Функции детской субкультуры в развитии образа Я ребенка — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Функции детской субкультуры в развитии образа Я ребенка

2017-09-10 602
Функции детской субкультуры в развитии образа Я ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смысл детской субкультуры заключается, во-первых, в том, что она представляет ребенку особое психологическое простран­ство, благодаря которому он приобретает "социальную компе­тентность в группе равных". Исходя из этого, можно опреде­лить, что главной функцией детской субкультуры является социализирующая. Основным источником, проводником социа­лизации выступает группа сверстников. Уже на самых ранних этапах онтогенеза детское сообщество берет на себя обучающие и воспитывающие роли. С помощью традиционных культур­ных средств — детского правового быта, детского фольклора, игровых правил — происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, значит — формирование его представлений о себе как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию — половую принадлежность — ребенок усваивает во многом бла­годаря другим детям.

Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку воз­можность для реализации собственных потребностей, способно­стей, как пишет В. В. Абраменкова1, экспериментальную пло­щадку для опробования себя, определения границ своих воз­можностей, погружая его в иные логики, иные миры и про­странства. Удивительно точную характеристику ребенку дали в своей книге американские педагоги Снайдеры: "Маленький ре­бенок — это исследующая, наблюдающая, взаимодействующая, чувствующая, думающая личность. Там, куда смотрит трех- или четырехлетка, находится что-то, что интересно увидеть, попро­бовать, разгадать"2.

Если культура взрослых задает путь развития ребенка, то детская субкультура представляет целый веер путей развития, определяя зону вариативного развития, готовя его к решению

1 Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 1999. С. 119.

- Снайдер Р., Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность... С. 33.


проблемных задач в нестандартных ситуациях. Каждому ре­бенку присуща потребность актуализировать свои потенциаль­ные возможности и жить, будучи включенными во взаимоотно­шения с другими. Этот потенциал может либо свободно разви­ваться и содействовать личностному развитию, либо быть по­давленным и тогда — личностно-разрушительным.

В-третьйх, пространство детской субкультуры создает ребенку психологическую защиту от неблагоприятных воздействий взрос­лого мира. В этом заключается психотерапевтическая функ­ция. "Сказкотерапия" — известный прием не только для детей, но и для взрослых. В то же время детский фольклор (например, страшилка — тренинг тревожности и боязни темноты, дразнил­ка — психологическое средство владения собой и тренировка культурных коммуникативных умений и т. д.) представляет собой не искусственно созданное, а естественное психотерапев­тическое средство, используемое детским сообществом на про­тяжении тысячелетий.

Детская субкультура, в-четвертых, выполняет культура-охранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, ус­тные тексты, обряды и др., утраченные современной цивилиза­цией. Многими этнографами отмечается перемещение культур­ных ценностей из обихода взрослых в детскую среду как мо­мент сохранения традиций с обновленной функциональностью.

В ситуации "культурного взрыва"1, переживаемого нашей страной, когда повышается фактор неопределенности, когда оказываются несостоятельными многие прогнозы, в детской субкультуре существует прогностический потенциал предчув­ствия, предвосхищения траектории развития культуры. Биб­лейская мудрость "Устами младенца глаголет истина" в наши дни перестает звучать чисто метафорически, дети не знают, что им открыта истина, они пророчествуют о судьбах мира в соот­ветствии с парадоксом знания неведующих, незнающих (Абра-менкова, 1999. С. 121).

Проблематизируя и переосмысляя историческое наследие взрослых, детская субкультура высвечивает точки роста обще­человеческой культуры. В этом ее духовная миссия. По выра­жению известного английского ученого У. Эмерсона, "дети — вечные миссии человечества, воплощение его неотвратимого будущего".

1 Лотман Ю. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. Семи­отика культуры: Уч. записки ТГУ. Вып.463. Тарту, 1978.


Взаимоотношения культуры взрослых и детской субкульту­ры носят сложный и неоднозначный характер в становлении образа Я ребенка. С одной стороны, весь смысл детской суб­культуры в стремлении к обособлению от мира взрослых, с дру­гой — это призыв к творческому диалогу со взрослым миром, потребности в идентификации с ним (Абраменкова, 1999. С. 121).

Как отмечал Д. Б. Эльконин, каждый шаг эмансипации де­тей от взрослых ведет к углублению их связи с жизнью обще­ства. Поэтому детскую субкультуру можно рассматривать как самобытный способ освоения ребенком новых сторон социаль­ной действительности и его самоутверждения в ней. Детская субкультура служит источником многочисленных моделей по­ведения, которые соотносимы с социальными и культурными нормами общества, помогающими познать и понять себя. Если взрослый задает ребенку "зону ближайшего развития" (Л. С. Вы­готский), то детская субкультура, детское сообщество создают "зону вариативного развития" (В. В. Абраменкова).

Эту точку зрения разделяет Д. И. Фельдштейн1, подчерки­вающий, что ребенок с самых первых лет жизни активно реа­гирует на детскую среду — в семье, во дворе, группе детского сада, классе и т. д. Эта среда не просто "противостоит" взрос­лым, но и создает дистанцию ближайшего развития ("Вырасту, буду таким, как Саша," — мечтает дошкольник). Причем зача­стую ребенок больше ориентируется на сверстника или более старшего по возрасту ребенка.

Раскрывая смысл вариативного развития, В. В. Абраменко­ва пишет: «В пространстве детской субкультуры (играх,.дет­ском фольклоре) содержатся пласты различной древности, при­общаясь к которым, ребенок вступает в зону вариативного раз­вития в режиме "диалога культур"2, иных логик, моральных представлений, языков».

Зона вариативного развития — это зона открытости ребенка к восприятию других культурных традиций и в этой связи может быть расширена посредством "вариативного образования"3, на­правленного на предоставление личности возможностей выбора жиз­ненных целей, активизирующих ее познавательную активность.

1 Фелъдштейн Д. И. Развитие в пространстве-времени детства. М., 1998. С. 89.

2 Библер В. С. Мышление и творчество. М., 1975. С. 124. 2 Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. — Воронеж, 1996.


Таким образом, содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для массовой культуры особенности пове­дения, сознания, деятельности, но и социокультурные инвари­анты.

Однако детская субкультура, при всей ее высокой значимо­сти, всегда ориентирована на мир взрослых, взрослого, кото­рый исходя из социального заказа задает ей определенные цели, содержание. Ссылаясь на исследования И. А. Колесниковой, Д. И. Фельдштейна и др., а также практический опыт, можно сказать, что не всегда интересы детей и взрослых совпадают. При этом требуется проявление ребенком определенных уси­лий. * Растущий человек производит огромную работу по по­строению своей деятельности, которую он конструирует не толь­ко для взрослых (добиваясь их одобрения), но воспроизводит ее в своей структуре, интериоризируя ее, входя в нее, делая при этом маленький "шажок" внутри себя, саморазвиваясь. Имен­но здесь он формируется как субъект деятельности, определяя силы и возможности своего Я»1.

Поиск путей рождения субъекта деятельности сегодня ак­тивно ведут А. Г. Асмолов, В. П. Зинченко, М. В. Крулехт, С. И. Бабаева, В. А. Петровский и др. исследователи, справед­ливо полагая, что "культура — это внешний источник..., но она бессильна, когда иссякают внутренние, лучше сказать, соб­ственные источники и движущие силы развития и саморазви­тия" (Зинченко, 1991).

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вы­воды о том, что:

— детская субкультура представляет ребенку особое психо­логическое пространство развития;

— внутри этого пространства ребенок обретает социальную компетентность в группе равных; оно охраняет его от неблаго­приятного вмешательства взрослых, предоставляет "эксперимен­тальную площадку" для опробования себя, уточнения границ своих возможностей, задавая "зону вариативного развития".

Контрольные вопросы и задания

1) Что такое "детская субкультура"? Каково ее место в со­временной социокультурной образовательной ситуации?

1 Фелъдштейн Д. И. Развитие в пространстве-времени... С. 90.


2).Раскройте значимость идентификации как одного из ме­ханизмов формирования отношений ребенка к миру.

3) На основе исследований В. В. Абраменковой раскройте содержание детской субкультуры.

4) Каким образом функции детской субкультуры способству­ют наполнению содержания образа Я ребенка? Поясните это на примерах.

5) Что такое "зона вариативного развития" по В. В. Абра­менковой? Чем она отличается от "зоны ближайшего разви­тия" Л. С. Выготского?

Литература для самообразования

Абраменкова В. В. Социальная психология детства: разви­тие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 1999.

Безрукова Л. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников: Автореф.... дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личност-но-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995. С. 13.

Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.

Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские (историческое наследие). СПб., 1994.

Григорьев В. М. Народные игры в традиции России. М., 1994.

Братусь Б. С. Аномалия личности. М., 1988.

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образо­вание в России / Под ред. Р. Б. Стеркиной. М., 1996. С. 10.

Снайдер Р., Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность. М., 1995.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.