История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема I. Морфема и морфемная структура слова

2017-09-27 696
Тема I. Морфема и морфемная структура слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

ОЛ: Кодухов: 211-214, 219-222 (235-239, 250 + стр. 1-го издания)

Реформатский: 263-270 (263-270; 270-275)

УМК: 260-263, 265-273, 274. 276-281

ДЛ: Алефиренко 276-277

Головин 90-94

Основные термины: морфема, нулевая морфема, алломорф, корень, вещественное значение, аффикс, аффиксоид, деривационное значение, реляционное значение, префикс, постфикс (в широком и узком значении), флексия (окончание), конфикс, интерфикс, инфикс, трансфикс, «прилепа» (агглютинативный аффикс), словообразующая (производящая) основа, формообразующая основа, опрóщение, переразложение (= 21). При составлении карточек используйте ОС, блок V-Морф.

Задание 1. Морфема как двусторонняя единица языка

Даны три схемы языкового знака, соответствующие трем вариантам отношения формы и значения знака:

форма значение

 

 

Распределите морфемы, выделенные вами в словах столик, вёз, шоссейный, пылесос, по вариантам:

 

+ +
– +
+ –


 

Задание 2. Морфемная структура слова.

Подберите по одному русскому и, где это возможно, по одному английскому (немецкому, французскому) слову к каждой из предлагаемых далее формул морфемной структуры слова (словоформы).

 

Морфемная структура Пример слова или словоформы
корень  
корень + флексия  
префикс + корень + флексия  
префикс + корень + суффикс + флексия  
корень + суффикс + флексия + постфикс Напр.: слуш-а-ет-ся
корень + интерфикс + корень + флексия  
префикс + корень + суффикс  

.

 

 

 


Аудиторная самостоятельная работа

Определить морфемный состав 2-х предложенных слов, выделить в каждом слове формообразующую и словообразующую основы и указать способ словообразования

 

Образец:

прислуша ть сяслушать префиксально-постфиксальный способ

Тема II. Грамматическое значение,

Грамматическая форма

 

ОЛ: Кодухов: 208-211 (212-234)

Реформатский: 243-252 (243-253)

УМК: 365-369, 380-384

ДЛ: Алефиренко 313-316

Головин: 99-101,108-109

Маслов: 111, 158-159

Реформатский: 255-261 (256-263)

 

Основные термины: грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма(ГФ), словоформа (= 3).

Задание 1. Соотношение лексического и грамматического значений в слове

 

Определите (с помощью словаря) лексическое значение выделенных слов и укажите все сопровождающие его грамматические признаки.

«Еще раз посоветую: обратите внимание на язык, добивайтесь от него точности, что даст ему силу и красоту» (А.М. Горький).

«Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» (А. П. Чехов).

«Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет» (К. И. Чуковский).

 

Задание 2. Признаки грамматического значения

Определите грамматические значения, объединяющие ряды слов:

фонема, морфема, морфология, рекурсия, лексема, грамматика, лексикология;

артикль, редукция, параграф, предложение, аффриката, сложение, учебник, доброта, конфикс, дифтонг, ударение;

докажите, объясните, продумывайте, определите, укажите, считайте, приведите, транскрибируйте, аргументируйте.

• Какие свойства грамматического значения можно увидеть на этих примерах?

Задание 3. Определение понятия «грамматическое значение»

Заполните на основе сопоставления с лексическим значением (ЛЗ) пункты, характеризующие грамматическое значение (ГЗ).

 

ЛЗ ГЗ
1. Основная часть семантики слова.   1.  
2. Абстрагируется от конкретного предмета. 2.  
3. Индивидуально для каждого слова. 3.  
4. Имеет самостоятельность вне связной речи (высказывания). 4.

● Сформулируйте на основании полученных характеристик определение грамматического значения.

Задание 4. Грамматическая форма

Сравните следующие пары слов: комната – комнату, город – городок, слабый – слабее, слабый – слабо, лежать – лежащий. В каких случаях и почему мы должны говорить о двух разных словах, а в каких – о грамматических формах одного и того же слова.

Тема III. Способы и средства выражения

Грамматических значений

 

Грамматический способ

ОЛ: Кодухов: 222-223 (252-254)

Реформатский: 214-217 (313-316)

УМК: 369-379

ДЛ: Маслов: 199-200

Основные термины: аналитический способ, аналитическая грамматическая форма, синтетический способ, синтетическая грамматическая форма, аналитико-синтетическая грамматическая форма (= 5).

Задание 1. Грамматический способ

Распределите по графам таблицы следующие словоформы:

дружба – о дружбе; голосáангл. voicesфранц. des voix (ср. р., ед. ч. – voix); важнееболее (менее) важный – важнейший – самый важный; нем. größer, англ. larger, франц. plusgrand; приготовлю – буду готовить; (он) взялнем. (er) hat genommenангл. (he) has takenфранц. (il) a pris; свети – пусть светит; лампанем. die Lampe; делал бынем. hätte gemacht; рус. книги (род. п.), болг. на книга, нем. des Buches, англ. of the book, франц. de la livre.

 

Язык Словоформа
синтетическая аналитическая аналитико-синтетическая
Русский      
Английский      
Немецкий      
Француз-ский      

 

Грамматические средства

 

ОЛ: Кодухов: 214-219 (240-249)

Реформатский: 263-270; 276-313 (263-270; 276-312)

УМК: 369-379

ДЛ: Головин: 101-105

 

Основные термины: аффиксация, внутренняя флексия, интонация, повтор (редупликация), порядок слов, служебные слова, супплетивизм, ударение, фузия, агглютинация (при составлении карточек используйте ОС, блок V-Грам) (= 10).

Задание 2. Аффиксация

В следующих словоформах выделите грамматические аффиксы и распределите их по графам таблицы, указав выражаемое аффиксом грамматическое значение (или значения):

 

Язык Словоформа Пре-фикс Суф-фикс Кон-фикс Флек-сия Пост-фикс Приле -па
               
рус. дуб            
  быстрее            
  ходить            
  иди            
  пугаться            
  идущий            
  идите            
  идете            
  наивысочайший            
  подвиньтесь-ка            
англ. hands            
  shorts            
  runs            
  worked            
  working            
нем. machen            
  machtest            
  gemacht            
  des Tisches            
  die Tische            
  kleiner            
  kleines            
  kleine            
фр. finissons (1л. мн. ч.)            
  finissent (3 л. мн. ч.)- от finit            
кирг. аталарда - ‛у отцов’            
  атаымызда - ‛у нашего отца’            
  аталарымызда -‛ у наших отцов’              
Образец: вы-тя-ну-л-и-сь вы- – сов. вид -ну- – сов. в.-л- – пр. вр.     -и – мн. ч. -сь –возврат-ность  

Задание 3. Другие грамматические средства

Используя предложенный далее языковой материал, распределите словоформы в соответствии со средствами выражения грамматических значений (средствами образования грамматических форм).

рус. я – мне, иду – шел, пúлите – пилúте, рýки – рукú – в руки; автобусобогнал трамвай – трамвай обогнал автобус; громкий – громче – самый громкий; англ. the act – to act, the lagest, the most interesting, much – more, bad – worse, a΄refund – to re΄fund, begin – began – begun, tooth – teeth, I had worked; нем. ich – mir, der Vater – die Väter, lesen – las – gelesen; werde machen, habe gemacht, des Waldes (ср. лéса – род. п.); der Knabe – das Mädchen – die Frau; франц. le (un) pays – des pays (страна – стрáны), le pais – un pais; la France – le pais; (tu) as préparé (ты приготовил) – (il) a préparé (он приготовил); (tu) es arrivé (‘ты прибыл’) – (ille) est arrivé (она прибыла’); чеш. (ja) jsem čekal (= я ждал); болг. човек – хора (ср. человек – люди); части на речта (= части речи), ща ходя (будет ходить); япон. jamajama (горы), коряк. цолцол (соль).

 

Грамматические средство Словоформы разных языков
русский англий-ский немецкий француз-ский прочие
Внутренняя флексия          
Служебные слова (указать их виды)          
Ударение          
Порядок слов          
Супплетивизм          
Повторение основ (редупликация)          

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.