Выразительные средства музыкальных произведений — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Выразительные средства музыкальных произведений

2017-09-10 403
Выразительные средства музыкальных произведений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

¾ Я от всей души хотела бы пожелать вам, чтобы вы всегда верили в то, что жизнь – это чудо, это сказка, только у каждого своя.

Я хочу, чтобы ваш парусник всегда мчался вперёд, навстречу ветру перемен, навстречу новым открытиям, новым свершениям, несмотря ни на что. Ведь сказал же замечательно светлый, солнечный, великий Моцарт, что жизнь – это улыбка, даже тогда, когда по лицу текут слёзы. Ответьте мне на вопрос, кто такой человек? Чем он отличается, скажем, от животных? (он умеет разговаривать, а это может только человек.)

Совершенно верно, но ведь разговор разговору – рознь. Вот я, например, беру книжку и читаю в ней слова как попало. Скажем так: «Зелёный ходит дуб налево, у Лукоморья говорит, златая ночью песнь учёный, направо кот на дубе том». Ну как, звучит? (Нет, это же поэзия Пушкина, только как-то не так она звучит. А должно быть так:

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…)

Видите, как замечательно разговаривает с нами Пушкин. Слова берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ, становятся живой, волшебной картиной. Можно произносить слова просто так, бездумно, попросту болтать. А можно говорить взволнованно, с чувством; можно рассказывать о смешном или печальном, можно хвалить или бранить. Но самая замечательная речь та, в которой есть смысл, красота, чувства. Так вот, ребята, музыка – это тоже речь, потому что в ней присутствует и смысл, и красота, и чувства. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, даже чисто инструментального, можно услышать фразы и предложения, различные интонации, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи.

IV. Итог урока.

¾ Послушаем начало первой части Симфонии № 40 Вольфганга Амадея Моцарта. (Слушание.)

¾ Что вы можете сказать об услышанном произведении? (В этом произведении слышны интонации человеческого голоса, фразы, паузы, как будто для того, чтобы передохнуть и продолжить речь дальше. Слышны непрекращающиеся движения, стремление вперёд.)

Конечно, ведь всё это уводит нас в те далёкие времена, когда музыка и слово ещё не были отделены друг от друга. Человек трудился, грустил, танцевал и всегда при этом пел, так что и слово, и музыка, и танец возникли из одного источника, одной стихии.

V. Домашнее задание.

Заполнить дневник музыкальных наблюдений на стр. 8.

Урок 6

Тема: «Стань музыкою, слово!»

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать умение находить взаимодействия между музыкой и литературой и выражать их в размышлениях.

Ø Способствовать проявлению навыков вокально-хоровой деятельности (исполнения одноголосного произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом).

Музыкальный материал урока:

Ø П. И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент;

Ø М. Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская».

Ø Ф. Шуберт, стихи В. Скотта. Ave Maria (4 класс Диск II № 9).

Дополнительный материал:

Ø Репродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Ø Владимирская икона Божьей Матери.

Ø Рисунок «Маленький принц».

Ø Портреты композиторов П. И. Чайковского, Ф. Шуберта.

Ø Стихотворение «Молитва» М. Ю. Лермонтова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит финал Концерта № 1 для фортепиано с оркестром. П. И. Чайковского.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово! Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! (Н. Заболоцкий)

 

II. Сообщение темы урока.

Давайте вспомним, что за музыка сейчас звучала? (Финал из Концерта № 1 для фортепиано с оркестром. П. И. Чайковского. Музыка звучала стремительно, ликующе, светло, а основой финала является украинская народная песня «Веснянка».)

Первый концерт открыл новую эпоху русской фортепианной музыки необычайностью художественных образов. «Этот концерт» – говорил известный в то время критик Б. В. Асафьев – «гениальный по симфоническому взлёту мысли и щедрости звука идей» – стал одним из мировых шедевров музыкального искусства.

Однако какой бы яркой и богатой образами ни была народная музыкально-поэтическая культура, она не является единственным источником воздействия слова на развитие музыки.

Прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку. Эти слова Николая Заболоцкого отражают вечное стремление запечатлеть в музыкальных звуках всю звонкость стиха, соединить мысли и звук в неразрывное целое.

Какой была основная мысль на предыдущем уроке? Сегодня мы продолжим разговор о взаимосвязи музыки и слова.

III. Работа по теме урока.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.