История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-09-27 | 696 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ОЛ: Кодухов: 211-214, 219-222 (235-239, 250 + стр. 1-го издания)
Реформатский: 263-270 (263-270; 270-275)
УМК: 260-263, 265-273, 274. 276-281
ДЛ: Алефиренко 276-277
Головин 90-94
Основные термины: морфема, нулевая морфема, алломорф, корень, вещественное значение, аффикс, аффиксоид, деривационное значение, реляционное значение, префикс, постфикс (в широком и узком значении), флексия (окончание), конфикс, интерфикс, инфикс, трансфикс, «прилепа» (агглютинативный аффикс), словообразующая (производящая) основа, формообразующая основа, опрóщение, переразложение (= 21). При составлении карточек используйте ОС, блок V-Морф. |
Задание 1. Морфема как двусторонняя единица языка
Даны три схемы языкового знака, соответствующие трем вариантам отношения формы и значения знака:
форма значение |
Распределите морфемы, выделенные вами в словах столик, вёз, шоссейный, пылесос, по вариантам:
+ + |
– + |
+ – |
–
–
–
Задание 2. Морфемная структура слова.
Подберите по одному русскому и, где это возможно, по одному английскому (немецкому, французскому) слову к каждой из предлагаемых далее формул морфемной структуры слова (словоформы).
Морфемная структура | Пример слова или словоформы |
корень | |
корень + флексия | |
префикс + корень + флексия | |
префикс + корень + суффикс + флексия | |
корень + суффикс + флексия + постфикс | Напр.: слуш-а-ет-ся |
корень + интерфикс + корень + флексия | |
префикс + корень + суффикс |
.
Аудиторная самостоятельная работа
Определить морфемный состав 2-х предложенных слов, выделить в каждом слове формообразующую и словообразующую основы и указать способ словообразования
|
Образец:
прислуша ть ся ← слушать префиксально-постфиксальный способ
Тема II. Грамматическое значение,
Грамматическая форма
ОЛ: Кодухов: 208-211 (212-234)
Реформатский: 243-252 (243-253)
УМК: 365-369, 380-384
ДЛ: Алефиренко 313-316
Головин: 99-101,108-109
Маслов: 111, 158-159
Реформатский: 255-261 (256-263)
Основные термины: грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма(ГФ), словоформа (= 3). |
Задание 1. Соотношение лексического и грамматического значений в слове
Определите (с помощью словаря) лексическое значение выделенных слов и укажите все сопровождающие его грамматические признаки.
«Еще раз посоветую: обратите внимание на язык, добивайтесь от него точности, что даст ему силу и красоту» (А.М. Горький).
«Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» (А. П. Чехов).
«Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет» (К. И. Чуковский).
Задание 2. Признаки грамматического значения
Определите грамматические значения, объединяющие ряды слов:
фонема, морфема, морфология, рекурсия, лексема, грамматика, лексикология;
артикль, редукция, параграф, предложение, аффриката, сложение, учебник, доброта, конфикс, дифтонг, ударение;
докажите, объясните, продумывайте, определите, укажите, считайте, приведите, транскрибируйте, аргументируйте.
• Какие свойства грамматического значения можно увидеть на этих примерах?
Задание 3. Определение понятия «грамматическое значение»
Заполните на основе сопоставления с лексическим значением (ЛЗ) пункты, характеризующие грамматическое значение (ГЗ).
ЛЗ | ГЗ |
1. Основная часть семантики слова. | 1. |
2. Абстрагируется от конкретного предмета. | 2. |
3. Индивидуально для каждого слова. | 3. |
4. Имеет самостоятельность вне связной речи (высказывания). | 4. |
● Сформулируйте на основании полученных характеристик определение грамматического значения.
Задание 4. Грамматическая форма
Сравните следующие пары слов: комната – комнату, город – городок, слабый – слабее, слабый – слабо, лежать – лежащий. В каких случаях и почему мы должны говорить о двух разных словах, а в каких – о грамматических формах одного и того же слова.
|
Тема III. Способы и средства выражения
Грамматических значений
Грамматический способ
ОЛ: Кодухов: 222-223 (252-254)
Реформатский: 214-217 (313-316)
УМК: 369-379
ДЛ: Маслов: 199-200
Основные термины: аналитический способ, аналитическая грамматическая форма, синтетический способ, синтетическая грамматическая форма, аналитико-синтетическая грамматическая форма (= 5). |
Задание 1. Грамматический способ
Распределите по графам таблицы следующие словоформы:
дружба – о дружбе; голосá – англ. voices – франц. des voix (ср. р., ед. ч. – voix); важнее – более (менее) важный – важнейший – самый важный; нем. größer, англ. larger, франц. plusgrand; приготовлю – буду готовить; (он) взял – нем. (er) hat genommen – англ. (he) has taken – франц. (il) a pris; свети – пусть светит; лампа – нем. die Lampe; делал бы – нем. hätte gemacht; рус. книги (род. п.), болг. на книга, нем. des Buches, англ. of the book, франц. de la livre.
Язык | Словоформа | ||
синтетическая | аналитическая | аналитико-синтетическая | |
Русский | |||
Английский | |||
Немецкий | |||
Француз-ский |
Грамматические средства
ОЛ: Кодухов: 214-219 (240-249)
Реформатский: 263-270; 276-313 (263-270; 276-312)
УМК: 369-379
ДЛ: Головин: 101-105
Основные термины: аффиксация, внутренняя флексия, интонация, повтор (редупликация), порядок слов, служебные слова, супплетивизм, ударение, фузия, агглютинация (при составлении карточек используйте ОС, блок V-Грам) (= 10). |
Задание 2. Аффиксация
В следующих словоформах выделите грамматические аффиксы и распределите их по графам таблицы, указав выражаемое аффиксом грамматическое значение (или значения):
Язык | Словоформа | Пре-фикс | Суф-фикс | Кон-фикс | Флек-сия | Пост-фикс | Приле -па |
рус. | дуб | ||||||
быстрее | |||||||
ходить | |||||||
иди | |||||||
пугаться | |||||||
идущий | |||||||
идите | |||||||
идете | |||||||
наивысочайший | |||||||
подвиньтесь-ка | |||||||
англ. | hands | ||||||
shorts | |||||||
runs | |||||||
worked | |||||||
working | |||||||
нем. | machen | ||||||
machtest | |||||||
gemacht | |||||||
des Tisches | |||||||
die Tische | |||||||
kleiner | |||||||
kleines | |||||||
kleine | |||||||
фр. | finissons (1л. мн. ч.) | ||||||
finissent (3 л. мн. ч.)- от finit | |||||||
кирг. | аталарда - ‛у отцов’ | ||||||
атаымызда - ‛у нашего отца’ | |||||||
аталарымызда -‛ у наших отцов’ | |||||||
Образец: вы-тя-ну-л-и-сь | вы- – сов. вид | -ну- – сов. в.-л- – пр. вр. | -и – мн. ч. | -сь –возврат-ность |
Задание 3. Другие грамматические средства
|
Используя предложенный далее языковой материал, распределите словоформы в соответствии со средствами выражения грамматических значений (средствами образования грамматических форм).
рус. я – мне, иду – шел, пúлите – пилúте, рýки – рукú – в руки; автобусобогнал трамвай – трамвай обогнал автобус; громкий – громче – самый громкий; англ. the act – to act, the lagest, the most interesting, much – more, bad – worse, a΄refund – to re΄fund, begin – began – begun, tooth – teeth, I had worked; нем. ich – mir, der Vater – die Väter, lesen – las – gelesen; werde machen, habe gemacht, des Waldes (ср. лéса – род. п.); der Knabe – das Mädchen – die Frau; франц. le (un) pays – des pays (страна – стрáны), le pais – un pais; la France – le pais; (tu) as préparé (ты приготовил) – (il) a préparé (он приготовил); (tu) es arrivé (‘ты прибыл’) – (ille) est arrivé (она прибыла’); чеш. (ja) jsem čekal (= я ждал); болг. човек – хора (ср. человек – люди); части на речта (= части речи), ща ходя (будет ходить); япон. jamajama (горы), коряк. цолцол (соль).
Грамматические средство | Словоформы разных языков | ||||
русский | англий-ский | немецкий | француз-ский | прочие | |
Внутренняя флексия | |||||
Служебные слова (указать их виды) | |||||
Ударение | |||||
Порядок слов | |||||
Супплетивизм | |||||
Повторение основ (редупликация) |
|
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!