Краткая характеристика профессионально- ориентированных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Краткая характеристика профессионально- ориентированных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности

2017-09-27 2905
Краткая характеристика профессионально- ориентированных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности 5.00 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Как отмечалось в предшествующем параграфе, к первой группе профессионально-ориентированных видов соревнова­тельной и учебно-тренировочной деятельности студентов, обу­чающихся по специальности адаптивная физическая культу­ра, относится соответствующая деятельность с использованием специального оборудования и инвентаря в видах адаптивного спорта, разработанных для спортсменов-инвалидов и не встре­чающихся в спорте среди здоровых людей.

На рис. 2 представлены основные спортивные снаряды и экипировка для игры в хоккей на полу - очень популярной игры, входящей в программу соревнований Специальной олимпиады. Использование этой экипировки, специальных «клюшек» и «шайбы» позволяет студентам «окунуться» в ат­мосферу этой увлекательной игры, отработать необходимые умения и навыки ведения «шайбы», бросков и передач, осво­ить правила соревнований.

Очень полезно для студентов знакомство с озвученными мячами, используемыми в спортивных играх для незрячих спортсменов - голболе и торболе, изучение правил соревнова­ний по этим играм (Маллаев Д.М., 2002).

Озвученные мячи могут применяться студентами как с открытыми глазами, так и с искусственной депривацией зре­ния (закрытые глаза, черные очки, повязка на глаза и т. п.). То же самое можно сказать и о винтовке с устройством прице­ливания по звуку, которая используется в соревнованиях по биатлону среди незрячих спортсменов.

К этой же группе относятся и виды соревновательной и учебно-тренировочной деятельности с применением ролико­вых коньков и соответствующей экипировки, входящих в про­грамму соревнований для лиц с поражением интеллекта, а также набор снарядов для игры в боччена, входящей в пере­чень видов спорта для лиц с поражением опорно-двигатель­ного аппарата. В боччиа играют на ровном поле 13-ю мягки­ми кожаными мячами (6 красных, 6 голубых и 1 белый - jackball) с использованием конусов, обручей, маркированной ленты, измерительной ленты, наклонной плоскости. Чистый корт для бадминтона с гладкой твердой поверхностью наибо­лее подходит для боччиа.

Рис. 2. Спортивные снаряды и экипировка для игры в хоккей на полу

 

Вторая группа профессионально-ориентированных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности с ис­пользованием искусственных ограничений движений спорт­сменов наиболее многочисленна и может быть использована во всех других видах адаптивной физической культуры, а не только в адаптивном спорте. Это обусловлено тем, что многие ограничители движений занимающихся могут применяться и в других видах деятельности, так как они воздействуют толь­ко на самого человека.

Прежде всего это относится к искусственной депривации сенсорных систем студента и иммобилизации тех или иных его суставных движений.

На рис. 3 показано, как моделируются условия соревно­ваний для «незрячих» спортсменов, выполняющих в данном случае бег по определенной траектории с помощью спортсме­на-лидера, подсказывающего направление перемещения хлопками или голосом. В этом примере искусственная депри- вация зрения проводится с помощью очков для плавания, стекла которых заклеены черным материалом.

Рис. 3. Искусственная депривация зрения для моделирования соревновательной деятельности «незрячего» спортсмена в легкой атлетике

 

Челночно-слаломный бег, фрагмент которого представлен на рис. 3, использовался в соревнованиях I Всероссийской универсиады среди студентов, обучающихся по специальнос­ти адаптивная физическая культура. Он вызвал у студентов большой интерес и представлял собой состязание в парах, где «незрячий» спортсмен выступал вместе с лидером. Фиксиро­валось время пробегания дистанции «незрячим» участником. За касание маркеров, задающих траекторию дистанции, на­числялись штрафные очки. После пробегания дистанции уча­стники менялись ролями: спортсмен-лидер надевал затемнен­ные очки и превращался в «незрячего» спортсмена, а бывший «незрячий» - выполнял роль лидера. Итоговый результат оп­ределялся по сумме показателей (времени пробегания дистан­ции с учетом штрафных очков) двух «незрячих» спортсменов.

Нетрудно представить, что данный прием искусственной депривации зрения, ограничивающий двигательную деятель­ность студента, может применяться и в других видах адаптив­ного спорта: плавании, лыжном спорте, голболе, борьбе дзюдо (в этом случае вместо очков целесообразно использовать темную повязку), биатлоне и др. Понятно, что этот прием пригоден и в других видах адаптивной физической культуры, а также для моделирования поведения «незрячего» человека и в других сфе­рах деятельности (бытовой, производственной и т. п.).

Все сказанное относится и к искусственной депривации слуха с помощью звуконепроницаемых наушников или каких- либо других средств.

К этой же подгруппе относятся и виды соревновательной и (или) учебно-тренировочной деятельности с искусственной им­мобилизацией суставных движений человека. Фиксацию звень­ев, исключающую те или иные суставные движения в локтевом, плечевом, коленном и других суставах, можно осуществить с помощью резинового или эластичного бинта (рис. 4).

Выполнение двигательной деятельности с искусственной иммобилизацией тех или иных суставных движений может использоваться для моделирования условий соревнований или учебно-тренировочной работы в таких паралимпийских видах спорта, как плавание, легкая атлетика, лыжный спорт и др.

Применяя костыли и иммобилизацию коленного сустава, можно смоделировать соревновательную деятельность «фут­болистов с ампутациями» нижних конечностей (рис. 5).

Рис. 4. Искусственная иммобилизация суставных движений в коленном (а) и плечевом (б) суставах

 

Моделирование ограничений двигательной деятельности студентов можно осуществлять с помощью использования специальных технических средств перемещения инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и особых усло­вий соревновательной деятельности (вторая подгруппа второй группы профессионально-ориентированных видов соревнова­тельной и учебно-тренировочной деятельности рассмотренной в предыдущем параграфе классификации).

Особенно большие возможности возникают для моделиро­вания соревновательной или учебно-тренировочной работы с использованием технических средств для передвижения спортсменов-инвалидов. Прежде всего это инвалидные гоноч­ные коляски для легкой атлетики; коляски для игры в бас­кетбол, теннис, регби; коляски для фехтования и спортивных танцев; санок для хоккея с шайбой и гонок на льду; санки для лыжных гонок; монолыжи (бобы) для сидячих спортсменов - горнолыжников и др.

Рис. 5. Моделирование соревновательной деятельности с иммобилизацией суставных движений в коленном суставе (футбол для лиц с «ампутированными» нижними конечностями)

На рис. 6 показан фрагмент соревнований по легкой атле­тике в инвалидных колясках, проводившихся среди здоровых
студентов во время финальных состязаний I Всероссийской универсиады лиц, осваивающих специальность «Адаптивная физическая культура».

Рис. 6. Соревнования по легкой атлетике с использованием инвалидных колясок

 

На рис. 7 представлены условия ограничения движений спортсменов с помощью специальных сидений, используемых в легкоатлетических метаниях во время соревнований среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, а на рис. 8. демонстрируется фрагмент игры в волейбол сидя, где ограни­чения на движения студентов задаются самими условиями состязаний и правилами соревнований по данному виду адап­тивного спорта, входящего в программу Паралимпийских игр.


 

Рис. 7. Применение специальных сидений для легкоатлетических метаний для ограничения движений студентов

Рис. 8. Игра в волейбол сидя как способ ограничения двигательной деятельности студентов

 

В третьей группе профессионально-ориентированных ви­дов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности студента участвуют в совместных со спортсменами-инвалида­ми мероприятиях, выполняя роль партнера или соперника. В этой связи необходимо упомянуть о волонтерской деятель­ности студентов, являющейся важным этапом становления их профессионального мастерства, и в частности своеобразной «ступенькой» к профессионально-ориентированным видам соревновательской и учебно-тренировочной деятельности.

Рис. 9. Радиальный баскетбол в колясках


На рис. 9 и 10 показаны примеры перспективного разви­тия радиального баскетбола (питербаскета) для спортсменов- инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: бас­кетбола в колясках (рис. 9) и баскетбола сидя (рис. 10).

Рис. 10. Радиальный баскетбол сидя

 

В заключение необходимо отметить, что использование тех или иных групп профессионально-ориентированных ви­дов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности целесообразно при прохождении всех физкультурно-спортив­ных технологий, рассматриваемых в данном учебном пособии.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте краткую характеристику первой группы профес­сионально-ориентированных видов соревновательной и учеб- но-тренировочной игры хоккей на полу.

2. В чем состоят отличительные особенности группы про­фессионально-ориентированных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности, основанных на ограни­чении движений занимающихся?

3. Расскажите о возможных вариантах совместной дея­тельности студентов со спортсменами-инвалидами.

4. В чем заключаются преимущества новых видов адап­тивного спорта: радиального баскетбола в колясках и ради­ального баскетбола сидя?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В системе высшего и среднего профессионального образо­вания в области адаптивной физической культуры дисципли­на технологии физкультурно-спортивной деятельности дол­жна занимать одно из важнейших мест, поскольку именно при ее изучении студенты и учащиеся осваивают методические и практические умения и навыки для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями различных воз­растных и нозологических групп. Поэтому приоритетной за­дачей образования в области адаптивной физической культу­ры является разработка и научно-методическое обеспечение технологий физкультурно-спортивной деятельности с данной категорией населения нашей страны.

Учитывая то, что адаптивная физическая культура яв­ляется достаточно новой для России интегративной облас­тью образования, науки, культуры, социальной практики, необходимо особо подчеркнуть огромные перспективы на­учно-исследовательской работы в этой области, особенно в ча­сти поиска и апробации оптимальных технологий физкуль­турно-спортивной деятельности для той или иной группы занимающихся.

Наиболее перспективными направлениями для исследо­ваний являются следующие виды технологий физкультурно- спортивной деятельности:

- адаптивный туризм и нетрадиционные физкультурно- оздоровительные технологии как методы комплексной реаби­литации и укрепления здоровья лиц с ограниченными возмож­ностями;

- нетрадиционные виды спорта как путь их социальной адаптации и интеграции в общество.

Важнейшим научным направлением для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов и трене­ров по адаптивной физической культуре, является обоснова­ние профессионально-ориентированных видов двигательной, и в частности спортивной и учебно-тренировочной, деятель­ности. Именно эти виды деятельности позволяют формировать у будущих специалистов по адаптивной физической культу­ре ощущения, восприятия, представления, возникающие у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе у ин­валидов, в процессе занятий различными физическими уп­ражнениями, а также обеспечивать им возможность приобре­тать опыт эмоционально-ценностных отношений и творческой активности в сфере будущей профессии.

Внедрение современных технологий физкультурно- спортивной деятельности, профессионально-ориентирован­ных видов двигательной активности в образовательный про­цесс подготовки специалистов по адаптивной физической культуре позволит повысить качество этого процесса и выпус­кать высококвалифицированных педагогов, тренеров, инст­рукторов-методистов для работы с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, что, в свою очередь, под­нимет на более высокий уровень систему их комплексной ре­абилитации и интеграции в общество, обеспечит более высо­кий уровень жизни каждого человека нашей страны.


ЛИТЕРАТУРА

1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболеваниях детским церебральным параличом). Методичес­кое пособие / Под ред. А.А. Потапчук. - СПб.: СПбГАФК име­ни П.Ф. Лесгафта, 2003. - 228 с.

2. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа / Автор-составитель О.Э. Аксенова // Под общей ред. С.П. Евсеева. - СПб.: СПбГАФК имени П.Ф. Лесгафта, 2003. - 240 с.

3. Ананьев В А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П., Хому­тов ГА. Этюды валеологии./ Под общ. ред. Д. Н. Давиден­ко. - СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001. - С. 174-178.

4. Ахметшин A.M. Туризм как метод реабилитации и оз­доровления инвалидов и пожилых людей. - Уфа, 2002, 69 с.

5. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякиченко и М.П. Шерстанова. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002. - 304 с.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - С. 12-13.

7. Велитченко В.К. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе / п. 2.3 гла­вы 2. Врачебный контроль // Настольная книга учителя фи­зической культуры / Автор-составитель Г.И. Погадаев; пре- дислов. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 2000. - С. 61.

8. Велитченко В.К., Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе / п. 2.3 гла­вы 2. Врачебный и педагогический контроль // Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л. Б. Коф- мана; авт.-сост. Г.И. Погадаев. - М.: Физкультура и спорт, 1998.-С. 64.

9.Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Как сохранить зре­ние у детей. - Д.: Сталкер, 1999. - 304 е.: ил.

10. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Малышев А.И. Методи­ческие особенности стрессорной реакции после ампутации нижних конечностей / Адаптивная физическая культура, №2(6), 2001.-С. 23-29.


11. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. Составитель Н.И. Кудряшова. - М.: Грегори-Пейдж, Новый Центр, 1998. - С. 158, 165.

12. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. - М.: Советский спорт, 1990. - 64 с.

13. Коррекционные подвижные игры и упражнения для де­тей с нарушениями в развитии / Под общ. ред. проф. JI.B. Шап- ковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 212 с.

14. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика прове­дения оздоровительных занятий: Учебно-методическое посо­бие. - М.: Тера-Спорт, Олимпик Пресс, 2001. - 64 е., ил. (Биб­лиотечка тренера).

15. Курамшин Ю.Ф. Методы формирования физической культуры личности / Глава 5 учебника «Теория и методика физической культуры» // Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 58-61.

16. Курысъ В.Н., Грудницкая Н.Н. Ритмическая гимнас­тика в школе: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Курысь. - Став­рополь: СГУ, 1998. - 204 е.: ил.

17. Лечебная физическая культура в системе медицин­ской реабилитации: Руководство для врачей / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М.: Медицина, 1995. - 400 с.

18. Лосева М.Н. Плавать раньше, чем ходить / Адаптив­ная физическая культура, № 4(8), 2001. - С. 29-30.

19. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Пер. с англ. А. Озерова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 256 с.

20. Люйк Л.В. Степ-аэробика как метод оздоровительной тренировки с детьми и подростками // Адаптивная физи­ческая культура, № 4(16), 2003. - С. 34-35.

21. Медведева Л.Е., Куценко И.П., Полуструев А.В., Яки­менко С.Н., 2001. Организация и методика проведения заня­тий в специальных медицинских группах: Учебное пособие. - Омск: СибГАФК, 2001. -145 с.

22. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнасти­ка: теория и методика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С. 95.

23. Менъшуткина Т.Г., Непочатых (Шибалкина) М.Г. Гидроаэробика: модно и очень полезно / Адаптивная физичес­кая культура, № 1(5), 2001. - С. 6-7.

24. М осу нов Д.Ф. Гидрореабилитация / Адаптивная фи­зическая культура, № 3, 4, 2000. С. 36-38.

25. Мосунов Д.Ф., Сизыкин В.Т. Преодоление критичес­ких ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт,

2002. - 152 с.

26. Потапчук АЛ., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбГАФК имени П.Ф. Лесгафта, 1999. - 80 с.

27. Программа антистрессовой пластической гимнасти­ки представлена в учебном издании «Программы общеобра­зовательных учреждений Физическое воспитание учащихся 1-11-х классов». - М.: Просвещение, 1996.

28. Сляднева JI.H. Основы познания двигательной плас­тики. - Ставрополь: СФРВИРВ, 2002. - 124 с.

29. Стрельникова А.Н. Искусство быть здоровым. - М., 1987.

30. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт,

2003. -464 с.

31. Теория и организация адаптивной физической куль­туры: Учебник в 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2002. -428 с.: ил.

32. Типовая программа по лыжным гонкам (для орга­низаций и учреждений, занимающихся с детьми с отклоне­ниями в развитии) / Авторы-составители: Н.А. Сладкова, Н.В. Астафьев, Т.М. Гаврилова, Р.А. Толмачев. - М.: Гос- комспорт России, 2002. -37 с.

33. Типовая программа по настольному теннису (для организаций и учреждений, занимающихся с детьми с откло­нениями в развитии и инвалидами) / Авторы-составители: Н.А. Сладкова, С.А. Борисовская, Т.М. Гаврилова, О.Д. Дени­сов, М.О. Ленной. - М.: Госкомспорт России, 2003. - 45 с.

34. Типовая программа по плаванию (для организаций и учреждений, занимающихся с детьми с отклонениями в раз­витии) / Авторы-составители: Н.А. Сладкова, Ю.А. Назарен- ко, С.А. Борисовская, Т.М. Гаврилова, Р.А. Толмачев. - М.: Госкомспорт России, 2002. - 31 с.

35. Типовая программа по футболу (для организаций и учреждений, занимающихся с детьми с отклонениями в раз­витии) / Авторы-составители: A.M. Барамидзе, Н.А. Сладко- ва. - М.: Госкомспорт России, 2003. - 33 с.

36. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановле­нием правительства Российской Федерации от 07. 03. 1995 г. № 233 с замечаниями и дополнениями, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 22. 02. 1997 г. № 212.

37. Типовой план-проспект учебной программы для физ- культурно-спортивного клуба инвалидов / Автор-составитель: Н.А. Сладкова, 2003. - 83 с.

38. Уманская А.А. Волшебные точки. Здоровье, №2, 1989. - С. 30.

39. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общ. ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. - 608 с.

40. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. JI.B. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 463 е.: ил.

41. Шапкова JI.B. Методы и формы организации адаптив­ной физической культуры / Глава 18 учебника «Теория и орга­низация адаптивной физической культуры» // Под ред. проф. С.П. Евсеева. Т. 1. - М.: Советский спорт, 2002. - С. 222-237.

42. Шипилина И А. Оздоровительная аэробика для инва­лидов-колясочников: Методическое пособие. - Краснодар: Ку­банская гос. акад. физ. кул., 2001. - 45 с.

43. Шкурко ТА. Танцевально-экспрессивный тренинг. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 192 е.: ил.


Учебное издание


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.