Коррекционно-развивающие игры в адаптивной физической культуре — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Коррекционно-развивающие игры в адаптивной физической культуре

2017-09-27 2517
Коррекционно-развивающие игры в адаптивной физической культуре 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

5.1. Коррекционные подвижные игры для детей с нарушениями в развитии [18]

Одна из важнейших проблем совершенствования учебно- воспитательного процесса в специальных учреждениях для детей с нарушениями в развитии в настоящее время - создание системы управления процессом развития личности ребенка.

Развитие личности ребенка происходит в различных ви­дах деятельности, в том числе и игровой - наиболее ярко вы­раженной в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Большинство игр связано с двигательной деятельностью, про­являющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченными установленными пра­вилами или без правил (Маллаев Д.М., 2002).

Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятель­ности детей с нарушениями в развитии. В игровой деятельно­сти приобретается практический опыт культуры общения - развитие познавательной активности и коммуникативных способностей, формирование навыков словесного общения. Подвижные игры способствуют овладению навыками про­странственной ориентировки, приобретению свободы в движе­ниях, развитию координации и быстроты. Игры развивают и укрепляют нравственные и личностные качества.

Особая ценность подвижных игр заключается в возмож­ности одновременно воздействовать на моторную и психиче­скую сферы занимающихся. Быстрая смена игровых ситуа­ций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции нестандартности дей­ствий. Подвижные игры вынуждают мыслить экономно, мгно­венно реагировать на действия партнеров. Игры развивают внутреннюю речь и логику (Шапкова JI.B., 2001).

Итак, подвижные игры выступают как одно из действен­ных средств физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями, помогающих им добиться жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и ком­пенсации первичных и вторичных дефектов и создающие бла­гоприятные условия для социальной реабилитации.

Подвижные игры можно использовать во всех нозологи­ческих группах:

- со слабовидящими и незрячими детьми (только у тоталь­но слепых ограничение физической нагрузки при катаракте, глаукоме, опухоли, миопии высокой степени);

- с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии;

- со слабослышащими и глухими;

- с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппа­рата.

Подвижные игры можно использовать:

- в адаптивном физическом воспитании (на уроках адап­тивной физической культуры);

- в адаптивной двигательной рекреации (игры на пере­менах);

- в адаптивном спорте (подвижные игры выступают как вспомогательное средство для совершенствования физических качеств);

- в адаптивной двигательной реабилитации (элементы подвижных игр для укрепления мышечно-связочного аппа­рата).

Подвижная игра - совокупность действий, объединенных сюжетом и единой целью. Основными чертами игр является:

1. Наличие сюжета.

2. Наличие соперничества.

3. Проявление интереса, эмоциональных переживаний.

Единой квалификации подвижных игр нет, даже для здо­ровых детей. Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности. Предлагае­мая JI.B. Шапковой (2002) классификация подвижных игр позволяет выбрать те, которые направленно воздействуют на функции ребенка, отстающие в развитии и нуждающиеся в коррекции.

По степени ответной реакции организма на игровую нагрузку

1. Подвижные игры незначительной психофизической нагрузки - ЧСС до 100 уд/мин.

2. Умеренной психофизической нагрузки - ЧСС до 100- 120 уд/мин.

3. Тонизирующей психофизической нагрузки - ЧСС до 120-140 уд/мин.

4. Тренирующей психофизической нагрузки - ЧСС до 140-160 уд/мин.

По преобладающему виду действия

1. Подвижные игры с ходьбой, бегом.

2. Игры с прыжками.

3. Игры с метанием, бросками.

4. С ползанием и подлезанием.

5. С ловлей и передачей мяча.

6. С различными предметами.

По преимущественному развитию физических качеств

1. Для развития координационных способностей.

2. Для развития скоростных качеств.

3. Для развития силовых и скоростно-силовых качеств.

По форме организации и проведения подвижных игр

1. С водящим.

2. В парах, тройках.

3. Командные.

По виду использования межпредметных связей

1. С речевой деятельностью.

2. С представлениями о частях тела, о направлениях дви­жения.

3. С элементарными математическими представлениями.

4. С информацией об окружающем мире.

По преимущественной активизации психических процессов

1. На развитие внимания.

2. На память.

3. На мышление.

4. На восприятие.

5. На воображение.

6. На активизацию речевой деятельности4*

По оздоровительной направленности

1. На формирование осанки.

2. На укрепление мышечно-связачного аппарата, профи­лактику плоскостопия.

3. На укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Требования к проведению подвижных игр

Выбор игры

Прежде всего необходимо определить, какие задачи ре­шаются в игре. Нужно подбирать подвижные игры, руко­водствуясь принципами подбора физических упражнений (игры, связанные с ходьбой, бегом, прыжками).

Необходимо также обратить внимание, соответствует ли предлагаемое задание базовым умениям занимающихся, их возрасту, условиям проведения игры, доступности. Подвиж­ные игры должны воспитывать творческие способности детей. Для этого необходимо:

- стимулировать творчество детей при разучивании под­готовительных игровых упражнений;

- последовательно обогащать знания детей об окружаю­щем мире через сохранные анализаторы с целью развития их воображения;

- подбирать эмоционально насыщенные подвижные игры;

- вводить в игру свои элементы.

Выбор игры осуществляется согласно классификации и по степени педагогического воздействия на физическое и нрав­ственное развитие детей с нарушениями в развитии.

Выбор атрибутов и организация места проведения игры

При подборе инвентаря, пособий и атрибутов для органи­зации игры, а также при подготовке места для проведения игры с детьми необходимо иметь специфику контингента за­нимающихся.

Так, при проведении подвижных игр с незрячими и слабо­видящими детьми нужно использовать озвученную атрибути­ку, спортивный инвентарь должен быть ярким. Для детей со зрительной депривацией для проведения игр определяют иг­ровое пространство. Необходимо предусмотреть безопасность этих мест, продумать меры страховки, чтобы это позволило детям безбоязненно передвигаться в пространстве. Например, чтобы незрячий ребенок чувствовал себя увереннее на площад­ке, многие линии ограничения, позиций игроков должны быть осязаемыми, то есть рельефными. В спортивном зале ограни­чениями могут служить сетки, резиновые коврики. Для сла­бовидящих детей это линии, нарисованные цветными мелка­ми, или полоски цветной ткани (Маллаев Д.М., 2002).

Подготовка и проведение игры

Перед проведением игры необходимо заранее заготовить инвентарь и оборудование. Инвентарь должен быть красоч­ным, ярким.

При организации и проведении игр следует использовать различные педагогические методы: групповой, индивидуаль­ный, соревновательный.

Перед проведением игры педагог должен объяснить детям содержание игры, ее правила. При проведении подвижной игры педагог должен находиться в таком месте, чтобы суметь вовре­мя прийти на помощь играющим, видеть весь процесс игры.

Игра проводится так, чтобы дети самостоятельно продол­жали играть, находя удовольствие и удовлетворение в выпол­нении двигательных действий и правил (Жуков М.Н., 2000).

При проведении игры необходимо следить за ходом игры, видеть всех играющих. Вовремя использовать метод стимули­рования, остановить нарушившего правила игры. После окон­чания игры нужно дать анализ игры и похвалить победителя.

Дозирование нагрузки при проведении подвижных игр

Величина нагрузки зависит от направленности, характе­ра, эмоциональности игры. Величину индивидуального воз­действия подвижной игры можно определить по ЧСС, а регу­лировать нагрузку - временем игры.

Организация и методика проведения подвижных игр

Подготовка к проведению подвижных игр начинается с их выбора. Важно учесть состав занимающихся, их количество, возраст, место и форму проведения.

До начала игры необходимо подготовить игровую площад­ку, инвентарь, проверить помещение.

Особенности методики проведения подвижных игр с не­зрячими и слабовидящими детьми

При организации и проведении игр с незрячими и слабо­видящими детьми на игровой площадке необходимо предва­рительно ознакомить детей с игровым пространством, ого­ворить ориентиры (где находится дверь, окна). Следует объяснить необходимость соблюдения мер предосторожнос­ти. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным.

Необходимо тщательно подходить к организации коман­дных игр, эстафет для детей с остатком зрения, комплектуя равноценные команды с равномерным распределением в них незрячих и слабовидящих. При проведении эстафет следу­ет соблюдать осторожность: избегать встречного бега (Мал- лаев Д.М., 2002).

В связи с тем что незрячий ребенок воспринимает игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слу­ха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому необходимо уделять внимание дозировке физической нагрузке игр.

Чтобы избежать переутомления, педагог должен знать основные данные о физическом и психическом развитии каж­дого ребенка.

При организации и проведении занятий с незрячими и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопря­женные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением го­ловы (Ростомашвили JI.H., Петрова Е.В., 2002).

Особенности методики проведения подвижных игр с деть­ми с отклонениями в интеллектуальном развитии

Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации нарушений в развитии у детей с нарушением интеллекта яв­ляется двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.

Успешность игровой деятельности умственно отсталых детей зависит от того, как они поняли правила и содержание игры. Здесь главная роль принадлежит наглядности объясне­ния. Краткое, образное объяснение сюжета делается тогда, когда играющие разделены на команды и заняли свои места. Объяснение сопровождается показом всех перемещений с проб­ным проигрыванием, так как непонимание правил может отри­цательно сказаться на восприятии игры (Шапкова JI.B., 2002).

Особенности методики проведения подвижных игр с глу­хими и слабослышащими детьми

Так как компенсация нарушения слуха идет за счет зре­ния, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть, что ему предстоит делать, поэтому показ движений должен быть точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией. При этом особое вни­мание надо обратить на два момента:

- дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего;

- при показе дети должны повторять задание вслух.

Педагог должен быть абсолютно уверен, что каждый уче­ник понял правила игры (Сотникова И.С., Смекалов Я.А., 2002).

При проведении игр со слабослышащими детьми необхо­димо использовать речитативы для навыков речевого поведе­ния и словесного общения, а следовательно, для повышения психологической и коммуникативной адаптации детей (Ки- рееваГ.А., 1997).

Особенности методики проведения подвижных игр с на­рушениями опорно-двигательного аппарата

При проведении подвижных игр с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует помнить, что они име­ют особое значение для занятий, проводимых в гетерогенных группах, так как они позволяют сильным и слабым (в двигатель­ном отношении) детям соперничать на равных условиях; дают возможность учащимся с тяжелыми нарушениями в развитии выбирать игры и, несмотря на тяжелые нарушения двигатель­ных функций, принимать участие в спортивных занятиях.

При организации подвижных игр с детьми, у которых на­блюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата, в ге­терогенных группах М. Шоо (2003) предлагает:

1. Вводить специальные правила, которые облегчают за­дания для учащихся с тяжелыми нарушениями в развитии или усложняют их для более подвижных детей.

2. Вводить специальные функции - дети с тяжелыми дви­гательными нарушениями получают задание, не предъявля­ющее высоких требований к моторике, но имеющее для детей особое значение.

3. Ставить альтернативные задачи - для детей с тяжелы­ми нарушениями даются специальные задания (попасть в спе­циальную мишень), это сравнивается с попаданием в нормаль­ную мишень.

4. Учитывать конфронтацию - совместная игра бегающих игроков и игроков на колясках, они получают различные за­дания, связанные с движением, но в игре становятся равно­правными соперниками.

В игровой деятельности детей сочетаются два важных фак­тора: с одной стороны, дети развиваются физически, с другой - получают моральное, эмоциональное и эстетическое удоволь­ствие от этой деятельности (Павленко В.Г., Жиленкова В.П., Малышев А.И., 2002).

Практические рекомендации

При организации и проведении игр различного характе­ра с детьми с нарушениями в развитии необходимо:

- проверить наличие специального оборудования и инвен­таря, их соответствие гигиеническим требованиям, которые обеспечивают безопасность здоровья детей;

- проверить состояние спортивной одежды, обуви;

- освободить от игр детей с выраженным утомлением или перенапряжением;

- тщательно изучить медицинские карты обследования детей;

- определить состояние физического развития;

- выявить функциональное состояние сердечно-сосудис­той и дыхательной систем детей;

- выявить уровень развития двигательных функций;

- предъявить повышенные требования к мерам предосто­рожности с учетом специфики детей.

Для всех нозологических групп важным является ис­пользование различных систем тренинга зрения. Несомнен­но, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз; активизируют кровообращение в данной области и, следовательно, хорошо снимают умственное утомление.

Г.Г. Демирчоглян и А.Г. Демирчоглян (2000) предлагают при проведении специальных упражнений для глаз соблюдать основные принципы:

1) регулярность воздействий;

2) постепенное увеличение физической нагрузки на про­тяжении выполнения комплекса упражнений;

3) индивидуализация упражнений в зависимости от воз­раста, пола,состояния здоровья

Также для улучшения кровообращения мышц глаз, для расширения центрального поля зрения и для снятия утомле­ния И. Смирнов и С. Фатеев (1998) предлагают использовать «волшебные игры для глаз». Каждый мини-комплекс упраж­нений описан в отдельном рассказе, состоящем из игр-упраж- нений, объединенных общими сказочно-приключенческими персонажами.

Комплексы могут использоваться по принципу физкуль­тминуток в рамках каждого урока. Весьма желательно (но необязательно) использовать музыкальное сопровождение.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.