Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-09-27 | 590 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для того чтобы у читателей сложилось представление о том, как надо планировать прохождение спортивных туристских маршрутов 1-2-й категорий сложности, когда в состав группы входят инвалиды с разными заболеваниями и пожилые люди, приведем пример. Представим себе группу с жизненными возможностями численностью 8 человек, в состав которой входят: инвалид с нарушением слуха и речи (глухонемой), зрения (незрячий), внутренних органов («внутрен- ник»), центральной нервной системы («церебральник»), опор- но-двигательного аппарата («опорник»), пожилой человек, а также два здоровых туриста. Какова должна быть тактика взаимодействия отдельных членов группы между собой при передвижении по маршруту?
Возьмем в качестве примера водный туризм как самый массовый среди людей с ограниченными возможностями. Самое опасное для большинства инвалидов судно - байдарка. Малые быстроходные (после байдарки), устойчивые к переворотам и повреждениям суда - катамаран и рафт (разновидность плота). 4-местный катамаран и рафт дают возможность создать экипаж из одного здорового человека и трех людей с ограниченными возможностями. Это удобно, так как правила безопасности на воде требуют, чтобы на каждом судне имел- с я хотя бы один дееспособный турист, который может спрыгнуть на ходу с судна на берег и зачалить его на быстром течении. Эти действия требуют быстроты движений, хорошей реакции, сноровки, силы.
Итак, группа из восьми человек делится на две подгруппы по четыре человека. Инвалиды с сенсорными расстройствами (слепой и глухой) должны сидеть на разных судах. Целесообразно разделить по разным судам инвалидов, имеющих проблемы с передвижением («церебральника» и «опорника»). Пожилого человека рационально включить в один экипаж вместе с незрячим. В пожилом возрасте увеличивается внимательность к людям, а незрячих часто забывают (в буквальном смысле) инвалиды других категорий. Пожилой человек более ответствен, чем молодой инвалид, и не бросит незрячего. Незрячий, в свою очередь, поможет пожилому перенести рюкзак и выполнить другую работу, требующую физических усилий. Опыт автора данного раздела пособия свидетельствует о том, что большинство инвалидов с детства молодого возраста не любят заботиться о других. Они с младенческих лет привыкают быть объектом заботы и при первом удобном случае забывают своих подопечных, с кислой миной возвращаясь к ним после напоминания руководителя. Иное дело взрослые, умудренные жизнью инвалиды. В качестве примера можно привести сплав 1-й категории сложности по реке Сим весной 1996 года. Река берет начало в горах и вырывается весной в долину мощным потоком. Соединяясь в начале долины с другой горной рекой - Лемезой, Сим разливается по ширине на несколько километров и несется вниз через заросли леса. Ориентироваться в потоке достаточно сложно. В этом походе участвовал инвалид 1-й группы по зрению (полная потеря зрения) Сергей М. Его сопровождала Фаниса С., 50 лет, 135 см роста, инвалид 2-й группы по костному туберкулезу, с сильным искривлением позвоночника. Ей нельзя переносить груз свыше 5 кг. Вместе они справлялись с переноской снаряжения с катамаранов на берег (общий вес переносимого груза составлял более 200 кг), заготавливали дрова, разжигали костер, варили пищу.
|
При управлении судном одной из основных проблем является согласованность движений гребцов. Трудно грести «це- ребральникам» (при выраженном нарушении пространственно-логического мышления и координации движений) и абсолютно незрячим. Им надо непрерывно помогать советами или давать команды. Следует договориться о четырех типах команд (греби, табань, подтяжка, суши весла) и силе гребка (тихо, средне, сильно). Если команды нет, значит, действует старая команда. В этом случае незрячий может эффективно участвовать в управлении судном.
|
Во время причаливания первым выходит на берег здоровый человек и зачаливает судно. Следующим действием является высаживание на берег мобильных инвалидов и выгрузка рюкзаков, которые передают на берег туристы, которым можно поднимать тяжести. Когда вещи будут выгружены, суда подтаскиваются к берегу и высаживаются те, кто не может сделать это самостоятельно (незрячие и колясочники). Загрузка людей и вещей на катамаран производится в обратном порядке.
Опыт автора данного раздела пособия свидетельствует о том, что во время сплавов по рекам 1-2-й категорий сложности группа экономит очень много сил и времени, если сон группы организован на катамаранах. Для этого на катамаране делается настил, на который ставится палатка. Днем стойки палатки снимаются, палатка остается лежать на катамаране. Спальные мешки и большинство личных вещей находятся в палатке. Во время дождя весь катамаран закрывается полиэтиленом. Сон на настиле всегда теплее, чем сон на земле. Во время дождей под палатку не подтекает вода. Кроме того, не страшны внезапные подъемы воды. В подобных походах нагрузки на сопровождающих минимальны и группа передвигается по маршруту без напряжения.
Пеший туризм. Всем туристам должно быть разрешено, по медицинским показаниям, поднимать груз до 18-20 кг. Перед тем как пойти в поход, группа должна получить точную информацию о маршруте: его протяженности, сложности, характере грунта. Отдельно разбираются препятствия (характер, местонахождение, количество) и тактика их преодоления. Перед отъездом проверяется наличие у каждого туриста индивидуального снаряжения, в том числе фонаря и подкладки для сидения на камнях из теплоизолирующего и водоотталкивающего материала. У каждого глухонемого туриста должны быть свисток и блокнот с карандашом (не ручкой). Руководитель должен помнить о том, что в группе необходимо поддерживать атмосферу доброжелательности, юмора, постоянной психологической поддержки. Группа должна достаточно часто отдыхать. Опасны торопливость, форсированный темп передвижения.
Тактика преодоления естественных препятствий следующая.
|
Перевалы. На опасных участках необходимо идти в связках. Темп движения медленный. Главное - осторожность. Так как в нашей условной группе количество здоровых туристов ограничено, численность одной связки будет составлять 4 человека. Первая связка: здоровый, незрячий, пожилой, «опорник». Вторая связка: «внутренник», глухонемой, «церебраль- ник», второй здоровый турист. Второй здоровый турист контролирует движение второй связки и всей группы.
Нельзя ставить незрячего в паре с глухонемым, так как они без специальной тренировки не смогут контактировать друг с другом. Даже если после тренинга контакт будет установлен, обмен информацией будет осуществляться в замедленном темпе. Приведем пример. Во время одного из благотворительных семинаров в Москве его организаторы, работающие в основном с «опорникам», в один номер гостиницы поселили незрячего из Екатеринбурга и слабослышащего из Ульяновска. Рано утром слабослышащий, у которого остановились часы, включил на полную мощность телевизор, чтобы узнать время. Через минуту он ушел, забыв выключить телевизор. Незрячий в течение 40 мин искал хитро спрятанную розетку и пульт дистанционного управления, чтобы выключить телевизор (на самом телевизоре кнопки управления не функционировали). Другой пример. Во время восхождения группы инвалидов на вершину Уй-Таш (Южный Урал, 1999 г.) альпинисты-руководители восхождения, забыв о наставлениях, поставили в одну связку Ильдара М. (2-я группа инвалидности по слуху) и Максима К. (2-я группа инвалидности по зрению). Ильдар, как зрячий, шел первым, но взял обычный для себя темп движения. Максим, не успевая, оцарапался о ветки, набил синяки на ногах, но так и не смог объяснить напарнику свои проблемы.
Нельзя «опорника» ставить в паре с «церебральником». Оба на сложном рельефе местности нуждаются в однотипной помощи. Больший груз в группе должны переносить те туристы, у кого нет противопоказаний для подъема тяжестей. В процессе движения группа не должна разбиваться. В случае, | если группа по непредвиденным обстоятельствам вынуждена будет разделиться, одна часть группы должна оставаться на месте и ждать другую. На наиболее опасных участках надо навешивать горизонтальные перила и организовывать дополнительную страховку.
|
Подъем на крутой перевальный взлет, спуск с него, а также траверс отдельных участков совершаются по следующей схеме. Крутые склоны первой проходит вторая связка. Вначале группы идет здоровый турист. Вслед за здоровым туристом идет глухонемой, чтобы у здорового туриста внизу был активный помощник, и далее остальная группа. Так, где возможен камнепад, глухонемой после спуска с крутого участка должен сразу отойти в безопасное место, так как может не услышать шум или грохот начавшего движение камня или предупреждение о нем. Не смогут быстро отойти в сторону при камнепаде также «опорник», «церебральник» и незрячий в силу затруднений в передвижении. Все препятствия преодолеваются группой «след в след», группа не разбивается и не растягивается. Страховку сверху и снизу обеспечивают здоровые туристы. При подъемах на верхнюю страховку можно ставить «опорника» или «внутренника»в паре с глухонемым. Глухонемой должен стоять вторым. Нельзя ставить на страховку «церебральника»в силу снижения у него скорости реакции и быстроты движений. На траверсе принципы передвижения такие же, как и на подъеме.
Переправы. Переправы вброд через широкие реки (в том числе неглубокие) и реки с быстрым течением (в том числе неширокие) должны совершаться вдоль веревки, с карабином на вспомогательном конце. На широких быстрых реках необходима дополнительная двусторонняя страховка с берега. Перед слепым должен идти здоровый турист, который комментирует особенности рельефа дна. Переправа по бревну совершается при дополнительно навешенных над бревном горизонтальных перилах, при дополнительной страховке с берега. Самый безопасный вид переправ через быстрые реки для незрячего, «опорника» и «церебральника» - навесная переправа.
Болото. От преодоления большого болота лучше сразу отказаться и искать обходной вариант. Если болото небольшое, преодолевать его следует по гатям из спаренных жердей, с двумя шестами, с дополнительной страховкой.
Лесной завал. Данное препятствие, как и болото, лучше обойти. Однако, когда ситуация безвыходная, надо переводить туристов с нарушением зрения, координации движений и опорно-двигательного аппарата через завал одного за другим. При этом у подопечного должно быть два сопровождающих, так как вышеназванным категориям туристов трудно удерживать равновесие, стоя на тонком или скользком бревне.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте возможности адаптивного спортивно-оздоровительного туризма для оздоровления и социальной реабилитации инвалидов.
2. Каковы противопоказания (абсолютные и относительные) для участия в туристических мероприятиях?
3. Раскройте особенности участия лиц с ограниченными возможностями с заболеваниями органов слуха и речи в туристических походах.
4. Какие проблемы необходимо решать при участии в туристических мероприятиях лиц с поражением органов зрения?
5. Какие условия необходимо выполнить, чтобы в туризме могли участвовать лица с заболеваниями органов передвижения?
6. Опишите особенности привлечения к адаптивному туризму лиц с заболеваниями внутренних органов.
7. Раскройте особенности гигиены, профилактики, техники безопасности в туризме для инвалидов.
8. Какой должна быть тактика преодоления естественных препятствий (перевалов, переправ, болот, лесных завалов) при передвижении групп людей с ограниченными возможностями?
Глава Q
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!