Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-09-10 | 417 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
§ 1. Истоки немецкой социологии.
§ 2. Социология Ф. Тённиса.
§ 3. Социологическая концепция Г. Зиммеля.
Вопросы и задания по теме.
Истоки немецкой социологии
В конце XIX века позитивизм начинает испытывать методологические трудности в объяснении общественной жизни. В адрес социологии, построенной на принципах позитивизма, высказываются серьезные упреки в том, что она теряет подлинный объект исследования, игнорирует специфику социальных явлений. Противники позитивизма утверждали, что в области социальных явлений мы имеем дело не с механической причинностью, свойственной природе, а с закономерностями человеческого бытия, имеющими телеологический (целеполагающий) характер, которые не связаны с безусловной необходимостью.
Формируется новая парадигма, которая проводит четкую грань между миром природы и миром социокультурного бытия. Общество рассматривается не как организм, а как организация духовного порядка. Данная парадигма начинает формироваться в Германии. Причина тому – особые условия и предпосылки возникновения немецкой социологии. Если в Англии, Франции, США социология была тесно связана с позитивизмом, то в Германии социология основывалась на традициях немецкой классической философии. Долгое время в Германии социологическая проблематика рассматривалась под рубрикой «философия» или «национальная экономия», а сама социология (которая отождествлялась с позитивистской доктриной) не признавалась в качестве самостоятельной науки.
Известный немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) даже посвятил специальный труд доказательству невозможности существования социологии как науки. В. Дильтей условно выделял два вида наук (по предмету): науки о природе (естественные) и науки о духе (социогуманитарные). Естественные науки, по В. Дильтею, прослеживают, каким образом естественные события воздействуют на человека. Социогуманитарные науки изучают свободную деятельность человека, преследующего определенные цели.
|
Физические вещи, изучаемые естествознанием, известны нам лишь опосредованно, как явления. Напротив, данные науки о духе берутся из внутреннего опыта, из непосредственного наблюдения человека над самим собой и над другими людьми и отношениями между ними. Следовательно, первичным элементом наук о духе является, по В. Дильтею, непосредственное внутреннее переживание, в котором представление, чувство и воля слиты воедино и в котором человек непосредственно осознает свое существование в мире. Это непосредственное переживание сугубо индивидуально, поэтому, по мнению В. Дильтея, социология как обобщающая наука об историческом развитии не может существовать.
Таким образом, главным средством социогуманитарного познания В. Дильтей считал понимание в противовес объяснению в естественных науках. В. Дильтей говорил: «Мы объясняем природу, но мы понимаем духовную жизнь».
Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) и Генрих Риккерт (1863-1936), представители баденской школы неокантианства, предложили различать науки не по предмету, а по методу. Они различали «номотетические» (номос – греч., закон, порядок) и «идеографические» (образные) методы. Номотетические методы рассматривают действительность с точки зрения всеобщего, выражаемого посредством естественнонаучных законов. Идеографические методы описывают единичное в его эмпирической неповторимости. Общие законы, по их мнению, несоизмеримы с единичным конкретным существованием, в котором всегда присутствует нечто, невыразимое в общих понятиях.
Социология Ф. Тённиса
Ф. Тённис и Г. Зиммель считаются представителями формальной социологии. Они придавали особое значение форме, структурированию, классификации общественных явлений и процессов. Социальные процессы и отношения рассматривались в рамках многообразных детальных классификаций социальных форм, вбирающих в себя самые различные общественные структуры, действия и тенденции.
|
Фердинанд Тённис родился 26 апреля 1855 г. в деревне Рип близ местечка Олденсворт (земля Шлезвиг-Гольштейн). Его отец был зажиточным фермером, а мать происходила из протестантской семьи священников. Будучи учеником гимназии, Ф. Тённис начинает интересоваться философией, изучает труды Платона, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра. Окончив гимназию, Ф. Тённис поступил в Страсбургский университет, где занимался философией, историей, филологией. В 1877 г. Ф. Тённис защитил диссертацию по классической филологии.
Изучал политэкономию и педагогику в Берлине, а также психологию в Лейпциге. В 1881 г. получает должность приват-доцента философии в университете г. Киля с работой на тему «Общность и общество». В 1880-90-х годах его академическая деятельность не отличалась большой интенсивностью. Ф. Тённис предпочитал жизнь свободного ученого. В это время он пишет статьи о Т. Гоббсе, Г. Лейбнице, Б. Спинозе, Г. Спенсере, К. Марксе и др. Также в начале 1880-х проявился его интерес к социальной статистике (проблемы преступности, бедности, самоубийства). Начиная с 1895 г. он специализируется на эмпирических исследованиях. В 1909 г. Ф. Тённис совместно с Г. Зиммелем, В. Зомбартом и М. Вебером основал Немецкое социологическое общество и был избран его первым председателем.
С 1913 по 1933 годы Ф. Тённис работает ординарным профессором Кильского университета. В 1930 г. он вступает в социал-демократическую партию в знак протеста против разгоравшегося в стране национализма. В 1933 г., когда нацисты пришли к власти, его отстранили от должности. Немецкое социологическое общество было упразднено. Последние годы своей жизни Ф. Тённис провел в нищете и забвении. Он умер 11 апреля 1936 г. в Киле.
Главная работа Ф. Тённиса - «Общность и общество» (1887).
Ф. Тённис пытался строить свою социологию как аналитическую дисциплину. Задачей социологии он считал исследование наиболее общих черт социального процесса, различных форм социального существования, а также выработку системы общих понятий и типов, необходимых для описания и понимания конкретных явлений. Исходя из этого, Ф. Тённис предлагал строить структуру социологии следующим образом. Первый уровень (чистая, или теоретическая, социология) предполагает изучение общества в состоянии статики (исследование социальных форм). Второй уровень (прикладная социология) – исследование общества в состоянии динамики. Третий уровень (эмпирическая социология) – исследование фактов жизни современного общества на основе статистических данных.
|
В работе «Общность и общество» Ф. Тённис отмечает, что все социальные явления надо рассматривать как волевые отношения. Сама воля делится на два типа: органическую (инстинктивную) волю и рассудочную волю, которая предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель поведения. В зависимости от характера воли различают два типа общественных отношений: интимные, межиндивидуальные отношения соответствуют общности (душевная близость, привязанность людей друг к другу, личные переживания), а все внешнее, социальное относится к обществу (обмен, торговля, выбор), где действует принцип «каждый сам за себя», между людьми существует напряженность. В общности господствует инстинкт, чувство, органические отношения, в обществе – расчетливый разум, абстракция.
Основными типами общностных (общинных) отношений, по Ф. Тённису, являются родовые отношения, отношения соседства и отношения дружбы. Общность является сильной и стабильной социальной системой, так как кровные и дружеские отношения отличаются высокой устойчивостью и длительностью существования. Наиболее ярким примером общественного типа отношений является государство. Оно создается для достижения определенной цели. Народы, этнические общности вступают в этот союз осознанно, целенаправленно, но разрывают его при потере интереса к цели. Логика исторического процесса, по Ф. Тённису, заключается в постепенном переходе от социальности общинного типа к социальности общественной, от идеализированных патриархально-феодальных отношений к капиталистическим.
Общность и общество выступают у Ф. Тённиса как основные критерии классификации социальных форм. Тённис подразделяет основные формы социальной жизни на три типа: 1) социальные отношения; 2) группы, совокупности; 3) корпорации, союзы, объединения.
|
Социальные отношения – самая простая социальная форма, имеющая в то же время самые глубокие социальные корни. Социальные отношения базируются на взаимной зависимости и взаимной привязанности людей, на глубинных человеческих потребностях. Ф. Тённис подчеркивает, что социальные отношения могут основываться либо на товариществе, либо на господстве и подчинении, либо это смешанный тип.
Совокупность социальных отношений образует группу. Группа возникает в том случае, если объединение индивидов рассматривается ими как необходимое для достижения какой-либо цели. Группы также могут базироваться на отношениях товарищества и господства (касты).
Корпорация возникает тогда, когда социальная форма обладает внутренней организацией, т.е. те или иные индивиды выполняют в ней определенные функции. Корпорация может возникнуть из естественных отношений (кровнородственные связи – клан), из общего отношения к земле, из совместного проживания и взаимодействия. Здесь также используется деление по критерию «товарищество – господство».
В каждой из описанных выше социальных форм действуют три вида норм. Это нормы социального порядка (основаны на общем согласии), правовые нормы (создаются либо на базе формального законодательства, либо возникают из обычаев) и моральные нормы (устанавливаются религией или общественным мнением).
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!