Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-09-10 | 390 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Эмиль Дюркгейм – один из создателей социологии как науки, как профессии и как учебной дисциплины. Он родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции в семье раввина. Эмиля готовили к занятию религиозной деятельностью, обучая его древнееврейскому языку, священным иудейским текстам. Однако, Э. Дюркгейм отказался продолжить семейную традицию.
С 1879 по 1882 гг. Э. Дюркгейм обучался в Высшей Нормальной школе в Париже. Среди студентов Э. Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком». После окончания университета мыслитель в течение нескольких лет преподает философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с исследованиями в области социальных и философских наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с В. Вундтом.
В 1887 г. Э. Дюркгейм вступает в должность преподавателя социальной науки и педагогики университета г. Бордо. В 1896 г. он становится заведующим кафедрой социальной науки того же университета. Данная кафедра, по утверждению А.Б. Гофмана, является первой кафедры социологии во Франции. С 1898 по 1913 гг. Э. Дюркгейм руководит изданием журнала «Социологический ежегодник». Сотрудники журнала, будучи последователями идей Э. Дюркгейма образовали впоследствии Французскую социологическую школу.
С 1902 г. Э. Дюркгейм преподает в Сорбонне, где возглавляет кафедру науки о воспитании, которая позже была переименована в кафедру науки о воспитании и социологии. Его преподавательская деятельность была весьма интенсивной. Многие его научные работы родились из лекционных курсов. Э. Дюркгейм считался блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Студенты обращали внимание на строго научный, ясный стилем изложения и в то же время отмечали, что лекции Э. Дюркгейма носили характер «социологической проповеди».
|
Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе и поставила под вопрос общий оптимистический настрой социологии Э. Дюркгейма. Некоторые видные представители школы погибли на фронте, в том числе и сын Э. Дюркгейма Андре, подававший надежды лингвист и социолог. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм умер 15 ноября 1917 г.
Среди мыслителей, которых сам Э. Дюркгейм считал своими предшественниками, в основном его соотечественники. Э. Дюркгейм был убежденным сторонником рационализма. Основы этой традиции заложил Рене Декарт (1596-1650). Работа Э. Дюркгейма «Метод социологии» перекликается с сочинением Р. Декарта «Рассуждение о методе». Оба труда ставят перед собой одну и ту же цель – найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных предпочтений, общепринятых мнений и общественных предрассудков.
Шарля Монтескье (1689-1755) Э. Дюркгейм считал предтечей научной социологии. Именно Ш. Монтескье принадлежат идеи, обосновывающие саму возможность существования социальной науки. Прежде всего, это концепция детерминизма и представление о существовании объективных законов, определяющих ход социальных явлений.
Из более поздних предшественников социологии Э. Дюркгейма можно выделить А. Сен-Симона (1760-1825) и О. Конта (1798-1857). А. Сен-Симон, по мнению Э. Дюркгейма, первым сформулировал идею социальной науки и разработал обширную программу этой науки, а О. Конт приступил к реализации этой программы. Э. Дюркгейм считал О. Конта «отцом» социологии и строил свою теорию на базе позитивизма. В то же время Э. Дюркгейм является одним из первых последовательных критиков О. Конта. Так, например, Э. Дюркгейм не согласен с отказом О. Конта от причинного объяснения социальных явлений и с заменой вопроса «почему» на вопрос «как». Э. Дюркгейм пытался выявить глубинные причины социальных процессов и явлений. Кроме того, Э. Дюркгейм в отличие от О. Конта стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. И, наконец, Э. Дюркгейм отрицал однолинейный эволюционизм (закон трех стадий), отмечая, что человечество идет не одним, а разными путями.
|
Историки социологии отмечают влияние И. Канта и кантианства на творчество Э. Дюркгейма, в особенности, на его концепцию морали и религии. Значимую роль в формировании воззрений Э. Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера. Несмотря на то, что Э. Дюркгейм часто критиковал своего английского коллегу за индивидуалистический подход к обществу, они оба применяли при изучении общества структурно-функциональный анализ. И Э. Дюркгейм, и Г. Спенсер рассматривали общество как органическое целое, в котором каждый институт выполняет определенные функции. Оба мыслителя считали, что сложные общества формируются путем определенной комбинации простых, и строили свои концепции на основе этнографического материала.
Идеи К. Маркса также оказали влияние на социологию Э. Дюркгейма. Э. Дюркгейм интерпретировал марксизм в духе экономического редукционизма, полагая, что К. Маркс сводит всю жизнедеятельность общества к экономическому фактору, который, по мнению Э. Дюркгейма нельзя абсолютизировать.
Преподаватели Высшей Нормальной школы Э. Бутру и Н. Фюстель де Куланж также оказали определенное воздействие на концепцию Э. Дюркгейма. Так, Бутру убеждал студентов в том, что синтез, образуемый сочетанием элементов, не может объясняться последними, то есть сложное нельзя выводить из простого. Следовательно, каждый более сложный уровень социальной реальности должен объясняться на основе собственных принципов. Фюстель де Куланж прививал своим ученикам умение тщательно и систематически анализировать факты, воспитывал в них интеллектуальную честность и предупреждал о крайней нежелательности предвзятого отношения к фактам и теориям.
Таким образом, на формирование социологической концепции Э. Дюркгейма оказали влияния самые разные идеи и концепции: от рационализма Р. Декарта и позитивизма О. Конта до кантианства и органицизма.
|
Основные произведения Э. Дюркгейма: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» («Правила социологического метода») (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912)
Социологизм Э. Дюркгейма
В противовес психологизму в социологии Э. Дюркгейм разработал концепцию социологизма. А.Б. Гофман рассматривает два аспекта данной концепции: онтологический и методологический. Онтологическая сторона социологизма, то есть концепция социальной реальности заключается в следующем:
1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок. Она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
2. Общество – это реальность особого рода, несводимая к другим реальностям, это автономная, независимая ни от чего реальность. Автономно общество прежде всего по отношению к индивидуальной реальности. Идея дихотомии общества и индивида является важной частью концепции Э. Дюркгейма. Чтобы подчеркнуть отличие индивидуального и коллективного (общественного) Э. Дюркгейм предлагает следующие понятийные пары:
индивидуальные факты – социальные факты,
индивидуальные представления – коллективные представления,
светское – священное.
Человек для Э. Дюркгейма – это двойственная реальность, в которой взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.
3. Общество, по Э. Дюркгейму, – это не просто самостоятельная реальность. Она является первичной реальностью по отношению к индивиду и определяет человеческое сознание и поведение. Иными словами, Дюркгейм утверждает примат общественного над индивидуальным. В приведенных выше дихотомических парах стороны, воплощающие социальную реальность, господствуют над индивидуальным. Так, например, социальные факты и коллективные представления определяют соответствующие индивидуальные факты и представления. Общество, таким образом, является для Дюркгейма более богатой и более «реальной» реальностью, чем индивид. Общество доминирует над индивидом, создает его и является источником всех высших ценностей.
|
Э. Дюркгейм, отдавая приоритет общественному началу, выступает сторонником социального реализма. Он признает, что общество возникает в результате взаимодействия людей, но раз возникнув, оно начинает жить по собственным законам.
Методологический аспект социологизма тесно связан с онтологическим и заключается в следующем:
1. Так как общество – часть природы, то и изучать его нужно по аналогии с исследованием природы. Это означает, что методология социологии как науки об обществе подобна методологии наук о природе. Познавательная цель социологии заключается в исследовании устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Социология должна использовать методы, аналогичные методам естественных наук.
Главный принцип методологии Э. Дюркгейма гласит: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». Это значит, что исследованию должны подвергаться не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно. Дюркгейм предлагает устранить из социологии все так называемые предпонятия, то есть понятия, образовавшиеся вне науки.
«Рассматривать факты определенного порядка как вещи – значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией».[47]
Социальный факт, по Э. Дюркгейму, имеет два главных признака:
1) он существует вне и независимо от индивида;
2) он оказывает на индивида принудительное воздействие.
Социальная реальность, таким образом, представляется как внеиндивидуальная и надындивидуальная. Для Э. Дюркгейма сущность любого социального процесса заключается в подчинении индивида способам действия, которые приходят извне. Иными словами, Э. Дюркгейм в отличие от сторонников психологической парадигмы рассматривает социальный процесс со стороны действия внешних сил на изучаемого индивида.
Э. Дюркгейм полагал, что любой социальный факт обладает принудительной силой. Принуждение, по мнению социолога, имеет место в любой группе, когда всем внушается какое-либо чувство или коллективная реакция (например, смех). Такой факт является типично социальным, так как возникает единая коллективная реальность, коллективное сознание. Коллективное сознание трактуется Э. Дюркгеймом как совокупность общих верований и чувств, свойственных в членам той или иной социальной группы. Эта совокупность образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь.
|
Приводя примеры того, как коллективная реальность и коллективное сознание определяет индивидуальную реальность и индивидуальные сознания, Э. Дюркгейм пишет о моде, о влиянии толпы, об общественном мнении и др. Он доказывал, что все основные социальные институты (образование, воспитание, наука, мораль и др.), нормы, верования людей заданы извне и всем навязываются. Все эти феномены Э. Дюркгейм считал социальными фактами, которые он рассматривал как способ сделать индивида восприимчивым к внешнему принуждению.
2. Так как социальная реальность – это реальность особого рода, то социология как наука, изучающая эту реальность, имеет полное право на существование. В силу того, что социальная реальность несводима к другим реальностям, то одни социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. То есть любое социальное явление может быть объяснено только другим социальным явлением.
3. Общество – это высшая реальность. Следовательно, единственно верным способом объяснения является социологический способ, а социология признается не просто специфической наукой о социальных фактах, а обобщающей наукой, своего рода наукой наук. Социология, по мнению Э. Дюркгейма, призвана обновить и социологизировать самые различные области знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.
Э. Дюркгейм предлагает строить социологию на эмпирическом и рациональном фундаменте. Предметом социологии, по мнению французского ученого, являются социальные факты. Впоследствии он дополнил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как науку об институтах, их генезисе и функционировании.
Структура социологии мыслилась Э. Дюркгеймом следующим образом:
1. Социальная морфология (аналогична анатомии) исследует субстрат общества, его структуру, материальную форму (изучает географическую основу жизни людей в связи социальной организацией, народонаселение, его объем, плотность, распределение по территории).
2. Социальная физиология исследует конкретные проявления обществ. Она вбирает в себя следующие дисциплины:
– социологию религии;
– социологию морали;
– социологию права (юридическую социологию);
– социологию экономики;
– лингвистическую социологию;
– социологию искусства (эстетическую социологию).
3. Общая социология (подобна общей биологии) осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы функционирования и развития общества.
Историки социологии обращают внимание на следующие достижения концепции социологизма:
1) признание общества самостоятельной объективной реальностью по отношению к составляющим его индивидам;
2) изучение влияния социальной среды на индивидуальное сознание и поведение;
3) обоснование социальной природы процесса познания.
Вместе с этим отмечаются и недостатки данной теории:
1) социальная реальность рассматривается как внеиндивидуальная и надындивидуальная;
2) социальные факты представляются как вещи, существующие независимо от человека и имеющие какое-то свое особое бытие.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!