К теме 7: Проектирование организационной структуры — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

К теме 7: Проектирование организационной структуры

2017-08-26 232
К теме 7: Проектирование организационной структуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1.Ситуационные факторы проектирования организации:

1)оценка внешней среды;

2)департаментизация и кооперация

3)технология работ;

4)стратегический выбор;

5)поведение работника.

 

2.Элементы проектирования организации: разделение труда и специализация:

1)департаментизация и кооперация; поведение работника; масштаб управляемости и контроля; иерархия и звенность; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция.

2)департаментизация и кооперация; связи и координация: масштаб управляемости и контроля; иерархия и звенность; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация;

3)департаментизация и кооперация; связи и координация: масштаб управляемости и контроля; иерархия и звенность; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция.

 

3.Организационная структура управления - это:

1)совокупность работников аппарата управления и их деловые отношения

2)совокупность руководящих должностей в аппарате управления

3)совокупность наиболее авторитетных управленческих работников

4)иерархии, подчиненных друг другу уровней управления

5)совокупность взаимосвязанных звеньев и уровней управления

 

4.Данный тип организационных структур исторически возник в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей «организационной» реакцией на усложнившееся производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.п.):

1). Линейно-функциональная

2). Дивизиональная

3). Функциональня

4). Линейная

 

5.Организация, которая построена на принципе активного участия работников в процессе выработки и принятия решений:

1)Эдхократическая организация

2) Многомерная организация

3) Предпринимательская организация.

4)Организация, ориентированная на рынок

5)Партисипативная организация.

 

 

4.2 Задания для самостоятельной управляемой работы студента (далее – СУРС) и методические указания по их выполне­нию

Раздел дисциплины, тема Содержание учебного задания
Тема: «Менеджмент и менеджеры» 5. Дайте определение понятия «принцип менеджмента» 6. Перечислите и охарактеризуйте принципы менеджмента (принципы Г. Эмерсона, принципы А. Файоля, общие принципы управления (применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности, оперативности управления, объективности) и частные принципы управления, принципы управления IBM) 3. Анализ ситуации
Тема: «Организационная система и система управления» 1.Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия: по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая), по характеру взаимодействия структурных подразделений, по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистическая). 2. Система управления организацией и ее основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития.
Тема: Эволюция теории управления   1.Использование принципов управления Г. Фордом в деятельности предприятия. 2.Вклад Г. Ганнта в теорию управления. 3.Сущность и основные этапы Хоторнских экспериментов Э. Мэйо.
Тема: «Процесс коммуникации» 1.Что такое коммуникация? 2.Назовите основные виды коммуникаций и дайте им характеристику. 3.Кратко опишите четыре основных элемента процесса коммуникации (отправитель, сообщение, канал, получатель). Изобразите схематично процесс коммуникации. 3.Какую роль в процессе коммуникации играют обратная связь и помехи? 6.Назовите типы невербальной коммуникации 7.Почему эффективные коммуникации важны для менеджеров и организации?  
Тема: «Проектирование организационной структуры»   Новые подходы в проектировании организаций. Эдхократическая организация. Многомерная организация. Предпринимательская организация. Организация, ориентированная на рынок. Партисипативная организация. Сетевые организационные структуры

 

Методические указания по выполне­нию СУРС

Выполнение СУРС в виде подготовки реферата. Структура реферата представлена несколькими блоками: введение, где подчеркивается актуальность исследования, основная часть, в которой представляются теоретические подходы к решению проблемы, мнения ученых, заключение, где представлена точка зрения студента на проблему и предлагается ее решение.

Объем реферата может составлять от 10 до 15 страниц текста с обязательным приложением списка использованных источников, ссылки на которые приводятся по тексту реферата. Любое заимствование материала должно подтверждаться соответствующей ссылкой на источник и автора.

 

4.3 Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента»

 

57. Содержание понятия менеджмент. Характерные черты менеджмента

58. Менеджмент как наука и практика управления людьми в организации. Роль менеджмента в организации.

59. Менеджмент как функция, как процесс, как отношения управления, как система.

60. Управляющая и управляемые подсистемы

61. Уровни и виды менеджмента

62. Менеджер. Требования к профессиональной компетенции менеджеров. Структура деятельности менеджера и ее характеристики.

63. Менеджер. Роли менеджера

64. Понятие организации. Формальные и неформальные организации

65. Внешняя среда организации

66. Внутренняя среда организации

67. Миссия организации

68. Цели менеджмента. Требования к постановке целей. Управление по целям: сущность метода

69. Принципы менеджмента: понятие, требования к формулировке. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента

70. Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия: по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая), по характеру взаимодействия структурных подразделений, по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистическая).

71. Система управления организацией и ее основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития.

72. Школа научного управления

73. Классическая (административная) школа управления

74. Школы человеческих отношений и поведенческих наук

75. Процессный, системный и ситуационный подходы

76. Многофакторные (синтетические) теории управления: теория «7 S». Теория «Z»

77. Функции менеджмента: понятие, место в системе категорий менеджмента, классификация

78. Содержание планирования как функции менеджмента. Виды и принципы планирования.

79. Стратегическое управление. Виды стратегий

80. SWOT (СВОТ)-анализ деятельности организации. PEST-анализ

81. Организация как функция менеджмента. Делегирование задач и полномочий

82. Мотивация как функция менеджмента

83. Содержательные теории мотивации (теория потребностей А.Маслоу, теория Д. Мак-Клелланда, «теория ERG» К. Алъдерфера, двухфакторная теория Ф. Герцберга )

84. Процессуальные теории мотивации (теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера)

85. Контроль как функция менеджмента: понятие, виды управленческого контроля, этапы процесса контроля, формы контроля

86. Организационно-распорядительные методы менеджмента

87. Экономические методы менеджмента

88. Социально-психологические методы менеджмента

89. Понятие коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации.

90. Процесс коммуникации

91. Коммуникационные сети

92. Коммуникационные стили

93. Понятие управленческого решения, его место в системе категорий менеджмента

94. Основные требования, предъявляемые к решению

95. Классификация управленческих решений

96. Рациональная организация процесса принятия решения

97. Методы принятия управленческих решений

98. Лидерство в управлении организацией. Отношение управления менеджера и лидера

99. Понятие власти. Формы власти

100. Источники власти

101. Понятие влияния. Способы влияния (эмоциональные и рассудочные)

102. Понятие авторитета. Источники авторитета. Разновидности псевдоавторитета

103. Стиль руководства: понятие и классификация

104. Управленческая решетка ГРИД Р. Блейка и Дж. Моутон

105. Сущность и содержание организационной структуры управления предприятием

106. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления

107. Линейная организационная структура

108. Функциональная организационная структура

109. Дивизиональная организационная структура

110. Проектная и матричная организационные структуры

111. Ситуационные факторы и элементы проектирования организации

112. Новые подходы в проектировании организаций. Эдхократическая организация. Многомерная организация. Предпринимательская организация. Организация, ориентированная на рынок. Партисипативная организация. Сетевые организационные структуры.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

ВЛИЯНИЕ - про­цесс, при котором одна из сторон изменяет поведение дру­гих сторон.

ВЛАСТЬ - Определение власти как организационного процесса подразумевает, что: 1) власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя; 2) между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость; 3)тот, к кому применяется власть, имеет некоторую сво­боду действий.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ - передача прав и ответственности за решение поставленных задач.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ— это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА — специальные области управленчес­кой деятельности, связанные с решением определенных за­дач.

КОММУНИКАЦИИ— процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или явное поведение.

КОНТРОЛЬ - непрерывный про­цесс, состоящий из трех основных элементов: установления стандартов деятельности организации, подлежащих контролю; измерения и анализа ее результатов, информация о которых получена с его помощью; корректировки хозяйственных, технологических и иных процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями.

ЛИДЕРСТВО − способность вести за собой людей, психологический феномен, связанный с регулированием неофициальных межличностных отношений в группе, с личным авторитетом.

МЕНЕДЖМЕНТ − 1) один из важнейших видов деятельности человека, включающий функции: планирование, организация, мотивация, контроль;

2) управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

МЕНЕДЖЕР — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА - можно определить как совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.Наука и практика выработали три группы: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ - В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — устойчивое эмоционально-нравственное состояние социальной группы (коллектива), выражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей.

МОТИВ — это то, что вызывает определенные действия человека.

МОТИВАЦИЯ— процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — спонтан­но возникающая группа людей, достаточно регулярно всту­пающих во взаимодействия друг с другом.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — это реакция получателя на сообщение. Обратная связь может быть вербальной или невербальной; письменной или устной.

ОРГАНИЗАЦИЯ − 1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей; 2) одна из важнейших функций менеджмента.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ — это положения общеорганизационного характера, определяющие орга­низационную особенность и порядок функционирования социально-экономической системы в целом.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находя­щихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечива­ющих их развитие и функционирование как единого целого.

ПЛАНИРОВАНИЕ - представляет сложный процесс работы управленческого аппарата по определению миссии, целей и стратегии организации, распределению ресурсов, адаптации к факторам внешней и внутренней среды организации.

ПОТРЕБНОСТИ — это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека.

ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА — это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспе­чивается эффективное развитие организации.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ, базирую­щиеся в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ − общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций в рамках организации.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД − основа методологии менеджмента, рассмотрение объекта исследования и практической деятельности в единстве внешних и внутренних связей.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД − способ управления, решения проблем в зависимости от конкретной ситуации.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕО­РИИ МОТИВАЦИИ - ориентированы на определение потреб­ности и связанные с ним факторы, определяющие поведение людей.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ - представляют собой со­вокупность специфических способов воздействия на лично­стные отношения и связи, возникающие в трудовых коллек­тивах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — это процесс формиро­вания миссии и целей организации, выбора специфиче­ских стратегий для определения и получения необходи­мых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

УПРАВЛЕНЧЕ­СКОЕ РЕШЕНИЕ — выбор, который должен сделать руководи­тель (менеджер), чтобы выполнить обязанности, обуслов­ленные занимаемой им должностью.

ФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА − группа внутри организации, которая создается и существует по воле руководства в рамках конкретной деятельности.

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА - можно представить как конкрет­ный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и методами, необходимыми для организации достижения поставленных целей.

ЦЕЛЬ — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — это концентрация прав принятия ре­шений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА - это совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников органи­зации действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: учебник – М.: Экономист, 2004.

2. Гончаров В.В. Менеджмент: учеб.пособие / В.В. Гончаров. – Мн.: Современная школа, 2010.

3. Гусева Е.П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс / Е.П. Гусева – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 416 с.

4. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. – М.: Новое издание, 2009.

5. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента, 3-е издание: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2012.

6. Основы менеджмента: учеб.пособие / под.ред. И.Ю. Солдатовой, М.А. Чернышева. – 2-е изд. – М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2012.

7. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Практикум – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007..

8. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник – 5-е изд. Перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.

9. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: практикум. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.

10. Тележников В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников; под ред. Н.П. Беляцкого. – Минск: БГЭУ, 2008.

11. Феденя, А.К. Менеджмент: учеб. пособие / А.К. Феденя. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2008.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.