Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Городских поселений Владимирской области

2017-08-23 972
Городских поселений Владимирской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

В своих научных трудах по региональной экономике А. Г. Гранберг часто использует научную категорию «экономическое пространство». По его мнению, «экономическое пространство – это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством»[109]. В условиях рыночной экономики регионы конкурируют между собой за рынки сырья, рабочей силы, готовой продукции, потребителей и т.д.

В формировании экономического пространства Владимирской области основную роль играют городские поселения, которые концентрируют в себе большую часть хозяйствующих субъектов и элементов административно-территориального управления, что закрепляет за ними доминирующую роль в территориальном размещении экономики, а также социальной и транспортной инфраструктуры.

Система городских поселений Владимирской области отличается высоким уровнем развития, на ее территории в настоящее время расположено 23 города и 9 поселков городского типа. Городские поселения составляют основу всех административных районов области, во всех из них есть города, за исключением Селивановского, во главе которого находится поселок городского типа - Красная Горбатка. По числу больших и средних городов в Центральном федеральном округе Владимирская область уступает только Московской, таких городов на ее территории - 5: Владимир, Ковров, Муром, Александров и Гусь-Хрустальный.

В развитии системы городских поселений региона во второй половине ХХ в. можно выделить два этапа - до 1991 г. и после. До рыночных реформ система городских поселений области развивалась в условиях расширения их сети. При этом росла общая численность населения, увеличивалось число городских жителей, в том числе и за счет мигрантов из сельской местности в условиях поступательного развития процесса индустриализации. За 1950-1991 гг. численность городского населения области увеличилась на 720,5 тыс. чел., или в 2,2 раза, а сельского сократилось на 385,4 тыс. чел., или на 53,6 %. Доля городского населения в общей его численности выросла с 45,3 % до 79,9 %. При этом в областном центре - городе Владимире было сосредоточено меньше 25 % всего населения.

После войны промышленность области активно развивалась, а вместе с ней рос уровень урбанизации. Статус городов в этот период получили: Камешково, Петушки, Лакинск, Костерево, Радужный и Курлово. Поселками городского типа стали: Мезиновский, Андреево, Лукново, Степанцево, Гусевский, Октябрьский, Мелехово, Ставрово, Боголюбово, Бавлены, Добрятино, Новки, Юрьевец, Галицы, Вольгинский, Балакирево и Белая Речка.

За весь ХХ век на территории области на «пустом» месте был создан только один новый город - ЗАТО г. Радужный. В 1971 г. в лесу в 30 км от Владимира с нуля началось строительство научного полигона «Радуга», в 1977 г. он получил статус поселка городского типа, а в 1991 г. - города. В 2005 г. при реализации ФЗ-131 этот город был преобразован в городской округ – ЗАТО г. Радужный.

В таблице 46 отражен процесс развития системы городских поселений Владимирской области во второй половине ХХ - начале ХХI в. К переписи 1989 г. число городских поселений выросло до 57, а численность городского населения до 1302,4 тыс. чел. В городских поселениях проживало почти 80 % населения региона. Владимирская область к началу 90-х годов была одним из самых высокоурбанизированных регионов России.

Таблица 46

Развитие урбанизации на территории Владимирской области[110]

Показатели              
Крупные города, ед.              
Большие города, ед.              
Средние, ед.              
Всего городов, ед.              
ПГТ, ед.              
Всего городских поселений, ед.              
Плотность сети городских поселений, ед. на 10 тыс. км2 15,9 18,6 19,3 19,7 19,0 10,7 10,7
Численность городского населения, тыс. чел. 792,5 1021,0 1185,1 1302,4 1213,9 1120,7 1094,0
Доля городского населения, % 56,6 67,6 74,7 79,0 79,7 77,6 78,3
Доля городского населения, проживающего в крупных и больших городах, % 19,4 28,6 46,7 48,7 49,3 55,2 55,3

 

К 1991 г. область среди других субъектов Российской Федерации выделялась развитой сетью городских поселений и высоким уровнем урбанизации. На территории области было 22 города и 36 поселков городского типа, почти 80 % ее населения проживало в городских поселениях. В самом конце ХХ в. двадцать третьим городом области стал поселок Курлово (1998 г.) Гусь-Хрустального района, хотя в нем проживало только 8 тыс. жителей (по положению Градостроительного кодекса РСФСР к городам относили населенные пункты с числом жителей 12 тыс. чел. и более). Численность городского населения области за 1959-1991 гг. увеличилось на 67,3 %. Население пяти городов превышало 50 тыс. жителей, самыми крупными городами области на тот момент были: Владимир (336 тыс.), Ковров (163 тыс.) и Муром (143 тыс.). На базе Владимира и его окружения формировалась городская агломерация. Она включала в свой состав кроме Владимира города Лакинск, Собинку, Судогду, Суздаль; поселки городского типа – Боголюбово, Оргтруд, Ставрово, Юрьевец, Энергетик и прилегающие сельские населенные пункты. Все эти городские и сельские населенные пункты прямыми и обратными экономическими и социально-бытовыми связями притягивались к городу Владимиру.

В условиях перехода к рыночной экономике стала снижаться роль промышленности как главной градообразующей отрасли городских поселений, повышалась роль торговли, сферы обслуживания, туризма, сервиса. Число городов к 2016 г. не изменилось, а количество поселков городского типа сократилось с 36 до 9, численность населения во всех городах уменьшилась, за исключением Владимира (353 тыс.) и Радужного (18,4 тыс.). Сокращение числа поселков городского типа связано с тем, что часть их вошла в черту городов, а другие по своему статусу стали сельскими населенными пунктами. Так, в 1996 г. поселок Вербовский вошел в черту города Мурома, в последующие годы поселок Белая Речка вошел в черту города Кольчугина, поселок Нововязники - в черту города Вязники, поселок Красный Октябрь - в черту города Киржача, а поселки Оргтруд, Юрьевец, Энергетик - в черту городского округа Владимир. Начиная с 1991 г. 18 поселков городского типа (по переписи 2010 г. в них проживало более 40 тыс. жителей) из-за наличия значительного числа льгот в сельской местности сменили статус и стали сельскими населенными пунктами, к ним относятся: Андреево, Анопино, Бавлены, Боголюбово, Великодворский, им. Воровского, Добрятино, Золотково, Иванищи, Красное Эхо, Красный Богатырь, Красный Октябрь (Ковровского района), Красный Маяк, Лукново, Мезиновский, Октябрьский, Степанцево и Уршельский. За 1991-2016 гг. численность городского населения области сократилась на 17,5 %. Доля городского населения области снизилась до 76,3 %.

Вызывает тревогу факт сокращения численности населения почти всех городов Владимирской области (таблица 47). В 9 городах численность населения за 1989-2016 гг. сократилась на 20 и более процентов, а в Петушках почти на 30 %.

Численность населения г. Владимире в начале уменьшилась к 2005 г. до 310,5 тыс. чел., а к 2016 г. выросла до 354,8 тыс. чел. При этом следует учитывать, что рост численности населения города связан в первую очередь с образованием городского округа, увеличением его площади со 108 до 311 км2 и включением в черту городского округа трех поселков городского типа (Оргтруд, Энергетик, Юрьевец) и ряда сельских населенных пунктов Камешковского, Собинского и Суздальского районов.

Численность населения городов Вязники, Киржач, Кольчугино, Муром к 2016 г. сократилась после 1989 г., хотя в эти города были включены близко расположенные поселки городского типа.

Таблица 47

Численность населения городов Владимирской области, тыс. чел.

Название Год получения статуса город     1989-1959 (1959 = 100 %)       2016-1989 (1989 = 100 %)
Владимир   153,9 349,7 227,2 316,0 348,0 354,8 101,5
Александров   36,7 65,9 179,6 64,8 61,6 60,2 91,4
Вязники   39,7 45,4 114,4 40,4 46,96 37,2 81,9
Гусь-Хрустальный   54,2 76,4 141,0 67,1 64,1 56,7 74,2
Ковров   98,6 159,9 162,2 155,5 145,2 140,1 87,6
Кольчугино   37,9 45,6 120,3 47,1 46,3 43,8 96,1
Муром   71,6 124,2 173,5 126,9 125,2 110,1 88,6
Собинка   20,5 23,7 115,6 21,1 19,5 18,5 78,1
Суздаль   9,0 12,1 134,4 11,4 10,5 9,98 82,5
Радужный 1991 (1977 -1991 пгт) - - - 17,5 18,2 18,4 -
Гороховец   9,9 15,8 159,6 14,5 14,0 13,2 83,5
Камешково   11,8 15,1 128,0 14,2 13,1 12,7 84,1
Карабаново   18,1 17,5 96,7 16,0 14,9 14,9 85,1
Киржач   18,1 25,4 140,3 22,7 29,97 27,8 109,4
Меленки   17,5 18,4 105,1 16,3 15,2 14,3 77,7
Лакинск 1969 (1927 -1969 пгт) 9,8 18,9 192,9 17,1 15,7 14,9 78,8
Петушки 1965 (1926 -1965 пгт) 11,5 19,8 172,2 16,5 15,1 13,9 70,2
Покров   6,8 15,9 233,8 15,9 17,8 17,7 111,3
Струнино   19,0 18,7 98,4 16,1 14,4 13,8 73,8
Судогда   7,5 14,1 188,0 13,3 11,8 10,8 76,6
Юрьев-Польский   16,8 22,6 134,5 19,9 19,6 19,0 84,1
Костерево 1981 (1939 -1981 пгт) 7,5 11,5 153,3 9,6 9,1 8,6 74,8
Курлово 1998 (1927 -1998 пгт) 8,4 7,9 94,0 7,4 6,8 6,3 79,7

 

В настоящее время во Владимирской области идет активная работа по реализации стратегии социально-экономического развития до 2030 года. В рамках проводимых мероприятий в городах региона предстоит развивать градообразующий потенциал за счет создания новых предприятий, только с их появлением можно говорить об инновационном будущем. Хорошие перспективы в настоящее время имеют ряд машиностроительных, химических производств, фармацевтика, а также предприятия, связанные с импортозамещением. Возможно строительство и крупных предприятий, типа стекольного завода в Гороховце, кондитерских фабрик в Покрове, Собинке и Собинском районе. В области необходимо создавать новые рабочие места. Важной отраслью занятости населения могут стать учреждения и предприятия туристско-рекреационного комплекса, сферы торговли и услуг, малого и среднего бизнеса, ремесел. Поэтому необходимо последовательно формировать туристический кластер, превращать отдых в области из однодневного в многодневный. Для этого в настоящее время есть ряд условий. Во-первых, сокращение интереса российского населения к отдыху за рубежом, что связано с фактами терроризма. Во-вторых, с ростом интереса к российской истории, культуре и имиджа России среди иностранных граждан. В этих условиях представляется целесообразным повысить значимость города Суздаля, придать ему статус города федерального значения или особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Это не случайно, здесь на малой территории в 9 кв. км сосредоточено более 500 памятников истории и культуры почти семи веков, при этом 7 памятников архитектуры занесены ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного наследия.

При решении стратегических задач необходимо учитывать, что в области не наблюдается естественного прироста населения, в значительной степени исчерпан демографический потенциал сельской местности, происходит отток населения в столичный регион, что в целом ведет к потере областью человеческого потенциала. Для роста и развития городов источником населения в ряде случаев могут стать страны ближнего зарубежья. Население в области, в том числе и коренное, необходимо закреплять, а для этого нужно улучшать комфортность проживания, поднимать уровень его жизни и благосостояния. В рамках общегосударственной политики нужно мерами государственного регулирования сдерживать социально-экономический рост Москвы и всей столичной агломерации, которые привлекают к себе наиболее экономически активное население из соседних субъектов Российской Федерации.

Для объединения средств из различных источников финансирования администрации городов области должны включаться во все государственные программы и участвовать в их осуществлении. Значительное внимание следует уделить реализации комплексных инвестиционных планов модернизации монотерриторий, созданию в них объектов новой экономики. Владимирская область активно включилась в программу Правительства РФ по поддержке этих кризисных территорий. К числу моногородов отнесены Камешково, Лакинск, Меленки, Курлово, Ставрово. Так, в городе Камешково функционируют и расширяются предприятия ООО «Ютекс-РУ», ООО «НПО-Вояж», намечено строительство комплекса по производству мяса индейки и его переработке, уже получено из Фонда развития моногородов на развитие и модернизацию инфраструктуры 636 млн. руб. Дополнительно включены в число монотерриторий для государственной поддержки города Вязники, Гороховец, Кольчугино и поселок Красная Горбатка.

Органам местного самоуправления в своей практической работе следует учитывать, что каждое городское поселение области имеет свои индивидуальные особенности, свой имидж и колорит. Меняется в них градообразующая база, среда проживания, что вызывает потребность научно обосновать их новые вектора перспективного развития.

 

6.2. Реализация комплексных инвестиционных планов развития монотерриторий

Проблема монопрофильных территорий (моногородов) обозначилась в хозяйственной жизни России давно, но во время кризиса 2008-2009 годов довольно быстро вошла в число особо актуальных в социально-экономической жизни многих населённых пунктов.

К моногородам относятся муниципальные образования, функционирование которых тесно взаимосвязано с наличием в них одного градообразующего предприятия, определяющего основные аспекты жизни муниципального образования.

Критерии отнесения муниципальных образований к моногородам и их распределение по категориям определены Правительством РФ[111].

Для признания моногородом муниципальному образованию необходимо иметь статус городского округа или городского поселения, численность его постоянного населения должна превышать три тысячи человек, а численность работников градообразующего предприятия в течение пяти последних лет должна быть не менее 20 % среднесписочной численности работников организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

Кроме того, данная территория должна относится к первой или второй категориям моногородов в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения.

Всего предусмотрено наличие трех категорий моногородов.

К первой категории относятся моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением, при наличии не менее чем двух из следующих признаков:

- градообразующая организация прекратила производственную деятельность и (или) в отношении нее возбуждена процедура банкротства;

- планируется высвобождение работников градообразующей организации в количестве, превышающем 10 процентов среднесписочной численности работников такой организации;

- конъюнктура рынка и (или) развитие отрасли, в которой осуществляет деятельность градообразующая организация, оцениваются как неблагоприятные;

- уровень регистрируемой безработицы в два и более раза превышает средний уровень безработицы по РФ;

- социально-экономическая ситуация оценивается населением как неблагополучная.

Ко второй категории относятся моногорода, в которых либо имеется информация о планируемом высвобождении работников градообразующей организации в количестве, превышающем три процента среднесписочной численности работников такой организации, либо уровень регистрируемой безработицы в муниципальном образовании превышает средний уровень безработицы по РФ.

К третьей категории относятся моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией, в которых градообразующая организация осуществляет производственную деятельность на территории муниципального образования. При этом должны соблюдаться следующие условия:

- уровень регистрируемой безработицы в муниципальном образовании не превышает средний уровень безработицы по РФ;

- не планируется высвобождение работников градообразующей организации в количестве, превышающем три процента среднесписочной численности работников такой организации;

- социально-экономическая ситуация в муниципальном образовании оценивается населением как благополучная.

Исторически наличие моногородов характерно для индустриального этапа развития многих стран. В России они появились в период правления Петра Первого. Современные российские моногорода в качестве проблемного звена в системе расселения страны были выделены в советское время.

Подавляющая часть населения в моногородах работает на градообразующих предприятиях, остальное задействовано в сфере обслуживания его работников. В свою очередь, предприятие обеспечивает население жильём, коммунальными, бытовыми и социальными услугами.

Системный кризис 90-х годов привел к резкому ухудшению экономического положения градообразующих предприятий. В результате разрыва большинства горизонтальных и вертикальных связей народнохозяйственного комплекса СССР многие моногорода оказались депрессивными зонами, стоящими порой на грани коллапса и социальных волнений.

Резкий спад производства на большинстве градообразующих предприятий, ухудшение их финансового положения в условиях, когда социальные объекты находятся на балансе предприятий, привели к резкому падению качества жизни населения моногородов.

С особой остротой проблема моногородов обозначилась в первом десятилетии ХХ в. По данным Института региональной политики, 460 городов в России (более 40 % от общего числа городов) являются монопрофильными образованиями. На них приходится четверть городского населения страны (25 млн. человек)[112] и до 40 % ВВП страны.

В связи с необходимостью решения социальных проблем основная нагрузка в решении поддержки моногородов возлагается на государство, которое должно обеспечить диверсификацию их экономики. Можно согласиться с мнением губернатора Нижегородской области В. Шанцева: «Самое главное - диверсификация экономики, уход от понятия "моно". Надо создать новые предприятия, новые рабочие места, не связанные с профилем деятельности, которое существует на основном градообразующем предприятии... Государство просто так на частные фирмы деньги тратить не будет, поскольку дело власти создавать условия для развития бизнеса»[113].

В 2010 году Д. А. Медведевым нормализация социально-экономической жизни в моногородах была объявлена одним из приоритетов политики государства[114]. Вопросы координации деятельности органов власти по обеспечению стабильного развития моногородов первоначально были возложены на Минэкономразвития России.

В 2014 году «Внешэкономбанком» учреждена некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» (далее – Фонд). Его деятельность направлена на формирование условий для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций в моногорода с наиболее сложной социально-экономической ситуацией (в настоящее время таких насчитывается 99), в том числе софинансирование расходов субъектов РФ и муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры, необходимой для запуска новых инвестиционных проектов в моногородах.

На 2016-2017 годы в государственном бюджете предусмотрено выделение Фонду 10,8 миллиарда рублей. Рабочая группа Фонда принимает и рассматривает заявки субъектов РФ на предоставление финансовой поддержки.

В Московской школе управления «Сколково» проведена конференция по вопросам поддержки и развития моногородов, по итогам которой принято решение[115] в 2016 году сформировать во всех моногородах команды, управляющие проектами развития моногородов, и провести их обучение. В настоящее время Фондом проводится работа по формированию управленческих команд и разработке программ обучения.

Утвержден перечень из 319 монопрофильных муниципальных образований РФ[116], которые могут претендовать на финансовую поддержку из федерального бюджета при условии софинансирования со стороны регионального и местных бюджетов и частных инвесторов. При этом рассчитывать на федеральные средства могут лишь наиболее перспективные для инвестирования государственных средств моногорода.

Правительством РФ подготовлен и утвержден Перечень мер, направленных на обеспечение стабильного развития монопрофильных населенных пунктов (моногородов), на 2013 – 2018 годы. Начиная с 2010 года на развитие моногородов из федерального бюджета предоставляются бюджетные кредиты, субсидии, средства целевого назначения из Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также на развитие малого и среднего бизнеса.

Во Владимирской области в Перечень монопрофильных территорий, утвержденных Правительством РФ и претендующих на поддержку федерального бюджета, первоначально были включены 4 территории, но затем, по мере уточнения списка, были добавлены еще 3 территории (таблица 48).

Таблица 48

Перечень монопрофильных территорий Владимирской области,

утвержденных Правительством РФ и претендующих на поддержку

из федерального бюджета

Наименование территории Численность населения на 2013 год, чел. Основной вид экономической деятельности, название градообразующего предприятия
1. г. Вязники   Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования ОАО «ОСВАР»
2. г. Гороховец   Производство прочих неметаллических минеральных продуктов ООО «Русджам»
3. г. Камешково   Текстильное и швейное производство Камешковский филиал ООО «Детская одежда»
4. г. Кольчугино   Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, ОАО «Электрокабель». Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, ЗАО «Кольчугинский завод цветных металлов»
5. г. Курлово   Производство прочих неметаллических минеральных продуктов ООО «Завод Символ»
6. г. Меленки   Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий ООО «Литмаш-М»
7. пгт. Ставрово   Производство прочих неметаллических минеральных продуктов ООО «СтиС-Владимир»

 

Из вышеприведенного списка в соответствии с распоряжением Правительства РФ[117] города Гороховец, Камешково и Курлово отнесены к первой категории моногородов – с наиболее сложным социально-экономическим положением, города Вязники и Меленки – ко второй категории, т.е. к моногородам, в которых имеются риски ухудшения данного показателя. Города Кольчугино и поселок Ставрово относятся к моногородам со стабильной социально-экономической ситуацией.

Для решения проблем моногородов во Владимирской области создана рабочая группа по подготовке проектов комплексных планов социально-экономического развития монопрофильных территорий, в состав которой вошли их главы, представители администрации области и градообразующих предприятий.

Перед моногородами поставлена задача разработки комплексного инвестиционного плана (КИП) развития муниципального образования, ориентированного либо на повышение эффективности использования мощностей бывшего градообразующего предприятия, либо на организацию на них новых видов бизнеса, а также задача поиска инвестора, который должен взять на себя основные расходы и основные риски проекта.

В настоящее время постановлением губернатора области утверждены комплексные инвестиционные планы, разработанные администрациями городов Камешково, Меленки, Гороховец, Курлово и поселка городского типа Ставрово. В этих документах стратегического планирования сформулированы цели социально-экономического развития территории, средства их достижения, включая ключевые инвестиционные проекты, а также источники и объемы финансирования комплексного инвестиционного плана.

Администрацией г. Камешково при поддержке бизнес-сообщества комплексный инвестиционный план был разработан в 2011 году. Он включает создание на базе предприятий города агропромышленного кластера, предусматривает развитие высокотехнологичных производств, строительство объектов инженерной инфраструктуры.

Сложность социально-экономического положения города Камешково характеризуется тем, что загрузка мощностей его градообразующего предприятия - ОАО «Камешковский текстиль», на котором в советское время работали 85 % жителей города, в настоящее время не превышает 40 %, а выпускаемая продукция – хлопчатобумажная и полиэфирная пряжа – неконкурентоспособна на рынке. В городе практически отсутствует инженерная и коммунальная инфраструктура, наблюдается один из самых высоких уровней безработицы в области. Население массово уезжает на работу в Москву.

С учетом появления новых эффективных форм поддержки бизнеса комплексный инвестиционный план диверсификации экономики моногорода Камешково был доработан. В его структуре одним из ключевых проектов является строительство в моногороде промышленного парка, который, как ожидается, будет способствовать созданию 988 рабочих мест. В настоящее время осуществляется разработка концепции создания индустриального парка, включающая бизнес-план.

Индустриальный парк г. Камешково станет первым полностью соответствующим стандартам, разработанным Минпромторгом РФ. Привлечению инвесторов должно способствовать взаимодействие региона с Фондом развития моногородов. Планируется, что на условиях софинансирования Владимирская область и Фонд направят на строительство очистных сооружений, водовода и инженерных сетей свыше 800 млн. рублей. Новые коммуникации обеспечат функционирование современных предприятий, которые появятся в городе в ближайшие годы. Соответствующее соглашение с Фондом о софинансировании проекта подписано администрацией области.

Всего в период с 2016 по 2020 год общий объем инвестиций должен составить 8,5 млрд. рублей. В качестве потенциальных инвесторов выступают компания «Bosco», которая построит на территории парка завод по переработке мяса и организует производство одежды; «Вояж» - производитель интерьеров для поездов; «Ютекс» - компания по производству напольных покрытий; «Владимирский стандарт» - мясоперерабатывающая компания, а также Ковровский электромеханический завод.

Опыт администрации г. Камешково по разработке и реализации Комплексного инвестиционного плана можно назвать успешным. Принятые в его рамках решения и заключенные соглашения о финансировании строительства индустриального парка дают основания полагать, что в ближайшее время город получит новый импульс экономического развития и станет территорией, благоприятной для проживания. Этому будет способствовать Программа среднесрочного социально-экономического развития города Камешково на 2014-2018 годы, утвержденная постановлением администрации Владимирской области.

Город Гороховец включен в перечень монопрофильных территорий в 2015 году. Причины серьезных проблем в экономике и социальной сфере связаны с банкротством в 1990-х годах градообразующего предприятия – судостроительного завода, которое привело к потере работы 3,5 тыс. человек (около 26 % всего населения города). В 2015 году число граждан трудоспособного возраста, не занятых трудовой деятельностью, составляет около 3 тыс. человек, или 35 % всех трудовых ресурсов.

В определенной степени смягчению социально-экономической ситуации в Гороховце способствовало строительство в 2001-2002 гг. завода компании «Русджам», который в настоящее время стал градообразующим предприятием. Первая линия завода стала действовать уже через 8 месяцев после начала строительства, в 2004 году он вышел на проектную мощность, которая включает 11 производственных линий, оснащенных передовым оборудованием, в том числе автоматическими упаковочными механизмами и устройствами по контролю качества. На них ежегодно выпускается до 1 миллиарда бутылок. На предприятии работает 700 человек.

Однако всех проблем города это предприятие не решило. Наблюдается миграционный отток рабочей силы в города с повышенной привлекательностью (Москва, Нижний Новгород).

Комплексным инвестиционным планом модернизации экономики города Гороховца на 2015-2020 гг. в качестве основной цели предусмотрено создание условий для устойчивого социально-экономического муниципального развития, обеспечения роста уровня и качества жизни населения. Среди средств достижения поставленной цели обозначены диверсификация промышленного комплекса и создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Центральным звеном преобразований предусмотрено создание индустриального технопарка для реализации инвестиционных проектов на базе территории бывшего ОАО «Гороховецкий судостроительный завод» площадью более 40 га. На территорию подведены коммуникации (газ, электроэнергия, вода, канализация). Может быть использована часть зданий, имеющих наименьшее разрушение.

Кроме того, возможна реализация инвестиционных проектов на инвестиционных площадках города, в том числе на предприятии «Гороховецкий пищевик», которое было ликвидировано в 2011 году по решению собственника (американской компании «Келлогс»). В 2012 году производственная площадка предприятия была продана томской фирме ЗАО «Красная звезда», все производственные линии были демонтированы и вывезены.

Серьезные инвестиционные возможности предоставляет включение города Гороховца в план Международного банка реконструкции и развития (МБРР) по инвестированию с 2015 года реконструкции и развития малых городов, имеющих значительное количество объектов культурного наследия. Реализация данного плана по реконструкции объектов культурного наследия и исторического центра города может способствовать превращению индустрии туризма в одну из ведущих отраслей его экономики. Гороховец вошел в число четырех победителей «больших инвестиций», которым будет выделено в общей сложности около 200 млн. долларов. Предполагаемый срок реализации проекта МБРР – 6 лет.

Большие перспективы развитию муниципального образования открывает планирование строительства в 2016-2018 гг. высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва - Казань», которая пройдет по территории района.

В рамках Соглашения, заключенного Владимирской областью с Фондом развития моногородов, городу Гороховцу будет оказана как методическая, так и финансовая помощь по реализации комплексного инвестиционного плана.

В комплексном инвестиционном плане модернизации монопрофильного муниципального образования город Курлово Гусь-Хрустального района в качестве основной цели названо достижение устойчивого социально-экономического развития города, снижение зависимости от градообразующего предприятия, минимизация риска безработицы и обеспечение повышения качества жизни населения.

Градообразующим предприятием г. Курлово является ЗАО фирма «Символ», одно из ведущих многопрофильных предприятий стекольной промышленности, имеющее высокий авторитет на российском и международном рынках, но обанкротившееся в 2012 году.

В администрации Гусь-Хрустального района, в границах которого находится г. Курлово, готовятся предложения о строительстве индустриального парка, включая объекты инфраструктуры, транспортные сети. Этот проект должен способствовать созданию нового облика города, решить проблемы строительства жилья и других социальных объектов, стать основой его экономического подъема.

Поскольку возможности федерального и регионального бюджетов ограничены, основная нагрузка по финансированию проекта ложится на градообразующее предприятие города, которое имеет планы выхода из кризиса и дальнейшего развития по направлениям повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия, а также по расширению и модернизации существующих производств. В частности, речь идет о модернизации цеха листового стекла, в котором осваивается производство стекла толщиной от 1 до 8 мм.

Осуществляется поиск инвесторов. Кроме того, г. Курлово будет оказана методическая финансовая помощь по реализации комплексного инвестиционного плана в рамках Соглашения между Владимирской областью с Фондом развития моногородов.

Комплексный инвестиционный план поселка Ставрово разработан и утвержден в 2011 году. Особенностью структуры экономики поселка является наличие градообразующего предприятия ОАО «Ставровский завод автотракторного оборудования» (далее – ОАО «Ставровский завод АТО»), на котором до кризиса работало более половины трудоспособного населения поселка.

С конца 2002 года на градообразующем предприятии сложилась кризисная ситуация. Причиной проблем стал кризис в российском автомобилестроении, поскольку основными покупателями продукции завода АТО являлись автозаводы АвтоВАЗ, ГАЗ, ПАЗ, КамАЗ, а также вторичный рынок.

В результате из 4,76 тыс. человек трудоспособного населения в поселке Ставрово только 2,46 тыс. человек оказались обеспечены работой на территории самого поселка в разных секторах экономики, а 2,3 тыс. человек (или почти половина трудоспособного населения) вынуждены искать работу во Владимире, Москве и Московской области. Таким образом, около 30 % населения не имеет возможности получить работу на территории поселка из-за отсутствия предложения рабочих мест.

Помимо обозначенных проблем наблюдается неразвитость местного малого и среднего бизнеса ввиду того, что часть социально активного населения работает за пределами поселка, а у других не хватает собственных средств для открытия бизнеса.

В поселке Ставрово имеет место катастрофическая изношенность всех видов поселковой инженерной инфраструктуры, которая к настоящему времени уже не имеет никаких резервов для развития и размещения новых производств и создает большие неудобства для населения. В частности, износ очистных сооружений канализации составляет практически 100 %.

В результате действия перечисленных негативных факторов в муниципальном образовании наблюдается снижение уровня и качества жизни, в том числе уровня заработной платы и предложения квалифицированного труда при общем высоком образовательном уровне населения.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.