Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 8. Формирование немецкой

2017-09-10 417
Глава 8. Формирование немецкой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

§ 1. Истоки немецкой социологии.

§ 2. Социология Ф. Тённиса.

§ 3. Социологическая концепция Г. Зиммеля.

Вопросы и задания по теме.

 

Истоки немецкой социологии

В конце XIX века позитивизм начинает испытывать методологические трудности в объяснении общественной жизни. В адрес социологии, построенной на принципах позитивизма, высказываются серьезные упреки в том, что она теряет подлинный объект исследования, игнорирует специфику социальных явлений. Противники позитивизма утверждали, что в области социальных явлений мы имеем дело не с механической причинностью, свойственной природе, а с закономерностями человеческого бытия, имеющими телеологический (целеполагающий) характер, которые не связаны с безусловной необходимостью.

Формируется новая парадигма, которая проводит четкую грань между миром природы и миром социокультурного бытия. Общество рассматривается не как организм, а как организация духовного порядка. Данная парадигма начинает формироваться в Германии. Причина тому – особые условия и предпосылки возникновения немецкой социологии. Если в Англии, Франции, США социология была тесно связана с позитивизмом, то в Германии социология основывалась на традициях немецкой классической философии. Долгое время в Германии социологическая проблематика рассматривалась под рубрикой «философия» или «национальная экономия», а сама социология (которая отождествлялась с позитивистской доктриной) не признавалась в качестве самостоятельной науки.

Известный немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) даже посвятил специальный труд доказательству невозможности существования социологии как науки. В. Дильтей условно выделял два вида наук (по предмету): науки о природе (естественные) и науки о духе (социогуманитарные). Естественные науки, по В. Дильтею, прослеживают, каким образом естественные события воздействуют на человека. Социогуманитарные науки изучают свободную деятельность человека, преследующего определенные цели.

Физические вещи, изучаемые естествознанием, известны нам лишь опосредованно, как явления. Напротив, данные науки о духе берутся из внутреннего опыта, из непосредственного наблюдения человека над самим собой и над другими людьми и отношениями между ними. Следовательно, первичным элементом наук о духе является, по В. Дильтею, непосредственное внутреннее переживание, в котором представление, чувство и воля слиты воедино и в котором человек непосредственно осознает свое существование в мире. Это непосредственное переживание сугубо индивидуально, поэтому, по мнению В. Дильтея, социология как обобщающая наука об историческом развитии не может существовать.

Таким образом, главным средством социогуманитарного познания В. Дильтей считал понимание в противовес объяснению в естественных науках. В. Дильтей говорил: «Мы объясняем природу, но мы понимаем духовную жизнь».

Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) и Генрих Риккерт (1863-1936), представители баденской школы неокантианства, предложили различать науки не по предмету, а по методу. Они различали «номотетические» (номос – греч., закон, порядок) и «идеографические» (образные) методы. Номотетические методы рассматривают действительность с точки зрения всеобщего, выражаемого посредством естественнонаучных законов. Идеографические методы описывают единичное в его эмпирической неповторимости. Общие законы, по их мнению, несоизмеримы с единичным конкретным существованием, в котором всегда присутствует нечто, невыразимое в общих понятиях.

 

Социология Ф. Тённиса

Ф. Тённис и Г. Зиммель считаются представителями формальной социологии. Они придавали особое значение форме, структури­рованию, классификации общественных явлений и процессов. Социальные процессы и отно­шения рассматривались в рамках многообразных детальных классификаций социальных форм, вбирающих в себя самые различные общественные структуры, действия и тенденции.

Фердинанд Тённис родился 26 апреля 1855 г. в деревне Рип близ местечка Олденсворт (земля Шлезвиг-Гольштейн). Его отец был зажиточным фермером, а мать происходила из протестантской семьи священников. Будучи учеником гимназии, Ф. Тённис начинает интересоваться философией, изучает труды Платона, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра. Окончив гимназию, Ф. Тённис поступил в Страсбургский университет, где занимался философией, историей, филологией. В 1877 г. Ф. Тённис защитил диссертацию по классической филологии.

Изучал политэкономию и педагогику в Берлине, а также психологию в Лейпциге. В 1881 г. получает должность приват-доцента философии в университете г. Киля с работой на тему «Общность и общество». В 1880-90-х годах его академическая деятельность не отличалась большой интенсивностью. Ф. Тённис предпочитал жизнь свободного ученого. В это время он пишет статьи о Т. Гоббсе, Г. Лейбнице, Б. Спинозе, Г. Спенсере, К. Марксе и др. Также в начале 1880-х проявился его интерес к социальной статистике (проблемы преступности, бедности, самоубийства). Начиная с 1895 г. он специализируется на эмпирических исследованиях. В 1909 г. Ф. Тённис совместно с Г. Зиммелем, В. Зомбартом и М. Вебером основал Немецкое социологическое общество и был избран его первым председателем.

С 1913 по 1933 годы Ф. Тённис работает ординарным профессором Кильского университета. В 1930 г. он вступает в социал-демократическую партию в знак протеста против разгоравшегося в стране национализма. В 1933 г., когда нацисты пришли к власти, его отстранили от должности. Немецкое социологическое общество было упразднено. Последние годы своей жизни Ф. Тённис провел в нищете и забвении. Он умер 11 апреля 1936 г. в Киле.

Главная работа Ф. Тённиса - «Общность и общество» (1887).

Ф. Тённис пытался строить свою социологию как аналитическую дисциплину. Задачей социологии он считал исследование наиболее общих черт социального процесса, различных форм социального существования, а также выработку системы общих понятий и типов, необходимых для описания и понимания конкретных явлений. Исходя из этого, Ф. Тённис предлагал строить структуру социологии следующим образом. Первый уровень (чистая, или теоретическая, социология) предполагает изучение общества в состоянии статики (исследование социальных форм). Второй уровень (прикладная социология) – исследование общества в состоянии динамики. Третий уровень (эмпирическая социология) – исследование фактов жизни современного общества на основе статистических данных.

В работе «Общность и общество» Ф. Тённис отмечает, что все социальные явления надо рассматривать как волевые отношения. Сама воля делится на два типа: органическую (инстинктивную) волю и рассудочную волю, которая предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель поведения. В зависимости от характера воли различают два типа общественных отношений: интимные, межиндивидуальные отношения соответствуют общности (душевная близость, привязанность людей друг к другу, личные переживания), а все внешнее, социальное относится к обществу (обмен, торговля, выбор), где действует принцип «каждый сам за себя», между людьми существует напряженность. В общности господствует инстинкт, чувство, органические отношения, в обществе – расчетливый разум, абстракция.

Основными типами общностных (общинных) отношений, по Ф. Тённису, являются родовые отношения, отношения соседства и отношения дружбы. Общность является сильной и стабильной социальной системой, так как кровные и дружеские отношения отличаются высокой устойчивостью и длительностью существования. Наиболее ярким примером общественного типа отношений является государство. Оно создается для достижения определенной цели. Народы, этнические общности вступают в этот союз осознанно, целенаправленно, но разрывают его при потере интереса к цели. Логика исторического процесса, по Ф. Тённису, заключается в постепенном переходе от социальности общинного типа к социальности общественной, от идеализированных патриархально-феодальных отношений к капиталистическим.

Общность и общество выступают у Ф. Тённиса как основные критерии классификации социальных форм. Тённис подразделяет основные формы социальной жизни на три типа: 1) социальные отношения; 2) группы, совокупности; 3) корпорации, союзы, объединения.

Социальные отношения – самая простая социальная форма, имеющая в то же время самые глубокие социальные корни. Социальные отношения базируются на взаимной зависимости и взаимной привязанности людей, на глубинных человеческих потребностях. Ф. Тённис подчеркивает, что социальные отношения могут основываться либо на товариществе, либо на господстве и подчинении, либо это смешанный тип.

Совокупность социальных отношений образует группу. Группа возникает в том случае, если объединение индивидов рассматривается ими как необходимое для достижения какой-либо цели. Группы также могут базироваться на отношениях товарищества и господства (касты).

Корпорация возникает тогда, когда социальная форма обладает внутренней организацией, т.е. те или иные индивиды выполняют в ней определенные функции. Корпорация может возникнуть из естественных отношений (кровнородственные связи – клан), из общего отношения к земле, из совместного проживания и взаимодействия. Здесь также используется деление по критерию «товарищество – господство».

В каждой из описанных выше социальных форм действуют три вида норм. Это нормы социального порядка (основаны на общем согласии), правовые нормы (создаются либо на базе формального законодательства, либо возникают из обычаев) и моральные нормы (устанавливаются религией или общественным мнением).

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.