Знакомство с формами и методами обучения детей с ОВЗ счету — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Знакомство с формами и методами обучения детей с ОВЗ счету

2017-09-01 790
Знакомство с формами и методами обучения детей с ОВЗ счету 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Счёт включает следующие компоненты:

1. Цель – выразить количество числом

2. Средства достижения цели – процесс счёта

3. Результат счёта – обобщающее число

Перед тем, как обучать детей счету, необходимо создавать ситуации, в которых дети сталкиваются с необходимостью умения считать.

Обучение счету происходит на основе сравнения двух групп предметов по количеству.

1 этап. Ознакомление детей с назначением счёта. Обучение умению отвечать на вопрос «Сколько?», называя последнее при счёте число. Взрослый сам ведет процесс счета, а дети повторяют за ним итоговое число, отвечают на вопросы «Сколько?», «Поскольку?», «Чего больше?» Показывается независимость числа предметов от других признаков предметов.

2 этап. Взрослый учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Сначала детей учат считать в пределах 3, а потом в пределах 5. Рассмотрим пример обучения счету до трёх.

На 1 этапе взрослый предлагает детям две группы предметов, расставленные в два параллельных ряда, расположенные один под одним (зайчики и белочки). Вопросы:

- Сколько зайчиков (белочек)?

- Поровну ли зайчиков и белочек?

Далее добавляется один предмет к одному из этих

множеств (прискакал зайчик).

- Поровну ли сейчас белочек и зайчиков?

- Сколько было, сколько стало зайчиков?

Взрослый сам ведет процесс счета («Один, два, три». Обводит рукой все множество. «Всего три зайчика»). Дети следят за процессом счета и повторяют итоговое число – «три».

Добавляем еще одну белочку.

- Поровну ли теперь зайчиков и белочек?

- Сколько стало белочек?

Взрослый считает белочек (одна, две, три; всего три белочки). Согласовывает существительные и числительные в роде и числе. Дети видят, что числительное «три» является общим показателем количества для зайчиков и белочек.

На 2 этапе, обучая детей процессу счета, взрослый побуждает их придерживаться следующих правил:

Согласовывать каждое числительное с одним предметом и одним движением.

Не пропускать предметы, числа, не называть их повторно.

Согласовывать числительное и существительное в роде, числе, падеже.

После каждого числительного существительное не повторяем (чтобы процесс счета шел абстрактно).

После называния последнего числительного необходимо обвести всю группу предметов круговым жестом и назвать итоговое число.

Называя итоговое число, произносим соответствующее существительное.

Счет необходимо вести правой рукой слева направо (чтобы у детей сложился стереотип)

Нельзя вместо числительного «один» говорить слово «раз» для ответа на вопрос «сколько?».

Место числа в числовом ряду

Работу следует начать с числовой лестницы. Одну ступеньку обозначаем числом 1, две ступеньки - числом 2, три ступеньки - числом 3, четыре ступеньки - числом 4. Дети «поднимаются» и «опускаются» по «лесенке» (ведут счет).

Затем определяется место числа в числовом ряду. Например, цифра 4 стоит после цифры 3, так как число 4 идет после числа 3 при счете. Учащиеся в своем наборном полотне находят цифру и расставляют все известные им цифры по порядку, т. е. в порядке последовательности числового ряда. Учащиеся должны знать, что число 4 стоит после числа 3 и перед числом 5. «Соседи» числа 3 - числа 2 и 4. Между числами 3 и 5 стоит число 4. На этом этапе полезна работа с иллюстрацией чисел соответствующим количеством предметов.

Наряду с составлением числового ряда с опорой на предметное и иллюстративное его изображение все чаще следует воспроизводить ряд без опоры на наглядно-образное восприятие: записать числа по порядку от 1 до 4; записать числа от 4 до 1; заполнить числовой ряд 1, 3; вставить пропущенные числа (или закрыть «форточкой»); найти соседей числа? 2?.

Счет в прямой и обратной последовательности

Обучение счету в пределах данного числа происходит после знакомства учащихся с его образованием. Если учащиеся пришли в 1-й класс школы VIII вида, умея считать в пределах 10, то этот счет необходимо закреплять и совершенствовать.

Прежде всего учитель учит брать предмет в руку и откладывать его в сторону, затем отодвигать. Потом ученики считают, дотрагиваясь пальцем до каждого предмета, затем только показывают предметы, не дотрагиваясь до них. После этого они считают «глазками», т. е. смотрят на предметы. Во всех этих упражнениях ученики считают вслух. И только тогда учитель просит пересчитать предметы про себя.

Каждый раз после пересчета предметов учитель задает вопрос: «Сколько?» Например: «Сколько здесь карандашей, посчитай». После пересчета учитель опять спрашивает: «Здесь 3 карандашей?» (Карандаши можно собрать в одну руку.)

Первые предметы, которые пересчитывают учащиеся, должны быть хорошо им известны, не надо отвлекать учащихся новизной, излишней красочностью. Все внимание должно быть сосредоточено на счете.

Для счета сначала выбирают одинаковые предметы. Затем берут однородные предметы, отличающиеся размером, цветом, материалом. Учащиеся пересчитывают предметы, объединяя в одну совокупность множество синих и красных карандашей, больших и маленьких шаров, деревянных и пластмассовых палочек различной окраски.

Наконец, они пересчитывают и разнородные предметы: «Сколько деревьев (берез и елей) стоит в ряду?», «Сколько игрушек?».

Счет ведется как слева направо, так и справа налево, сверху вниз, снизу вверх. При пересчитывании важно, чтобы ученик не только называл результат счета: «Здесь 5 игрушек», «Стоят 7 деревьев», но и правильно показывал все множество сосчитанных предметов.

Когда учащиеся научились пересчитывать предметы в горизонтальном ряду, надо варьировать расположение предметов, предъявляя их в вертикальном, наклонном рядах, в сложной группе (вразброс). Это необходимо делать потому, что в силу стереотипности мышления первоклассники не могут использовать свой опыт счета горизонтально расположенных предметов при счете предметов, данных в ином положении. Только разнообразные упражнения в счете разных предметов, различно расположенных в пространстве и на плоскости, помогают сформировать у учащихся навыки счета.

Отвечая на вопрос: «Сколько?», учащиеся учатся считать отдельные предметы, предметы, объединенные в цепочки (ребенок может дотронуться, отодвинуть предмет при счете, но не может взять его в руки), изображения предметов на картинках, таблицах, числовых фигурах (ребенок может дотронуться до предметов, но не может отодвинуть их, взять в руки). Счет в двух последующих случаях более труден.

Сначала дети учатся присчитывать по одному предмету, а потом отсчитывать, затем считать и равными числовыми группами - по 2, 5, 3, 4.

 

Процесс знакомства с числом:

1.Сравнение множеств

2.Сравнение чисел

3.Образование равенства, вспоминаем как образовать предыдущее число

4.Образование неравенства

5.Взрослый пересчитывает элементы множества и интонационно подчёркивает последнее число

Рассмотрим, как показать образование числа (например, числа 3).

Необходимо опираться на сравнение двух множеств по количеству. Вопросы:

- Сколько белочек? (две)

- Сколько зайчиков? (два)

Добавляем одного зайчика.

- Сколько стало зайчиков?

- Сколько было?

- Сколько добавили, чтобы стало 3?

- Как получить число 3? (Надо к двум добавить единицу, получим 3).

С помощью проблемной ситуации необходимо показать отличие процесса счета от процесса отсчитывания.

Сосчитать – это значит определить, сколько всего элементов в множестве.

Отсчитать – выделить указанное количество элементов из множества.

Правила счета и отсчитывания совпадают, однако при обучении отсчитыванию особое внимание следует уделить следующему правилу: числительное надо называть лишь на 1 момент движения.

Последовательность в обучении:

1. Посчитать предметы образца, используя приём «жест рукой»

2. Пересчитать предметы зрительно, назвать число

3.Отсчитать заданное число предметов

4. Ответить на вопрос «Сколько отсчитал? Почему?»

Виды упражнений по отсчитыванию:

· Отсчитывание по образцу (столько-сколько); сначала образец дается в непосредственной близости, а затем на расстоянии;

· Отсчитывание по названному числу (или показанной цифре);

Разница в назначении счёта (количественный – чтобы определить количество, порядковый – чтобы установить последовательность).

Используем различные числительные (один, два…; первый, второй…)

Количество не зависит от направления счёта, порядковое числительное зависит от направления счёта

Сначала детям предлагаются подготовительные упражнения (с несколькими видами наглядного материала), в которых показывается, что для ответа на вопрос «сколько?» необходимо использовать числительные «один, два, три», т.е. количественные. При этом не важно, в каком направлении ведется счет и как предметы расположены в пространстве.

Затем знакомство с порядковым счетом проводится в процессе драматизации сказки («Теремок», «Репка», «Колобок»).

Взрослый показывает детям, что для ответа на вопрос «Какой по счету?» используются порядковые числительные: первый, второй, третий и т.д.. Важно, чтобы предметы располагались линейно и указывалось направление счета.

Пример: сказка «Теремок».

Взрослый выкладывает героев сказки. Выясняет сколько всего, предлагает детям сосчитать. Затем сам рассказывает, кто какой по счету пришел: первая – мышка, вторая - лягушка…. После этого задаются 2 вида вопросов:

- Кто пришел первым, вторым, третьим…?

- Каким по счету стоит мышка, ежик…? (указывается, что считать следует слева направо).

Затем предлагается ответить на те же вопросы, но счет вести справа налево.

После этого взрослый подводит детей к тому, что определить место предмета среди других можно лишь, если герои стоят упражнения, в которых определяется: какой предмет каким по счету расположен. Например: в процессе в ряд.

Для закрепления проводятся ознакомления с геометрическими фигурами: «Как называется фигура, которая стоит на третьем месте?». Здесь же вводятся понятия «следующее и предыдущее» число. После ряда предложенных упражнений: «Назови кто следующий стоит по порядку?», «Какая фигура стоит впереди квадрата?», «Назови номер следующего вагона?», «Назови номер предыдущего дома?» ребенок должен самостоятельно назвать следующее (предыдущее) число от заданного числа по просьбе взрослого.

 

Знакомство детей с цифрами

Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дети легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет особой необходимости заучивать с детьми определенный объем символики наизусть в дошкольный период, но и искусственно отгораживать ребенка от нее тоже нет смысла, поскольку с изображениями цифр он сталкивается в повседневной жизни постоянно - от номера своей квартиры, палаты в больнице и телефона бабушки до номера нужного канала телевидения или автобуса и т. д. и т. п. Очень важно продемонстрировать детям (ребенку) цифры с разным шрифтом. Предложите ему собрать в одну группу все цифры «5», которые будут отличаться между собой цветом, шрифтом, величиной.

Цифра - это лишь символ, знак числа, и в этом ее главная роль. Ранняя символизация ради манипулирования символами не имеет смысла, если ребенок не понимает сущности процесса счета как процесса нумерации элементов пересчитываемого множества. Момент для знакомства детей с цифрами взрослый определяет сам, когда видит, осознанно или нет ребенок считает (достаточно и счета до 3). Если это так, то уже можно знакомить его с цифрами. Необходимо помнить, что цифры - понятие вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет: считают предметы, а не цифры.

В связи с этим лучше не смешивать процесс обучения счету со знакомством с цифрами. При знакомстве с цифрами целесообразно помнить, что дошкольник не должен уметь писать цифры и тем более «вписываться» в клетки (это школьная задача). Умение узнать цифру и соотнести ее с количеством предметов - это вполне достаточный уровень подготовки к школе по любой программе. В связи с этим можно обозначить основные цели работы взрослого при знакомстве детей с цифрами:

· научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе, номер палаты и т. п.);

· научить детей соотносить слово - числительное и цифру. Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами), но и двигательно-осязательно (кинестезически). Для того широко используются тактильные цифры.

Их можно изготовить самим или использовать пособия «Монтессори»

Для этого используют изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые дети обводят пальцем по ходу письма цифры (последнее наиболее важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный мыслеобраз ее контура, помогающий освоить ее написание).

Дети припоминают еще, где и в каких случаях взрослые используют цифры как условные значки. «Могут ли значки-цифры показывать и количество предметов?» Вслед за этим взрослый показывает один предмет и обозначает его цифрой 1, показывает два предмета и обозначает их цифрой 2, показывает три предмета и обозначает их цифрой 3. Дети упражняются в различении этих трех цифр, разных по своей конфигурации и легко запоминаемых.

После знакомства с получением числа взрослый знакомит с обозначением этого числа цифрой, как печатной, так и рукописной. Цифра внимательно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали его с другими цифрами. Взрослый ставит цифру под соответствующим количеством предметов или под картинкой с изображением предметов, соответствующих по количеству данной цифре. Далее надо обучить детей письму цифр. Это довольно сложный процесс. В пропедевтический период взрослый должен хорошо выяснить возможности и особенности написания цифр каждым ребенком, учитывая его физические особенности развития кисти рук. Для детей, у которых процесс письма по тем или иным причинам затруднен, необходимо заранее приготовить дополнительные пособия (фанерные или пластмассовые цифры для обводки, лекала с прорезями - в них можно вставить карандаш и писать цифры, обводя прорези).

Последовательность знакомства с написанием цифр:

1. Показ рукописного образца цифры, показ и письмо элементов цифры;

2. Показ взрослым письма цифры на доске, графическом планшете (при этом обращается внимание на направление движения мела, курсора);

3. Обводка (пальцем, указкой) модели цифры;

4. Письмо цифры в воздухе;

5. Письмо цифр в тетрадях по образцу. Для отдельных детей взрослый пунктиром или тонкими линиями пишет цифры, а они лишь обводят их. Некоторым детям необходимо поставить лишь две-три опорные точки.

Если у ребенка значительные нарушения моторики, мелкие движения пальцев рук затруднены, то они не смогут писать цифры в одну клеточку. Таким детям разрешается писать цифры в две клеточки, а то и крупнее. Дети, которые не ориентируются на странице тетради, не соблюдают строчек при написании цифр, необходимо выделять (проводить) строчки синим карандашом.

Отдельным детям доступна лишь обводка цифр по лекалу или трафаретам, письмо вместе со взрослым.

Дети легко усваивают цифры. Особое внимание следует обратить лишь на те, между которыми имеется некоторое сходство; для их различения требуется более тонкая дифференцировка, например: 1, 4. Поэтому цифры целесообразно изучать не по порядку, а соединяя в группы по начертанию. Например, одно из занятий взрослый посвящает цифрам 1 и 4, в соответствии с которыми дети подбирают количество предметов. При знакомстве с ними обращается внимание детей на конфигурацию каждой цифры, сравнивается начертание, анализируются их детали (устанавливается общее и различное). Сравнивая цифры 1 и 4, дети описывают их различия, «рисуют» в воздухе.

Далее детям раздают по три цифры. Взрослый ставит на столе то или иное количество отдельных игрушек, а дети должны ответить, сколько их, подняв соответствующую цифру. Следующее занятие может быть посвящено знакомству с цифрами 2 и 5, начертание которых также анализируется и сравнивается. Обращается внимание детей на то, что у цифры 2 кружок слева вверху, а у цифры 5 полукруг внизу справа и что у цифры 5 имеется наверху волнистая линия, а у цифры 2 такая же линия внизу.

Очень важно продемонстрировать детям (ребенку) цифры с разным шрифтом. Предложите ему собрать в одну группу все цифры «5», которые будут отличаться между собой цветом, шрифтом, величиной.

Для закрепления полученных детьми знаний рекомендуются примерные занятия. Взрослый вывешивает цифру, а дети в соответствии с нею отсчитывают мелкие предметы и выкладывают их на своих столах, или находят соответствующие карточки с числовыми фигурами, или воспроизводят соответствующее количество движений и т. д.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.