Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений

2017-09-01 647
Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· «Поставь точки в центр круга» Оценка:

· 1 уровень—движения выполняются четко, точно

· 2 уровень—движения выполняются нечетко, с ошибками

· 3 уровень—движения практически не выполняются по инструкции

· «Посчитай пальчики». Оценка: смотри оценку предыдущего задания

· «Проведи прямые линии, не отрывая руки». Оценка:

· 1 уровень—линии прямые, ровные не разорванные, без поправок

· 2 уровень—линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор

· 3 уровень—движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор

· «Проведи путь по лабиринту». Оценка:

· 1 уровень—линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий

· 2 уровень—линия не ровная, с разрывами, большое число касаний, тремор, дрожание

· 3 уровень—очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор

· «Заштрихуй фигуру». Оценка:

· 1 уровень—штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры

· 2 уровень—штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий

· 3 уровень—штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.

Методики определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций

· «Скопируй фигуры». Оценка:

· 1 уровень—линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направление

· 2 уровень—линии дрожащие, но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорций размеров, нет нарушений направления

· 3 уровень—линии дрожащие, с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление

· «Дорисуй рисунки». Оценка (смотри оценку предыдущего задания)

Работу по развитию тонкокоординированных движений руки и развитию графических навыков нужно проводить систематически.

Можно использовать «Тест на развитие графического навыка»:

Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших — два маленьких — два больших — два маленьких, и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки.

Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.

Оценка результатов теста

  Баллы
  Характер линий ровная, прямая, нажим ровный  
        неровная, дрожащая, двойная, искривленная  
  Размер элементов соответствует эталону  
        не соответствует эталону  
  Форма элементов соответствует эталону не соответствует эталону  
  Наклон соответствует эталону  
    не соответствует эталону  
  Отклонение от строчки незначительное (не более 30)  
    значительное  
  Последовательность элементов правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов  
    неверно воспроизведена последовательность элементов о

 

Результат 6-5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

Результат 4-3 балла — у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.

Результат 2-0 баллов графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

· низкий темп письма;

· быстрая утомляемость при письме;

· неровная, «дрожащая» линия;

· «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;

· слишком сильный или слабый нажим;

· трудности в воспроизведении формы графических элементов;

· несоблюдение размера графических элементов;

· несоблюдение наклона письма;

· большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;

· нежелание выполнять письменные упражнения.

 

МИНИ-ЛЕКЦИЯ 2. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУКИ

Мелкая моторика и ее значение в жизни человека

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

Ø в связи с развитием познавательных способностей;

Ø в связи с развитием речи;

Ø развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Психофизические основы развития мелкой моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Ребёнок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с не специфической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий.

Известно, что первые поведенческие реакции ребенка в раннем онтогенезе, как и все его последующее психофизическое развитие, в дошкольном возрасте во многом определяются своевременным поэтапным становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы, каждая из которых характеризуется определенными закономерностями развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза. Внешнее выражение активного функционирования этих двух систем как раз и предстает в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, носящих вначале непроизвольный характер, а затем обретающих все большую произвольность в силу их социальной обусловленности.

Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики - пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2 - 2,5 годам. Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения.

Решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму

Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период 1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальцами, до 2 лет держит ручку в кулаке, следовательно, будут проблемы с письмом.

Чтобы помочь ребёнку избежать этих проблем, необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Построить упражнения таким образом, чтобы ребёнку неудобно было рисовать, держа ручку в кулаке:

• нарисовать волны (если карандаш в кулаке, то ребёнок рисует «всем телом», пока не поймёт, что это неудобно;

• нарисовать птичек;

• изобразить солнце с лучами.

2. Задания на штриховку, рисование барашков, прямоугольных фигур (окон), составление узоров из кругов.

3. Рисование карандашами и красками различными способами.

4. Орнаменты на бумаге в клетку, повторение его на нелинованной бумаге.

5. Разнообразная работа с ножницами.

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук
Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе мы можем наблюдать такие явления, как:
• гипотония - слабое сжатие ручки;
• гипертония - сильное сжатие ручки;
• макро и микрография - когда ребёнок не видит строки.
В этом случае мы будем говорить о системе коррекционной работы по следующим направлениям:
1. Развитие кинестетического праксиса (удерживание позы);
2. Развитие динамического праксиса (переключение с одного движения на другое);
3. Смысловая организация движений (проговаривание).


Рекомендуется проводить следующие упражнения:
1. Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);
2. Упражнения на расслабление («погладим котёнка», «маляр» и др.);
3. Нейропсихологическое расслабление:
• массаж;
• упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу;
• упражнения на переключение позы: «зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце» и др.
• выкладывание палочек различными пальцами;
• посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;
4. Упражнения на ритмическую организацию движений.
• хлопки;
• постукивание палочками;
• ритмичные щелчки;
• специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика);
• игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

Упражнения для развития мелкой моторики
Разминка:
Выбрасывание пальчиков
а) «В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали».
б) «1,2, 3,4,5.
Мы грибы идем искать.
Вот мизинчик в лес пошел,
Безымянный – гриб нашел.
Средний пальчик чистить стал,
Указательный – скакал,
Большой палец все съел,
От того и потолстел»

 

Гимнастика для пальцев:
1. «Крестики». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу), так и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
2. «Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт (последовательно от мизинца к большому).
3. «Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
4. «Змейки». Представляем, что наши пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться навстречу друг другу. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки мизинец левой руки).
5. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать поочередно пальцами, на которые укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
7. «Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец.
8. «Котята». Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап.
9. «Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают ладонь. Остальные пальцы остаются выпрямленными.
10.Кулак – ребро – ладонь - на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

 

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ НА I ЭТАПЕ

Вводное занятие


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.