Как драйвер экономического роста: региональный рецепт — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Как драйвер экономического роста: региональный рецепт

2017-08-23 293
Как драйвер экономического роста: региональный рецепт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Особенности профессиональной подготовки специалистов в России в настоящее время связаны со структурными и качественными изменениями в экономике, преобразованиями рынка труда и комплиментарного с ним рынка образовательных услуг, что обусловило повышение эффективности профессиональной подготовки молодежи на основе формирования профессиональной компетенции, способности личности адаптироваться в новых видах производственной деятельности.

Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство кадрового потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В условиях перехода экономики на инновационный путь развития, повышения конкурентоспособности региона качество рабочей силы является определяющим фактором, обеспечивающим успех перестройки.

При возрастающем технологическом уровне экономики происходит формирование профессионально-квалифицированных требований к кадрам, изменение сложившейся структуры занятости населения, сопровождающееся сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В связи с этим существенно повышается ответственность системы профессионального образования за формирование квалифицированных кадров, в которых нуждается регион.

Для обеспечения устойчивого развития экономики Владимирской области необходимо решить ряд проблем и минимизировать влияние негативных факторов, которые в целом связаны с адаптацией к изменениям экономической и геополитической ситуации, отражают проблемы трансформации российской экономики.

Несмотря на общую позитивную динамику, экономика региона испытывает ряд системных проблем, одной из которых является недостаток высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, в том числе способных эффективно управлять процессами коммерциализации научных исследований и разработок, недостаточный уровень подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, падение престижа инженерно-технических специальностей и рабочих профессий.

Проблема дефицита высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов существует практически во всех сферах экономики региона, и решить её можно только в тесном взаимодействии учебных заведений, органов власти и руководителей предприятий, организаций и бизнеса.

Не случайно в соответствии с постановлением губернатора области от 18.08.2008 № 586 «О формировании отраслевого заказа на подготовку квалифицированных кадров для отдельных сфер экономики Владимирской области» ежегодно в период с 1 июля по 20 ноября проводится мониторинг потребности организаций в подготовке кадров для выполнения своих производственных программ.

В мониторинговом исследовании 2014 года приняли участие более 2000 организаций всех форм собственности и практически всех сфер деятельности, со среднесписочной численностью работающих около 220,0 тыс. человек, что составляет 48,3 % от среднесписочной численности работников организаций региона. Следует отметить, что за последние 3-4 года наблюдается положительная динамика увеличения количества предприятий малого и среднего бизнеса, принимающих участие в мониторинговых исследованиях.

В результате проведённой работы определена потребность экономики области в кадрах на среднесрочную перспективу 2015-2019 годов: в разные годы от 8,2 тысячи до 10,3 тысячи новых рабочих и специалистов (таблица 61). Следует отметить, что в перспективе потребность экономики области в рабочих кадрах будет превышать ее потребность в специалистах.

Таблица 61

Заявленная потребность организаций Владимирской области

в подготовке кадров (чел.)

Показатели          
Заявленная потребность организаций в подготовке кадров, всего          
в том числе:          
рабочих          
специалистов          

 

Установлен высокий спрос на квалифицированные рабочие кадры – 55 % от общей потребности.

В среднем 64 % общей потребности в подготовке рабочих кадров – это заявки предприятий обрабатывающих производств; более 8 % – сельскохозяйственных организаций, около 7 % – торговых фирм; 6 % - предприятий транспорта и связи, более 5 % - организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Потребность в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием составляет от 3,7 до 4,9 тысячи человек, выше потребность в специалистах со средним профессиональным образованием (таблица 62).

Таблица 62

Заявленная потребность организаций

в подготовке специалистов (чел.)

           
Заявленная потребность организаций в подготовке специалистов, всего          
из них:          
со средним профессиональным образованием          
с высшим образованием          

 

В настоящее время более 60 тыс. молодых людей во Владимирской области в возрасте от 14 до 30 лет получают профессиональную подготовку или профессиональное образование в 54 разноуровневых государственных и негосударственных учреждениях профессионального образования по 458 профессиям и специальностям. Ежегодно на рынок труда выходит более 15 тыс. молодых квалифицированных рабочих и специалистов.

Владимирский государственный университет – это ведущий региональный вуз, являющийся системообразующим в сфере образования области. Университет ‒ основной поставщик специалистов для большинства сфер жизнедеятельности Владимирской области, имеет в своем составе развитую инфраструктуру, обеспечивает высокий профессиональный уровень и формирование гражданских и нравственных качеств личности студентов в условиях интеграции университета в общероссийское и региональное образовательное и информационное пространство.

В настоящее время в составе 8 институтов на 12 факультетах университета в г. Владимире и в его филиалах (г. Муром и г. Гусь-Хрустальный Владимирской области) ведется подготовка по 109 направлениям бакалавриата, 43 направлениям подготовки магистров, 81 специальности ВПО и 14 специальностям СПО. В целом в соответствии с лицензией ВлГУ имеет право вести образовательную деятельность по 316 образовательным программам. Совершенствуются экономические и творческие связи университета с промышленными, научно-исследовательскими, образовательными предприятиями и организациями региона путем подготовки специалистов и выполнения научно-исследовательских работ. С этой целью на предприятиях, учреждениях и в организациях создаются филиалы кафедр, научно-образовательные центры, корпоративные институты. Практически все выпускники к моменту окончания университета имеют предложения работодателей о трудоустройстве по специальности. В университете имеется опыт по созданию совместных с работодателями учебно-производственных площадок. Самым крупным проектом является Корпоративный институт на учебно-производственных площадках ООО «Владимирский индустриальный парк».

Для реализации инновационных проектов в вузе создана необходимая инфраструктура, включающая технопарк и инновационный научно-образовательный центр. Также в университете действует разветвленная сеть научно-образовательных центров, активно внедряющих инновации как в образовательную, так и в научную деятельность.

На базе вуза функционирует Инжиниринговый центр использования лазерных технологий в машиностроении, где решаются научно-технические задачи в области лазерных технологий, методов конструирования, проектирования и обработки высокотехнологичных изделий машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов мирового уровня, в том числе в рамках подписанных соглашений с администрацией Владимирской области, ООО «НТО ИРЭ-Полюс», ООО ГК «Волгабас» и др.

Высшие учебные заведения Владимирской области представлены также Владимирским юридическим институтом, который специализируется на подготовке специалистов для системы исполнения наказаний, Ковровской технологической академией и Владимирским институтом туризма и гостеприимства. Подготовкой бакалавров и магистров на территории области занимается еще 14 филиалов, среди которых выделяются Владимирский филиал РАНХиГС при Президенте РФ и Владимирский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.

В систему профессионального образования Владимирской области входят 36 учреждений среднего профессионального образования. Они представляют собой многоуровневые и многопрофильные колледжи/техникумы, реализующие программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена, профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки с контингентом обучающихся от 400 до 1800 человек.

Особое внимание уделяется необходимости переноса учебного процесса на производство. В 2015-2016 уч. году действует более 2500 договоров между профессиональными образовательными организациями и работодателями. Идет процесс создания учебно-производственных участков на базе ведущих предприятий-партнеров. Такие участки полноценно функционируют на базе ОАО «Завод «Автоприбор», ОАО «Ковровский электромеханический завод», ОАО «Гусевский стекольный завод им. Ф.Э. Дзержинского», ООО «Бау Текс». Создается участок в ОАО «Владимирский хлебокомбинат».

Для повышения качества подготовки учащихся в системе среднего профессионального образования и максимального приближения его к потребностям рынка труда и изменениям в системе производства (модернизация оборудования, внедрение инновационных технологий, новые материалы и инструменты и т. д.) на базе учреждений созданы ресурсные центры, осуществляющие повышение квалификации рабочих кадров и специалистов для предприятий и организаций региона.

В настоящее время во Владимирской области на базе учреждений профессионального образования функционируют ресурсные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов для предприятий и организаций различных форм собственности по перспективным отраслям экономики области: металлообработка, машиностроение, автомобильная отрасль, строительство, сельское и лесное хозяйство, туризм, сфера бытового обслуживания и общественного питания (Владимир, Ковров, Суздаль, Муром, Александров):

- для отрасли машиностроения на базе ГБОУ СПО ВО «Александровский промышленно-гуманитарный колледж» и ГБОУ СПО ВО «Владимирский авиамеханический колледж»;

- для отрасли жилищно-коммунального хозяйства на базе ГБОУ СПО ВО «Муромский промышленно-гуманитарный техникум»;

- для металлообработки на базе ГБОУ СПО ВО «Владимирский индустриальный техникум»;

- для сельского и лесного хозяйства на базе ГБОУ СПО ВО «Никологорский аграрно-промышленный техникум»;

- для наноиндустрии на базе ГБОУ СПО ВО «Владимирский авиамеханический колледж»;

- для туризма и гостеприимства на базе ГБОУ СПО ВО «Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»;

- по нанотехнологиям на базе ГБОУ СПО ВО «Владимирский авиамеханический колледж».

В ресурсных центрах проходят стажировку и повышают свою квалификацию мастера производственного обучения, проходят апробацию современные технологии подготовки кадров на новом производственном оборудовании. Все это способствует росту квалификации кадров.

В 88 % профессиональных образовательных организаций реализуется механизм взаимодействия с крупными предприятиями региона, который обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников данных предприятий. Взаимодействие позволяет решить главную задачу - обеспечение отраслей экономики квалифицированными рабочими кадрами и специалистами, отвечающими требованиям конкретного производства. Наметилась положительная динамика увеличения количества обученных на базе профессиональных образовательных организаций по заявкам работодателей с 400 человек в 2011 году до 1400 в 2015-м.

В целях сокращения разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования в области разработана «дорожная карта» по созданию многофункциональных центров прикладных квалификаций. В 2014/2015 уч. году состоялось открытие первого многофункционального центра прикладных квалификаций (далее – МЦПК) для строительной отрасли на базе ГБОУ СПО ВО «Владимирский строительный колледж». Деятельность Центра направлена на содействие развитию непрерывной системы профессионального образования и подготовки кадров, удовлетворение потребности организаций (работодателей) региона в квалифицированных кадрах рабочих профессий, а также ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, развитие трудового потенциала работников предприятий строительной отрасли с учетом потребности регионального рынка труда.

Центр осуществляет краткосрочную профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по рабочим профессиям по разным направлениям в интересах лиц, проживающих во Владимирской области и направленных по заявке организаций (работодателей) различных форм собственности.

Образовательная деятельность проводится по 14 специальностям СПО, среди них: строительство и эксплуатация зданий и сооружений; архитектура; монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, вентиляция и кондиционирование воздуха; компьютерные системы и комплексы; техническое регулирование и управление качеством; пожарная безопасность; экономика и бухгалтерский учет; дизайн; монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий; монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения; гостиничный сервис, и по 44 рабочим профессиям подготовки квалифицированных рабочих, служащих: бетонщик, каменщик, маляр, кровельщик, плотник, столяр, печник, штукатур, жестянщик, пожарный, облицовщик-плиточник, контролер качества, электрогазосварщик и др.

В 2015 году подобные центры созданы на базе ГБОУ СПО ВО «Владимирский авиамеханический колледж» и ГБОУ СПО ВО «Ковровский транспортный колледж» для транспортного сектора экономики региона.

На ближайшую перспективу утвержден план-график создания МЦПК на базе следующих образовательных учреждений профессионального образования:

- для сельского и лесного хозяйства на базе ГБОУ СПО ВО «Никологорский аграрно-промышленный техникум» – 2016 год;

- для сферы жилищно-коммунального хозяйства на базе ГБОУ СПО ВО «Муромский промышленно-гуманитарный техникум» - 2017 год;

- для машиностроения и металлообработки на базе ГБОУ СПО ВО «Александровский промышленно-гуманитарный колледж» - 2018 год.

К 2018 году в области будет создано 5 многофункциональных центров прикладных квалификаций по отраслям машиностроения и металлообработки, жилищно-коммунального хозяйства, сельского и лесного хозяйства, сферы обслуживания и нанотехнологий.

Процесс формирования системы оценки качества образования во многом стал возможен благодаря участию Владимирской области в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.

В 2015 году в сложившуюся систему независимой оценки качества профессионального образования внедрены новые механизмы и технологии с учетом изменений в действующем законодательстве и требований общественности.

С целью повышения роли профессионального образования в процессе экономического и социального развития Владимирской области ежегодно администрацией области проводятся конкурсы профессиональных образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы. В 2015 году в соответствии с постановлением губернатора области в областном конкурсе профессиональных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации Владимирской области, внедряющих инновационные образовательные программы, приняло участие 13 ведущих учреждений региона, являющихся методической, ресурсной, опорной образовательной организацией, центром и пилотной, экспериментальной или иной площадкой федерального, регионального уровней. По результатам конкурсного отбора победителями признаны: ГБОУ СПО ВО «Владимирский технологический колледж», ГБОУ СПО ВО «Владимирский экономико-технологический колледж», ГАОУ СПО ВО «Гусь-Хрустальный технологический техникум». Данные учреждения получат грант в размере 1 млн. рублей. Государственная поддержка из областного бюджета предоставляется профессиональным образовательным организациям в целях создания современных условий осуществления образовательного процесса, в т.ч. приобретения современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, развития современных информационно-коммуникационных технологий и повышения квалификации педагогических кадров.

С 2011 года Владимирская область является участником реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования.

За 2011 – 2014 годы на реализацию программы было дополнительно привлечено около 400 млн. руб., в том числе: из федерального бюджета более 111 млн. рублей, из областного бюджета более 39 млн. руб., более 240 млн. руб. средств работодателей и внебюджетных средств учреждений.

В 2014 – 2015 году регион работает по направлению «совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования». При разработке данной программы в качестве приоритетного направления было выбрано направление развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) региона. Следовательно, основная задача реализации мероприятий программы – подготовка кадров для предприятий ОПК.

Цель данной программы: модернизация региональной системы профессионального образования для кадрового обеспечения перспективного социально-экономического развития Владимирской области, а также привлечение партнеров из научно-образовательной сферы и высокотехнологичного бизнес-сообщества для создания регионального сегмента национальной инновационной системы.

Задачи программы:

1. Внедрение модели государственно-общественного управления системой профессионального образования Владимирской области в целях реализации стратегии социально-экономического развития.

2. Формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования.

3. Повышение мотивации граждан к получению качественного профессионального образования.

4. Развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для реализации программы модернизации профессионального образования Владимирской области.

5. Внедрение методов комплексного планирования объемов и структуры подготовки кадров в регионе на основе анализа прогнозных потребностей в трудовых ресурсах по всем уровням профессионального образования.

6. Внедрение моделей и механизмов разработки и экспертизы образовательных программ профессионального образования всех типов и видов, основанных на модульно-компетентностном подходе, федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартах.

7. Формирование регионального сегмента независимой системы оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию квалификаций выпускников, учебных программ и преподавателей.

Для выполнения поставленных задач определены направления модернизации и совершенствования системы профессионального образования Владимирской области с учетом интересов ведущих работодателей. Они в свою очередь состоят из мероприятий в соответствии со спецификой вопросов в рамках направлений.

Профессиональные образовательные организации, реализующие мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы:

ГБОУ СПО ВО «Владимирский авиамеханический колледж»;

ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»;

ГБОУ СПО ВО «Владимирский технологический колледж»;

ГБОУ СПО ВО «Владимирский индустриальный техникум»;

ГАОУ СПО ВО «Гусь-Хрустальный технологический техникум»;

ГБОУ СПО ВО «Ковровский транспортный колледж»;

ГБОУ СПО ВО «Ковровский промышленно-гуманитарный колледж».

Стратегическими партнерами профессиональных образовательных организаций являются крупнейшие предприятия области:

- ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева»;

- ОАО «Ковровский электромеханический завод»;

- ОАО «Гусевский стекольный завод им. Ф.Э. Дзержинского»;

- ФКП «Государственный лазерный полигон "Радуга"»;

- ОАО «Гусар».

Реализация комплекса мероприятий модернизации профессионального образования, привлечение к их выполнению всех учреждений профессионального образования Владимирской области позволили:

1) приблизить систему учреждений профессионального образования к «корпоративной модели», обеспечивающей тесное взаимодействие учреждений профессионального образования области и бизнес-сообщества. Активизировалось сотрудничество профессиональных образовательных организаций и предприятий-партнеров (совместная профориентационная работа, проведение мероприятий, обеспечение местами прохождения практик, создание на базе предприятий учебно-производственных участков, привлечение к преподавательской деятельности сотрудников предприятий);

2) привлечь работодателей к разработке и реализации образовательных программ, что способствует повышению качества профессионального образования и подтверждается положительной экспертной оценкой со стороны работодателей 40 % реализуемых в регионе образовательных программ;

3) снизить дисбаланс между спросом со стороны работодателей и предложениями со стороны профессиональных образовательных организаций, в том числе за счет реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

4) создать условия для получения образования различными категориями граждан, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

5) добиться стабильных показателей трудоустройства выпускников и положительной динамики выполнения контрольных цифр приема учреждениями;

6) реализовать мероприятия по повышению престижа отдельных профессий и специальностей, повышению престижа среднего профессионального образования в целом и профессиональных образовательных организаций. В рамках ФЦПРО создан региональный кадровый портал, информирующий о рынке образовательных услуг (доступен для всех категорий граждан);

7) подготовить базу для вступления региона в международное движение Word Skills.

Тенденции XXI века – это индивидуализация, самоценность личности, экономика знаний и постоянно изменяющаяся структура рынка труда. Новые условия и технологии – это инструменты развития происходящих изменений. Главным же результатом деятельности системы является качество образования.

Однако не следует забывать, что качество профессионального образования – это результат не только системы образования и действий властей, оно также отражает ситуацию на рынке труда, поскольку, если обучение не приведет к хорошо оплачиваемой работе, его едва ли можно назвать качественным.

Сегодня Владимирская область - это динамично развивающийся регион России, имеющий диверсифицированную структуру экономики, и современные профессиональные кадры являются её основой. Об этом не случайно говорил в декабрьском Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Отвечая на вызов времени, сфера профессионального образования должна обеспечить экономику кадрами, подготовленными в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. А это возможно только благодаря совместной работе со стратегическими партнерами системы образования – это предприятия-лидеры экономики региона: Ковровский электромеханический завод, Гусевский арматурный завод «Гусар», «БауТекс», Владимирский хлебокомбинат, «Электрокабель» и др. Развивается дуальное образование, заключаются партнерские соглашения. Так, подписан меморандум между Российско-Германской внешнеторговой палатой, «БауТексом», Гусь-Хрустальным технологическим колледжем и департаментом образования.

Участие в Федеральной целевой программе развития образования значительно укрепило учебно-материальную базу учреждений среднего профессионального образования, позволило создать новые ученические места; приобрести современное высокотехнологичное оборудование для подготовки квалифицированных кадров. Только в 2015 году на реализацию программы дополнительно привлечено более 70,0 млн. руб. федерального бюджета и работодателей.

Увеличены объемы подготовки кадров по востребованным профессиям; открыты новые специальности по заказу работодателей: металлообработка, машиностроение, автомобильная отрасль, заключено более 2500 договоров с конкретными работодателями и предприятиями.

Новый уровень профессионального образования подтвержден победами студентов на всероссийских олимпиадах: золотая медаль у студента Владимирского авиамеханического колледжа Раздельного Матвея по специальности «технология машиностроения», первое место по профессии «станочник» у Рысина Максима, студента Ковровского промышленно-гуманитарного колледжа, третье место у студента Владимирского политехнического колледжа Вавилова Владислава по редкой специальности «литье черных и цветных металлов».

Выполняя поручения Владимира Владимировича Путина, образовательные организации региона вступили в движение WorldSkills Россия. Команда Владимирской области приняла участие в полуфинале национального чемпионата и завоевала две серебряные медали в номинациях «сварочные технологии» и «фрезерные работы на станках с ЧПУ».

В марте 2016 года во Владимирской области стартовал чемпионат рабочих профессий «Молодые профессионалы» (по стандартам Ворлдскиллс), в котором приняли участие 170 студентов и экспертов из 11 субъектов. «Молодые профессионалы» - это не только демонстрация уровня профессионального мастерства, но и один из важнейших этапов системы подготовки высококлассных специалистов для предприятий. Это олимпиада для тех, кто умеет работать руками.

В апреле 2016 года в г. Ярославле команда Владимирской области приняла участие в полуфинале национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Центральном федеральном округе и одержала победу: студент Владимирского экономико-технологического колледжа Спиридонов Алексей завоевал золото в компетенции «поварское дело», студент Ковровского промышленно-гуманитарного колледжа Воробьев Александр занял первое место в компетенции «токарные работы на станках с ЧПУ».

Победители представят Владимирскую область на финале национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

Включение молодежи в социальную жизнь общества, ее профессиональное образование и воспитание рассматривается как проблема особой государственной важности. По инициативе администрации Владимирской области и лично губернатора С.Ю. Орловой в области второй год работает Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов на Клязьме».

Создание эффективной модели развития профессионального образования, превращение его в ресурс социально-экономического развития области на основе сотрудничества системы образования, власти, бизнеса и местного сообщества являются основной стратегической целью системы профессионального образования Владимирской области.

Основным результатом деятельности любого образовательного учреждения становится сегодня уже не овладение учащимися системой знаний, умений и навыков, а наличие у них набора ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих средах. Современное общество связано с развитием информационной цивилизации, опирающейся на экономику знаний. Главным в экономике является человек, способный приобретать знания, умеющий их творчески применять, участвовать в процессе создания и использования новых знаний. Такой человек может быть подготовлен только эффективной системой образования, ориентированной в будущее. Только наличие современной базы подготовки высококвалифицированных кадров с высшим и средним специальным образованием позволит области формировать современную конкурентоспособную экономику.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.