Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-09-10 | 381 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Тема классов и классовой борьбы занимает центральное место в марксизме. А.Б. Гофман обращает внимание на то обстоятельство, что деление общества на классы и рассмотрение социального развития с точки зрения классовой борьбы существовали и до К. Маркса. Еще А.Р.Ж. Тюрго различал внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников по признаку собственности на средства производства. А. Смит в современном ему обществе выделял три класса: наемных рабочих, капиталистов и земельных собственников, противопоставляя первый класс двум остальным. Французские историки-романтики (Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер, О. Тьерри) рассматривали классовую борьбу как главную движущую силу истории.
Сам К. Маркс признавал, что не он открыл существование классов в современном обществе и обратил внимание на их противостояние. Вклад К. Маркса в разработку этой проблемы заключается в доказательстве следующих положений:
1) существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства;
2) классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата;
3) сама диктатура пролетариата составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.
Понятие класса занимает центральное место в доктрине К. Маркса. Тем не менее, общего определения этого понятия Маркс не дает ни в одной из своих работ. В.И. Ленин в статье «Великий почин» дает развернутое определение понятия «класс» с использованием марксовых признаков классов. Классы – «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».[46]
|
К. Маркс отмечал, что классовое деление общества отсутствовало в первобытной формации, в которой существовала коллективная собственность на средства производства. Оно возникает в антагонистических формациях в результате развития разделения труда и появления частной собственности на средства производства.
В широком смыслеклассы, по К. Марксу, – это любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном экономическом положении и политически борющиеся между собой. В этом смысле классы включают в себя различные сословия и любые более или менее социальные категории, находящиеся на различных стадиях социально-экономического и политического развития.
В более узком смысле К. Маркс понимает под классами такие социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства. Так как основа классового деления общества лежит в производственных отношениях, то классы являются выражением этих отношений. Главными критериями классообразования выступают различные формы собственности на средства производства, наличие или отсутствие этой собственности у конкретной социальной группы.
К. Маркс считал, что в своем историческом становлении класс проходит два этапа:
1) «класс в себе» – социальная группа, не осознающая себя как имеющую специфические интересы и потребности.
2) «класс для себя» – социальная группа, осознавшая свои особые интересы и потому противостоящая другой социальной группе, другим классам.
Наряду с отношением к средствам производства, важными признаками классов являются особенности образа жизни, уровень образования, противостояние данной социальной группы определенной другой группе и т.д. Последний признак особенно подчеркивается К. Марксом. Он считает, что в любой антагонистической формации существуют два основных класса. То есть имеет место дихотомическое деление общества на классы. К. Маркс выделял две формы классовой дихотомии:
|
1) сквозное противостояние, характерное для всех антагонистических формаций, где на одном полюсе сосредотачиваются непроизводительные, господствующие политически, угнетающие экономически, эксплуатирующие классы (рабовладельцы, феодалы, капиталисты), а на другом – производительные, подчиненные политически, угнетаемые экономически, эксплуатируемые классы (рабы, крестьяне, пролетариат).
2) специфические пары классов, выражающие определенный способ производства. Каждый класс предполагает своего антипода, с которым он находится в противоборстве. Это противоборство может быть явным или скрытым, осознанным или неосознанным, реальным или потенциальным. К. Маркс приводит следующие примеры таких классов: свободные – рабы; патриции – плебеи; помещики – крепостные; буржуа – пролетарии и т.п.
Борьба между классами, по К. Марксу, – это, в конечном счете, выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. В определенный исторический период один класс («реакционный») воплощает отжившие производственные отношения, другой («прогрессивный») – нарождающиеся производственные отношения, соответствующие развивающимся производительным силам. Один и тот же класс на разных фазах развития общественной формации бывает и прогрессивным, и реакционным. Так, буржуазия, которая на ранней стадии капиталистической формации была прогрессивным классом, на завершающей стадии становится реакционным классом. Пролетариат и буржуазия, по К. Марксу, – последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация – это бесклассовое общество.
К. Маркс не ограничивался дихотомическим делением общества на классы. Он видел более сложную социально-классовую структуру общества. В каждой формации существуют, помимо основных классов, образующих дихотомию, неосновные классы, различные социальные группы, социальные слои. Также в рамках одного класса, по Марксу, существуют прослойки, так называемые промежуточные классы, отношения между которыми нельзя назвать гармоничными.
|
Идеи К. Маркса о социальной структуре общества, о социальных изменениях оказали существенное влияние на последующее развитие социологического знания. К. Маркса считают родоначальником конфликтной парадигмы в социологии.
Вопросы и задания по теме
1. Какие из нижеперечисленных работ принадлежат перу К. Маркса?
а) «Святое семейство»;
б) «Курс позитивной философии»
в) «Основания социологии»;
г) «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»;
д) «Критика Готской программы»;
е) «Человеческая природа и социальный порядок.
2. Какое понятие у К. Маркса обозначает социальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и находящуюся в состоянии неустойчивого равновесия?
а) способ производства;
б) общественно-экономическая формация;
в) базис;
г) надстройка.
3. Какие две стороны К. Маркс выделял в способе производства?
а) базис и надстройку;
б) физическую и органическую;
в) производительные силы и производственные отношения;
г) генезис и телезис.
4. Что такое производительные силы, по К. Марксу?
5. Что такое производственные отношения, по К. Марксу?
6. К. Маркс выделял в структуре каждой общественной формации базис и надстройку. Что, по его мнению, относится к надстройке?
а) способ производства, экономическая подсистема;
б) юридические и политические отношения и институты, а также все остальные сферы общественного сознания: мораль, религию, искусство, науку и т.д.
в) определенный уровень развития производительных сил, земля, капитал, труд, средства производства;
г) основные психологические характеристики человека (его характер, потребности и т.д.).
7. Укажите общественные формации, выделенные К. Марксом в работе «Капитал».
а) теологическая;
б) коммунистическая;
в) буржуазная;
г) постиндустриальная;
д) первобытная;
е) феодальная;
ж) метафизическая;
з) рабовладельческая.
8. Что, по мнению К. Маркса, является причиной социального развития?
а) постепенное накопление знаний, капитала и ресурсов;
б) постоянно возникающее противоречие между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и консервативными производственными отношениями, с другой;
в) стремление людей к господству, к власти, желание поработить другие сословия;
г) развитие религии, науки, искусства и других форм общественного сознания.
9. Что, по мнению К. Маркса, происходит, когда существующие производственные отношения исчерпали свой потенциал и превратились в препятствие для развития производительных силы?
10. Как К. Маркс относился к социальным реформам?
11. Какие классы, по мнению К. Маркса, являются основными в капиталистической формации?
а) феодалы и зависимые крестьяне;
б) рабы и рабовладельцы;
в) буржуазия и пролетариат;
г) ученые и промышленники.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!