Романс – авторское произведение — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Романс – авторское произведение

2017-09-10 489
Романс – авторское произведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– Романс называют творческой лабораторией композиторов, без которой были бы неосуществимы многие их крупномасштабные замыслы: концерты, симфонии, оперы.

Романс – авторское произведение. У романса должен быть поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший к ним музыку. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, – рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, печали, грусти.

Сергей Васильевич Рахманинов был величайшим мастером вокальной лирики, его творчество отмечено печатью огромного самобытного таланта и художественного вкуса.

То же можно сказать и о литературном наследии Ивана Бунина, чьё творчество породило немало подлинно великих страниц.

Творческий союз двух гениальных мастеров привёл к созданию необыкновенно проникновенного музыкально-поэтического романса «Ночь печальна».

Ø С. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна (слушание).

Обобщение. Работа с учебником

– Прочитайте по учебнику стр. 81 – 83. Что вы узнали о прозвучавшем романсе? (Этот романс более сложен, нежели «Жаворонок» Глинки. Здесь присутствует несколько образов, звучит мотив единства природы и человеческой души, что является традиционным для русского искусства.

Одиночество человека сливается с печалью ночи. В конце романса вокальная фраза так и остаётся недосказанной, музыка же как будто досказывается то, что нельзя выразить словами. Природа как бы становится одушевлённой, сама фраза «Ночь печальна» говорит об этом.)

Восприятие природы сквозь призму человеческих настроений характерно в XIX веке как для русских, так и для зарубежных композиторов.

Вокально-хоровая работа.

– А сейчас мы вновь вернёмся к песне, потому что именно народная песня стала родоначальницей всего вокального наследия, к которому относится и романс.

Наиграть мелодию песни «Вьюн».

– Назовите характерные черты, присущие протяжным русским песням, которые присутствуют и в данном произведении. (В этой песне много распевов. Много повторов, музыка звучит плавно, протяжно, немного грустно.)

IV. Итог урока.

– Что вы узнали о романсе?

V. Домашнее задание.

«Дневник музыкальных наблюдений» стр. 15.

***

Урок 13

Тема: Мир человеческих чувств

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Ø Развивать умение прослеживать особый внутренний мир личных переживаний каждого отдельного человека через музыку композиторов-романтиков.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок (слушание и пение).

Ø С. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна (слушание).

Дополнительный материал: портреты композиторов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит произведение «Жаворонок» М. И. Глинки.

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Проникая глубже в тайны гармонии, научись выражать более тонкие оттенки чувств». (Р. Шуман)

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о романсе.

III. Работа по теме урока.

– Вы, наверное, согласитесь с тем, что трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе – музыкальном жанре, столь популярном и в наши дни. Давайте вспомним, что же такое романс. (Слово романс уводит нас в далёкие средние века, в Испанию. По-романски, значит по-испански, то есть это одно и то же. Так отличали пение на родном испанском языке от песнопений на церковном латинском.

Позже название «романса» распространилось по всему свету. Романсами стали называть произведения для голоса в сопровождении фортепиано либо гитары. В романсе раскрываются очень тонкие и глубокие личные переживания.)

В отличие от песни, в романсе используются более сложные средства выразительности и более сложные формы, чем простая куплетная, характерная для песни. Композитор стремиться передать точные интонации поэтической речи и отразить всю череду лирических образов и настроений. Песню можно петь с сопровождением и без него. Романс не обходится без музыкального сопровождения, потому что оно вместе с мелодией не только передаёт содержание, но и углубляет его, участвуя в создании музыкального образа. Романс – это особый возвышенный строй чувств и поэтическое видение мира.

Мы это слышим в современных и старинных романсах, часто исполняемых блистательными эстрадными звёздами, оперными знаменитостями, бардами под нехитрые переборы гитары и различными вокальными группами. Каждый из исполнителей затрагивает струны близкой ему темы.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.