исследователей. Они обусловливают выбор и интерпретацию фактов, оценку теории. Ни одна теория, по мнению А. Гоулднера, не свободна от ценностных и идеологических предпочтений и предрассудков. Эти различные доменные предпосылки и порождают множество социологических теорий подобно множеству семантических полей или языков.
О. Гоулднер описал кризис социологии (множество различных, расходящихся социологических теорий) следующим образом, связав с необходимой сменой доменных предпосылок, обусловленной исторически и социально. В определенный момент времени «старые неявные базовые предпосылки оказываются девствующими в новых условиях, несоответствующих им в научном или социальном отношении, что создает для теоретика дискомфорт. Тогда они превращаются в препятствия, которое ограничивает или сдерживает дальнейшее развитие теории. Если это происходит, то незначительных технических уточнений мало, а, скорее, предстоит фундаментальная перестройка. К тому же может вырасти новое поколение с новыми неявными базовыми предпосылками, не соотносящиеся с теориями, основывающимся на старых предпосылках, которые новое поколение считает ошибочными. Тогда мы можем сказать, что теория, или опирающиеся на нее дисциплина, приближается к кризису».
|
Нужно построить метод, который будет стремится к объективному знанию, НО с учётом частных и доменных предпосылок. Гоулднер создал прецедент, который указал на то, что социология может существовать как совокупность соц теорий, которые вырастают из фоновых и доменных предпосылок.
А. Гоулднер утверждает, что парсонсианство – это консервная социологическая теория, форма идеологии и предлагает альтернативу - разработанную им программу для социологии “ рефлексивная социология ”. Рефлексивная социология отличается от старой социологии тем, что должна включать в себя не только познание социальной реальности и конструирование социологических теорий, но и делает объектом рефлексии ценностные установки самих социологов как обычных членов общества, их представления о структуре общества. Ее целью являются преобразование социологического сознания и постановка под рефлексивный контроль теоретической деятельности социологов. А. Гоулднер подчеркивает также необходимость оформления практики преобразования личности социолога. Что же касается объектного теоретического интереса рефлексивной социологии, то он связан с двумя фундаментальными сферами социологического анализа — сферой социальных институтов и сферой “чужих социальных миров”.
Рефлексивная социология требует не объективистской отстраненности от объекта, а активное включение исследователя. Социология должна преуспеть не благодаря своей “чистоте” или “отвлеченности” от социального мира, а в силу своей “вовлеченности” в него. Именно рефлексивная социология поможет преодолеть кризис социологической теории и ответить на вызовы современности.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!