Полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных УУД во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных УУД во внеурочной деятельности в начальной школе (проект)

2017-09-28 623
Полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных УУД во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дипломная работа

ПОЛУОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПРОЕКТ)

 

 

Бычковой Евгении Игоревны

студентки 23А группы

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах

 

Руководитель:

Попова Инна Вадимовна

 

 

Санкт-Петербург

 

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Развитие мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте 7

1.1. Сущность понятия «Мыслительная деятельность». 7

1.2. Особенности развития мыслительной деятельности у учащихся младшего школьного возраста. 14

1.3. Универсальные учебные действия, их виды и роль в современном начальном образовании. 17

Глава II. Применение техники полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе. 25

2.1. Понятие и сущность полуобъемной аппликации из природного материала 25

2.2. Технология полуобъемной аппликации из природного материала. 28

2.3. Проектная деятельность на внеурочных занятиях в начальной школе 35

Глава III. Организация экспериментальной работы по применению полуобъемной аппликации во внеурочной деятельности с целью развития мыслительной деятельности младших школьников. 38

3.1. Характеристика используемых материалов для проведения занятий по полуобъемной аппликации из природного материала. 38

3.2. Методические рекомендации для учителей к проведению занятий с использованием полуобъемной аппликации. 39

3.3. Технологические карты занятий по теме «Выпускной». 43

Заключение. 100

Список литературы.. 105

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 107


Введение

Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. В них таятся образы сказочных героев, реальное воплощение мыслей мечты. Именно поэтому труд с природными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов. Во всех работах дети должны видеть значительно больше, чем просто поделку. Поиск идей, замысла будущих работ – исключительно важный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления.

Труд с природными материалами – это творческий процесс, и нельзя требовать от учащихся механического копирования с образца. Надо всячески поощрять проявление фантазии, выдумки.

Совершенствование развивающего характера трудового обучения остается одной из актуальных проблем методики трудового воспитания. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве.

В начальной школе есть большой раздел по работе с природными материалами. Дети делают огромное количество всяких изделий, аппликаций. Но, к сожалению, работы с полуобъемной аппликацией в программе начальной школы нет, а ведь она может развивать, по нашему мнению, очень много качеств в ребенке, например, моторику рук, глазомер, чувство пропорции, цветовосприятие, а также воображение, внимание, творческое мышление, интерес к предмету и любовь к природе. Поэтому введение техники полуобъемной аппликации во внеурочную работу в начальных классах можно считать актуальной.

Работу с полуобъемной аппликацией из природного материала можно представить в виде проекта.

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов[21, с.14-15].

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта. Еще одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект. Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает 8 Раздел 1 о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта[17, с7-8].

Нами были определены следующие цели и задачи дипломной работы.

Цели:

1. Выявить педагогические условия использования полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе, способствующие формированию личностных УУД младших школьников.

2. Выполнить проект в технике полуобъемной аппликации из природного материала «Выпускной».

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме дипломной работы.

2. Охарактеризовать особенности формирования личностных УУД у младшего школьника

3. Выявить возможности работы в технике «полуобъемная аппликация из природного материала» для формирования личностных УУД.

4. Выявить особенность использования полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе.

5. Разработать систему методических рекомендаций по использованию полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе.


 

План организации и проведения выставки детских работ

Организация выставки совместно с учащимися   Определение темы и цели выставки
  Определение места и времени проведения выставки
  Отбор детских работ на выставки
  Оформление выставки: - размещение конечного продукта коллективного проекта - композиционное оформление других работ по теме «Аппликация из природных материалов», их расположение - оформление заголовка выставки и заголовков отдельных стендов
  Подготовка сообщений детей
  Приглашение на выставку родителей, детей и учителей
Проведение выставки совместно с учащимися   Вступительное слово учителя
  Сообщения детей
  Свободное посещение выставки
  Закрытие выставки

 

 

Вывод: Проект удался, и мы совместно с детьми создали конечный продукт проекта. В результате мы увидели, что личностные универсальные учебные действия начали формироваться. И эту работу можно рекомендовать во внеурочной деятельности в начальной школе.


Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы, практическая реализация теоретического материала в ходе проведения педагогической практики позволили сделать вывод, что техника полуобъемной аппликации может быть реализована в начальной школе на внеурочных занятиях.

Полуобъемная аппликация из природного материала оказывает большое влияние не только на воображение, но и на развитие мышления и восприятия в целом. Она способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление полуобъемной аппликации из природных материалов требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества как целеустремленность, настойчивость, усидчивость, умение доводить дело до конца.Процесс аппликационных работ с природным материалом является мощным источником всестороннего развития личности ребенка, помимо этого, природным материал является дешевым, доступным и экологически чистым сырьем для изготовления различных работ.

На практике, которую я проходила в 2 «А» классе 138 школы Калининского района, было проведено 12 занятий. На первом занятии детям предлагалось создать свой проект в технике полуобъемной аппликации из природного материала, они сами выбрали тему и рассказали, как должен выглядеть готовый продукт, и с помощью учителя составили план проекта. Дальше несколько занятий было посвящено упражнениям на создание различных видов аппликаций из природного материала, соединению элементов между собой и итоговым занятиям по созданию коллективной работы под названием «Выпускной», где и происходило соединение отдельных индивидуальных композиций в единую работу. На первых занятиях рассказывались правила работы с ножницами и шаблонами и постепенно я сужала объяснение. Последние занятия строились только на вопросах, дети сами рассказывали про технику безопасности, правила работы с шаблоном, составляли план наших действий на занятие.

Одной из задач было выявление сформированности личностных универсальных учебных действий. В результате наблюдений было выявлена сформированность большинства УУД. Например, регулятивные - ученики на протяжении всего проекта удерживали цель, потому что данная техника для них незнакома и им было очень интересно увидеть результат своей работы. Выстраивали последовательность своих действий.

Но особое внимание уделялось сформированности личностных УУД. Дети работали в парах, группах, помогали друг другу, поддерживали. Проявляли в различных ситуациях доброжелательность, внимательность. Во время работы обращали внимание на речь учителя, даже если она не была обращена непосредственно к ним. Выражали положительное отношение к процессу, проявляли внимание, удивление, желание больше узнать. На каждом занятии ученики оценивали результаты своей деятельности, проводили рефлексию. Если в процессе работы возникали какие-либо споры, дети проявляли терпение, считались с мнением другого человека.

В процессе практики был сделан вывод, что при работе с полуобъемной аппликацией формируются следующие универсальные учебные действия:

1. Личностные:

1) Различать основные нравственно-этические понятия;

2) Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

3) Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

4) Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

5) Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;

2. Коммуникативные:

1) Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

2) Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

3) Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

4) Характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;

3. Регулятивные:

1) Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

2) Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;

3) Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

4) Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль;

5) Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей, чужой);

6) Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины);

7) Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и что я не умею?»);

4. Познавательные:

1) Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

2) Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

3) Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

4) Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходства и различия объектов;

5) Выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

6) Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

7) Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

В процессе работы над дипломным проектом нами:

· была изучена литература по теме проекта;

· охарактеризованы особенности формирования личностных УУД у младшего школьника;

· выявлены особенности использования полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе;

· разработана система методических рекомендаций по использованию полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе.

Проект удался, на наших занятиях личностные УУД начали формироваться. И технику полуобъемной аппликации из природного материала можно рекомендовать для введения во внеурочное время и, возможно, в учебное.

Существуют различные варианты использования техники полуобъемной аппликации из природного материала, например, создание открыток, панно.

Вдохновившись работой детей, я тоже решила поработать в той же технике, что и дети, и создать проект «Весна». Проект представляет собой триптих, в котором использованы все возможные приемы работы с аппликацией (насыпная, объемная, полуобъемная). Проект представлен в виде трех женских фигур, костюмы каждой из которых олицетворяют одно из времен года. Так как весна – переходный период от зимы к лету, то весна – это центральная фигура. Проект можно использовать как украшение интерьера в кабинетах по природоведению и труду, наглядное пособие для уроков по продуктивным видам деятельности и окружающему миру.

 


Список литературы

1) Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010 – 152с.

2) Ахматова Э. Флористика. Как заготавливать природные материалы для творческих работ. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48943/

3) Богатеева З.А. Занятия аппликацией. – М.: Просвещение, 2012. – 224с.

4) Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki

5) Волков, Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Эксмо, 2010. – 272с.

6) Волокитина Е.С. Роль УУД в системе современного общего образования. http://pedportal.net/

7) Государственные образовательные программы [Электронный ресурс] URL: сайт http://window.edu.ru/resource/357/76357/files/Savinov_Primernaja%20programma_nach.pdf (дата обращения: 20.03.14)

8) Дубровина, М.В. Психология: учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2012. – 464 с.

9) Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природного материала. – М.: Астрель, 2010. – 176с., ил.

10) Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб: ПИТЕР, 2016. – 592 с.

11) Немов, Р.С. Психология, кн.2. – М.: Юрайт, 2015. – 639с.

12) Панкратова А.Н. Аппликация как вид художественной деятельности детей. http://festival.1september.ru/articles/622221/

13) Перевертень, Г.И. Волшебная флористика. – М.: АСТ, 2007. – 16с., ил.

14) Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ Изд. 10-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 448с., ил.

15) Программа формирования УУД у учащихся на ступени начального общего образования

16) Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти: Высший курс. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.

17) Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.

18) Таирова, Т.В. Использование природного материала на уроках трудового обучения в начальных классах. http://festival.1september.ru/articles/413347/

19) ФГОС [Электронный ресурс] URL: сайт http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 20.03.15)

20) Шилкова, Е.А. Аппликация. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 253с., цв.ил.

21) Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с.

22) Яковлева, Т.В. Проектная деятельность в процессе внеурочной работы по русскому языку в начальной школе / Т.В. Яковлева // Начальная школа. – 2015. - №10. – с.69-70


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Предметная аплликация

 

Декоративная аппликация


Приложение 2

Сюжетно-тематическая аппликация

 

 


Приложение 3

Виды аппликаций по материалу


Приложение 4

Флористика

 

 

Накладная аппликация из природного материала


Приложение 5

Силуэтная аппликация из природного материала

 

Модульная аппликация из природного материала

 

Симметричная аппликация из природного материала


Приложение 6

Ленточная аппликация из природного материала

 

 


Приложение 7

Виды природных материалов


Приложение 8

Плоскостная аппликация из природного материала

 

Полуобъемная аппликация из природного материала

 

 

Объемная аппликация из природного материала


Приложение 9

Полуобъемная аппликация из природного материала

 

 


 

Приложение 10

Упражнения на создание аппликаций из природного материала

 

 

Упражнения на создание аппликаций из природного материала

 

 

Приложение 11

Упражнения на создание аппликаций из природного материала

 

Упражнения на создание аппликаций из природного материала

 

 

Приложение 12

Создание коллективного проекта «Выпускной»

 

Создание коллективного проекта «Выпускной»

Дипломная работа

ПОЛУОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПРОЕКТ)

 

 

Бычковой Евгении Игоревны

студентки 23А группы

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах

 

Руководитель:

Попова Инна Вадимовна

 

 

Санкт-Петербург

 

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Развитие мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте 7

1.1. Сущность понятия «Мыслительная деятельность». 7

1.2. Особенности развития мыслительной деятельности у учащихся младшего школьного возраста. 14

1.3. Универсальные учебные действия, их виды и роль в современном начальном образовании. 17

Глава II. Применение техники полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе. 25

2.1. Понятие и сущность полуобъемной аппликации из природного материала 25

2.2. Технология полуобъемной аппликации из природного материала. 28

2.3. Проектная деятельность на внеурочных занятиях в начальной школе 35

Глава III. Организация экспериментальной работы по применению полуобъемной аппликации во внеурочной деятельности с целью развития мыслительной деятельности младших школьников. 38

3.1. Характеристика используемых материалов для проведения занятий по полуобъемной аппликации из природного материала. 38

3.2. Методические рекомендации для учителей к проведению занятий с использованием полуобъемной аппликации. 39

3.3. Технологические карты занятий по теме «Выпускной». 43

Заключение. 100

Список литературы.. 105

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 107


Введение

Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. В них таятся образы сказочных героев, реальное воплощение мыслей мечты. Именно поэтому труд с природными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов. Во всех работах дети должны видеть значительно больше, чем просто поделку. Поиск идей, замысла будущих работ – исключительно важный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления.

Труд с природными материалами – это творческий процесс, и нельзя требовать от учащихся механического копирования с образца. Надо всячески поощрять проявление фантазии, выдумки.

Совершенствование развивающего характера трудового обучения остается одной из актуальных проблем методики трудового воспитания. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве.

В начальной школе есть большой раздел по работе с природными материалами. Дети делают огромное количество всяких изделий, аппликаций. Но, к сожалению, работы с полуобъемной аппликацией в программе начальной школы нет, а ведь она может развивать, по нашему мнению, очень много качеств в ребенке, например, моторику рук, глазомер, чувство пропорции, цветовосприятие, а также воображение, внимание, творческое мышление, интерес к предмету и любовь к природе. Поэтому введение техники полуобъемной аппликации во внеурочную работу в начальных классах можно считать актуальной.

Работу с полуобъемной аппликацией из природного материала можно представить в виде проекта.

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов[21, с.14-15].

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта. Еще одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект. Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает 8 Раздел 1 о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта[17, с7-8].

Нами были определены следующие цели и задачи дипломной работы.

Цели:

1. Выявить педагогические условия использования полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе, способствующие формированию личностных УУД младших школьников.

2. Выполнить проект в технике полуобъемной аппликации из природного материала «Выпускной».

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме дипломной работы.

2. Охарактеризовать особенности формирования личностных УУД у младшего школьника

3. Выявить возможности работы в технике «полуобъемная аппликация из природного материала» для формирования личностных УУД.

4. Выявить особенность использования полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе.

5. Разработать систему методических рекомендаций по использованию полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе.


 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.