Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-09-27 | 999 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ЗАДАНИЯ
для практических занятий по дисциплине
с приложением 4-х таблиц)
Фонетика, грамматика и лексика
▼
▼
►СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА◄
И система оценки
Санкт-Петербург
Список рекомендуемой учебной литературы
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Учебники и учебные пособия:
1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. Изд. 1. – М., 1979; Изд. 2. – М., 1983. http://www.twirpx.com/files/languages/linguistics/commons/ (Кодухов)
2. Куликова И.С., Салмина Д.В. Теория языка: Учебно-методический комплекс: В 2 кн. – СПб.-М., 2008. (УМК)
3. Куликова И.С., Салмина Д.В. Введениев языкознание: учебник для бакалавров. М.: Изд. Юрайт, 2013
4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник Серия: Классическая учебная книга. Изд. 4-е. СПб., 2007 (Изд. 2. – М., 1987; изд. 3. – М., 1997). (Маслов)
5. Реформатский А.А. Введение в языковедение / Классический учебник. Изд. 4. – М.:, 1967; 5-е изд., испр. М., 2010 (многократное пере издание, начиная с 1996 г.,2007, 2008). (Реформатский)
6. Рабочая тетрадь по курсу «Основы науки о языке» (Фонетика. Грамматика. Лексика) / Сост. Куликова И.С., Салмина Д.В. – СПб., 2006.
Словари:
1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.Л. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. М., 2008.
Куликова И.С, Салмина Д.В. Обучающий словарь лингвистических терминов.– СПб.- М., 2004.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс:: Учеб. пособие для студ. филол. спец. высш. учебн. заведений. М., 2004. (Алефиренко)
2. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Изд.2, доп. М., 2010.
3. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 2003. (Будагов)
4. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.
5. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 2007 (Головин)
6. Сусов И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. АСТ, 2007.
|
7. Шайкевич А. А. Введение в лингвистику. – М., 1995.
8. Широков О. Языковедение: введение в науку о языках. М., 2003. (Широков)
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
ГЗ – грамматическое значение
ГК – грамматическая категория
ГФ – грамматическая форма
ДЛ – список дополнительной учебной литературы
ДП – дифференциальный признак
ИП – интегральный признак
ЛЗ – лексическое значение
МФШ – Московская фонологическая школа
ОЛ – список обязательной учебной литературы
ОС – «Обучающий словарь лингвистических терминов»
ПФШ – Петербургская фонологическая школа
Раздел I. Фонетика
Тема I. Акустико-артикуляционная характеристика
Звуков речи
Строение речевого (произносительного) аппарата
ОЛ: Реформатский: 155-165, 166 (161-169)
Кодухов: 101-107 (110-116)
УМК: 145-148
ДЛ: Головин: 25-32
Широков: 32
Основныетермины: активные органы, альвеолы, речевой (артикуляторный, произносительный) аппарат, глотка (фаринкс), голосовые связки, гортань (ларинкс), мягкое нёбо (небная занавеска), пассивные органы, речевой аппарат (в широком значении), язык, увула (язычок) (= 10). |
Примечание: здесь и далее страницы учебника А.А. Реформатского даются по 4 изд., а в скобках – по 5-му; страницы учебника В.И. Кодухова даны по 2-му изданию, а в скобках – по 1-му; страницы учебника Ю.С. Маслова – по 2-му изданию. В других переизданиях этих учебников страницы могут незначительно расходиться.
Задание 1. Артикуляторный аппарат
Перечислить и обозначить на схеме активные и пассивные органы
Активные органы Пассивные органы
1 1
2 2
3 3
4 4
Задание 2. Акустические типы звуков
Охарактеризуйте звуки речи с акустической точки зрения, заполнив пустые графы таблицы.
Работа голосовых связок | Соотношение голоса (тона) и шума в тембре звука | Тип звука | Примеры звуков взять из слов, приведенных после таблицы |
только голос (тон) | |||
тон > шум | |||
тон < шум | |||
только шум |
рус.: кит, год, рубль;
|
англ.: goоd [gu:d], king [kıŋ];
нем.: gut [gut], Held [helt];
фр.: drapeau (знамя) [dra′po]; client [kli′jã]
Задание 3. Работа нёбной занавески
Заполните графы таблицы примерами звуков в словах русского, английского, немецкого, французского языков: рус. знамя, немой; англ. nothing ‘ничто’ [′nΛθıŋ], main ‘главный’ [meın]; нем. Normung ‘стандартизация’ [normuŋ], singen ‘петь’ [sıŋən], Mund ‘рот’ [munt]; франц. enfin ‘наконец’ [ãfе], bon ‘хорошо’ [bõ], main ‘рука’ [me], plan ‘план’ [plã], note ‘отметка’ [not], ligne ‘линия, строка’ [lıɲ].
Положение нёбной занавески | Тип звука | Примеры |
рус. англ. нем. фр. | ||
рус. англ. нем. фр. |
• За счет какого типа звуков значительно возрастает число гласных во французском языке?
Артикуляция и ее фазы
ОЛ: Реформатский: 165-168 (169-172)
Кодухов: 107-109 (116-118)
УМК: 148-154
ДЛ: Головин: 48
Основныетермины артикуляция, выдержка (экспозиция), отступ (рекурсия), приступ (экскурсия), наложение фаз артикуляции (= 5). |
Задание 4. Артикуляция звуков
Заполните пустые графы табл. I (см. с. 5)
а) установите звук по описанию его артикуляции;
б) опишите артикуляцию звуков по предложенному образцу.
Артикуляционная база языка
ОЛ: Кодухов: 107-110 (118-120)
УМК: 156-158
Основныетермины: артикуляционная база языка, дорсальная артикуляция, апикальная артикуляция, аспирация (придыхательность), интерференция, акцент (не ударение!) (= 5). |
Таблица I
Артикуляция звуков
Звук | Голосовые связки | Нёбная занавеска | Язык | Губы | Средняя часть языка (для согласных) | Выдержка | |||
напря-жены | расслаб-лены | под- нята | опу-щена | поднята | опущена | ||||
рус.? | + | + | Передняя часть смыкается с верхними зубами. | –– | + | Немгновенная | |||
рус.? | + | + | Отодвинут назад и приподнят к мягкому нёбу. | Вытянуты и округлены. | –– | –– | Зависима от … | ||
рус.? | + | + | Передняя часть смыкается с верхними зубами. | –– | –– | + | Мгновенная | ||
англ.? | + | + | Кончик языка смыкается с альвеолами. | –– | –– | –– | Мгновенная | ||
англ.? | + | + | Задняя часть смыкается с мягким нёбом. | –– | –– | –– | Немгновенная | ||
рус. [и] | |||||||||
[к] | |||||||||
[х] | |||||||||
[с] | |||||||||
[ж] | |||||||||
англ. [w] | |||||||||
[θ] | |||||||||
фр. [R] | |||||||||
нем. [ς] |
Задание 5. Артикуляционная база разных языков
|
Сопоставьте основные характеристики артикуляционной базы русского и изучаемого вами иностранного языка. Приведите на каждый случай примеры звуков в словах в транскрипционной записи.
Работа органов речевого аппарата | Русский язык | Иностранный язык (какой?) | |
Степень напряженности речевого аппарата | |||
Работа активных органов (отметить знаком + или –) | губы | ||
кончик языка | |||
передняя часть языка | |||
средняя часть языка | |||
задняя часть языка | |||
увула | |||
фаринкс | |||
Работа пассивных органов (+ или –) | зубы | ||
альвеолы | |||
нёбо | |||
Участие полостей речевого аппарата (+ или –) | носовая | ||
ротовая | |||
фарингальная (глоточная) | |||
гортанная | |||
Специфические звуки и их артикуляция (с примерами слов в транскрипции) | |||
Артикуляционные различия соотносительных звуков (с примерами слов в транскрипции) |
Тема II. Функциональный аспект звуков языка:
Понятие фонемы
Звук и фонема
ОЛ: Реформатский: 207-210 (211-220); 376-378
Кодухов: 132 (145, 152-155); 156-157 (180-182)
УМК: 158-161
ДЛ: Маслов: 51-53, 61-63
Головин: 32-37
Основныетермины: фонетическая транскрипция, звук, фонология, Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ/ЛФШ), Московская фонологическая школа (МФШ) (= 5). |
Задание 1. Дайте транскрипцию следующего текста в соответствии со школьными требованиями: Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
|
Какие гласные звуки в словах этой фразы мы произносим не так, как они записаны в этом варианте транскрипции? Что произносится на самом деле?
Функции фонемы
ОЛ: Реформатский: 29 (35-36)
Кодухов: 132-133 (146-147)
Маслов: 50-51
УМК: 161
Основныетермины: фонема, перцептивная функция, сигнификативная функция (= 3). |
Задание 2. Сильная и слабая позиция фонемы.
В следующих словах, ориентируясь на транскрипцию, найдите по 2-3 фонемы а) в сильной позиции, б) в слабой позиции: город [г˚óрът] – городки [гърΛтк’´и]; рога [рΛгá] – рог [р˚óк].
Задание 3. Аллофоны
Приведите примеры слов, в которых русская фонема <а> выступает в виде следующих аллофонов
< а> |
[Λ] или [α] ____________________?
[ъ] ____________________?
[•а] ____________________?
[•а•] ____________________?
[а•] ____________________?
[и] ____________________?
[ь] …………………………?
Примечание: диакритики “точка над буквой” слева отражает позицию ударного [а] после мягкого согласного, “точка над буквой” справа отражает позицию ударного [а] перед мягким согласным, “две точки” – между мягкими согласными.
Задание 4. Различие точек зрения Петербургской и Московской фонологических школ на фонемный состав слова.
Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь
– с точки зрения ПФШ,
– с точки зрения МФШ?
Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.
ЗАПОМНИТЕ!
· ПФШ всегда исходит из реального звучания слова.
· МФШ 1) не признает самостоятельности фонемы <ы>; 2) фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: например, в слове «доход» на конце фонема < д >, потому что в сильной позиции произносится и слышится именно [д]. Сильная позиция для согласных – это позиция перед гласными и сонорными; если сомнительная фонема находится в абсолютном конце слова, то для получения ответа необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной следовала гласная ( дохоД-а, дохоД-ы и т.п.) или сонорная согласная ( дохоД-ный ). Ср. слово «портрет», где на конце фонема <т>, проверяемая сильной позицией: портреТ-а, портреТ-ы, портреТ-ный и т.п.
Система фонем
ОЛ: Реформатский: 217-222 (220-227)
Кодухов: 136-138 (150-152); 110-111 (120-121)
УМК: 166-168
Маслов: 64-65
Основныетермины: дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, система фонем, вокализм, консонантизм (= 5). |
Задание 5. Система фонем: вокализм и консонантизм
Заполнив пустые графы таблицы, установите основные признаки, по которым различаются гласные и согласные как два типа звуков.
Признаки | Тип фонем | ||
гласные | согласные | ||
Акустический | |||
Артикуляци-онный | cпособ образования | ||
фокус образования | |||
Функциональный |
|
Задания для самостоятельной аудиторной работы по I – II темам
1. Опишите артикуляцию каждого звука в одном из предложенных далее слов, обязательно отметив артикуляционный переход от первого звука ко второму и вызванные им возможные фонетические изменения.
Слова для анализа: до, ре, фа, ля, си, ам, ну, ой, ах, ил, га, ар, ом, то, те, ты, я.
Образец: ми
Согласный [ м ] артикулируется следующим образом: голосовые связки напрягаются и вибрируют, губы смыкаются, средняя часть языка приподнята к нёбу для произнесения мягкого согласного, нёбная занавеска опускается для произнесения носового звука.
В фазе рекурсии происходит переход к следующему звуку – гласному [и].
При артикуляции гласного [ и ] голосовые связки и средняя часть языка остаются в том же положении, губы размыкаются, нёбная занавеска поднимается, закрывая проход воздуха в носовую полость, но в результате наложения рекурсии носового [м] на экскурсию [и] гласный приобретает носовой призвук. Выдержка достаточно длительная (звук ударный).
2. Сравните количественный и качественный состав звуков и фонем в одном из следующих слов: рус. раз, сыр, лёд, льёт, хит, ход, кит, жир, град, сбыт, сбит, сжать; англ. noon, no; нем. nein, ihm.
Образец: сшить
фонетическая транскрипция [ш:ыт’] = 3 звука
фонематическая транскрипция
ПФШ /шшыт’/ = 4 фонемы
МФШ <сшит’> = 4 фонемы, но состав фонем разный (ср. с-уметь, с-лить).
Комментарий: 1-й долгий согласный звук [ш:] соответствует двум фонемам, т.к. в нем сливается фонема, соответствующая приставке, и начальная фонема корня.
Система гласных
ОЛ: Реформатский: 177-187 (181-190)
Кодухов: 136-138 (150-152), 110-111 (120-121)
УМК: 166-168
Маслов: 97-99
Основныетермины: подъем, ряд, лабиализация (огубленность), долгота/краткость, назальность, дифтонг (при составлении карточек используйте ОС, блок V-Фон) (= 6). |
Задание 1. «Квадрат» и «треугольник» гласных
Заполните схему «квадрат гласных» для русского языка:
Подъем | Ряд | ||
передний | средний | задний | |
Верхний | |||
Средний | |||
Нижний |
•Трансформируйте эту (заполненную) схему в «треугольник гласных»:
Задание 2. Состав гласных русского языка (проблема фонем Ы и И)
Заполните таблицу примерами слов и сделайте вывод о фонемном статусе [ы] в русском языке.
Позиции | Звуки | |||
а | о | и | ы | |
Абсолютное начало слова | ||||
После твердых согласных | ||||
После мягких согласных |
•Точка зрения какой фонологической школы обосновывается таким рассуждением?
Задание 3. Признаки гласных фонем разных языков
Отметьте в таблице наличие дифференциальных (ДП) и интегральных (ИП) признаков гласных четырех языков
Язык | Коли-чество гласных | Признаки гласных звуков | Диф-тонги | ||||
ряд | подъем | лабиа-лизация | назали-зация | долгота/ краткость | |||
Русский | |||||||
Английский | |||||||
Немецкий | |||||||
Французский |
Задание 5. Переднерядная и заднерядная аккомодация гласных.
Обращаясь за справками к таблице II, затранскрибируйте слова глядеть, мяукать, мясорубка, синяя, жена, цеховой, житьё, цемент, цирковой, шиковать, целовать, шептать, шипеть, шестьдесят, желанный.
Таблица II
Качественная редукция (сильная и слабая редукция; редукция, осложненная аккомодацией*)
Слабая позиция гласного | Позиции в слове | Фонемы | Примеры | Фонетический процесс | ||||
<о> | <а> | <э> | ||||||
Безударный гласный в комбинаторно сильной позиции | а) абсолютное начало слова | [Λ] (вариантный знак – [α]) | [и] | оборот [ΛбΛр˚óт] апатит [ΛпΛт’´ит] седьмой [с’ид’м˚õj] зеркало [з’´эркълΛ] вата [вáтΛ]˚ горе [г˚óр’и] | Слабая редукция | Зона редукции | ||
б) 1-ый предударный слог | ||||||||
в) абсолютный конец слова (полный стиль произношения, «´икающая» норма) | ||||||||
а) 2-3-й предударный слоги | [ъ] | [ь] | карандаши [къръндΛш´ы] косоворотка [късъвΛр˚óткъ] перебежать [п’ьр’ьб’ижáт’] город [г˚óрът] осень [óс’ьн’] горе [г˚óр’ь] вата [вáтъ] | Сильная редукция | ||||
б) заударные слоги | ||||||||
в) абсолютный конец слова (неполный стиль произношения – разговорный) | ||||||||
Безударный гласный в комбинаторно слабой позиции | а после мягкого согласного и между мягкими согласными (орфографическое Я) | [’и] | лягушка [л’игýшкΛ/ъ] мятеж [м’ит’´эш] | Слабая редукция + переднерядная аккомодация (см. табл. 2) | Зона редукции и аккомодации по ряду | |||
[’ь] | лягушонок [л’ьгуш˚óн˜ък] мятежа [м’ьт’ижá] | Сильная редукция + переднерядная аккомодация | ||||||
э в абсолютном начале слова и после твердого согласного | [ы] | этаж [ытáш] жестянка [жыс’т’∙áнкΛ/ъ] | Слабая редукция + заднерядная аккомодация | |||||
[ъ] | жестяной [жъс’т’ин˚õj] | Сильная редукция + заднерядная аккомодация | ||||||
Аудиторная самостоятельная работа
Транскрибируйте слова* и дайте характеристику фонетических изменений гласных русского языка, заполняя графы следующей таблицы:
Слова (в транскрипции) | Изменение гласных в слове | ||||
Образец выполнения задания: [тр◦удъл’◦•уб’´ивыj] 1 2 3 4 | колич. редукция | сильная качеств. редукция | колич. редукция + передне-рядная прогрес. аккомода-ция | колич. редукция |
Задание 2. Характеристика согласных по совокупности классификационных признаков
Заполните согласными фонемами русского и английского (немецкого, французского) языков таблицу III «Классификация согласных фонем» (стр. 15).
• Чем объясняется богатство русского консонантизма по сравнению с консонантизмом английского (немецкого, французского и др.) языков?
Задание 3. Дифференциальные признаки согласных фонем
Обозначьте в таблице ДП согласных пяти языков.
Язык | Способ образования | Место образования | Участие голоса и шума | Палатали-зация | Долгота |
Русский | |||||
Английский | |||||
Немецкий | |||||
Французский | |||||
Финский |
Таблица III
Задание 4. Фонетические процессы в области консонантизма
Заполните таблицу, используя следующие примеры:
зуб, ров, рубка, ловко, трамвай, солнце, тростник, радиво (прост.), Глория, Виктория (ср. Gloria, Viktoria), восемь (ср. осьм, болг. осъм), я (ср. старосл. АЗЪ, нем. ich, англ. I), прост. ентот (этот), Ева (ср. англ. Eva), браться, братца (род. п. от братец), знаменосец (< знаменоносец), прост. твёрезый (трезвый), чукотск. таак (< рус. табак), нганасан. урубака (< рус. рубаха), Лаба (ср. Эльба), англ. tongs (щипцы), bags, sons (ср. maps, cats).
Тип изменения (позиционное, комбинаторное) | Фонетический процесс | Примеры (в транскрипции) |
ассимиляция | ||
диссимиляция | ||
диэреза | ||
эпентеза | ||
протеза | ||
метатеза | ||
стяжение в аффрикату | ||
гаплология | ||
Образец: Позиционное | оглушение шумного звонкого согласного в абсолютном конце слова | зов [з˚оф] |
Задание 5. Ассимиляция согласных
При выполнении задания пользуйтесь табл. IV «Комбинаторные изменения звуков» (стр. 18-19).
Виды ассимиляции | Слово (запись в транскрипции) | |||||||
сзади | снять | отдых | с жалостью | вспять | отчет | отцы | ||
[ ] | [ ] | [ ] | [ ] | [ ] | [ ] | [ ] | ||
регрессивная | ||||||||
прогрессив-ная | ||||||||
контактная | ||||||||
дистантная | ||||||||
полная | ||||||||
частичная | ||||||||
по глухости или звонкости | ||||||||
по мягкости | ||||||||
по месту образования | ||||||||
по способу образования |
Таблица IV
По разделу «Фонетика»
Типы заданий
Блок А (задания с выбором правильного ответа). Правильный ответ обведите кружком.
1. Какой звук образуется совокупностью описанных артикуляций?
2. Укажите, какой из приведённых ниже согласных звуков имеет следующую характеристику
3. Какой комбинаторный фонетический процесс происходит во всех следующих словах:…?
4. Какие из перечисленных ниже фонетических процессов отсутствуют в словах …?
5. Выберите наиболее точную фонетическую транскрипцию слова …..
6. Какой процесс (процессы) происходит (-ят) в слове в месте пропуска в фонетической транскрипции слова? Дайте точную транскрипцию этого слова, подтверждающую правильность вашего ответа.
7. Сколько звуков подвергаются позиционным фонетическим изменениям в слове …?
8. Сколько комбинаторных фонетических изменений происходит в слове …?
9. Какая из характеристик является верной для согласного […]?
10. Отметьте неверную характеристику согласного […]:
Блок Б (задания с развёрнутым ответом)
1. Вставьте в пропущенный термин, завершающий определение.
2. Вставьте пропущенный термин, открывающий определение.
3. Как называются ….?
4. Вставьте в определении пропущенное слово.
5. Дайте определение термину «консонантизм» («вокализм») и назовите согласные (гласные) звуки русского языка, которые не признаются представителями МФШ самостоятельными фонемами.
6. Запишите слово, которое получится, если последовательно произнести звуки со следующими характеристиками:
7. Перечислите классификационные (акустико-артикуляционные) признаки гласных и согласных фонем в слове …(с позиции ПФШ).
8. Опишите артикуляторный переход от первого звука ко второму: […]---[…].
9. Чем обусловлены произносительные ошибки (акцент) носителей русского языка, изучающих английский, немецкий, французский, испанский, финский и другие языки (например,…)?
10. С помощью какой артикуляции образуются твёрдые (непалатализованные) согласные, в отличие от мягких, в русском языке?
11. а) Транскрибируйте одно (отмеченное!) словосочетание – с использованием специальных символов и диакритиков (для отображения различных фонетических процессов).
б) Пронумеруйте обнаруженные фонетические изменения и охарактеризуйте их.
Образец выполнения задания11
Бьётся в тесной печурке огонь …
[б’j◦•óц:ъ ф-т’•э́снъ͂j п’ич’◦•ýрк’ь Λг◦ó•н’//]
1 2 3 4 5 6 6а 7,7а 8 9 10 11 12 13 14 15
Позиционные изменения (ПИ):
8, 13 – слабая качественная редукция;
5, 7, 12 – сильная качественная редукция;
Комбинаторные изменения (КИ):
1 – ассимиляция регрессивная, контактная,частичная, по мягкости
6 – ассимиляция регрессивная, контактная, частичная, по глухости;
6а – прогрессивная переднерядная аккомодация
4 – стяжение (в долгую аффрикату);
2, 9,14 – регрессивная аккомодация согласного по лабиализации;
3, 10 – прогрессивная переднерядная аккомодация гласного;
15 – регрессивная переднерядная аккомодация гласного;
11 – регрессивная аккомодация согласного по мягкости (или, иначе, по палатализации - перед гласным переднего ряда. Ср. печур КА, печур КУ. В форме же перчурКЕ К смягчено);
7а – прогрессивная аккомодация гласного по назализации.
РАЗДЕЛ II. ГРАММАТИКА
Задание 1. Морфема как двусторонняя единица языка
Даны три схемы языкового знака, соответствующие трем вариантам отношения формы и значения знака:
форма значение |
Распределите морфемы, выделенные вами в словах столик, вёз, шоссейный, пылесос, по вариантам:
+ + |
– + |
+ – |
–
–
–
Задание 2. Морфемная структура слова.
Подберите по одному русскому и, где это возможно, по одному английскому (немецкому, французскому) слову к каждой из предлагаемых далее формул морфемной структуры слова (словоформы).
Морфемная структура | Пример слова или словоформы |
корень | |
корень + флексия | |
префикс + корень + флексия | |
префикс + корень + суффикс + флексия | |
корень + суффикс + флексия + постфикс | Напр.: слуш-а-ет-ся |
корень + интерфикс + корень + флексия | |
префикс + корень + суффикс |
.
Аудиторная самостоятельная работа
Определить морфемный состав 2-х предложенных слов, выделить в каждом слове формообразующую и словообразующую основы и указать способ словообразования
Образец:
прислуша ть ся ← слушать префиксально-постфиксальный способ
Грамматическая форма
ОЛ: Кодухов: 208-211 (212-234)
Реформатский: 243-252 (243-253)
УМК: 365-369, 380-384
ДЛ: Алефиренко 313-316
Головин: 99-101,108-109
Маслов: 111, 158-159
Реформатский: 255-261 (256-263)
Основные термины: грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма(ГФ), словоформа (= 3). |
Задание 1. Соотношение лексического и грамматического значений в слове
Определите (с помощью словаря) лексическое значение выделенных слов и укажите все сопровождающие его грамматические признаки.
«Еще раз посоветую: обратите внимание на язык, добивайтесь от него точности, что даст ему силу и красоту» (А.М. Горький).
«Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» (А. П. Чехов).
«Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет» (К. И. Чуковский).
Задание 2. Признаки грамматического значения
Определите грамматические значения, объединяющие ряды слов:
фонема, морфема, морфология, рекурсия, лексема, грамматика, лексикология;
артикль, редукция, параграф, предложение, аффриката, сложение, учебник, доброта, конфикс, дифтонг, ударение;
докажите, объясните, продумывайте, определите, укажите, считайте, приведите, транскрибируйте, аргументируйте.
• Какие свойства грамматического значения можно увидеть на этих примерах?
Задание 3. Определение понятия «грамматическое значение»
Заполните на основе сопоставления с лексическим значением (ЛЗ) пункты, характеризующие грамматическое значение (ГЗ).
ЛЗ | ГЗ |
1. Основная часть семантики слова. | 1. |
2. Абстрагируется от конкретного предмета. | 2. |
3. Индивидуально для каждого слова. | 3. |
4. Имеет самостоятельность вне связной речи (высказывания). | 4. |
● Сформулируйте на основании полученных характеристик определение грамматического значения.
Задание 4. Грамматическая форма
Сравните следующие пары слов: комната – комнату, город – городок, слабый – слабее, слабый – слабо, лежать – лежащий. В каких случаях и почему мы должны говорить о двух разных словах, а в каких – о грамматических формах одного и того же слова.
Грамматических значений
Грамматический способ
ОЛ: Кодухов: 222-223 (252-254)
Реформатский: 214-217 (313-316)
УМК: 369-379
ДЛ: Маслов: 199-200
Основные термины: аналитический способ, аналитическая грамматическая форма, синтетический способ, синтетическая грамматическая форма, аналитико-синтетическая грамматическая форма (= 5). |
Задание 1. Грамматический способ
Распределите по графам таблицы следующие словоформы:
дружба – о дружбе; голосá – англ. voices – франц. des voix (ср. р., ед. ч. – voix); важнее – более (менее) важный – важнейший – самый важный; нем. größer, англ. larger, франц. plusgrand; приготовлю – буду готовить; (он) взял – нем. (er) hat genommen – англ. (he) has taken – франц. (il) a pris; свети – пусть светит; лампа – нем. die Lampe; делал бы – нем. hätte gemacht; рус. книги (род. п.), болг. на книга, нем. des Buches, англ. of the book, франц. de la livre.
Язык | Словоформа | ||
синтетическая | аналитическая | аналитико-синтетическая | |
Русский | |||
Английский | |||
Немецкий | &n |
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!