Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Теоретические источники его социологии

2017-09-10 390
Теоретические источники его социологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Эмиль Дюркгейм – один из создателей социологии как науки, как профессии и как учебной дисциплины. Он родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале на северо-востоке Фран­ции в семье раввина. Эмиля готовили к занятию религиозной дея­тельностью, обучая его древнееврейскому языку, священным иудейским текстам. Однако, Э. Дюркгейм отказался продолжить семейную традицию.

С 1879 по 1882 гг. Э. Дюркгейм обучался в Высшей Нормальной школе в Париже. Среди студентов Э. Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к тео­ретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком». После окончания университета мыслитель в течение нескольких лет пре­подает философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной ко­мандировке в Германии, где познакомился с исследованиями в области социальных и фило­софских наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с В. Вундтом.

В 1887 г. Э. Дюркгейм вступает в должность преподавателя социальной науки и педагогики университета г. Бордо. В 1896 г. он становится заведую­щим кафедрой социальной науки того же университета. Данная кафедра, по утверждению А.Б. Гофмана, является первой кафедры социологии во Франции. С 1898 по 1913 гг. Э. Дюркгейм руководит изданием журнала «Социологический еже­годник». Сотрудники журнала, будучи последователями идей Э. Дюркгейма образовали впоследствии Французскую социологическую школу.

С 1902 г. Э. Дюркгейм преподает в Сорбонне, где возглавляет кафедру науки о вос­питании, которая позже была переименована в кафедру науки о воспитании и со­циологии. Его преподавательская деятельность была весьма интенсивной. Многие его на­учные работы родились из лекционных курсов. Э. Дюркгейм считался блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Студенты обращали внимание на строго научный, ясный сти­лем изложения и в то же время отмечали, что лекции Э. Дюркгейма носили характер «социологической проповеди».

Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе и поставила под вопрос общий оптимистический настрой социологии Э. Дюркгейма. Некото­рые видные представители школы погибли на фронте, в том числе и сын Э. Дюркгейма Андре, подававший надежды лингвист и социолог. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм умер 15 ноября 1917 г.

Среди мыслителей, которых сам Э. Дюркгейм считал своими предшественниками, в основном его соотечественники. Э. Дюркгейм был убежденным сторонником рационализма. Основы этой традиции зало­жил Рене Декарт (1596-1650). Работа Э. Дюркгейма «Метод социологии» перекликается с со­чинением Р. Декарта «Рассуждение о методе». Оба труда ставят перед собой одну и ту же цель – найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных предпочтений, общепринятых мнений и общественных предрассуд­ков.

Шарля Монтескье (1689-1755) Э. Дюркгейм считал предтечей научной социологии. Именно Ш. Монтескье принадлежат идеи, обосновывающие саму возможность существования социальной науки. Прежде всего, это концепция детерминизма и представление о существовании объективных законов, определяющих ход социальных явлений.

Из более поздних предшественников социологии Э. Дюркгейма можно выделить А. Сен-Симона (1760-1825) и О. Конта (1798-1857). А. Сен-Симон, по мнению Э. Дюрк­гейма, первым сформулировал идею социальной науки и разработал обширную программу этой науки, а О. Конт приступил к реализации этой программы. Э. Дюркгейм считал О. Конта «отцом» со­циологии и строил свою теорию на базе позитивизма. В то же время Э. Дюркгейм является одним из первых по­следовательных критиков О. Конта. Так, например, Э. Дюркгейм не согласен с отказом О. Конта от причинного объяснения социальных явлений и с заменой вопроса «почему» на вопрос «как». Э. Дюркгейм пытался выявить глубинные причины социальных процессов и явлений. Кроме того, Э. Дюркгейм в отличие от О. Конта стремился сочетать теоретический анализ с эм­пирическим. И, наконец, Э. Дюркгейм отрицал однолинейный эволюционизм (за­кон трех стадий), отмечая, что человечество идет не одним, а разными путями.

Историки социологии отмечают влияние И. Канта и кантианства на творчество Э. Дюрк­гейма, в особенности, на его концепцию морали и религии. Значимую роль в формировании воззрений Э. Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера. Несмотря на то, что Э. Дюркгейм часто критиковал своего английского коллегу за инди­видуалистический подход к обществу, они оба при­меняли при изучении общества структурно-функциональный анализ. И Э. Дюркгейм, и Г. Спенсер рассматривали общество как органическое целое, в котором каждый институт выполняет определенные функ­ции. Оба мыслителя считали, что сложные общества формируются путем определенной комбинации простых, и строили свои концепции на основе этнографического материала.

Идеи К. Маркса также оказали влияние на социологию Э. Дюркгейма. Э. Дюркгейм интер­претировал марксизм в духе экономического редукционизма, полагая, что К. Маркс сводит всю жизнедеятельность общества к экономическому фактору, который, по мнению Э. Дюрк­гейма нельзя абсолютизировать.

Преподаватели Высшей Нормальной школы Э. Бутру и Н. Фюстель де Куланж также оказали определенное воздействие на концепцию Э. Дюркгейма. Так, Бутру убеждал студентов в том, что синтез, образуемый сочетанием эле­ментов, не может объясняться последними, то есть сложное нельзя выводить из простого. Сле­довательно, каждый более сложный уровень социальной реальности должен объясняться на основе собственных принципов. Фюстель де Куланж прививал своим ученикам умение тщательно и систематически анализировать факты, воспитывал в них интеллектуальную че­стность и предупреждал о крайней нежелательности предвзятого отношения к фактам и теориям.

Таким образом, на формирование социологической концепции Э. Дюркгейма оказали влияния самые разные идеи и концепции: от рационализма Р. Декарта и позитивизма О. Конта до кантианства и органицизма.

Основные произведения Э. Дюркгейма: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социо­логии» («Правила социологического метода») (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементар­ные формы религиозной жизни» (1912)

 

Социологизм Э. Дюркгейма

В противовес психологизму в социологии Э. Дюркгейм разработал концепцию социологизма. А.Б. Гофман рассматривает два аспекта данной концепции: онтологический и методологический. Онтологическая сторона социологизма, то есть концепция социальной реальности заклю­чается в следующем:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок. Она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество – это реальность особого рода, несводимая к другим реальностям, это ав­тономная, независимая ни от чего реальность. Автономно общество прежде всего по отно­шению к индивидуальной реальности. Идея дихотомии общества и инди­вида является важной частью концепции Э. Дюркгейма. Чтобы подчеркнуть отличие индиви­дуального и коллективного (общественного) Э. Дюркгейм предлагает следующие понятийные пары:

индивидуальные факты – социальные факты,

индивидуальные представления – коллективные представления,

светское – священное.

Человек для Э. Дюркгейма – это двойственная реальность, в которой взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

3. Общество, по Э. Дюркгейму, – это не просто самостоятельная реальность. Она явля­ется первичной реальностью по отношению к индивиду и определяет человеческое созна­ние и поведение. Иными словами, Дюркгейм утверждает примат общественного над инди­видуальным. В приведенных выше дихотомических парах стороны, воплощающие социаль­ную реальность, господствуют над индивидуальным. Так, например, социальные факты и коллективные представления определяют соответствующие индивидуальные факты и пред­ставления. Общество, таким образом, является для Дюркгейма более богатой и более «реальной» реальностью, чем индивид. Общество доминирует над индивидом, создает его и является источником всех высших ценностей.

Э. Дюркгейм, отдавая приоритет общественному началу, выступает сторонником социального реализма. Он признает, что общество возникает в результате взаимодействия людей, но раз возникнув, оно начинает жить по собственным законам.

Методологический аспект социологизма тесно связан с онтологическим и заключается в следующем:

1. Так как общество – часть природы, то и изучать его нужно по аналогии с исследова­нием природы. Это означает, что методология социологии как науки об обществе подобна методологии наук о природе. Познавательная цель социологии заключается в исследовании устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Социология должна использовать ме­тоды, аналогичные методам естественных наук.

Главный принцип методологии Э. Дюркгейма гласит: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». Это значит, что исследованию должны подвер­гаться не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно. Дюркгейм предла­гает устранить из социологии все так называемые предпонятия, то есть понятия, образовавшиеся вне науки.

«Рассматривать факты определенного порядка как вещи – значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыс­лительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неиз­вестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внима­тельной интроспекцией».[47]

Социальный факт, по Э. Дюркгейму, имеет два главных признака:

1) он существует вне и независимо от индивида;

2) он оказывает на индивида принудительное воздействие.

Социальная реальность, таким образом, представляется как внеиндивидуальная и на­дындивидуальная. Для Э. Дюркгейма сущность любого социального процесса заключается в подчинении индивида способам действия, которые приходят извне. Иными словами, Э. Дюркгейм в отли­чие от сторонников психологической парадигмы рассматривает социальный процесс со стороны действия внешних сил на изучаемого индивида.

Э. Дюркгейм полагал, что любой социальный факт обладает принудительной силой. Принуждение, по мнению социолога, имеет место в любой группе, когда всем внушается какое-либо чувство или коллективная реакция (например, смех). Такой факт является ти­пично социальным, так как возникает единая коллективная реальность, коллективное сознание. Коллективное сознание трактуется Э. Дюркгеймом как совокупность общих верований и чувств, свойственных в членам той или иной социальной группы. Эта совокупность образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь.

Приводя примеры того, как коллективная реальность и коллективное сознание опреде­ляет индивидуальную реальность и индивидуальные сознания, Э. Дюркгейм пишет о моде, о влиянии толпы, об общественном мнении и др. Он доказывал, что все основные со­циальные институты (образование, воспитание, наука, мораль и др.), нормы, верования лю­дей заданы извне и всем навязываются. Все эти феномены Э. Дюркгейм считал социальными фактами, которые он рассматривал как способ сделать индивида восприимчивым к внеш­нему принуждению.

2. Так как социальная реальность – это реальность особого рода, то социология как наука, изучающая эту реальность, имеет полное право на существование. В силу того, что социальная реальность несводима к другим реальностям, то одни социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. То есть любое социальное явление может быть объяснено только другим социальным явлением.

3. Общество – это высшая реальность. Следовательно, единственно верным способом объяснения является социологический способ, а социология признается не просто специфи­ческой наукой о социальных фактах, а обобщающей наукой, своего рода наукой наук. Социология, по мнению Э. Дюркгейма, призвана обновить и социологизировать самые раз­личные области знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

Э. Дюркгейм предлагает строить социологию на эмпирическом и рациональном фунда­менте. Предметом социологии, по мнению французского ученого, являются социальные факты. Впоследствии он дополнил это истолкование предмета еще одним, определив со­циологию как науку об институтах, их генезисе и функционировании.

Структура социологии мыслилась Э. Дюркгеймом следующим образом:

1. Социальная морфология (аналогична анатомии) исследует субстрат общества, его структуру, материальную форму (изучает географическую основу жизни людей в связи со­циальной организацией, народонаселение, его объем, плотность, распределение по террито­рии).

2. Социальная физиология исследует конкретные проявления обществ. Она вбирает в себя следующие дисциплины:

– социологию религии;

– социологию морали;

– социологию права (юридическую социологию);

– социологию экономики;

– лингвистическую социологию;

– социологию искусства (эстетическую социологию).

3. Общая социология (подобна общей биологии) осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы функционирования и развития общества.

Историки социологии обращают внимание на следующие достижения концепции социологизма:

1) признание общества самостоятельной объективной реальностью по отношению к составляющим его индивидам;

2) изучение влияния социальной среды на индивидуальное сознание и поведение;

3) обоснование социальной природы процесса познания.

Вместе с этим отмечаются и недостатки данной теории:

1) социальная реальность рассматривается как внеиндивидуальная и надындивидуаль­ная;

2) социальные факты представляются как вещи, существующие независимо от чело­века и имеющие какое-то свое особое бытие.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.