Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-09-01 | 511 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИ-ЛЕКЦИЯ 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
Для успешного обучения детей в общеобразовательной школе одной из важных задач является подготовка к письму. В связи с этим необходимо целенаправленно заниматься развитием графических навыков. Без специальной предварительной подготовки детям очень трудно будет включиться в режим учебной работы в школе.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наблюдаются низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности. Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы. Дети с ОВЗ, не посещающие образовательные организации, нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи и специальной подготовке к школе. Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки к обучению в школе дают все основания уделить особое внимание формированию у детей с ОВЗ первоначальных графических навыков. Если за год до школы диагностировать у детей факторы риска в развитии мелкой моторики руки и выстроить эффективную систему работы, то это обеспечит уровень развития ручных умений, необходимых для успешного обучения в 1 классе, снизит психологическую нагрузку ребенка при поступлении в школу.
Детей нужно учить аккуратно проводить линии в ограниченном пространстве, заштриховать контуры рисунков прямыми, горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями, прерывистыми линиями и точками.
|
Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов, и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность развития и укрепления тонкой мускулатуры кисти руки, отработку координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками. Ребенок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не требует значительной концентрации внимания со стороны ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – на соблюдении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования. Коротко их можно сформулировать так:
- посадка при письме: дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью
стола; ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова немного
наклонена влево;
- положение рук при письме: руки пишущего должны лежать на
столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, левая — лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист;
- положение кисти пишущей руки: кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони;
- положение карандаша: карандаш кладется на средний палец правой
руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца
|
придерживает карандаш, а указательного — легко кладется сверху (расстояние — 1,6 см от пишущего узла) для управления карандашом при письме;
-положение тетради: тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди; по мере заполнения
страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради
по-прежнему направлена к середине груди ребенка.
Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как ведущей.
Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: взрослый объясняет правила, например, посадку при письме. Ребенок смотрит на посадку взрослого и обстоятельно анализирует положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам принять правильную посадку, взрослый помогает ему. Следующий этап — самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой. Гигиенические правила можно изучать в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, карандаша; ведение руки по строке слева направо. Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Работа по развитию у детей графических навыков ведется в специальных тетрадях в клетку (на первом этапе), на втором и третьем этапе тетради в косую линию. Для зарисовки, обводки, штриховки фигур используются тетради в крупную клетку. Для дополнительной работы в свободное время необходимо завести специальные альбомы.
Вся работа по развитию графических навыков и умений делится на несколько этапов:
Подготовительный этап – ребенок знакомится с правилами посадки, положения рук, кисти рук при письме, положением карандаша и тетради. Вырабатываются навыки по каждому из гигиенических правил.
Первый этап – самый простой по содержанию, но самый трудный для детей, так как нужно закрепить знания детей правильно сидеть при письме, правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради, одновременно начинать и заканчивать работу, вслушиваться в инструкции педагога (родителя), запоминать и точно выполнять их, контролировать свою работу и правильно оценивать ее результат. На первом этапе штриховка только прямыми линиями, далее чередуются вертикальные и горизонтальные линии (то сверху вниз, то слева направо). Это требует от детей большего внимания при выполнении упражнений, которые становятся сознательной деятельностью, а не механическим повторением одних и тех же движений. Далее задания усложняется: дети учатся писать прямые линии без точки, самостоятельно находя место для начала и конца. Это требует от них уже большего внимания и сосредоточенности. Если некоторые дети затрудняются, нужно подсказать, чтобы они поставили сами точки для нескольких линий.
|
Первоначально дети осваивают письмо того или иного элемента, а затем вводится письмо групп элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка элементов подбирается с учетом возможности преобразования их в цветную каемочку. Постепенно также вводятся зрительные диктанты, а затем и слуховые.
На более поздних этапах обучения можно включать в занятия одновременно и зрительный и слуховой диктант.
Второй этап - осваивается письмо наклонных линий, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий, обводка и штриховка фигур наклонными линиями. На II этапе обучения дети, усваивая письмо наклонных линий, штрихуют фигурки, каёмочки.
На третьем этапе вводятся следующие темы: соединительное написание палочек с закругленными внизу, вверху, вверху и внизу одновременно (три занятия).
Два занятия отводится теме «Овалы». На первом занятии дети учатся писать
овалы по одной точке, на втором занятии – написание овала без точек. Написание овала вводится и в последующие занятия, на которых дети пишут сочетания различных элементов, группируя их затем для зарисовки каёмочки.
Далее идет уже непосредственное обучение письму.
Для определения уровня развития двигательных навыков у детей, необходимо провести диагностическое обследование. Для этого можно предложить ребенку выполнить несколько заданий.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!