Тема: Сказочные герои в музыке. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема: Сказочные герои в музыке.

2017-09-10 1402
Тема: Сказочные герои в музыке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Формировать умение отслеживать моменты передачи в музыке характера, переживаний, чувств, эмоций сказочных героев.

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø И. Стравинский. Заколдованный сад Кощея. Из балета «Жар-птица» (слушание).

Ø М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба Яга). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Ø С. Никитин, стихи Ю. Мориц. сказка по лесу идёт (пение).

Ø А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Волшебник (пение).

Дополнительный материал: портреты композиторов, репродукции картин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит пьеса И. Стравинского «Заколдованный сад Кощея».

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет Он бежит себе в волнах На раздутых парусах». (А.С. Пушкин)

II. Сообщение темы урока.

— Ребята, тема нашего урока сегодня «Сказочные герои в музыке». Мы с вами на уроках много раз слушали фрагменты, посвящённые различным музыкальным героям. Достоверно ли композиторы рисуют звуками музыки портреты этих героев? (Да, например, Царевна-Лебедь — по музыке можно определить, что она необыкновенно красива и настолько же загадочна и непостижима...)

III. Работа по теме урока.

Разнообразие сказочных образов

— Прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая существует в реальности.

Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника на стр.185.

— Как вы помните, этими словами А.С. Пушкин рисует нам Царевну- Лебедь. Каких ещё «сказочных» красавиц вы знаете? Что отличает их друг от друга?

Но не только люди в сказках необыкновенно красивы — тот же чарующий облик могут иметь и животные, и птицы, и цветы, и даже неодушевлённые предметы, которые в сказках оживают. Прочитайте эпиграф к нашему уроку, какой образ перед вами возник? (Образ сказочного кораблика, который бежит себе в волнах, на надутых парусах. Действительно кажется, что он живой. Музыка, рисующая эти сказочные образы, необыкновенно красочна, может, даже больше, чём на полотнах живописцев.)

Образы в балете И. Стравинского

— И. Стравинский посвятил балет одному из самых красочных сказочных образов — Жар-птице. Пейзаж, на фоне которого она является — безмолвное причудливое Кощеево царство, нарисованное как будто неземными, «потусторонними» красками, — ещё более усиливает впечатление.

Посмотрите внимательно на декорацию А. Головина «Кощеево царство»: конечно, краски здесь более тёмные, чем на самом деле, но нечто загадочное, сказочное всё же исходит от этой декорации. Прочитайте слова французского критика Анри Леона о балете «Жар-птица» на стр. 186, 2 абзац.

— О чём говорил Анри Леон? (Он говорил о том, что это произведение — чудо и прекрасно в нём всё — и форма, и движение, и звуки. Декорации заднего плана как будто написаны теми же красками, что и музыка, звучащая в оркестре, в которой слышны голоса волшебников, ведьм, гномов и, конечно, самой Жар-птицы.)

Слушание. И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея».

— Посмотрите эскизы костюмов Жар-птицы на странице 188, выполненные Львом Бакстом. Для того чтобы достигнуть определенного настроения как в живописи, так и в музыке, нужна особая тонкость работы с цветом. Композиция полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая законченное стройное звучание.

Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру, способному одним взмахом палочки вызвать к жизни тысячи звуков.

Сказочная тема в искусстве

— О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно судить по ещё одному необыкновенно красочному живописному произведению «Картинки с выставки». Мы с вами слушали одну из пьес этого цикла, вспомните, как оно называлось? (Эта пьеска называлась «Гном», она была посвящена забавному гномику, превращённого композиторами в глубоко страдающего человека.)

Да, это так. А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки близкого друга композитора В. Гартмана.)

Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно, совсем молодым, в возрасте 39 лет.

Чтобы почтить память художника, была организована выставка произведений Гартмана в Петербурге. Были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским операм, рисунки и наброски.

Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке. Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем затри недели.

Из множества экспонатов выставки композитор отобрал всего десять. Открывает цикл своеобразный пролог «Прогулка». Что-то родное русскому сердцу слышится в этой музыке — звучит русский распев, а потом мелодия «Прогулки» будет сопровождать нас по выставке, служа как бы

связующим звеном между пьесами. И даже там, где надобность в такой

интермедии отпадает, мелодия её входит в музыкальную ткань очередной

картинки — изменённая и преобразованная, но всегда узнаваемая.

— В интермедиях, — усмехнулся Мусоргский, — моя физиономия

видна. Это музыкальный автопортрет композитора. Русский человек

пришёл на выставку работ русского по духу художника.

Мелодия «Прогулки» ведёт нас от экспоната к экспонату — «Старый

замок», «Балет невылупившихся цыплят», «Катакомбы», «Гном» и т.д.

В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует и музыкальный порт-

рет Бабы-Яги, излюбленного персонажа русских волшебных сказок и

русского классического искусства.

Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил домик на курьих ножках — жилище лесной колдуньи. Композитор сделал домик обитаемым. Музыкант хорошо представлял себе домик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка, надвинутая на глаза, ноги в лаптях, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила, разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских народных сказок — смешную и страшную — изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе не манерный проект часов, сделанный Гартманом в модном тогда стиле a la russe.

Послушайте это живописное произведение внимательно, разбейте его на части и охарактеризуйте.

Слушание музыкального произведения.

— Какие у вас есть мнения? (Прозвучала пьеса «Баба-Яга» М.П. Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Музыку можно разделить на три части. Первая часть звучала резко, угловато, со свистом, изображён, наверное, полёт Бабы-Яги в ступе.

Во второй части, видимо, происходили какие-то превращения, музыка звучала нежно, красиво, волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять летит в ступе.)

Баба-Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения. В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают, сменяются звуками колдовского леса. Старуха оборачивается сказочной царевной, прогуливающейся по берегу таинственного озера. Скользят по небесной лазури стрекозы, порхают нарядные бабочки. Весело щебечут птицы.

В музыке снова возникает вихрь резких скачущих Звуков. Злая колдунья продолжает свой разбойничий полёт. «Картинки с выставки» во всём мире звучат в исполнении лучших пианистов. Сделано несколько переложений «Картинок» для симфонического оркестра. Самая яркая из них — оркестровка французского композитора Мориса Равеля, автора знаменитого «Болеро».

Композитор сознательно стремился к «картинности», своей музыки, справедливо считая, что благодаря этому его сочинения станут более доходчивыми, волнующими всех. И оказался совершенно прав.

IV. Итог урока.

— Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И именно музыка и живопись могут при помощи своих выразительных средств настолько реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их существование...

V. Домашнее задание.

«Дневник музыкальных наблюдений» — стр. 30.

Урок 30


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.