Тема: Слово и музыка. Два великих начала искусства — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема: Слово и музыка. Два великих начала искусства

2017-09-10 1087
Тема: Слово и музыка. Два великих начала искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Рассмотреть проявления взаимодействий, связанных с очевидным влиянием искусств друг на друга (слова и музыки).

Ø Выявить общие для литературы и музыки понятия «интонация», «предложение», «фраза».

Музыкальный материал урока:

Ø П. И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание).

Ø М. И. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье…» (слушание).

Ø М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (пение).

Дополнительный материал:

Ø Репродукция портрета А. С. Пушкина работы В. Тропинина.

Ø Репродукция портрета Ф. И Шаляпина работы В. Серова.

Ø Портреты композиторов: В. А. Моцарта, М. И. Глинки.

Ø Карточки с наименованием певческих голосов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит финал Концерта №1 для фортепиано с оркестром П. И.Чайковского.

¾ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок». (Кристоф Глюк)

II. Сообщение темы урока.

¾ Сегодня мы будем говорить о двух великих началах – Словах и Музыке. Как вы можете определить связь между ними?

III. Работа по теме урока.

Взаимодействие слов и музыки

¾ «Слово» и «Музыка». Эти два понятия тесно связаны между собой. Отношения между ними непростые. Они могут спорить или бороться между собой, а могут дополнять друг друга, приходить к согласию и взаимопониманию. Их замечательное сотрудничество порой рождает шедевры – это могут быть песни и романсы, оперы и балеты, симфонии и концерты.

¾ В начале урока звучала музыка великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, это был финал Концерта № 1 для фортепиано с оркестром. Как звучала музыка? (Музыка звучала весело, задорно, очень быстро, зажигательно, как-то по-весеннему.)

Правильно, так как основой финала стала русская народная песня «Веснянка», которой обычно зазывали весну, а с ней и тепло, и хороший урожай. Мелодии, имеющие песенную природу, встречаются у многих композиторов.

Поэзия способна придать музыке новое звучание; она обогащает её смыслом, оттенками чувств, делает более доступной для понимания. Как вы думаете, а любое стихотворение может стать основой музыкального произведения? (Нет, не любое, так как стихотворение должно состоять из таких слов, которые легко поются, у него должен быть особый удобный ритм.)

Композитор превращает стихотворение в музыкальное произведение, благодаря чему поэзия становится частью музыки. Кроме того, произведение, всегда предназначается для определённого голоса. Какие вы знаете певческие голоса? (Сопрано, меццо-сопрано, дискант, альт, контральто, тенор, баритон, бас.)

Как вы думаете, исполнение музыкального произведения зависит от того, кто его поёт? (Конечно, ведь тембр голоса придаёт дополнительные краски, эмоциональность, и дальнейшая жизнь музыкального произведения часто зависит от исполнителя.)

Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича Шаляпина на стр. 30 учебника. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым.

«Гениальный сын земли русской» – эти слова начертаны по-французски на розовом граните тяжёлой плиты, прикрывающей могилу величайшего певца, когда-либо появившегося на оперной сцене или концертной эстраде. История вокала не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы равного ему.

Слушание романса

¾ Кому знакомы эти замечательные строчки?

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты.

Как мимолётное виденье

Как гений чистой красоты…

Скажите, кто является автором этого стихотворения? (Это стихотворение написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.)

На странице 31 вы видите знаменитый портрет Пушкина, написанный Василием Андреевичем Тропининым. А вы знаете о существовании романса, музыку к которому написал великий Михаил Иванович Глинка? Так вот этот романс является примером идеального слияния вдохновенных стихов и столь же вдохновенной музыки.

Пушкин посвятил стихи Анне Петровне Керн, а Глинка посвятил музыку её дочери Екатерине.

Сейчас мы с вами послушаем это замечательное творение.

ü М. И. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье…» (слушание).

¾ На сколько частей можно разделить романс? О чём эти части рассказывают и как они звучат? (первая часть романса говорила о зарождении любви, о том, что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко, певуче, светло, ритм ровный, средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется напряжение, тревога, сопровождение становится более резким, драматичным. Затем музыка постепенно успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои:

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

А в третьей части говорится о счастье новой встречи. Звучит то же вдохновенная мелодия, что и в первой части.)

Романс заканчивается так же, как начинается: очень мягко и благородно. Может быть, это образ «гения чистой красоты», а может, самого автора, охваченного нежным и глубоким чувством.

Музыка чётко следует за содержанием стихотворения, она чётко откликается на каждое настроение, каждую фразу. Удивительно певучую мелодию невозможно отделить от фортепианного сопровождения – вместе они представляют единое художественное целое.

А иногда случается и такое, что музыка возрождает к жизни поэзию. Все знают стремительную «Попутную песню», нежно-задумчивого «Жаворонка», романтическое «Сомнение» – песню и романсы, музыку к которым написал всё тот же великий Михаил Иванович Глинка, а слова написаны Нестером Васильевичем Кукольником, который больше известен благодаря этим творениям.

Вокально-хоровая работа.

Ø А теперь послушайте мелодию. (М. Таривердиев. Маленький принц).

¾ Назовите это произведение.

¾ Спойте эту мелодию на слог «ле».

¾ Итак, настраиваемся на первый звук, выравниваем унисон, стараемся петь, как один, слушая друг друга. Поём лёгким, полётным звуком.

Что получилось бы с только что пропетой песней, если бы не было слов, на которые она поётся? И могла бы тогда эта песня появиться на свет? (Наверное, нет, потому что композитор писал эту песню исходя из слов, то есть «шёл» от содержания стихотворения. А эта песня действительно красива благодаря и словам и музыке.)

Исполнение.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.