Игры для умственно отсталых детей — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Игры для умственно отсталых детей

2017-09-27 2170
Игры для умственно отсталых детей 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Выбор коррекционно-развивающих игр для детей с от­клонениями интеллекта требует особого внимания. И здоро­вые дети, и дети аномального развития играют в одни и те же игры, но умственно отсталый ребенок никак не может быть приравнен к нормально развивающемуся, даже более младшего возраста. Он - иной по своим проявлениям (Шап- кова JI.B., 2001).

Подвижные игры должны быть не только доступными по сложности, но и эмоционально разнообразными. Должны учи­тывать личные интересы детей, нести целительную радость каждому ребенку.

По уровню сложности наиболее доступными для детей с умственной отсталостью являются сюжетные подвижные игры.

При подборе подвижных игр необходимо учитывать сле­дующие моменты:

- содержание игр (сюжет, правила) должно соответ­ствовать уровню интеллектуального и двигательного раз­вития, эмоционального состояния и личностных интересов детей;

- подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщенной моторными действиями должен осу­ществляться постепенно по мере овладения простыми форма­ми движений;

- содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: коррекцию телосложения, развитие координационных возможностей, коррекцию двигательных нарушений, развитие физических качеств, укрепление и оз­доровление всего организма в целом;

- в процессе игры необходимо стимулировать познаватель­ную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.

«Через ручеек»

Цель: развитие координации движений.

На игровой площадке проводят две линии (можно изви­листые) на расстоянии 1,5-3 м друг от друга. Это «ручеек». Через «ручеек» положены камешки на расстоянии 30 см друг от друга (кусочки картона, пенопласт или просто нарисован­ные кружки). Они расположены с таким расчетом, чтобы ре­бенок мог без особого труда перебраться с одного камешка на другой, а затем и с одного бережка на другой.

Педагог подводит играющих детей к черте и объясняет, что нужно по камешкам перебраться на другой берег, не за­мочив ноги. Дети по очереди, перепрыгивая с камешка на ка­мешек, перебираются на другой берег ручейка. Тот ребенок, который оступился и стал мимо камешка, а значит, замочил ноги, отправляется сушить их на скамейку и временно выбы­вает из игры.

Игра продолжается несколько раз. Затем учитель хвалит всех детей, отмечая в то же время самых быстрых и ловких (БаршайВ.М., 2001).

«С кучки на кучку»

Цель: развитие координации движений.

На игровой площадке чертится две ровные или извилис­тые линии на расстоянии 3-5 м. Это берега, между которыми располагается болото. Каждый играющий получает по две до­щечки. Дети становятся на одной стороне болота и при помо­щи дощечек передвигаются на другую сторону. Кто из ребят оступится и попадет ногой в болото, тот выбывает из игры. В конце обязательно подвести итоги и отметить самых акку­ратных (Гужаловский А.А., 1976).

«У медведя во бору».

Цель: Развитие способностей бега, опорно-двигательного аппарата, ловкости, координации движений, чувства спортив­ного соперничества.

На игровой площадке чертят две линии, расстояние меж­ду ними 5-10 м. За первой линией - «домик» детей, а за вто­рой - «домик» (берлога) медведя. Игровая площадка между двумя линиями - это лес. Игру начинает в роли медведя учи­тель, а потом «медведя» выбирают из играющих детей. Дети идут в лес в сторону домика медведя и на ходу говорят следу­ющую рифмовку:

У медведя во бору Го и бы, ягоды беру. Медведь рычит, Он на нас сердит!..

Услышав эти слова, «медведь» рычит, выбегает из берло­ги и бросается ловить детей, которые стараются убежать от него за линию своего «дома». Пойманного ребенка «медведь» отводит в свою берлогу, а игра повторяется. После того как «медведь» поймал 4-5 детей, водящего можно сменить.

«Дотронься до...»

Цель: развитие быстроты реакции, бега и внимательности.

Объектом игры является любой предмет находящийся в поле зрения учеников. Дети свободно располагаются на пло­щадке. По сигналу учителя («Дотронься до... мяча!») все дети мгновенно должны сориентироваться в пространстве в поис­ке мяча. Дети, нашедшие мяч, должны дотронутся до него, оставаясь на месте. Задания могут быть разнообразны: цвета, размеры, одежда, предмета. Подвести итог - кто самый быст­рый и внимательный (Короткое И.М., 1987).

«Сиамские близнецы»

Цель: развитие ловкости, согласованности действий с партнерами, быстроты реакций, точности движений.

Дети делятся на пары, встают плечом к плечу. Каждой паре выдается лента, которой завязываются внутренние ноги ребят. Теперь они «сиамские близнецы». Игра проводится в виде эстафеты. В каждой команде по нескольку пар. По команде учителя (свистку, хлопку) первые пары каждой команды в позе близнецов передвигаются до ориентира (стой­ки, стены, линии), касаются его и бегут назад; после этого стар­тует вторая пара, и так должны проделать все участники. По­беждает команда, закончившая эстафету первая.

«Бездомный заяц»

Цель: развитие внимательности, быстроты реакции, ко­ординации движений.

Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные играющие «зайцы» чертят себе кружки,

И каждый встает в свой - это «домик» зайца. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц должен спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стояв­ший в кружке, должен сейчас же убежать, потому что те­перь он становится бездомным и охотник должен поймать его. Когда охотник запятнал зайца, они меняются ролями (Фомина А.И., 1974).

Подвижные игры на прогулках

Прогулки в лес и парк особенно полезны. Во время про­гулки можно совместить ходьбу с подвижными играми и раз­влечениями, купанием, воздушными и солнечными ваннами.

Чтобы прогулка была веселой и интересной, можно орга­низовать игры, которые не требуют особого оборудования, спе­циальной площадки. Имея с собой только волейбольный или теннисный мячик, можно провести множество разнообразных игр и эстафет. Такие как:

«Пятнашки мячом»

Цель: развитие ловкости, умения ориентироваться в про­странстве, точности и быстроты движений. Количество игро­ков может быть любым. Инвентарь: мяч.

Инструкция: все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре - водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мя­чом любого игрока, который после этого сам становится водя­щим. Играют 6-8 мин.

Методические указания. Если у детей сохраняется интерес к этой игре, ее можно повторить после небольшого перерыва.

«Круговая лапта»

Цель: развитие ловкости, чувства дистанции, точности и быстроты движений. Количество игроков - 6-15 человек. Инвентарь: мяч.

Инструкция: двое водящих находятся за границами ус­ловной площадки на расстоянии 10-12 м, все остальные - в центре площадки. Водящие, перебрасывая мяч друг другу, стараются запятнать тех, кто находится на площадке. Те, в Кого попали мячом, выбывают из игры, но их могут выручить те играющие, которые поймали мяч. Выигрывает тот, кто пос­ледним останется на площадке. Водящими становятся двое, которые первыми выбывают из игры.

Методические указания. Играют 3-4 раза, с небольши­ми перерывами для отдыха.

«Змейка»

Цель: развитие координации коллективных действий, умение ориентироваться в пространстве. Количество игроков - 6-7 человек.

Инструкция: 5-6 участников, взявшись за руки друг за друга, выстраиваются в колонну - «змейку». Водящий стано­вится перед ними и старается запятнать последнего. Стоящий в «змейке» первым - капитан - преграждает путь водящему: широко расставляя руки, ставит заслоны, преграждает путь водящему, выполняет различные движения туловищем. Если водящий запятнал игрока, то он становится капитаном, а запятнанный - водящим.

Методические указания. Игру можно повторять несколь­ко раз, с небольшими перерывами на отдых.

«Шишки, желуди, орехи»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений. Количество играющих - более шести.

Инструкция: играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках - «шишки», вторые - «желуди», третьи - «орехи». Водящий произносит одно из трех названий. Все играющие должны поменяться местами. Водящий стремится встать на место од­ного из игроков, оставшегося без места. Можно выкрикивать сразу два или три названия. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.

Подвижные игры в походах

В походах решаются задачи активного отдыха, укреп­ления здоровья, всестороннего развития, расширения зна­ний об окружающем мире, природе; приобретаются навы­ки общения, взаимопомощи, заботливого отношения к товарищам.

Поход может пройти весело и интересно, если заранее про­думать и предложить детям новые игры, в частности те, кото­рые содержат элементы ориентирования на местности.

«К флажку»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; умения ориентироваться в пространстве без зрительного контроля. Инвентарь: флажок, повязка на глаза.

Инструкция: посередине поляны ставится флажок. Иг­рающие располагаются полукругом в 40 - 50 м от него. По сиг­налу все завязывают глаза повязками. Даются команды «На­лево», «На месте», «Бегом марш!», «Направо», «Кругом!» и др., игроки выполняют их. Затем дается команда «К флажку шагом марш!» Все начинают двигаться к нему, через 10-15 шагов дается команда «Стой!» Все останавливаются снимают повязки, выигрывает тот, кто ближе всего оказался к флажку.

Методические указания. Игра повторяется 4-5 раз.

«Переправа через болото»

Цель: развитие координации движений, равновесия, смекал­ки. Количество игроков -10-20 человек. Инвентарь: две доски.

Инструкция: играют 2-3 команды, которые делятся по­полам. Одна половина каждой команды выстраивается с од­ной стороны «болота», вторая - с другой. Ширина болота 15-20 м. Направляющие на старте, у них с одной стороны имеется две палки длиной 50-60 см. По команде направляющие кладут одну палку перед собой и встают на нее, вторую кладут вперед на такое расстояние, чтобы можно было встать на нее; дос­тав первую доску, снова кладут ее перед собой и т. д. Таким обра­зом играющие переправляются на другой «берег», где их ждут следующие игроки, которые подобным образом возвращаются обратно. Игра заканчивается, когда через болото перейдут все иг­рающие. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Методические указания. При проведении этой игры не­обходимо следить за выполнением всех правил техники бе­зопасности.

«Ориентировка по слуху»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве без помощи зрения, тренировка внимания. Количество иг­роков может быть любым. Инвентарь: свисток, повязка на глаза.

Инструкция: все играющие располагаются полукругом на расстоянии 2 -3 м друг от друга и завязывают глаза повяз­ками. Водящий встает в 30-40 м и дает сигнал - свисток. Все начинают двигаться в сторону водящего, стараясь подойти как можно ближе. По второму свистку все останавливаются, а ве­дущий переходит на другое место и снова дает свисток. Так повторяется 5-6 раз. Затем дается длинный свисток - сигнал к окончанию игры. Все снимают повязки. Выигрывает тот, кто ближе других подошел к водящему.

Методические указания. Игра проводится на большой ровной поляне.

«Грибная охота»

Цель: развитие равновесия, точности броска и быстроты движений. Количество игроков может быть любым. Инвен­тарь: доски - мостики, веревочные перила, мешки, шишки.

Инструкция: через канаву шириной 1,5-2 м переброше­ны параллельно два узких мостика. По два человека с каж­дой команды держат рядом с мостиком для страховки вере­вочные перила. На одной стороне канавы растут «грибы» (разбросанные шишки), на другой - находятся две команды играющих. По сигналу первые игроки переходят через мос­тик, срывают по одному грибу, приносят их своей команде и кладут в корзину (полиэтиленовые мешки), затем отправля­ют следующего игрока и так далее. Играют 5-7 мин. По сиг­налу свистка игра заканчивается. Выигрывает команда, у ко­торой в корзине больше всего грибов.

Методические указания. Игру можно проводить 2-3 раза.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.