Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-09-10 | 572 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки — опере как синтетическому виду искусства.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент (слушание).
Ø М. Глинка, стихи C. Городецкого. Финальный хор «Славься» Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).
Дополнительный материал: портреты композиторов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит любой отрывок из оперы «Садко».
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
Звучит любой отрывок из оперы «Садко».
| — Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
?
1 Запись на доске:
«Я открывал трепещущей рукой Больших театров расписные двери». (С. Данилов) |
II. Сообщение темы урока.
Не правда ли, ребята, когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью!
Сегодня на уроке мы будем говорить об опере.
III. Работа по теме урока.
Опера— сплав искусств
Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное... Но вот свет меркнет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижёр взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру.
Большинство опер начинается с увертюры (от фр. Слова «ouvernure» — открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные, темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены.
Занавес медленно поднимается, и мы оказываемся на солнечной площади в испанском городе Севилье, или в Древнем Киеве на венчании Руслана и Людмилы, либо в тенистом саду имения Лариных, а то и вовсе на дне морском — каждый раз в новом, похожем на сказку мире.
|
Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты — всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за драматичной, порой трагической судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. При всей своей сложности она предельно доходчива. Опера не только в доступной, «зримой» форме раскрывает какое-то жизненное явление, но помогает силой музыки проникнуть в его глубину — мы ощущаем, какие горячие чувства, какие душевные порывы скрыты за ним. Музыка, не спрашивая вашего согласия, проникает в сердца и вызывает восторг или слезы сочувствия.
Опера — это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную.
Что такое либретто?
— Прочитайте 109 стр. учебника.
Что нужно для того, чтобы опера состоялась? (Прежде всего, нужен литературный сюжет.)
Да. Этот литературный сюжет изложен в виде театральной пьесы. Пишется эта пьеса частично стихами, частично прозой. Конечно, без музыки, сама по себе такая пьеса существовать не может. У неё вспомогательная роль. Как называется эта оперная пьеса, может быть, кто-то знает? (Она называется либретто.)
А знаете ли вы, что в переводе это слово означает «книжечка», имеется в виду книжечка с текстом оперной пьесы, которая выдаётся перед спектаклем.
Если сравнить либретто с литературным первоисточником, то налицо некоторая упрощенность. Связано это с тем, что действие в словесных жанрах протекает более интенсивно, чем в опере. Слово произносится в поэзии, а в музыке — распевается, поэтому либреттист, когда приступает к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперы, акцентируя основную сюжетную линию, выделяет характеры наиболее значимых, ярких персонажей.
|
Либретто целиком подчинено музыке. Либреттист работает под руководством композитора, чутко прислушиваясь ко всем его замечаниям. В таком творческом контакте создано большой количество произведений. Брат Петра Ильича Чайковского Модест Ильич написал либретто двух его опер: «Пиковая дама» и «Иоланта». Над либретто оперы Антона Григорьевича Рубинштейна «Демон» по поэме Лермонтова работал известный биограф и исследователь творчества поэта П.А. Висковатый.
Иногда композитор сам сочиняет либретто. Михаил Иванович Глинка, создавая либретто оперы «Руслан и Людмила» по поэме А.С. Пушкина, сократил ряд сцен, объединив их в другую композицию. Всем известно прекрасное поэтическое вступление к «Руслану и Людмиле», как начинается эта поэма?
(У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...)
Так вот, если бы композитор полностью следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы в духе былины, но композитор решает иначе: с первых тактов нас захватывает стремительная, ликующая мелодия, настраивающая на сюжет, полный событий и приключений.
Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила» (фрагмент) с одновременным чтением текста на стр. 112-113 (первый абзац).
Расскажите, что вы услышали? (Сначала в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется некоторое напряжение, понятно, что борьба будет нелёгкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный.)
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!